Художники-выходцы с Севера мечтают о Корее без границ

Сон Му. "Снимай, давай повеселимся!". Холст, масло. 130х190. 2015 г.

Сон Му. «Снимай, давай повеселимся!». Холст, масло. 130х190. 2015 г.

Ким Хаксун, журналист, приглашённый профессор
отделения средств массовой информации Университета Корё

Более 28 тысяч выходцев с Севера, влекомых жаждой свободы или спасающихся от голода, обосновались в Южной Корее. Среди них немало тех, кто изучал изобразительное искусство или работал художником на Севере. В ситуации, когда не видно признаков того, что конфликт между Севером и Югом близок к разрешению, художники-выходцы из КНДР воплощают в своих произведениях образы родины, мечтая об объединении страны.

Чтобы понять произведения Сон Му, необходимо выйти за рамки упрощённой интерпретации. Хотя художник живёт на Юге уже 14 лет, он признаётся, что до сих пор не приспособился к новому дому. По его словам, стоит ему закрыть глаза, как он снова оказывается на родном Севере, а проснувшись, обнаруживает себя в реальности Южной Кореи.

Среди произведений художников-выходцев с Севера немало работ, которые на первый взгляд можно принять за продукцию северокорейской пропаганды. Так, например, известный художник Сон Му (44 года), представитель северокорейской художественной диаспоры на Юге, однажды стал жертвой превратного истолкования содержания своих картин. Во время его первой выставки, прошедшей в одной из сеульских галерей в 2007 году, в зал неожиданно вошёл полицейский и предложил художнику пройти с ним в участок, для того чтобы ответить на несколько вопросов. Как выяснилось впоследствии, в полицию обратились посетители галереи, которые сообщили, что там «выставлены картины, восхваляющие Северную Корею», а значит нарушающие закон о национальной безопасности. Кроме того, во время Пусанской бьеннале 2008 года, c Сон Му произошёл неприятный казус: его работы были сняты с выставки из-за изображения на них Ким Ильсона (Ким Ир Сена).

Сон Бёк, ещё один художник, бежавший на Юг с Севера, тоже оказался в похожей ситуации. Представители старшего поколения однажды увидели в его мастерской, расположенной в одном из торговых центров в столичном округе Каннам-гу, картины с изображением Ким Чжониля (Ким Чен Ира) и Ким Ильсона (Ким Ир Сена) и сообщили об этом властям. Дело кончилось визитом в мастерскую сотрудника Национального агентства разведки РК.

Конфискованная мечта об объединении

Сон Му. Автопортрет. 2009 г. х., м. 100х40. Надпись: "Лет через десять, как я покинул тебя, откроется ли эта дверь?"

Сон Му. Автопортрет. 2009 г. х., м. 100х40. Надпись: «Лет через десять, как я покинул тебя, откроется ли эта дверь?»

Сон Му покинул КНДР в 1998 году, после чего некоторое время скитался по странам Юго-Восточной Азии — жил в Китае, Таиланде, Лаосе, а в 2002 году прибыл в Южную Корею. Он известен как «художник-выходец из КНДР №1» из числа северокорейских деятелей искусств, обосновавшихся на Юге. Однако его решение покинуть КНДР не было продиктовано неприятием режима. В детстве Сон Му был членом Союза детей КНДР, затем в течение трёх лет учился в художественной школе, а во время службы в армии отвечал за художественную часть пропаганды. Его бегство из КНДР произошло случайно. Чтобы заработать на жизнь, художник отправился на время в Китай, где и жил, перебиваясь случайными заработками, когда незаметно приблизился день выборов в КНДР. Поскольку участие в выборах является обязательным для всех граждан этой страны, любой, кто не проголосовал, может быть заклеймён как политический преступник и отправлен в лагерь. Осознав, что он никак не успеет вовремя вернуться в родную провинцию Хванхэ-до, расположенную далеко от китайско-северокорейской границы, Сон Му принял решение не возвращаться вообще. Вполне возможно, что эта идея уже блуждала в его уме, поскольку художник был впечатлён южнокорейским образом жизни, о котором ему довелось узнать в Китае.

Приехав в Сеул, Сон Му поступил на художественное отделение Университета Хоник, где впоследствии окончил аспирантуру, стал профессиональным художником. Он взял себе псевдоним («сон му»; 線無; букв. «нет линий»), чтобы таким образом выразить надежду на то, что когда-нибудь граница между двумя Кореями исчезнет. Из боязни, что это может навредить его родителям и братьям, оставшимся в КНДР, художник не раскрывает своего настоящего имени и никогда не показывает своего лица, появляясь на публике в головном уборе и тёмных очках.

Работы Сон Му характеризует язвительная критика северо-корейского лидера и социалистической системы КНДР. Его картины, яркие и обманчиво жизнерадостные, созданные в стиле, напоминающем поп-арт, и включающие в себя элементы северокорейского пропагандистского искусства, имплицитно, но от того не менее очевидно, имеют подрывной, провокационный характер, о чём убедительно свидетельствуют такие его программные работы, как «Ким Чжониль, одетый в Adidas» и «Северокорейский Иисус».

Парадоксальный взгляд художника на северокорейскую реальность привлёк внимание международного арт-сообщества, что позволило Сон Му показать свои работы на нескольких персональных выставках за рубежом. За это время он успел дважды выставиться в Нью-Йорке, дважды в Берлине и по разу в Иерусалиме, Осло и Мельбурне. В нынешнем году Сон Му планирует принять участие в коллективной выставке во Франции. Западные СМИ окрестили его «художником без лица», обращая внимание на то, что в своих работах выходец из КНДР высмеивает лидеров, которым его учили поклоняться, как богам.

Сон Му. "На площади", х., м., 160х130

Сон Му. «На площади», х., м., 160х130

«Я — Сон Му»

Во многих своих последних работах художник параллельно изображает на одном холсте сцены из жизни Юга и Севера. Это отражает его заветное желание о мире, единении и сосуществовании на Корейском полуострове. Сон Му вглядывается в особые обстоятельства национального разделения и реальности КНДР через призму искусства, но при этом сознательно дистанцируется от политпропаганды. По его словам, он не хочет снова пасть жертвой идеологии.

Чтобы понять произведения Сон Му, необходимо выйти за рамки упрощённой интерпретации. Дело в том, что художник выражает на холсте свой личный опыт и чувства, которые он пережил, страдая из-за антагонизма двух политических систем. Несмотря на то что художник живёт на Юге уже 14 лет, он признаётся, что до сих пор не приспособился к новому дому. По его словам, стоит ему закрыть глаза, как он снова оказывается на родном Севере, а проснувшись, обнаруживает себя в реальности Южной Кореи.

Документальный фильм «Я — Сон Му», который открывал программу VII Международного фестиваля документального кино ДМЗ в сентябре 2015 года, позволяет составить общее представление о Сон Му как человеке и художнике. 87-минутная кинолента, продюсером которой выступил американский кинематографист Адам Сьоберг (Adam Sjöberg), проливает свет на жизнь и творческий мир художника, а также предпринимает попытку рассказать о том, чего он надеяться добиться своим искусством.

В фильме есть эпизод о персональной выставке Сон Му, которая должна была пройти в пригороде Пекина в 2014 году, но была отменена. В день открытия выставки китайская полиция, чтобы не пустить публику в галерею, заблокировала вход. Работы художника, включая огромный рекламный баннер, были сняты и конфискованы. Они до сих пор находятся в Пекине. Тогда Сон Му надеялся выразить заветную мечту всех корейцев об объединении в своих работах, выдержанных в основном в красном, белом и синем цветах — цветах национальных флагов шести стран, участвовавших в забуксовавших шестисторонних переговорах по ядерной проблеме КНДР.

«Я не собирался присутствовать на церемонии открытия по причинам безопасности. Когда выставку отменили, я в самом деле очень боялся, что меня увезут и мне придётся оставить жену и двух дочек», — вспоминает тот эпизод художник.

Несмотря на многочисленные трудности, которые переживает наш герой с его статусом вечного маргинала, его взгляд всегда направлен в сторону открытого мира: «Когда я приехал в Нью-Йорк ради своей выставки, я словно заново открыл для себя то, что в этом мире существует не только Южная Корея — в нём есть Средний Восток, Африка, Центральная и Южная Америка, Европа. Мне хочется создавать работы о жизни живущих там людей».

«Разоблачайся!»

Сон Бёк в своей мастерской за работой.

Сон Бёк в своей мастерской за работой.

Сон Бёк — ещё один художник, работающий в стиле поп-арт и чьи работы в сатирической манере изобличают северокорейский режим. По удивительному совпадению он родом из той же провинции Хванхэ-до, что и Сон Му. Сон Бёк — это тоже псевдоним, однако в отличие своего собрата по искусству этот художник открыто участвует в публичных мероприятиях и не скрывает своего лица.

Одна из самых известных работ Сон Бёка — это изображение Ким Чжониля в образе Мэрилин Монро, пытающейся справиться с раздувающимся подолом платья, как в знаменитой сцене из фильма «Зуд седьмого года» (The Seven Year Itch). Художник назвал эту работу «Разоблачайся!», как будто призывая Северную Корею к большей открытости.

На его полотнах часто появляются голуби и бабочки, символизирующие, по словам Сон Бёка, «мечту о свободе, которую хранят в глубине души северяне».

Сон Бёк в течение 7 лет рисовал в КНДР пропагандистские плакаты, потом решился на бегство в попытке спастись от всеобщего голода. Первая попытка, предпринятая в августе 2000 года, завершилась провалом — отец художника, бежавший вместе с ним, утонул, унесённый стремительным течением реки Туман-ган, разлившейся в сезон дождей, а самого Сон Бёка схватили пограничники. Он был отправлен в лагерь, где лишился фаланги на указательном пальце правой руки, жизненно необходимом для художника. Освободившись из мест заключения, Сон Бёк предпринял ещё одну попытку бегства, и на этот раз ему повезло: в 2002 году он добрался через Китай до Южной Кореи. В 2005 году художника настигли печальные вести о смерти его матери. Спустя два года Сон Бёку удалось организовать побег из КНДР своей самой младшей сестре.

После окончания отделения преподавания изобразительного искусства в Педагогическом институте Кончжу в 2007 году Сон Бёк продолжил обучение в аспирантуре Университете Хоник, где специализировался на изучении восточной живописи. Всё это время художник перебивался случайными заработками, одно время даже работал в компании, занимающейся перевозкой мебели.

После первой персональной выставки «Вечный побег, вечная свобода», прошедшей в 2011 году в одной из галерей Инсадона, к настоящему моменту у художника состоялось уже три выставки в США. В частности, выставка, открывшаяся в Вашингтоне в 2012 году, стала его большим успехом — её почтили своим присутствием такие важные лица, как Роберт Кинг, спецпредставитель США по вопросам прав человека в КНДР, и Кэтлин Стивенс, бывший посол США в РК. Кроме того, к выставке проявили большой интерес ведущие СМИ, в частности CNN, BBC, NHK. В результате этого паблисити Сон Бёк получил приглашение выступить с лекциями от многих вузов США.

Художник также получил приглашение устроить свою выставку во Франкфурте во время проведения праздничных мероприятий по случаю 25-летней годовщины объединения Германии в октябре 2015 года. На этой выставке особое внимание СМИ привлекла его работа «Ким Чжонын (Ким Чен Ын) и Мэрилин Монро». В сентябре этого года Сон Бёк планирует провести ещё одну выставку в непосредственной близости от бывшей границы между Восточной и Западной Германией.

Наш герой говорит, что он не хочет быть известным лишь как художник, специализирующийся на северокорейской тематике. Он надеется, что его искусство сможет дать людям всего мира, включая его соотечественников на Севере, страдающих от голода и притеснений, надежду на мир и веру в их мечту о счастье. Листок с надписью от руки на столе в его мастерской отражает жизненную позицию художника: «Не будь рабом действительности, бросай вызов миру; не останавливаясь, упорно и терпеливо следуй своим путём».

Сон Бёк. "Мечтая о свободе". 2013 г.. Бумага, акриловые краски. 82х110

Сон Бёк. «Мечтая о свободе». 2013 г.. Бумага, акриловые краски. 82х110

Искусство как точка соприкосновения

У Кан Чжинмёна, старейшины северокорейских художников, обосновавшихся на Юге, уже были серьёзные проблемы со здоровьем, когда он прибыл в Сеул в 1999 году. После окончания Пхеньянского института изобразительных искусств работал Кан Чжинмён художником, преподавал в вузе, принадлежал к элите общества, занимался созданием пропагандистских плакатов, а после побега работал в Китае.

В феврале 2010 года в Инсадоне состоялась первая персональная выставка Кан Чжинмёна, где было представлено более 70 пейзажей. Но уже в марте того же года он скончался от рака печени в возрасте 57 лет. Уже будучи глубоко больным, художник продолжал работать целыми сутками, чтобы успеть подготовить работы к выставке. Он часто жаловался: «Я хотел бы посвятить всего себя искусству и работать вплоть до дня объединения двух Корей, но тело меня подводит».

Вспоминая прошлое, Кан Чжинмён говорил: «В 70-80 годах, когда я начал заниматься искусством, на Севере была неплохая экономическая ситуация. Мне хорошо платили, и жизнь не была такой уж тяжёлой. Но там не было свободы. А ведь для художника не иметь свободы творчества — это огромная боль».

Его первая выставка, которая стала и последней, называлась «В поисках свободы, о которой я мечтал». В картине «Волны свободы» можно увидеть, как истово Кан Чжинмён стремился к свободе. Художник довольно долгое время был вынужден жить, скрывая своё настоящее имя из опасения преследований со стороны Севера.

В следующих словах Кан Чжинмёна сквозит его заветное желание однажды увидеть страну единой: «Культура и искусство — это область, в которой две Кореи могут стать единым целым, возвысившись над идеологиями. Я думаю, если бы Север и Юг попробовали найти точки соприкосновения на основе искусства, можно было бы немного приблизить день мирного объединения».

***

Источник: Koreana/Весна 2016

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.