Этнокультурные особенности хореографического искусства корейцев (Введение)

Корейский танец

Учреждение

Российской академии наук Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока

ДВО РАН

На правах рукописи

Толстых Ирина Николаевна

Этнокультурные особенности хореографического искусства корейцев

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Специальность 07.00.07 – Этнография, этнология, антропология

Научный Руководитель: Д.и.н. А.Ф.Старцев

Владивосток

2010


Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………….. 4

 

Глава 1. Хореографическое искусство как отражение историко-

культурного развития  Кореи

1.1. История формирования хореографического искусства Кореи –

от эпохи Трех государств до эпохи Чосон………………………………. 17

1.2. Классификация традиционных корейских танцев:…………………….. 25

1.2.1. Шаманские танцы…………………………………………………………… 27

1.2.2. Народные танцы……………………………………………………………. 33

1.2.3. Ритуальные и религиозные танцы……………………………………. 46

1.2.4. Придворные  танцы……………………………………………………….. 52

Глава 2. Хореографическое искусство в контексте этнокультурных

особенностей корейского народа

2.1. Традиционные верования как основа танцевальной

культуры корейцев………………………………………………………………… 60

2.2. Отражение буддийских, конфуцианских и даосских

воззрений в традиционном корейском танце……………………………. 70

2.3. Характерные особенности традиционного танцевального

искусства корейцев. Образы, символы, атрибуты…………………….. 76

2.4. Этнические традиции в танцевальном костюме………………………… 84

2.5. Музыка и музыкальные инструменты Кореи как

сопровождение традиционного танца……………………………………… 93

Глава 3. Пути развития традиционного хореографического искусства

корейцев в современных условиях

3.1. Традиционные корейские танцы и их исполнители как феномен

мировой культуры………………………………………………………………. 105

3.2. Хореографическое искусство Северной Кореи……………………….. 122

3.3. Государственная культурная политика Республики  Корея в

области сохранения традиционного хореографического

искусства…………………………………………………………………………….. 127

3.4. Возрождение хореографического искусства у корейцев

Приморского края Российской Федерации……………………………. 143

Заключение………………………………………………………………………………………… 158

Список использованных источников и литературы……………………………….. 165

Терминологический словарь……………………………………………………………….. 179

Приложения……………………………………………………………………………………….. 184

Введение

Актуальность диссертационной работы. Танец, один  из древнейших видов искусства, являясь неотъемлемой частью духовной культуры, занимает важное место в жизни людей. Танцевальное искусство связано со всеми событиями практической и духовной жизни этноса, охватывает все стороны существования общества и, как всякое искусство, служит способом отражения повседневной жизни человека, обусловливает его отношение к окружающей действительности. Корейский народный танец – памятник славного прошлого страны и общечеловеческий феномен, сохранивший зашифрованное в пластических знаках мироощущение предков.

Интерес к народному танцу в последнее время необычайно вырос. По  этой причине этнотанец и является законным предметом исследования не только хореографов, но  и такой исторической науки, как этнография [6, c.5].

Специальная субдисциплина, так называемая этническая хореография, сформировалась на стыке этнографии и хореографии. Она изучает причины и условия формирования этнического танца. Кроме того, этнохореография  объясняет  причины общего и особенного в этнической танцевальной традиции разных народов мира.

Изучение корейского традиционного хореографического искусства способствует выявлению этнокультурных особенностей и социальных отношений в обществе, а именно: в танцевальном искусстве нашли отражение различные стороны воззрений человека, а также предметный мир, его окружающий. В связи с этим важное значение имеют музыкальные инструменты, костюмы, атрибуты, используемые во время исполнения танца. И следует заметить, что использование традиционного танца как исторического источника помогает лучше понять характер этнических процессов.  Причем, актуальна и проблема этнокультурных контактов корейского этноса с соседними народами стран Азиатско-Тихоокеанского региона,  в том числе с народами Дальнего Востока, с которыми корейцы ещё в древности имели разносторонние отношения.   Поэтому исследование проблемы этнокультурных особенностей традиционного хореографического искусства и пути его сохранения и развития в культуре корейского этноса представляет научный интерес, обусловленный также недостаточной изученностью темы.

 Кроме того, работы подобного направления обусловливаются и общественными запросами, которые выражаются в повышенном внимании зарубежных и «отечественных» корейцев к историческому и культурному наследию своих предков.

Значимость хореографического творчества Кореи подтверждается и заинтересованностью со стороны государственных органов управления в области культуры и искусства, как со стороны КНДР, так и со стороны Республики Корея. Несмотря на политические разногласия, существующие между КНДР и Республикой Корея, корейские лидеры в области сохранения и развития хореографического искусства расхождений практически не имеют. Разница состоит в том, что танцевальное наследие в КНДР всецело подчинено идеологии трудовой партии и лидера государства Ким Чен Ира, а в Республике Корея популяризация и возрождение  традиционного танцевального искусства носит массовый, демократический характер.

Следует особо отметить, что КНДР – первое в мире государство, где лидер страны публикует обширную и фундаментальную  работу,  посвящённую танцевальному искусству. Эта теоретическая работа и сегодня имеет огромное значение для науки, танцевальной культуры и её сохранения, причем не только в КНДР.

В Республике Корея хореографическое творчество  поддерживается государственными структурами. Создаются национальные балеты и Центры современной хореографии. Но вместе с тем продолжают сохраняться и транслироваться лучшие образцы традиционного искусства. Этому способствует государственная политика в области культуры.

Степень изученности проблемы. Диссертационное исследование основано на обширном источниковедческом и научном материале корейских и российских ученых, уделявших определенное внимание хореографическому творчеству Кореи с древних времен по настоящее время. Использование различных источников и исследовательской литературы в сочетании с другими материалами позволило автору систематизировать имеющиеся данные, провести соответствующий анализ и выйти на решение ряда проблем этнохореографии применительно к Корее.

В числе первых к теме традиционной культуры корейцев обратилась Ю.В. Ионова [29]. В своей монографии она, наряду с бытовой, свадебной, календарной обрядностью, уделяет внимание и традиционным танцам, их месту в обрядовой жизни корейцев. Ю.В. Ионова подробно изучила песенную и музыкальную традиции корейцев, связала их с обрядами, ритуалами, культами корейского народа. Также у этого автора собрано и систематизировано достаточно много материала по шаманизму в Корее [31]. Дана классификация корейских шаманов-профессионалов и подробное описание шаманских атрибутов и одежды. Важно отметить, что автор проводит аналогии обрядов и культов корейцев с ритуальной практикой соседних народов Сибири и Дальнего Востока.

Исследования по шаманизму у народов Сибири и Дальнего Востока (и корейскому шаманизму, в частности) в контексте духовной культуры осуществлены такими авторами, как С.А. Токарев [82], Р.Ш. Джарылгасинова [20], В.В. Подмаскин [68], С.Ф. Карабанова [34].

Среди немногочисленных российских исследователей традиционного хореографического искусства Кореи нами выделяется В.М. Марков, которым написана первая в России монография «Республика Корея. Традиции и современность в культуре второй половины ХХ века. Взгляд из России» (1999), получившая признание не только в нашей стране, но и за рубежом. В этой работе приведены обширные сведения о культуре и быте корейского народа, его религиозных воззрениях и традициях, повлиявших на формирование хореографического искусства. Автором дано описание корейского шаманизма, различных культов, предметов и атрибутов, используемых в отправлении ритуалов этой древнейшей религии и при исполнении народных и ритуальных танцев. Что немаловажно, В.М. Марков впервые дает классификацию традиционных танцев Кореи. Описание различных танцев, их разновидностей и характерных особенностей (танец Чакпоп, танцы Ильму, танец Чхоенму, Сальпхури,  Пучхэчхум и т.д.) занимает достаточно большое место. Уделяется внимание и проблемам развития и сохранения традиционного хореографического искусства корейцев в наши дни. Даны биографии известных хореографов и танцоров, внесших вклад в сохранение корейского танца, а также освещены направления развития современного «нового корейского танца» [56].

Значимый вклад в исследование культуры и искусства Кореи внес И.А. Толстокулаков. В его книге «Очерк истории корейской культуры» рассматривается процесс становления и развития богатой национальной культуры корейского народа, вскрываются его истоки, определяется близость к культурному комплексу дальневосточной цивилизации, анализируются особенности современной культуры Республики Корея и КНДР. Автор предлагает широкий спектр мнений и оценок по заявленной проблеме, выделяет характер проявления общих закономерностей исторического развития и элементы специфики, повлиявшие на становление культуры страны. Надо отметить, что И.А. Толстокулаков также дает собственную классификацию музыкального и хореографического искусства, описание традиционной музыки и её роли в формировании танцевальных направлений, наряду с этим детально рассматривает назначение и специфику традиционного корейского костюма. В историческом аспекте автор исследует роль Вана Седжона и его реформ в формировании корейской национальной культуры [83].

Музыкальные инструменты Кореи и традиционная музыка, как одна из основных составляющих хореографического искусства корейцев, рассматриваются также в работах В.А. Королевой [42] и Е.В. Васильченко [13]. Монография В.А. Королевой заслуживает особого внимания, т.к. в ней впервые представлен опыт реконструкции традиционной культуры (в том числе танцевальной) корейцев, проживавших на Дальнем Востоке России с 1860 по 1937 г.

При подготовке диссертационной работы значительный интерес представляло выявление исторических закономерностей и событий, повлиявших на развитие традиционной хореографии Кореи. Освещение этих вопросов мы находим у российского исследователя О.Н. Глухаревой, которая приводит описание одного из древнейших источников по традиционной танцевальной культуре корейцев (гробница Муёнчхон) [18, с. 26-27].

Несомненный интерес для нашего исследования представляет этнографический материал, содержащийся в работе  В.Е. Баглай «Этническая хореография народов мира». Данная работа является первым подобного рода изданием, посвящённым систематическому анализу традиционной танцевальной культуры народов зарубежных стран. Автор указывает, что природно-климатические условия жизни, различные  явления природы, трудовая деятельность  народа служили источником, питающим народное искусство танца. В.Е. Баглай кратко рассматривает и традиционное хореографическое искусство корейцев.  Даёт  классификацию традиционного корейского танца,  подразделяя его на шесть типов: придворный, шаманский, буддийский, конфуцианский, народный танец и танцевальное представление в масках. Также автор рассматривает семиотический аспект цветовой гаммы в традиционных костюмах, указывает на значение цвета для исполнения корейских ритуальных танцев, в частности, приводит пример значения символики цвета в танце с барабанами [6, с.163].

Но необходимо заметить, что автор недостаточно глубоко  владеет информацией о традиционных корейских танцах.  Например, описывая танцы в масках Тхальчхум, В.Е. Баглай называет их «танцами, изгоняющими чёрта»,  однако слово «чёрт» в корейском языке отсутствует (аналогией этого слова скорее будет являться «злой дух»), и само название не отвечает этнокультурным традициям корейцев. Тем более что танцевальные представления в масках подразделяются на четыре вида и имеют свои особенности, различия и предназначение. Но, несмотря на это, данная работа представляет интерес для полной картины исследования традиционного танца Кореи.

Известный кореевед А.Н. Ланьков также посвятил ряд публикаций культуре, людям, исторической и политической картине развития Кореи. В работе «Корея: будни и праздники» на основе широкого круга научных источников и личных наблюдений автор дает подробное описание эволюции повседневного быта корейских горожан: семейных отношений, торговли, транспорта, обрядов и обычаев, образования и воспитания. Этим автором были опубликованы материалы о жизни и творчестве известной корейской танцовщицы Чве Сын Хи [52, с.10]. Работы А.Н. Ланькова носят во многом публицистический характер, хотя и не лишены правдивого освещения и адекватной оценки процессов развития корейского общества и его культуры [50, 51].

Следует особо  подчеркнуть, что в исследованиях вышеотмеченных авторов имеется значительное количество познавательного материала об обрядах и обычаях, жизни и быте, истории, этнических контактах корейцев с соседними народами.

Корейскими учеными проблема этнокультурных особенностей  национального хореографического искусства глубоко не изучалась, хотя описанием танцевальной культуры занимались многие исследователи. К наиболее важным научным исследованиям относится работа Цой Сын Хи «Основы корейского танца» [134], опубликованная полвека назад. Корейский хореограф описывает несколько традиционных танцев, которые исполняются мужчинами и женщинами. Однако в этой работе рассматривается только последовательность движения танцоров во взаимосвязи танцующих групп.

 Большой интерес по теме нашего исследования представляет коллективная работа знаменитой корейской танцовщицы Ан Сон Хи и российских авторов Т. Ткаченко и Н. Львова. В книге «Корейский танец» [3]. рассмотрены танцевальная лексика, рисунок танца, особенности исполнения на примере трёх народных танцев. В работе помещены многочисленные рисунки, наглядно демонстрирующие жесты,  позы, движения корейского танца. Но, к сожалению, авторы не раскрывают смысл этих жестов, поз, движений.

Также следует отметить книги на английском и корейском языках, изданные непосредственно в Республике Корея,  например,  авторов Koo J.M., Nacht A. C. An  introduction to Korean culture [107]. В работе рассматриваются народные корейские танцы и некоторые танцевальные композиции.  Авторы подчеркивают особенности и различия между придворными, конфуцианскими и народными танцами.

Такие зарубежные исследователи, как М. Элиаде [94] и Э. Бишоп [103], занимавшиеся исследованием шаманизма у народов мира (в том числе корейцев), значительное внимание уделяли шаманским ритуалам, сопровождавшимся пением и танцами, техникам экстаза, костюму и другим атрибутам камлания. Эта информация дает возможность выявить типологические параллели в пластике шаманского танца у разных народов.

Среди корейских исследователей нужно выделить таких авторов, как Halla Pai Huhm [105], Judy Van Zile [110], Kim Malborg [106]. Их работы дают представление о корейском шаманизме и ритуалах Кут, атрибутах, а также о развитии корейского танца в наши дни.

Весьма значимым исследованием в области корейской хореографии является работа северокорейского лидера Ким Чен Ира [121] и коллектива авторов.  Несмотря на то, что она посвящена в основном традициям северо-корейского танцевального искусства, важность этой работы неоспорима. Ким Чен Ир впервые в корейской хореографии ставит задачу создать «запись танца» с помощью буквенного изображения танцевальных движений. Это не просто описание основных танцев, но и разработка системы знаков, позволяющей фиксировать лексический и композиционный рисунок танца.

 В качестве первоисточника при описании знаменитых танцевальных шедевров Кореи используется народный корейский эпос – «Сказание о верной Чхунян» [73] и «Сказание о Симчхон» [85, с.229] в обработке корейских и российских авторов.

Общий обзор литературы показывает, что большинство исследователей рассматривают хореографическое искусство Кореи только как часть общего культурного пространства и все выявленные материалы имеют  разрозненный характер. К сожалению, авторы не обозначают взаимосвязь движений танца, музыки, костюма, атрибутов, музыкальных инструментов, не рассматривают  символику, что, на наш взгляд, является важнейшим аспектом при исследовании традиционного танца для  понимания особенностей его развития и определения путей сохранения.

Подчеркнём и тот факт, что специальных исследований, посвящённых традиционной корейской хореографии, в российской истории и этнографии  не имеется. Для пополнения материалов диссертантом проводились полевые исследования. Исполнение корейских танцев наблюдалось автором непосредственно в этнографических деревнях и крупнейших культурных центрах Кореи – Дэгу, Сеул и Национальном  институте классической музыки. Многие традиционные танцы и композиции описаны в исполнении национальных ансамблей, таких как «Норин», «Сальмульнори». Наши полевые материалы, собранные непосредственно  среди носителей традиционного танца, позволяют несколько по-иному рассмотреть эту проблему и комплексно отразить своеобразие этнокультурных особенностей и значение хореографического искусства в культуре корейского этноса. В диссертации также использованы материалы российских и корейских периодических печатных изданий – журналов, альманахов, справочников, материалов научно-практических конференций.

Автор диссертации активно обращался к Интернет-ресурсам, содержащим информацию о законодательной базе Кореи в области культуры и искусства, танцевальных традиций.

Хронологические рамки исследования охватывают периоды от становления и функционирования Трёх Государств до настоящего времени. В этот хронологический период входят деятельность государств Силла, Пэкче и Когурё (57 г. до н.э. – 668 г. н.э.), время функционирования Корё (918-1392 гг.) и Чосон (1392-1910 гг.), период японской оккупации (1910 – 1945 гг.), время политической дестабилизации в послевоенный период и раздел корейского государства на Северную Корею – КНДР и Южную Корею – Республика Корея (1945 – 1948 гг.), а также и время функционирования двух Корей с 1948 г. по настоящее время. Этот значительный временной период характеризуется  особой этнической историей корейского народа и его правителей, придававших большое значение сохранению традиционной культуры, в том числе и хореографического творчества, о чем и будет сказано в основной части диссертационного исследования.

Территориальные рамки исследования ограничиваются государствами Корейского полуострова – КНДР и Республика Корея, а также территорией Приморского края Российской Федерации.

Объект исследования – традиционное хореографическое искусство в культуре корейцев.

Предмет исследования – этнокультурные особенности формирования и функционирования корейского хореографического искусства, пути его сохранения и развития.

Цель диссертационной работы – исследовать этнокультурные особенности хореографического искусства корейцев от эпохи Трех государств до настоящего времени.

Задачи исследования. Поставленная цель исследования,  достигается путем решения ряда задач, обусловленных содержанием работы:

рассмотреть историю формирования  хореографического искусства  Кореи от эпохи Трёх государств до эпохи Чосон;

– дать классификацию  основных видов традиционных корейских танцев;

– показать влияние  традиционных верований  на танцевальное искусство Кореи;

– выявить роль костюма, атрибутов и музыкального сопровождения в создании образов традиционного танца;

– проанализировать современное состояние хореографического искусства в Республике Корея и КНДР, показать пути сохранения традиционного танца как феномена культуры этноса;

– показать процесс возрождения хореографического искусства у корейцев Приморского края Российской Федерации.

Источниковая база исследования. При подготовке диссертационного исследования использовались различные письменные источники, содержащие описание танцев (как опубликованные, так и архивные);  музейные  экспонаты и материалы: фотодокументы, видеозаписи, зарисовки танцевальных композиций. Впервые введены в научный оборот материалы, хранящиеся в государственном музее им. Седжона и архиве Национального института классической музыки в городе Сеуле.

 Особое значение  имели полевые материалы автора, собранные в разных городах  Республики Корея и Приморского края,  несущие в себе яркий пример уникального танцевального наследия и его сохранения. Наиболее ценная информация была получена в этнографической культурной деревне в городе Сувон. Необходимо отметить интервью, полученные автором от  представителей корейской диаспоры городов Уссурийска и Артёма и руководителей известных в Приморском крае фольклорных танцевальных коллективов  «Ариран» (Уссурийск), Чхильсон (Артём).  Также использовались материалы фильмотеки из архива Центра национальной культуры города Артёма, включающей фрагменты танцевальных выступлений и мастер-классы по традиционному корейскому танцу приглашённых хореографов из КНДР. Впервые в научный оборот введены материалы по хореографическому искусству Кореи на корейском и английском языках, как в переводе, так и в оригинале. Также для написания диссертационного исследования привлекались издания периодической печати, в частности российская газета «Ариран», и «Сеульский вестник», издающийся в столице РК на русском языке. Определенной информативностью обладают и Интернет-источники, такие как официальные сайты культурных организаций и Фондов Республики Корея, сайты в области законодательного регулирования культурной политики РК.

Методология и методы исследования. Исходя из предметной сложности темы исследования, методологической основой диссертационной работы послужил комплексный подход, обусловленный привлечением методов этнографии, истории, изобразительного искусства и других гуманитарных наук, имеющих свои подходы к изучению различных видов и форм традиционного хореографического искусства. Комплексный подход в исследовании истории и культуры  Кореи широко представлен  в трудах Ю.В. Ионовой, С.А. Токарева, А.Н. Ланькова, В.М. Маркова, В.А. Королевой, О.Н. Глухаревой и других отечественных ученых.

В диссертационной работе преимущественно используются сравнительно-исторический, типологический и другие этнографические методы исследования, а также применяются такие методы, как опрос и включенное наблюдение.

Сравнительно-исторический метод дает возможность путем сравнения выявить общее и особенное в развитии стран и народов мира, установить причины сходства и различия. Таким методом, сопоставляя источники и материалы разных исследователей, удалось выявить общие черты и заимствования в культуре корейцев и  народов Азии, Китая и Дальнего Востока. Также удалось выделить особенности, отличающие традиционное хореографическое искусство корейцев, сложившиеся в результате длительного исторического и политического развития страны.

Сравнительно-типологический метод позволяет определить место традиционной хореографии Кореи в общей классификации традиционной хореографической культуры. Это место мы обозначаем как культурную идентификацию корейского народа в общемировом культурном наследии и сохранение уникальных традиций хореографического творчества, несмотря на активное заимствование и влияние других танцевальных и музыкальных традиций. Иными словами, корейский танец, хоть и содержит заимствованные и общие с танцами Китая и народов Дальнего Востока элементы и традиции, все-таки остается самостоятельным  и обособленным видом традиционного танцевального искусства.

Методы опроса и наблюдения позволяют, в первую очередь, собрать необходимый практический материал для исследования. Этнографический метод опроса выступает в нашем случае в виде индивидуальных бесед с информантами (руководителями танцевальных коллективов, корейскими танцовщиками) по заранее составленной программе.  Данный метод позволил получить первичную и разнообразную информацию об отношении опрашиваемых людей к историческим событиям в жизни корейцев, о мотивах поведения и ценностных ориентациях.

Наблюдение, т.е. как метод сбора информации, основанный на непосредственном контакте исследователя и объекта исследования, было использовано как один из элементов полевой экспедиционной работы, проведенной автором в 1992, 2003, 2007-2008 гг. в Корее с использованием стандартных символических приемов фиксации элементов обрядности, танца, музыки, традиций. Наблюдение проводилось за действиями как отдельных лиц – исполнителей песни или танца, так и группы (например, при отправлении обряда). В процессе наблюдения использовались технические средства записи: кинокамера, фотоаппарат. Все наблюдения проводились в естественной среде, в естественных условиях (Культурные деревни Кореи, Национальные  музеи, Центры культуры и искусства).

Научная новизна  диссертационной работы заключается в том, что это первое исследование, созданное на основе изучения этнокультурных  особенностей корейской хореографии и распространения корейских танцев среди населения разных социальных групп. Этим исследованием впервые вводятся в научный оборот обширные источники и исследовательская литература на корейском языке, что имеет большое значение для развития культуры и этнографической науки.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в лекционных, теоретических курсах по истории хореографического творчества Кореи, по этнографии Кореи, в спецкурсах вузов и хореографических училищ.

Внедрение результатов исследования. Некоторые теоретические и практические результаты диссертационного исследования уже используются в курсах лекций по «Истории культуры Кореи» на Кафедре Культурологии ВГУЭС. На практических занятиях по народной хореографии студенты изучают базовые элементы и композиции корейских традиционных танцев, знакомятся с атрибутами и музыкальными инструментами.

Апробация результатов исследования осуществлена на 6 международных научно-практических конференциях в городах Хабаровске (2001 г.) и Владивостоке (2003, 2005, 2006, 2007, 2008 гг.) и 11 региональных научно-практических конференциях во Владивостоке (2001-2008 гг.), Хабаровске (2001 г.), Уссурийске  (2005 г.) и Артеме (2007 г.). На всех конференциях выступала с докладами и сообщениями, отражающими материалы диссертационного исследования. Кроме этого, результаты диссертационного исследования отражены в 10 публикациях (две из них в рецензируемых журналах ВАК) общим объемом 3 п.л.

Структура работы. Диссертационная работа  состоит из введения, трех глав, заключения, списка  литературы, терминологического словаря и приложений, состоящих из иллюстративного материала, подготовленного автором исследования.

Источник: РАУК — Толстых И. Н. Этнокультурные особенности хореографического искусства корейцев.

Ссылки по теме:

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.