Ассалом, Навруз!

У корейцев есть очень похожий аналог узбекскому сумаляк, это 엿, что говорит о взаимопроникновении культур древнейших народов Евразии. Сегодня, когда наступил день весеннего равноденствия, в Навруз, когда сумаляк становится лучшим лакомством, послушаем легенды о нем от Натальи Кричагиной — http://pr.uz/prazdniki/assalom-navruz

Корейский 엿

Корейский 엿

С обновлением!

…Три тысячи лет назад люди были мудрее. Если вы заметили, то накануне праздника Навруз всегда, пусть ненадолго, но холодает? Вот и дождь лил надысь… Этой многовековой природной хронике давным-давно есть народное обозначение, называется оно «ожиз кампир кунлари — дни дряхлой старухи». Но теперь мы надолго распрощались с зимой, с холодами и сыростью, потому что 21 марта в Северном полушарии наступила настоящая, природная, а не календарная, весна. День весеннего равноденствия, когда день равен ночи, открывает вступление Земли в период всемирного астрономического равенства. В этот день к нам приходит «Новый день», Навруз — праздник весны и начала Нового года.

Этот древний праздник принес из глубины веков множество добрых традиций: привести в порядок свой дом и устроить хашар на улице, расплатиться с теми, кому должен, забыть обиды и простить врагов. И хотя убираться дома и не держать на ближних зла хорошо бы весь год напролет, напоминание об этом совсем не лишнее…

Традиционное для Навруза ритуальное блюдо сумаляк тоже пришло из далекого прошлого. Легенды появления сумаляка до сих пор живы в народе и передаются из уст в уста (в нашем случае все проще — ссылками…). Если мы спасаемся им от авитаминоза, то в древности сумаляк спасал от голода целые семьи и даже армии, — если верить легендам.

Легенда первая: «Одна семья осталась без средств, и дети умирали от голода. Родители смогли найти лишь немного пшеницы и стали варить её в котле. Но от слабости они уснули, а когда проснулись, то увидели, как тридцать пери парят вокруг котла и варят сладкую кашу из зерен пшеницы. Это блюдо спасло семью от голода, вернуло им силу и радость жизни. В честь этих ангелов его назвали «си малак», что переводится как «тридцать пери».

Вторая, упрощенная версия первой: «Жила одна очень бедная женщина, и в доме у нее не было даже крошки хлеба. Было у нее двое детей, которые не переставая, плакали от голода. Сердце матери сжималось от слез детей и плакало вместе с ними. Успокоив их и уложив спать, она начала думать, что бы приготовить и чем бы накормить детей. В полном отчаянии она набрала полный казан воды, положила туда обыкновенные речные камушки, кинула пучок полевых трав, которые росли неподалеку от ее дома. Все это она очень долго варила и шептала: «Спите мои родные, скоро я вас накормлю». Женщина сама не заметила, как заснула, а когда наступило утро, она заглянула в казан, и увидела массу, напоминающую повидло. Когда дети проснулись, то с удовольствием поели этой необычной еды, которая придала им новые силы. Бедная женщина была счастлива, ведь она смогла спасти своих детей от голода. Блюдо она назвала «сумаляком», что означает «ангельская вода». Не иначе, как ангел пролетал мимо махнул крылом, и сотворил из воды, камней и травы настоящее чудо».

Армейская легенда: «Однажды город-крепость на берегу Джейхуна (нынешней Амударьи) был осаждён кочевниками с Востока. Когда кончились все припасы, старейшины приказали извлечь последние мешки отсыревшей и проросшей пшеницы. Когда защитники города отведали неприглядное на вид варево, они почувствовали такой прилив сил и с такой яростью стали отбивать атаки врагов, что те пришли в замешательство и отступили. На земле снова утвердился мир».

Дехканская: «Одни из первых людей, поселившиеся на территории Средней Азии, занимались земледелием. В одну из зим наступили чрезвычайно сильные холода, к которым люди не были готовы. Закончились запасы продовольствия, у людей не было тёплых вещей. Уже в самом концу зимы люди собрали проросшие пшеничные зёрна и без рецепта сварили всё, что у них осталось из запасов. Получившиеся блюдо помогло людям спастись от голода, прибавило сил».

Случайная версия: «Земледелец, готовясь к севу пшеницы, увлажнил зёрна. Они проросли, но в этот момент погода испортилась, и земледелец попросил жену сварить кашу из этих зёрен. После долгой варки получилось блюдо, очень понравившееся земледельцу. С тех пор сумаляк готовят каждый год».

Считается, что благодаря сумаляку энергия весны и пробуждающейся жизни, заключенная в ростках пшеницы, должна передаться человеку, который тоже как бы должен проснуться после долгой зимы.

А уж если в вашей пиале с сумаляком окажется камушек — то быть вам счастливым и удачливым всю жизнь. Кстати, этими самыми камнями, которые играют важную роль в процессе приготовления сумаляка, заинтересовались ученые, и вот что они выяснили. В котел кладут только те камни, которые не растворяются при длительной варке и не крошатся. Это в основном камни опало-халцедоновой разновидности, коллоиды которых оберегают от герпеса, гепатита, грибковых заболеваний, укрепляют ткани и кровеносные сосуды. Вот и получается, что сумаляк действуют на организм человека очень позитивно за счет биологической активации природными минералами…

Так что с праздником вас, дорогие друзья и товарищи! Ешьте сумаляк, и пусть вам обязательно попадется опало-халцедоновый камушек! Будьте здоровы, счастливы, полны сил и энергии! А благополучие и достаток обязательно придут в ваш дом вместе с праздником Навруз!

Ожиз кампир кунлари позади...

Ожиз кампир кунлари позади…

Фото Лу Ка

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.