Буддийский храм Пульгукса: насколько он древний?

pagodas-1

bulguksa-1

Полет фантазии: печальные итоги Но действительно ли Пульгукса – это постройка времен Объединенного Силла? С таким, странным на первый взгляд, вопросом обратилась к читателям газета «Хангёре». Чем же был вызван этот «провокационный» вопрос?

В прошлом году в музее университета Ханян в Сеуле проводилась выставка «Восстановление архитектурного наследия и допустимые границы творчества», по названию которой уже можно догадаться, о чем идет речь. В экспозиции были представлены материалы, подаренные музею Ю Мунёном (유문용), который заведовал реставрационными работами в храме Пульгукса в 1970-е годы.

bulguksa-old

Как и другие деревянные постройки старой Кореи, буддийские храмы неоднократно перестраивались и разрушались во времена войн и беспорядков. Особенно это касается периода войны с японцами в 1592–1598 годах (Имджинская война), после которой страна лежала в руинах. Известно, что после той войны Пульгукса начали восстанавливать, и этот процесс продолжался до XIX века. Различные коллизии происходили с храмом и в ХХ веке. Существуют фотографии Пульгукса, сделанные в начальный период аннексии Кореи японцами. По ним видно, что храм находился в полуразрушенном состоянии. Поэтому японцы начали новую реставрацию, которая была продолжена уже в независимой Корее в 1960-х годах. В итоге в 1970-х годах Пульгукса был почти полностью перестроен и приобрел современный вид.Наибольший интерес среди экспонатов вызвала документация, из которой видно, что четкого плана восстановительных работ не было. Никаких исторических источников, которые могли бы указать на то, как именно выглядел храм в эпоху Объединенного Силла, попросту не существовало. В результате, художникам-реставраторам ничего не оставалось, кроме как взять за основу архитектурные типы построек более поздних периодов Корё и Чосон, а это XII–XIV века. Разве что местоположение храма со времен Объединенного Силла не изменилось… Это обычная ситуация с зодчеством в Корее, когда местным реставраторам приходится напрягать всю свою фантазию, чтобы восстановить «исконный вид» того или иного памятника, ведь изображений храмов эпохи Объединенного Силла нет, в оригинале сохранились только каменные пагоды.

По окончании работ реставраторы не смогли избежать критики в научных кругах из-за того, что под давлением властей представили результат своего труда как постройку эпохи Объединенного Силла. Ким Донхён (김동현), бывший директор Государственного института культурного наследия (국립문화재연구소), участвовавший в свое время в обсуждении планов реконструкции храма, говорит теперь, что многое изменил бы, если бы снова имел возможность восстанавливать комплекс.

Интересно, что во время археологических работ перед входом в храм Пульгукса были обнаружены остатки древнего лотосового пруда. Это один из привычных элементов буддийских храмовых комплексов, аналогичные пруды были обнаружены, например, при раскопках двух крупных храмов древнего государства Пэкче – Мирыкса (익산 미륵사지) и Чоннимса (부여 정림사지). Однако в случае с храмом Пульгукса власти решили, что пруд будет мешать проходу посетителей, поэтому при восстановительных работах его засыпали.

pagodas-1

«Духовные скрепы» по-северокорейски Надо отметить еще одну важную деталь – это проведение дорогостоящих работ в стране, которая еще совсем недавно по уровню благосостояния стояла наравне с беднейшими африканскими государствами. Кроме того, состояние памятников старины обычно отражает ситуацию в стране в целом, поэтому просчеты в проведении реконструкционных работ и подмену культурного содержания можно объяснить тем, что президент Пак Чонхи пытался с помощью обращения к истории сплотить корейское общество, особенно в условиях, когда недовольство его диктаторской властью начинало нарастать. Храм Пульгукса стал первой крупной «стройкой исторического характера», и то, как проводилась его реставрация, повлияло и на последующие восстановительные работы на других подобных памятниках.

Если обратиться к опыту Северной Кореи, то можно найти схожие случаи. После того как Ким Ирсен в 1994 году указал, что где-то в районе Пхеньяна должна быть могила «основателя корейской нации» Тангуна, уже в скором времени она «случайно» была найдена. Внутри даже оказался двухметровый скелет и не один… Ныне это известный мемориальный комплекс, который был возведен, несмотря на тяжелое экономическое положение КНДР.

mausoleum-1

Вопросы вызывает и реконструкция участков горной стены Тэсон под Пхеньяном, которая защищала город во времена Когурё – мощного раннесредневекового государства, занимавшего территорию современной Северной Кореи, часть Китая и Южной Кореи. Северокорейцы с гордостью относят себя к потомкам жителей Когурё. Возможно, со стороны руководства КНДР реконструкция исторических построек тоже была попыткой сплотить неравнодушное к своей культуре и истории общество «духовными скрепами» в то самое время, когда советский блок развалился и в страну перестала поступать внешняя экономическая помощь. А не за горами уже был период серьезного голода…

Источник: КИМ

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.