Формирование корейского сообщества в Санкт-Петербурге

Фото Александр Петросян

Фото Александр Петросян

А. О. Пахомова

Данная статья представляет собой исследование корейского сообщества, его появления в России, а также подробно освещает вопрос сохранения национальной самобытности корейцев в Санкт-Петербурге. Исследование ведётся на основе литературы и печатных источников о корейском народе, как на русском, так на английском и корейском языках.

This article presents a study of the Korean community, its appearance in Russia, and also covers in detail the question of preserving the national identity of Koreans in St. Petersburg. The research is conducted on the basis of literature about Korean community in Russian, English and Korean languages.

В первую очередь я выражаю благодарность Корейскому Центру Санкт-Петербурга, оказавшему неоценимую помощь в подготовке этой работы. Личное знакомство с институтами сохранения корейской самобытности сыграло значительную роль в написании этой статьи. Целью данной работы является знакомство с корейской общностью в Санкт-Петербурге и попытка передать свою заинтересованность этой темой широкому кругу читателей. В рамках этой статьи автором по отношению к корейцам на территории РФ используются как термин «сообщество», так и термин «диаспора». Под вторым подразумевается диаспора в процессе формирования, т. е. сообщество, состоящее как из мигрантов первого поколения, так и из русских корейцев, сохраняющих свою национальную идентичность.

Чтобы говорить о диаспоре, в том числе корейской, в первую очередь необходимо разобраться с самим понятием этого слова, поскольку по данным опроса Фонда общественного мнения (http://bd.fom.ru/report/cat/_west_rel/ dd003030) 49% процентов россиян впервые услышали этот термин во время проведения социологического опроса. Из тех же, кто решился определить это слово, многие демонстрировали полное непонимание термина «диаспора». В качестве определений звучало «группа по интересам», «семейная община» и даже «преступный клан». Так что же на самом деле представляет собой диаспора?

Первоначально диаспорой (от греч. «расселение») называлась общность граждан греческих полисов, мигрировавших на вновь завоёванные территории с целью колонизации и ассимиляции последних. Однако в современном понимании термин впервые употребляется по отношению к совокупности евреев, расселившихся со времени Вавилонского пленения в 596 г. до. н. э за пределами Палестины. Постепенно термин стал применяться к другим этническим и религиозным группам. Причины появления диаспор различны. И в основном, конечно, люди мигрировали из родной страны от безвыходности. В качестве наиболее распространённых причин появления диаспор можно назвать войны и межнациональные конфликты, угрозу геноцида и насильственное переселение, а также действие различных социальных, экономических и других факторов.

Единого определения этого понятия не существует, и практически каждый исследователь выводит собственное, однако есть то, в чём все эти определения сходятся. Нельзя сказать, что диаспора — «люди одной национальности, живущие вне страны своего происхождения, вне своей родины», так определяет это слово в том числе и Толковый словарь русского языка Ожегова (Ожегов, Шведова 1992: 224). Также важным критерием диаспоры являются социальные институты, работающие в сфере сохранения национальной самобытности. Обычно диаспору принято считать частью этноса (этнической общности, народа или нации), однако вследствие длительного пребывания вне своей родины, общности всё сложнее сохранять свои обычаи и традиции. Нельзя отнести к диаспоре любую группу лиц определенной национальности, если у них нет внутреннего желания сохранить свою самобытность, что, в свою очередь, предполагает соответствующие организационные формы реализации этой потребности.

Особую роль в становлении и сохранении диаспоры сыграл религиозный фактор. История показывает, что именно религия чаще всего становится цементирующим фактором консолидации группы эмигрантов, например еврейской или армянской. Сторонники социологического подхода к определению диаспоры (Тощенко, Чаптыкова 2004: 23) выделяют ряд важных её функций. Одной из них является активное участие в поддержании, развитии и укреплении духовной культуры своего народа, в культивировании национальных традиций и обычаев, в поддержании культурных связей со своей исторической родиной. В этой связи особую значимость приобретает такой фактор, как сохранение родного языка, поскольку именно он является ретранслятором национальной культуры, и утрата его сказывается на духовной сфере этнического сообщества, т. е. на его обычаях, традициях, самосознании. Но главной функцией диаспоры является сохранение этнического самосознания или чувства принадлежности к определенному этносу, внешне проявляющегося в форме самоназвания или этнонима.

Внутреннее его содержание составляют противопоставление «мы — они», представление об общности происхождения и исторических судеб, связь с «родной землей» и «родным языком». Большую значимость для диаспоры имеет ее социальная функция — деятельность «по социальной защите членов диаспоры, охраны их прав, получению гарантий и обеспечению людей согласно провозглашенной ООН Декларации прав человека». Таким образом, диаспора играет значимую роль в жизни отдельно взятого индивида и нации в целом, помогая сохранять единство народа, традиции и язык.

Российская Федерация по своей сути является не только многонациональным и многоконфессиональным государством, но также обладает богатой историей, изобилующей как позитивными, так и негативными событиями. Изменяли^ границы государства, велись войны, были и насильственные переселения. Вследствие всех перечисленных и многих других факторов на сегодняшний день в России проживает огромное количество людей разных национальностей (более 180), многие из которых объединяются в диаспоры по национальному признаку. Однако явление это для нашего государства совершенно не новое — первая иностранная слобода (Немецкая) появилась в России ещё в XVI в., при Василии III. Каждая диаспора сыграла, а некоторые и до сих пор продолжают играть, значительную роль в развитии нашего государства. Некоторые диаспоры ведут очень замкнутый и изолированный образ жизни, например индийская, а некоторые практически сливаются с местным населением и в конечном счёте ассимилируются, например белорусская.

Представляется, что для диаспоры, особенно относительно молодой, достаточно сложно сохранить собственную самобытность, не прибегая к изоляции. Как и новые государства, которым всегда проще сплачиваться на основе противопоставления «свой — чужой», диаспоре гораздо проще спастись от ассимиляции путём отгораживания себя от титульной нации. Наверное, для нас самым ярким примером изолированной диаспоры являются, к сожалению, русские эмигранты и их потомки за границей. Образцом подобной изоляции можно назвать Русскую Эскадру в Тунисе. Эта диаспора сформировалась во время Гражданской войны, когда часть войск, не принявших большевизм, попросила у Франции убежища в Тунисе (Ширинская 1999).

Практически сто лет прошло с тех пор, когда русские эмигранты вступили на берег Африки, они и их потомки до сих пор там. И до сих пор эта небольшая диаспора собирается вместе для чтения стихов и пения романсов, для сохранения своих традиций. Вот только за целый век практически никто из них не выучил языка страны, в которую их направила судьба, «русская эскадра» изолирована от населения Туниса практически так же, как и по приезде в страну. И это не единственный пример изолированной диаспоры.

Однако есть и другие варианты поведения диаспор. Можно не вести политику изоляции от внешнего мира и сохранять при этом свои традиции. Примером подобного успешного функционирования национальной общины за рубежом может служить корейская диаспора в России. Данная статья, как уже упоминалось, представляет собой исследование корейской общины в Санкт-Петербурге, её исторического и современного этапа, а также обоснование её уникальности как этнического меньшинства и роль в жизни корейцев в частности и города в целом.

Начать, конечно, необходимо с истории появления корейцев в России. Первые корейцы появляются в России в 1861 г. после утверждения Александром II законопроекта, разрешавшего поселяться иностранцам в Приморском крае. В 1864 г. на Дальнем Востоке России первая группа из 65 корейцев из северных районов основала деревню Тизинхэ. Переселение их на Дальний Восток, в Приморский и Уссурийский край было обусловлено в первую очередь экономическими причинами. Не хватало посевных плодородных земель и нередко корейские семьи голодали, потому и происходила миграция в соседнюю Россию. Власти Российской империи благосклонно относились к новым жителям своей страны, потому что в Приморском крае как раз не хватало людей для обработки земли. Корейцы были известны как хорошие, умелые земледельцы и оптимистичные люди.

Как отмечает Н. Ф. Бугай: «…русские и корейцы всегда жили в согласии друг с другом» (Бугай 2002: 221-222). Переселяясь, они сохраняли свой язык и культуру, в то же время охотно осваивая русские традиции и обычаи. Ми-ролюбивые и законопослушные, они всегда старались помогать русским людям, в том числе и в тяжелые годы Гражданской и Отечественной Войны, чем заслужили доверие русского народа и правительства. В начале XX в. в Уссу-рийском крае работали корейская школа, а в начале 30-х годов корейский педагогический институт во Владивостоке, также выпускались печатные издания на национальном языке. Однако в сентябре 1937 г. на основании совместного постановления Совнаркома и ЦК ВКП(б) № 1428—326 «О выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края» (Постановление Совнаркома и ЦК ВКП(б) № 1428—326 «О выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края», РЦХИНДИ, 17-162-21, л.157-158), подписанного Сталиным и Молотовым, 172 тысячи этнических корейцев были выселены из приграничных районов Дальнего Востока. Переселенцам разрешалось брать с собой всё движимое имущество, скот, а также им обещали возместить ущерб от оставленного имущества, домов, посевов и так далее.

Однако, будучи прописанным на бумаге, на деле всё это не выполнялось. И тут необходимо сказать о причинах насильственного переселения корейцев. Депортация была вызвана накалом отношений между СССР и Японией, частью которой тогда являлась Корея, по поводу дружественного ему Китая, подвергшегося агрессии Японии, а также опасений в отношении «благонадёжности» корейцев в случае возможной японской интервенции. Эта депортация стала первым печальным опытом в истории России (СССР) подобного рода репрессии против целого народа, сродни тому, что проделали североамериканцы с коренным населением своей страны. Корейцев переселяли в Среднюю Азию, большинство оказалось в Узбекистане и Казахстане. В результате подобной политики корейцы потеряли право иметь свою культуру, говорить на собственном языке и даже давать детям национальные имена. Ещё одним историческим местом поселения корейцев является остров Сахалин. В период с 1905 (Портсмутский мир) по 1945 г. (Акт о капитуляции Японии) остров был владением Японской Империи и использовался для ссылки корейцев с целью работы в шахтах. Однако в результате советско-японской войны Сахалин вошел в состав СССР вместе со всеми проживающими на нём корейцами.

В середине 1950-х годов некоторые корейцы вернулись обратно в Приморский край, однако для большинства, особенно для молодых людей, родившихся в союзных республиках, переезд в суровый Приморский край не казался столь желанной инициативой. В итоге на места своих старых поселений после смерти И. В. Сталина вернулось лишь около 10 тысяч корейцев. В 1960-1980-е гг. естественная миграция корейцев шла не на Дальний Восток, а на юг России, в Ставропольский и Краснодарский край. Одним из первых действий, произведённых в появившемся на месте СССР государстве под названием Российская Федерация, ещё даже до принятия Конституции, был указ №4721-1 от 1 апреля 1993 г. «О реабилитации Российских корейцев». Наша страна приняла ускоренный курс на реабилитацию жертв репрессий и всемерное способствование развитию национальных культур. Результатом всех этих событий и различных факторов явилось складывание в России корейской диаспоры.

В отличие от многих других, например еврейской или армянской, корейскую диаспору мы можем назвать молодой. Некоторые учёные, к примеру, Шеффер (Шеффер 2003: 162-184), вообще называют корейскую диаспору, как и другие этнические меньшинства в бывших советских республиках, «зарождающейся». Учёный считает, что данные диаспоры находятся пока в стадии своего становления. Однако даже на этапе становления корейская диаспора в России является чрезвычайно интересным объектом для изучения. Сама по себе данная диаспора не является однородной. С одной стороны, это бывшие южнокорейские подданные, переселённые на остров Сахалин. С другой стороны, это бывшие переселенцы из Северной Кореи, подвергнутые сталинским репрессиям и рассеянные по территории всего бывшего Советского Союза. Последние известны также под названием корё-сарам, в буквальном переводе «человек династии Корё».

Всего на территории бывшего СССР проживает около 500 тысяч корейцев, в том числе 150 тысяч на территории современной России. Кроме того, в корейскую диаспору также входят и все корейцы, временно проживающие в России. На сегодняшний момент существуют и успешно функционируют институты по сохранению корейской самобытности. Несмотря на пример успешных изолированных диаспор — экономически изолировавшейся китайской к примеру — работающих в семейном бизнесе, территориально изолированных еврейских общин, корейская диаспора основана на либеральных началах. Они не создают из своей культуры секту, но в то же время стараются привить к ней любовь и уважение. И уникальность корейской диаспоры состоит в том, что можно отметить успешное достижение этой цели. Кроме того, методы работы национальных корейских институтов привлекают не только этнических корейцев, но и людей, интересующихся культурой, языком и обычаями этой страны. В первую очередь либеральность и открытость корейских обществ каждый может почувствовать сам. Стоит лишь прийти, чтобы окунуться в незабываемую атмосферу тепла и радушия, куда хочется обязательно вернуться. Организаторы корейских центров с радостью рассказывали об истории создания этих обществ, а ученики делились историями своих семей и их жизни в России.

Сегодня в Санкт-Петербурге есть достаточно много мест, где можно узнать о Корее и её культуре. Во-первых, конечно, это Генеральное консульство Республики Кореи в Санкт-Петербурге, расположенное по адресу ул. Некрасова 32, лит. А. С Кореей нас связывают долгие, начиная с 1896 г., порой непростые, но прочные дипломатические отношения, и с 2006 г. Консульство непрерывно работает (Консульство Республики Корея в Санкт-Петербурге http://www.dipinfo.ru/gk/korea), проводит Дни Открытых Дверей и всячески способствует сохранению корейской культуры. Практически в то же время, в 1897 г., в Санкт-Петербургском Государственном Университете (тогда Императорском) появляется кафедра корееведения. Первым её преподавателем стал Ким Бёнок, приехавший в Россию вместе с дипломатической миссией. Сейчас ежегодно кафедра выпускает около 20 профессиональных корееве- дов. Кроме того, при Восточном Факультете в 1995 г. открылся Центр Корейского Языка и культуры, ставший первым корейским культурно-просветительским центром в Санкт-Петербурге (Центр корейского языка и культуры при Санкт-Петербургском Государственном Университете http://www.rauk. ru/modules.php?name=Departments&d=5).

В том же 1995 г. в Санкт-Петербург с миссией приезжает пастор методистской церкви «Стремление» Пак Хё Вон и основывает здесь первую группу изучения корейского языка. Вначале здесь обучалось лишь 9 учеников, однако это был первый опыт работы некоммерческой организации для сохранения корейской культуры в Санкт-Петербурге. Сегодня Корейский молодёжный культурно-просветительский центр, получивший название «Нан» представляет собой один из основных центров корейской культуры в городе. Более ста студентов ежегодно начинают курс корейского языка, а многие из них сдают экзамен на сертификацию. Ученики этой школы составляют примерно 60% от всех ежегодно сдающих экзамен на знание корейского языка. Однако школа теперь обучает не только языку, но и открывает своим воспитанникам все грани корейской культуры.

Под руководством Ли Натальи Евгиковны с 2001 г. производится обучение традиционной музыке и игре на барабанах. В 2003 г. с концертом ученики посещали Корею. В том же году открылась студия корейского танца, а позже стало преподаваться и декоративно-прикладное искусство. Самым недавним расширением школы стало открытие курсов каллиграфии. Офис школы находится по адресу ул. Хасанская, 14/2, школа №151. Кроме того, центр по адресу ул. Казанская, дом 7 также открыт для всех желающих. Очень важно и то, что для знакомства с корейской культурой достаточно лишь иметь желание, потому как занятия проводятся абсолютно бесплатно. Благодаря христианскому миссионерству не только корейцы, поживающие в Санкт-Петербурге, получили возможность узнать больше о своей культуре и стать ближе к своим корням, но и город и его жители получили возможность больше узнать о Корее.

Первым же корейским центром, с которым мне выдалось познакомиться, стал центр «Корё-сарам», расположенный по адресу Литейный пр., д. 63. Расположенный в самом центре города, он еженедельно собирает в своих стенах людей, интересующихся корейской культурой. Здесь можно встретить не только русских и русских корейцев, но и просто ребят, приехавших из Кореи в Россию погостить. У каждого из них своя судьба и своя неповторимая жизненная история. Например, одна из преподавателей школы, Ким Сыльги, приехала в Россию несколько лет назад по велению сердца. На долю ещё совсем молодой девушки в Корее выдалось много испытаний, и судьба послала её из Сеула в Санкт-Петербург. Вот уже 2 года она преподаёт корейский язык, а этой осенью поступила на факультет международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, где мне и посчастливилось с ней познакомиться. При всей своей искренней любви и преданности Родине Сыльги говорит, что она нашла своё предназначение — помогать людям в изучении корейского языка и культуры здесь, в Санкт- Петербурге. Она счастлива быть здесь, как счастливы все те, кого она учила и чьим учителем является сейчас.

Корейский центр не только помогает всем желающим овладеть языком, но также и погружает в истинно корейскую атмосферу уважения, тепла и доброты. Вместе ученики школы отмечают важные корейские праздники, поют национальные песни в традиционных костюмах, называемых жителями Южной Кореи «ханбок» (северокорейцы употребляют название «чосон») (Ланьков 2000). В культурном центре также собрана большая библиотека книг о Корее на русском и корейском языках, так что любой студент при желании узнать что-либо или попрактиковаться в чтении может воспользоваться этим источником.

Кроме того, данный архив представляет собой бесценное собрание источников, которое будет интересно не только любителям, но и профессиональным корееведам. В перерывах между обучением студенты могут насладиться традиционной корейской едой, приготовленной заботливыми руками организаторов, а также поучаствовать в пении корейских песен. После такого никто не может остаться равнодушным. В культурно-образовательный центр все приходят по разным причинам: кто-то хочет стать ближе к своим корням, кто-то интересуется корейской культурой (кинематографом, музыкой и т. д.), некоторым необходимо знание корейского языка (по работе или для личного общения), есть и много других причин. Но всех людей, посещающих эту организацию, объединяет интерес к Корее, уважение к этой стране, а также желание узнать больше о её культуре и истории.

Корейцы в Санкт-Петербурге вот уже много лет успешно справляются с чрезвычайно сложной задачей по сохранению собственной самобытности. Корейская диаспора не только не является изолированной от общества, но и с радостью привносит в него свой колорит. Как сказал бывший Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Корея Ли Дже Чун в интервью газете «Корейская диаспора», «российские корейцы за полтора века прекрасно интегрировались в русскую культуру. Сегодня они в процессе национально-культурного возрождения и при поддержке своего государства уверенно овладевают и корейской культурой, и языком, на котором говорили их предки. И как носители двух культур россияне корейского происхождения уже вносят и еще внесут свой достойный вклад в укрепление дружбы между нашими народами.

Думается, что корейская диаспора в России станет в будущем важным мостиком в освоении того богатейшего потенциала, который имеется во взаимоотношениях России с Республикой Корея» (Интервью газете Корейская диаспора бывшего Чрезвычайного и Полномочного посла Республики Корея Ли Дже Чуна http://www.arirang.ru/archive/kd/12/15.htm). Наличие кафедры изучения языка, культурно-образовательных центров и успешная их работа создают прочный базис для развития отношений между нашими странами. Базис этот состоит из людей, интересующихся Кореей, изучающих её язык, проникнутых её культурой. И с каждым годом таких людей становится всё больше, благодаря в том числе и подобным учреждениям. Корейская диаспора в Санкт-Петербурге сохраняет свою культуру и самобытность, не боясь быть открытой миру. Как в той пословице: «Чем больше ты отдаёшь, тем больше у тебя остаётся». Так и корейская диаспора развивается и растёт, открывая двери своих культурных центров для всех желающих.

Литература

Бугай Н. Ф. Российские корейцы и политика «солнечного тепла. М.: Готика, 2002. Интервью газете Корейская диаспора бывшего Чрезвычайного и Полномочного посла Республики Корея Ли Дже Чуна. URL: http://www.arirang.ru/archive/kd/12/15. htm (дата обращения: 20.02.2010)

Ланьков А. Н. Корея. Будни и праздники. М.: Международные отношения, 2000. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1992. Постановление Совнаркома и ЦК ВКП(б) № 1428-326 «О выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края» //РЦХИНДИ, 17-16221. С. 157-158.

Режим работы корейского консульства. URL: http://www.dipinfo.ru/gk/korea (дата обращения: 12.02.2010)

Тощенко Ж. Т., Чаптыкова Т. И. «Диаспора как объект социологического исследования» // Социологические исследования. 2004. № 3.

Фонд общественного мнения. URL: http://bd.fom.ru/report/cat/_west_rel/dd003030 (дата обращения: 14.02.2010)

Центр корейского языка и культуры при Санкт-Петербургском Государственном Университете. URL:                http://www.rauk.ru/modules.php?name=Departments&d=5

(дата обращения: 14.02.2010)

Шеффер Г. «Диаспоры в мировой политике», Диаспоры. М., 2003. №1. С. 162-184. Ширинская А. А., Бизерта. Последняя стоянка М.: Воениздат, 1999.

Источник: Новые тенденции социокультурных изменений в корейском и рос­сийском обществах / отв. ред. Р. К. Тангалычева, В. В. Козловский — СПб.: Скифия-принт, 2015 — 420 с.

ISBN 978-5-98620-140-5

 

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

1 комментарий

  • Геля.:

    Не мог бы автор подсказать, как записаться на курсы каллиграфии на Казанской ул. 7 ? В интернете точной информации найти не удалось.