Ирина Бессонова: новый 1990 год встречаем грандиозным проектом — проводим телемост с Сеулом!

Нет ни одного снимка с того исторического телемоста — не до того нам всем было! А вот на банкете с южно-корейскими коллегами мы уже расслабились. Январь 1990 года
Нет ни одного снимка с того исторического телемоста — не до того нам всем было! А вот на банкете с южно-корейскими коллегами мы уже расслабились. Январь 1990 года

Нет ни одного снимка с того исторического телемоста — не до того нам всем было! А вот на банкете с южно-корейскими коллегами мы уже расслабились. Январь 1990 года

Ирина Бессонова, режиссер

Новая командировка — в Японию и Южную Корею. Журналист Александр Перевозчиков продолжает тему разрозненных корейских семей. Национальный комитет общества Красный крест в Ниигате, который помогает нашим корейцам встретиться с родными в Южной Корее, интервью с министром иностранных дел Японии, который трагедию сахалинских корейцев приравнивает к жертвам бомбардировки в Хиросиме, — все эти материалы до сих пор хорошо помню, они вошли в будущий телемост. Большая работа по розыску родственников была проведена и сотрудниками нашей корейской редакции совместно с обществом разделенных семей сахалинских корейцев.

В стране введены талоны на сахар, мыло и вино-водочные изделия, учащаются задержки зарплаты. Отдел кадров комитета пишет списки очередников: за телевизорами на 5 лет, за холодильниками — на 9, за пылесосами — на 4,5 года, за стиралками — на 5 лет. В нашей семье нет пылесоса, записываемся… Зато на работе у нас появились дополнительные журналистские комплекты «Бетакам» японской фирмы «Сони», теперь в каждом объединении есть своя персональная камера. А это мечта любого телевизионщика! И новый 1990 год встречаем грандиозным проектом — проводим телемост с Сеулом!

На Сахалин приехала большая бригада южно-корейских телевизионщиков. Они смогли хорошо познакомиться с Сахалином, снимали подготовку и проведение телемоста, мы вместе работали единой международной командой. Пришлось мне по такому случаю выучить несколько фраз на корейском языке. «Аньон ха сим ника» только и помню. Без преувеличения — это был самый уникальный проект в истории отечественного телевидения!

Чтобы осуществить его, нужно было приложить грандиозные усилия. Наши руководители — председатель комитета Валерий Беляев, его зам по технике Леонид Кошкаров вместе со своими помощниками-переводчиками прошли все разрешительные инстанции на всех необходимых международных уровнях. Шутка ли — спутник задействовать?! И не один. А ведь с Южной Кореей в то время у нас не было даже дипломатических отношений! Только консульские.

В нашу студию и студию компании KBS в Сеуле были приглашены семьи, которые не виделись многие десятилетия. На протяжении всего телемоста на выездах работало несколько съемочных групп, в том числе и телевизионщики Южной Кореи. Во время телемоста они находились в ассоциации сахалинских корейцев, где смотрели происходящее по телевизору. Мы объявили, что все желающие могут подъехать к нам в студию и пообщаться с родными и близкими, увидеть лица родных, которых покинули 45 лет назад.

Но не ожидали, что проблема столь масштабна! Когда начался эфир, люди потянулись к телецентру, наши помощники не успевали провожать их в студию. Приезжали корейцы из Корсакова, Холмска, Углезаводска…

Сложным этот проект был и с точки зрения технической. Сигнал со студии KBS поступал к нам, и наши гости на большом экране в студии видели своих родных и близких. Сигнал с наших камер поступал в Корею, замешивался в единый сигнал (картинка на экране делилась пополам: справа лица из Южной Кореи, слева — наша студия) и такое совмещенное видео смотрели южно-корейские зрители. Эту же картинку записывали наши техники. Все четыре часа эфира на пульте стояла тишина — команды со всех участков просто отсутствовали. Все службы находились в жутком напряжении, стараясь не погружаться в происходящее на экране. Иначе мы бы просто не смогли выдать картинку в эфир. Прямой эфир есть прямой эфир, происходящее в студии не повторишь, и от нашего взаимодействия зависел успех этого проекта.

Рядом со мной на пульте слева — главный режиссер Владислав Евгеньевич Чухрей, справа — команда телевизионщиков из Кореи — режиссер с толстым сценарием, дальше переводчик. За спиной стоит главный продюсер Республики Кореи. В павильоне за камерами — наши и корейские операторы. До эфира я получила жесткую инструкцию — выдавать камеры в эфир только по команде южно-корейского режиссера! В павильоне люди всматривались в лица на экране, узнавали своих родных, кричали и плакали, торопясь за эти короткие минуты рассказать о себе: «Я скоро приеду навестить маму. — Вы узнаете меня, брат? — Наша сестра умерла». Родственники двух стран общались через экран, невзирая на расстояния, не замечая камер. В какой-то момент я перестала получать команды переключения камер от корейского режиссера. Сморю на него, а он попросту растерялся под шквалом эмоций, нервно переводит взгляд с экранов пульта на сценарий и тупо молчит. Мне ничего не оставалось, как выйти в самостоятельное «плавание», нарушив все инструкции. Обсуждать ситуацию с главрежем тоже было некогда! Владислав Евгеньевич понимающе кивнул головой. И действительно, такой шквал эмоций, такой крик души, отчаяния, боли и радости, такую будоражущую сиюминутность невозможно было заложить ни в какой сценарий. И отследить трудно. Дальше работала только на интуиции. А все службы эфира работали как часы! Словно не существовало между нами языкового барьера. Все понимали происходящее на площадке без перевода! В студии за камерами вместе с корейскими операторами работали Геннадий Горшков, Александр Усков, Инна Бычкова, на выезде — Сергей Осипов, Владимир Бессонов, Валерий Гладырь. Звукорежиссеры на пульте — Анатолий Смирнов и Виктор Хабибулин.

Позже, когда мы «сжимали» четырехчасовую запись в час и готовили программу «Мост» к показу на центральном телевидении, уже в монтажной Светлана Ким заметила, что наши операторы сработали очень четко. Практически без задержки появлялся на экране тот человек, к кому обращались из Южной Кореи. И это не зная языка и при большом количестве гостей в студии! Я считаю, это высший пилотаж в нашей профессии. Все сработали на «отлично». Корейские продюсеры расплывались в улыбках и отвешивали нам поклоны. Но своего «Оскара», причем дважды, я получила на банкете после телемоста в ресторане «Лада». Первый привел в шок не только меня, но и коллег-капиталистов. Господин Беляев перепутал все карты корейского распорядителя и посадил нас — рядовых операторов и меня — за стол руководства, тем самым нарушив все законы восточной субординации. Второй «Оскар» был еще более приятным — главный продюсер Южной Кореи, завершая свой тост во славу нашего международного проекта, произнес: «Госпожа Илена (у корейцев нет буквы «р») у нас в Корее была бы миллионером». Знаю, нескромно, но ведь это тоже оценка моего профессионализма! Впрочем, в нашей компании таких «миллионеров» было предостаточно! Не был бы осуществлен этот телемост без технической службы — Валерия Чертова, Сергея Сергеева, Виктора Брыжова, Андрея Тремасова и многих, многих других специалистов своего дела.

Корейский телемост оказался весьма действенным проектом. Спустя всего месяц в аэропорту Южно-Сахалинска приземлился первый самолет из Сеула, который через пару часов увез на Родину, в Корею, 120 сахалинских корейцев. А еще через месяц наши страны — Советский Союз и Южная Корея — установили дипломатические отношения и было открыто постоянное прямое авиасообщение Южно-Сахалинск — Сеул.

Совсем недавно в Интернете я натолкнулась на видеосюжет Первого канала, вышедший в эфир в 2001 году, спустя 11 лет после нашего телемоста. В нем я увидела и себя за пультом, и своих коллег, и встречу корейских родственников в нашей студии.

И радостно, и горестно одновременно. Потому что больная проблема, поднятая нашей компанией в 90-х годах уже прошлого века, неразрешима до нынешнего дня. Да, вернулись в Корею почти все, кто мечтал «умереть на Родине», но теперь они разделены со своими сахалинскими детьми и внуками, и уже последние мечтают воссоединиться со своими стариками.

Источник: по наводке Виктории Бя — http://www.sakhalin.info/weekly/100227

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.