«Корея: 70 лет после освобождения». XIX научная конференция корееведов России и стран СНГ

Советские освободители на марше в Корее
Советские освободители на марше в Корее

Советские освободители на марше в Корее

«Корея: 70 лет после освобождения»

XIX научная конференция корееведов России и стран СНГ

Институт Дальнего Востока РАН

Москва, 26-27 марта .

1011

Краткое содержание докладов:

Секция «Политика»

Жебин Александр Захарович (руководитель ЦКИ ИДВ РАН)

Корейское урегулирование: уроки и задачи

Автор предлагает свое видение основных уроков и задач урегулирования, существующих на Корейском полуострове проблем, в первую очередь в области нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и средств его доставки, а также построения новой, многосторонней системы поддержания мира и безопасности в СВА. Указывается на бесперспективность и опасность силовых, санкционных подходов к разрешению существующих там разногласий, необходимость путем диалога добиться должного учета интересов безопасности и экономического развития всех государств региона. ЯПКП не решить только за счет экономических подачек КНДР, не принимая во внимание ее озабоченности своей безопасностью, и сохраняя нынешний спектр экономических санкций в отношении этой страны. Анализируя проблему создания нового механизма обеспечения мира и безопасности в СВА, автор считает, что намерение Вашингтона использовать будущую объединенную Корею в качестве плацдарма морских держав – США и Японии — против континентальных — России и КНР,  серьезно затрудняет как  решению ЯПКП, так и продвижению к воссоединению Кореи. Обосновывается тезис о том, что без достижения четырьмя  «большими странами» — Россией, Китаем, США, Японией, а также обеими корейскими сторонами согласованного видения места, которое займут два корейских государства, а в перспективе — и объединенная Корея, в новой архитектуре безопасности  в СВА, создание нового действенного механизма по обеспечению мира и безопасности в регионе  представляется маловероятными. Рассматривая вопрос о внешнеполитической ориентации единого корейского государства, его будущих союзах, автор считает, что нейтрализация будущей объединенной Кореи при международных гарантиях со стороны США. КНР, России и Японии может оказаться  наиболее приемлемым для всех заинтересованных сторон вариантом корейского урегулирования.

Воронцов Александр Валентинович (зав. отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН)

Тревоги и надежды Корейского полуострова

Применительно к американо-северокорейским отношениям, которые, как известно, решающим образом определяют общую обстановку на Корейском полуострове, с сожалением приходиться констатировать, что 2014 год завершается на конфликтной ноте. Печально это и потому, что данный фактор неизбежно отразится и на принимаемых вовлечёнными сторонами решениях на старте года 2015-го, ограничивая возможности начать его с чистого листа на более позитивной волне.

В рамках обзора событий . линия Вашингтона на «дожимание» КНДР чётко прослеживается. Все многочисленные примирительные инициативы Пхеньяна, как в адрес Вашингтона, так и Сеула игнорировались, представлялись лишь только как пропагандистское наступление. На фоне спокойного поведения и выдержки КНДР, воздержавшейся в . от проведения ядерных испытаний и запусков ракет большой дальности, США и их союзники продолжали проводить серию многочисленных широкомасштабных военных манёвров по пересмотру границ Северной Кореи, изыскивали дополнительные средства усиления давления на северян. Таковыми стали беспрецедентная по своим параметрам кампания по осуждению нарушений прав человека в КНДР. Однако примирительные предложения лидеров КНДР и РК, прозвучавшие в начале . дают определенную надежду на возможность возобновления содержательного межкорейского диалога.

Гордиенко Дмитрий Владимирович (ведущий научный сотрудник ИДВ РАН)

Сравнительная оценка уровня военной безопасности государств Корейского полуострова

Перемены в мире, связанные с глобализацией, обусловливают необходимость принятия высшим политическим руководством России оперативных и адекватных решений по нейтрализации, локализации и/или устранению военных угроз, которые возникают и непрерывно трансформируются в процессе эволюции всей системы современных международных отношений. В этой связи представляет интерес рассмотрение мер обеспечения военной безопасности, принятых в разных странах и, в частности, в государствах Корейского полуострова. Показателями-индикаторами военной безопасности государств Корейского полуострова могут быть:1. Численность Сухопутных войск (тыс. чел.); 2. Численность ВВС и Войск ПВО (тыс. чел.); 3. Численность Военного флота (тыс. чел.); 4. Численность внутренних войск и военизированных полицейских частей (тыс. чел.); 5. Численность вспомогательных воинских частей (тыс. чел.); 6. Численность частей специальных служб (тыс. чел.); 7. Численность др. войск и воинских (военизированных) формирований (тыс. чел.); 8. Количество боевых танков (шт.); 9. Количество боевых бронированных машин (шт.); 10. Количество артиллерийских систем (шт.); 11. Количество ударных вертолетов (шт.); 12. Количество пусковых установок оперативно-тактических и тактических ракет (ОТР и ТР, шт.); 13. Количество боевых самолетов (шт.); 14. Количество пусковых установок зенитных ракет (шт.); 15. Количество подводных лодок (шт.); 16. Количество надводных кораблей (шт.); 17. Количество боевых катеров (шт.); 18. Доля расходов на оборону (в % к ВВП); 19. Объем валового внутреннего продукта (ВВП, млрд. долл., в ценах и по ППС 2003 года).

Евсеев Владимир Валерьевич (старший научный сотрудник, докторант Института востоковедения РАН)

Оценка военного потенциала КНДР

Среди международного сообщества широко распространяются идеи об агрессивности Северной Кореи, которая, якобы бы, постоянно угрожает Южной Корее и даже стремится ее присоединить вооруженным путем. Это служит базисом для милитаризации Республики Кореи (РК), сохранения на Корейском полуострове американского военного присутствия и регулярного проведения там масштабных американо-южнокорейских военных учений. На самом деле западные эксперты сознательно завышают военный потенциал КНДР. В первую очередь это касается ракетно-ядерных сил, которые имеют ограниченный масштаб по количеству не только ядерных боезарядов, но и потенциальных средств их доставки. Подобное наблюдается и в отношении обычных вооружений, где сопоставление военных потенциалов двух корейских государств показывает явное превосходство Сеула. Именно РК обладает значительным наступательным потенциалом, особенно в отношении военно-воздушных и военно-морских сил. Пхеньян больше готов к проведению оборонительных действий, что видно, например, по качественному составу его бронетанковой техники. Подобное имеет отношение и к возможному артиллерийскому обстрелу Сеула. На практике это будет сложно реализовать из-за неизбежных ответных действий Южной Кореи в виде многочисленных ракетных и авиационных ударов, в том числе с помощью беспилотных летательных аппаратов. Конечно, КНДР имеет план боевого применения ядерного оружия. Но его реализация носит больше гипотетический характер ввиду географической близости двух корейских государств. Аналогичное произойдет и при, например, массовом разрушении в РК объектов химической промышленности и атомной энергетики силами северокорейских диверсионных подразделений, численность которых в США и РК многократно превышалась. Исходя из этого можно сделать вывод: Пхеньян готовится исключительно к оборонительным действиям. И он готов к реальному диалогу с Сеулом, в том числе на высшем уровне.

Дьячков Илья Владимирович (старший преподаватель кафедры японского, корейского, индонезийского и монгольского языков МГИМО (У) МИД РФ)

Ядерная программа Республики Корея в контексте ядерного нераспространения в СВА

Республика Корея в XX в. совершила впечатляющий экономический и научно-технологический скачок, что сделало возможным появление ядерной программы. Тем не менее, несмотря на антагонизм с Северной Кореей и постоянное ощущение военной угрозы с Севера, Сеул не создал ядерное оружие, хотя начиная с 1970-х гг. экономически и технологически был более готов к этому и располагал набором мотивов, на первый взгляд сходным с северокорейским. На принятие решений в данной области повлияли сложные военно-политические условия Корейского полуострова, особенности функционирования союза Сеула и Вашингтона в рамках всего комплекса связей США со странами Азии, появившееся у Южной Кореи ощущение зависимости от союзника, а также факторы энергетической безопасности. При этом благодаря бурному успешному развитию атомной отрасли, а также экономики и науки в целом, Южная Корея стала пороговым государством, способным сравнительно быстро получить ядерный заряд. Данная статья излагает вкратце историю южнокорейских ядерных исследований в гражданской и военной сферах, оценивает сложившийся ядерный потенциал Сеула, а также прослеживает параллели и отличия в эволюции ядерных программ Севера и Юга.

Петровский Владимир Евгеньевич (главный научный сотрудник ИДВ РАН)

Состояние и будущее межкорейского диалога

Неурегулированность отношений двух корейских государств, чрезвычайно высокая концентрация вооруженных сил и вооружений на небольшой территории создают высокий потенциал напряженности. Решение корейской проблемы лежит на пути постепенного развития политического диалога, ядерного нераспространения, двусторонних отношений во всех областях в условиях благоприятного внешнего окружения. Развитие режима мер доверия на Корейском полуострове является основным содержанием этого процесса.

Россия неизменно выступает в пользу шагов двух корейских государств к самостоятельному мирному объединению родины. При этом Россия выступает с независимых самостоятельных позиций, что обеспечивает ей роль одного из определяющих элементов системы «сдержек и противовесов» в Северо-Восточной Азии. Вывод Северной Кореи из изоляции, ее социально-экономический подъем, превращение в полноценного участника международного общения пошли бы только на пользу России и ее соседям в Северо-Восточной Азии. Чувствующая себя в относительной безопасности и уверенная в себе КНДР — гораздо более надежный партнер для переговоров по любым вопросам, чем страна, загнанная в угол под бременем санкций.

Медведева Надежда Сергеевна (старший научный сотрудник ЦКИ ИДВ РАН)

Объединение Кореи: взгляд из Сеула в год 70-летия освобождения

В 2015 году исполнится 70 лет после окончания Второй Мировой войны. Несмотря на заявления некоторых корейцев о том, что это «не их война», она оказала большое влияние на судьбу Корейского полуострова, которое ощущается до сих пор. С одной стороны в этом году исполнится 70 лет с тех пор как, с капитуляцией Японии корейский народ обрел долгожданную независимость. Однако, с другой стороны, это еще и 70 лет с тех пор, как Корейский полуостров был разделен на север и юг, а в последствие было образовано два соперничающих государства: Республика Корея (РК) и Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР). Ежегодно обе страны отмечают окончание колониального правления в Корее, но каждый раз этот день не только праздник освобождения, но и напоминание о расколе нации.

В докладе рассматривается тема объединения Кореи в контексте предстоящего семидесятилетия освобождения полуострова. Анализ официальных заявлений правительства РК, новостных сообщений, редакторских колонок и аналитических статейпоказал, что главной задачей, которую ставит перед собой администрация Пак Кын Хе в наступившем году, будет организация межкорейского саммита и подготовка основы для мирного объединения. Причины внезапного оживления темы объединения следующие: 70-летний юбилей раскола корейской нации, который является не только маркером растущей пропасти между двумя частями полуострова, но также может быть использован как повод к совместным усилиям по сближению, ожидание «сговорчивости» Пхеньяна в свете новогоднего заявления Ким Чен Ына, а также попытка поднять рейтинг Пак Кын Хе, находящийся на рекордно низком уровне. Однако на данный момент в объединительной политике Пак Кын Хе есть ряд проблем, в силу которых звучные лозунги и красивые проекты могут оказаться не чем иным, как пустыми словами. Пока рано делать окончательные выводы, но уже можно проследить основные тенденции этой политики.

Асмолов Константин Валерьянович (ведущий научный сотрудник ЦКИ ИДВ РАН)

Права человека в КНДР: проблема данных

Нашумевший доклад ООН о соблюдении прав человека в КНДР является хорошим примером того, как закрытость страны в сочетании с политической ангажированностью авторов привела к такому ряду системных искажений информации, что вместо  серьезного исследования, способного расставить точки над i, получилась   политическая агитка, рассчитанная на дальнейшую демонизацию Северной Кореи и потенциальное оправдание «гуманитарной интервенции» туда.

Автор обращает внимание на характерные приемы манипуляции данными, которые были использованы разработчиками доклада, обнулив его научную и политическую ценность. Изначальная ангажированность части членов комиссии сочеталась со стремлением превратить составление доклада в публичное мероприятие, отчего формат открытых слушаний не позволил провести расспросы «свидетелей» с должным тщанием, которое исключило бы последовавший  скандал, связанный с выдуманными показаниями «ключевого свидетеля» Син Дон Хека. Затем к открытым свидетелям добавились «секретные», а из пула экспертов были выбраны те оценки, которые в наибольшей степени соответствовали рамкам господствующего антисеверокорейского дискурса — несмотря на то, что данное мнение подвергается аргументированной критике.

Таким образом,  если при анализе свидетельских показаний комиссия оказалась зависимой от формата слушаний, то в выборе экспертов – от ее идеологических предпочтений.  В результате ей не удалось определить виновников конкретных преступлений, и вина была возложена на весь режим и его нынешнего руководителя, хотя большинство данных, по которым собраны реальные свидетельские показания, относятся к временам даже не Ким Чен Ира, а Ким Ир Сена.

Толстокулаков Игорь Анатольевич (заведующий Центром международных отношений Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН)

Арктика: новые возможности для российско-корейского сотрудничества

С конца 1980-х годов Республика Корея подключается к системе международных арктических и антарктических исследований. В настоящий момент определены основные направления научно-исследовательских работ и сформулированные национальные приоритеты РК в области арктических исследований. Национальная программа освоения полярных регионов, реализуемая под эгидой правительства РК, предусматривает активное участие в транспортном и экономическом освоении Арктики. Во многом это совпадает с российскими интересами в Арктике, реализация которых требует привлечения зарубежного инвестиционного, технологического и научного потенциала.     Сотрудничество в РК могло бы облегчить бремя арктических изысканий, а также способствовать реализации современной геополитической стратегии Российской Федерации. Наиболее перспективные направления двустороннего сотрудничества: развитие ледокольного флота, формирование на юге Корейского полуострова нефтяного и газового хаба, или регионального распределительного узла, совместная эксплуатация транспортных возможностей Северного морского пути. Арктическая политика РК и шансы использовать её в интересах России со всей очевидностью коррелируют с «евразийской инициативой» южнокорейской администрации и российским «разворотом на Восток».

Расулов Эльдар Рахманджанович (заведующий отделом Кореи Института Востоковедения АН РУз)

Центральная Азия в “Евразийской инициативе” Пак Кын Хе

На фоне больших перемен в мировой экономике, изменений в глобальной безопасности, постоянного роста потребностей в энергоресурсах, а также в необходимости расширения и поисков новых рынков сбыта своей продукции, президент Пак Кын Хе предложила новую «Евразийскую инициативу» в качестве одного из ключевых пунктов для внешней политики своей администрации. Данная инициатива Сеула, подразумевающее многостороннее сотрудничество, которое должно объединить экономическое пространство Европы и Азии, призвано активизировать экономическую интеграцию в Азии путем создания единого транспортного коридора от Южной Кореи до Европы и реализации крупных энергетических проектов в Центральной Азии, России, на Корейском полуострове и в Китае. В рамках новой»Евразийской инициативы» Сеул придает большое значение укреплению сотрудничества со странами Центральной Азии, наращивая и закрепляя свое политико-дипломатическое влияние в данном регионе.

В этой связи, перспективы развития отношения РК со странами ЦА, в том числе и корейско-узбекских отношений, в контексте Евразийской стратегии представляет большой интерес.

Гринюк Владимир Александрович (ведущий научный сотрудник Центра японских исследований ИДВ РАН)

Япония — Южная Корея: состояние двусторонних отношений — наихудшее за последние годы                                                                                 

70-ю годовщину  окончания второй мировой войны Япония и Республика Корея встречают состоянием двусторонних  отношений, которое определяют как наихудшее за последние годы. Нынешние лидеры  двух государств (Президент РК Пак Кын Хе – вступила в должность 25 февраля ., и премьер-министр Японии Синдзо Абэ – на своём посту с 26 декабря .)  не провели ни одной двусторонней встречи на высшем уровне. Причины натянутых отношений коренятся в истории японо-корейских связей: спор о  принадлежности островов Токто (Такэсима), вопрос сексуального рабства кореянок во время второй мировой войны (так называемых «ианфу» — «женщин для утешения») и проблема компенсации за труд корейских рабочих на японских предприятиях во время второй мировой войны. Если прежде разногласия между Японией и РК мешали налаживанию военного сотрудничества между двумя странами, то теперь наносится ущерб их экономическому взаимодействию. Японские эксперты обвиняют корейскую сторону в насаждении антияпонских чувств  среди корейцев, указывают на  прессу, органы народного образования и судебную систему Южной Кореи  как на главных виновников усиления взаимного отчуждения между японцами и корейцами. Вместе  с тем некоторые японские специалисты обращают внимание на  объективные явления, которые способствуют ослаблению связей между Японией и РК. В результате быстрого роста южнокорейской экономики в последние годы изменилось соотношение объёмов экономик двух стран, снизилась зависимость южнокорейской экономики от японской и степень важности японской экономики для экономики Республики Корея. Одновременно выросла степень важности Китая для экономик обоих государств. (Территориальный спор вокруг островов Токто/Такэсима, сексуальное рабство, проблема компенсации за использование труда корейских рабочих на японских предприятиях во время второй мировой войны, судебные иски в адрес японских компаний)

Секция «История»

Ким Ен Ун (ведущий научный сотрудник ЦКИ ИДВ РАН). 

70 лет освобождения Кореи и судьбы корейской нации

Все годы жестокого японского колониального режима корейский народ активно боролся за свою независимость различными средствами, сочетания вооруженную и мирные формы борьбы. Вместе с тем, освобождение Кореи в августе . было осуществлено не самим корейским народом, а произошло в результате военно-политической капитуляции Японии под натиском союзных войск. Непосредственным поводом для объявления императором Хирохито капитуляции было вступление СССР в войну против Японии и сокрушительное поражение самой боеспособной полуторамиллионной Квантунской армии на Северо-Востоке Китая, а также на севере Корейского полуострова. С учетом роли США на тихоокеанском театре военных действий, сковавших основные силы японских вооруженных сил и избавивших СССР от войны на Дальнем Востоке в тяжелейшие годы отражения гитлеровской агрессии, СССР согласился с предложением США обеспечить принятие капитуляции японских войск на территории Кореи по линии 38 параллели. СССР вообще-то мог принять капитуляцию японских войск на всей территории Кореи, потому что ни с 9 августа (начало войны на Дальнем Востоке), ни 15 августа (день объявления капитуляции), 2 сентября (день подписания акта по полной и безоговорочной капитуляции Японии) . на Корейском полуострове не было из числа союзных войск кроме воинов Советской Армии. «Подаренное освобождение» и назначенные союзными державами лидеры двух частей Кореи и стоявшие за ними силы не смогли сохранить единство страны и народа, а затем и допустили гражданскую войну, превратившуюся из-за вмешательства США в международный конфликт, после окончания, которого обе части единого народа отныне были обречены на раздельное существование с колоссальными потерями интеллектуального, нравственного, культурного потенциала. В одной части прогресс в материальной сфере, открытость миру сопровождается серьезными явлениями нравственного, психологического неблагополучия, в другой – идейная стойкость существует наряду с низким жизненным уровнем и ограничением контактов с внешним миром.

Мен Дмитрий Вольбонович (профессор кафедры корееведения и японоведения КазНУ им. Аль-Фараби)

Советские корейцы в политике Советского Союза в Северной Корее

В статье рассматриваются политические аспекты международных отношений Советского Союза с Корейской Народно-Демократической Республикой в период 1945-1960 гг. Исследуются политическое состояние между двумя дружескими странами и роль советских корейцев в становлении в СВА социалистической Северной Кореи, которая оказалась классическим тоталитарным и точным повторением социализма в СССР.  Автор, являясь свидетелем во многих политических процессах, происходящих в то время между двумя странами, выработал свою собственную позицию. Он вместе с родителями, которые были командированы правительством Советского Союза, проживал с 1948-1957 гг. в Пхеньяне. С той поры прошло 70 лет, участников «интернационального долга», к сожалению, уже нет живых, многие погибли в тюрьмах Северной Кореи, некоторые возвратились на Родину и продолжили свою трудовую деятельность. Задача автора – напомнить, что в истории корейцев бывшего Союза были и такие страницы, которые отмечались своей яркостью на исторической родине, в то же время и трагедией. Многие, миновав сталинский каток репрессий, не смогли преодолеть кимирсеновский молох. Он с горечью отмечает, что политика советского руководства по отношению к советским специалистам было весьма равнодушным, если не предательская, человеческая жизнь как всегда не ценилась, ею можно манипулировать ради достижения своих целей. Правительство, которое не может защищать своих граждан не может пользоваться уважением.

      

Сон Жанна Григорьевна (доцент кафедры восточной филологии Школы востоковедения Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ)

Советские корейцы в Северной Корее

В сообщении рассматривается участие советских корейцев в строительстве социалистического государства – КНДР. С . после освобождения Корейского полуострова для восстановления и строительства государства советское руководство отправляло из СССР специалистов разного профиля из числа советских корейцев. Согласно выявленным архивным материалам в КНДР направлялись специалисты по ирригации, гидрометеослужбе и производству средств связи, по оказанию технической помощи в составлении планов восстановления промышленных предприятий и специалистов-советников для работы в корейских организациях, для работы в области науки, культуры и здравоохранения. Советские специалисты командировались в КНДР до 1958 года. Трудно согласиться с выводами предыдущих исследователей, что советские корейцы имели якобы свободный въезд и выезд в КНДР. Регистрационные бланки членов и кандидатов в члены ВКП(б) – корейцев, проживавших в Советском Союзе, были составлены в 1944 году. Списки корейцев, граждан Советского Союза, направленных в Северную Корею в 1946-1950 гг. на преподавательскую и др. работу, и членов их семей (характеристики и справки на них) также находились под строгим контролем. Также научный интерес представляют и списки резерваIII очереди (личные дела корейцев, граждан Советского Союза, не выехавших на работу в Северную Корею), датируемые 1946 годом.

Иванов Александр Юрьевич (доцент кафедры восточных языков ДВГГУ)

Интерпретация южнокорейскими СМИ освобождения Кореи Красной армией и деятельности советской военной администрации

В последнее время не только западные средства массовой информации, но и лидеры ряда европейских государств всеми силами пытаются принизить роль Красной Армии в победе во 2-й мировой войне и освобождении Европы от фашизма. В преддверии 70-летней годовщины освобождения Кореи от японского колониализма южнокорейские исторические круги анализируют события, происходившие на Корейском полуострове в . Долгое время южнокорейская историография избегала упоминания участия Советского Союза в деле освобождения Корейского полуострова. В учебниках лишь косвенно упоминалось о вкладе союзных войск в «возрождении Кореи». Куда большее внимание южнокорейские историки уделяют вооруженной борьбе корейцев за независимость как внутри страны, так и за рубежом. В последнее время в исторических трудах, а также в средствах массовой информации появляются материалы, дающие неоднозначную оценку событиям, связанным с освобождением Красной Армией северной части Корейского полуострова в . В целом, не умаляя той исторической роли, которую сыграл СССР в освобождении Кореи от японского колониализма, тем не менее, СМИ Южной Кореи пытаются найти «новые подробности», связанные с пребыванием советских войск на территории Кореи. Тот фактор, что советское руководство в «сговоре» с США сыграло решающую роль в разделении корейской нации, вызывает в последнее время плохо скрываемое недовольство определенной части южнокорейского общества. Это недовольство пытается подогревать южнокорейская пресса и, отчасти, ученые. Так, в попытке очернить тот вклад, который сделал Советский Союз в освобождении Кореи, в прессе появились «свидетельства» о мародерстве Советской Армии. Появление подобных публикаций выглядит несколько странным на фоне растущего политического, экономического и культурного сотрудничества России с Республикой Корея.

Чеснокова Наталия Алексеевна (преподаватель РГГУ)

«Исправить ландшафт» и подняться над прошлым  (к 20-летию сноса бывшего Дома Генерал-губернатора)

Ровно 20 лет назад, в марте ., начался снос здания Национального музея (бывшего Дома Генерала-губернатора, а позднее – штаб-квартиры Военного Американского Правительства). В течение года строение было полностью уничтожено. Выстроенное в . здание имело как историческую, так и культурную ценность: здесь принималась капитуляция последнего генерал-губернатора Кореи, первый президент Республики Корея Ли Сынман зачитывал присягу, в 1948-1975 гг. заседал парламент Южной Кореи. Но среди корейцев все это время бытовало мнение, что  «японское здание в центре столицы Кореи – это символ господства Японии над нашей страной, …символ тирании». Ведь, по словам корейцев, колонизаторы-японцы желали подчеркнуть подчиненное положение Кореи.

Спор между сторонниками сноса бывшего Дома Генерал-губернатора и противниками этого, отстаивающими культурную ценность здания, выстроенного по европейскому образцу, длился несколько лет. Одним из решающих факторов, по словам многих корейцев, стало нахождение Дома перед дворцом Кёнбоккун: такое положение способствовало «разрушению положительной энергии», согласно теории пхунсу чири соль.

 В настоящем докладе будет рассмотрена трагическая история бывшего Дома Генерал-губернатора, а также та роль, которую сыграла теория пхунсу чири соль в сносе здания: в чем именно выражалось «разрушение положительной энергии», «перекрывание жил страны». Исследование носит историко-культурный характер и затрагивает один из мало изученных культурных аспектов традиционной корейской географии – теорию пхунсу чири соль.

Садаков Денис Андреевич (аспирант кафедры всеобщей истории ВятГГУ)

Американские оценки политики СССР на севере Кореи в 1945-1948 гг.

Доклад посвящён эволюции восприятия американцами советской политики в Корее в 1945-1948 гг. и влиянию этого восприятия на политику США на полуострове. По мнению автора, одной из причин возникновения «холодной войны» являлось искаженное восприятие СССР и США политики друг друга, что привело к лавинообразному нарастанию взаимного недоверия и заблокировало возможность разрешения спорных вопросов на основе компромиссов. Несмотря на отсутствие крупных разногласий между СССР и США относительно будущего Кореи, решение корейского вопроса в условиях генезиса холодной войны уже к осени . зашло в тупик. Важный вклад в этот процесс внесла убеждённость американцев в стремлении СССР советизировать сначала Северную Корею, а затем и всю территорию полуострова. Можно выделить три этапа эволюции представлений американцев о положении на Севере. На первом (август – декабрь .) США лишь присматривались к действиям своего будущего оппонента в Корее. Политика СССР хотя и вызывала непонимание, но не оказывала негативного влияния на советско-американский переговорный процесс по вопросу возрождения независимого Корейского государства. На втором этапе (1946 – осень .) происходит формирование образа советской угрозы. На фоне неудач Совместной советско-американской комиссии разногласия между недавними союзниками усугубляются, а поступающая с Севера информация начинает внушать всё большие опасения США. Вопрос насколько представления американцев о положении севернее 38-ой параллели соответствовали действительности, остаётся дискуссионным. В целом, Советскому Союзу на территории своей зоны ответственности удалось построить более эффективный и стабильный режим, чем Соединенным Штатам в южной части Кореи. Возможности северокорейских властей преувеличивалась американцами. Север начинает восприниматься как серьёзная угроза Югу. США все более опасались советизации всего Корейского полуострова. Последний этап (до провозглашения Республики Корея) – период активного реагирования на «красную угрозу». Американцы поставили цель не допустить установление коммунистического режима во всей Корее. Изменению американской политики способствовали поступающие сведения о военной угрозе, исходящей с Севера. В этой ситуации проведение сепаратных выборов на Юге и придание южнокорейскому режиму государственного статуса позволяло, по мнению американцев, закрепить южную часть Корейского полуострова в орбите западного влияния.

Дьякова Ольга Васильевна (зав. лабораторией ИИАЭ ДВО РАН)

Влияние идей чучхе на формирование археологических концепций КНДР

В статье анализируется влияния идей чучхе на концепцию истории Северной Кореи. Был взят курс на установление непрерывности истории Кореи и на её самостоятельность. Это касалось проблемы появления человека на территории КНДР, в результате чего были обнаружены археологические памятники нижнего палеолита и сделана попытка найти «исконную связь» палеолитического Homo Sapiens Корейского полуострова  с современными корейцами и с современной территорией. В научных кругах подобная древность (памятники нижнего палеолита) вызвали сомнения и признанными считаются только памятники верхнего палеолита, т.е. Homo Sapiens. Критическому анализу подвергаются в мировом научном сообществе памятники эпохи раннего неолита и попытки вывести из него производящее хозяйства, поскольку реальные факты обнаружены только на памятниках позднего неолита.  Особое внимание было уделено государственным образованиям Кореи. Время возникновения Древнего Чосона было удревнено до Ш тыс. до н.э. , а само государство признано корейским. Эта позиция активно оспаривается китайскими специалистами, поскольку значительная часть Чосона располагалась на северо-Восточной территории Китая. Древность Чосона установлена по археологическим материалам – раскопкам гробницы Тангуна. Вокруг этого открытия в мировом научном сообществе возникли возникли жаркие дискуссии, выплеснувшиеся в СМИ. Возникли сомнения в подлинности гробницы и правомерности определения её как захоронение Тангуна. Значительно удревнено оказалось время возникновения государства Когурё, что вызвало в мировой историографии так же большую дискуссию. Корейскими исследователями была выявлена непрерывность развития государственных образований от глубокой древности, сопоставимой с ближневосточными государствами, до современности. Серьезные поправки коснулись этногенеза корейцев. Стало отрицаться  влияние миграционных процессов, а факты, указывающие на их наличие, стали объявляться фальшивками. Историческая концепция Северной Кореи должна была укладываться от формирования и развития древнего корейского человека  и государства до современности и быть «гомогенной».

Овчинникова Любовь Всеволодовна (ИСАА МГУ)

Религиозные организации в Корее и их роль в борьбе корейского народа за освобождение в 1930-е гг.

Служебные издания японского генерал-губернаторства в Корее (материалы полиции, суда и прокуратуры), выпущенные в Сеуле в 20-30 –начале 40-х гг. на японском языке, представляют значительную ценность для исследования разных аспектов истории колониального периода Кореи. Они рассказывают о ситуации в Корее, о социальных, культурных, идеологических процессах, происходящих в этой стране, повествуют о формах и масштабах антияпонского сопротивления. Эти издания приводят важные сведения  и о деятельности различных патриотических организаций в колонии в 30-е годы,  а также религиозных групп и обществах, которые внесли свой вклад в борьбу корейского народа за национальное освобождение. Это одно из самых влиятельных — религиозное общество Чхондоге, а также буддийские и христианские группы и общества. Корейскому народу свойственно выражение политического протеста под религиозной оболочкой, что хорошо осознавала колониальная администрация. Из материалов японских закрытых изданий можно сделать вывод, что Чхондоге и другие религиозные организации представляли угрозу для «общественного спокойствия» в Корее.

Колониальная администрация приняла в отношении этих организаций серию акций. Они включали и репрессии, аресты и меры политического и идеологического воздействия и давления, оказавшиеся результативными. Число религиозных организаций и групп во 2-ой половине 30 гг. уменьшилась, деятельность многих из них была переориентирована  на работу в пользу Японии. Вместе с тем, материалы японских закрытых изданий позволяют сделать вывод, что религиозные организации внесли определенный вклад в борьбу корейского народа за освобождение.

Лобов Роман Николаевич (аспирант ИДВ РАН)

Подготовка и заключение Договора об основах отношений между Республикой Корея и Японией

Одним из рубежных событий в истории взаимоотношений Республики Корея и Японии является заключение в . базового договора, регламентирующего характер двусторонних отношений между Сеулом и Токио. Помимо всего прочего, сам факт подготовки и подписания договора между бывшей метрополией и бывшей колонией красноречиво говорил о сдвигах, как в южнокорейской внешней политике, так и в южнокорейско-японских отношениях. Если в 1950-е гг. в японской политике Сеула преобладала линия на игнорирование Японии (благодаря как непримиримой позиции Ли Сын Мана, так и общественным настроениям в Республике Корея), то в 1960-е гг., несмотря на существующие антияпонские настроения в южнокорейском обществе, администрации Пак Чжон Хи удалось предпринять некоторые шаги к нормализации двусторонних отношений. В рамках данного доклада рассмотрения требуют внутренние и внешние условия, которые сопутствовали подготовке и заключению базового договора между РК и Японией. Что сыграло решающую роль в нормализации отношений – дипломатическое давление со стороны США или личные амбиции Пак Чжон Хи, видевшего в Японии тех лет как образец для модернизации страны, так и источник инвестиций? Кроме того, отдельного внимания заслуживает значение Договора применительно к современному состоянию двусторонних отношений между Сеулом и Токио.

Секция «Культура»

Хохлова Елена Анатольевна (преподаватель НИУ ВШЭ кафедра восточной филологии, кафедра цивилизационного развития Востока)

Южнокорейское искусство XXI века: попытка систематизации

На протяжении ХХ века искусство Республики Корея развивалось под влиянием западных художественных направлений сначала модернизма, а после постмодернизма.       Знакомство c модернизмом началось в период японской аннексии. Первые художники, осваивающие технику западной живописи, получали образование в Японии, где знакомились с импрессионизмом, постимпрессионизмом и кубизмом. Однако вплоть до освобождения эксперименты корейских художников были поверхностными, заканчивались попытками освоить незнакомую технику масляной живописи, в целом для них характерно недопонимание ее выразительных возможностей.

После освобождения художникам удается соединить корейскую эстетику с западной техникой. Начиная с 1970-х годов большинство художников работает с западными течениями, зарождается первое корейской направление абстрактной живописи – тансокхва(досл. монохромная живопись). В 1980-х абстрактная живопись сменяется так называемымминджун мисуль – «искусство народа», зародившееся как реакция на непонятную обычному зрителю монохромную живопись. Художники настаивали на том, что искусство должно реагировать на события, происходящие в современном обществе, и как лакмусовая бумажка раскрывать язвы существующего режима.

С падением военной диктатуры исчезает общая идея борьбы, объединившая художников, гражданский пафос сменяется частными интересами художников. В поисках ответа на вопрос, что является современным искусством, молодое поколение художников уезжает на Запад, их захватывает волна концептуального искусства и идеи постмодернизма. Сегодня концептуальное искусство – это основное направление южнокорейского искусства, художники работают со всевозможными техниками, главной темой является поиск самоидентичности. Искусство РК занимает достойное место на мировой сцене, многие художники хорошо известны не только в Азии, но и на Западе. В данной работе мы попытаемся выделить основные направления, в которых развивалось искусство РК в последние два десятилетия, рассмотрим основные темы и проблематику творчества наиболее влиятельных современных художников.

Осетрова Мария Евгеньевна (старший научный сотрудник ЦКИ ИДВ РАН)

Восприятие и способы репрезентации национальной кухни в КНДР и РК

С момента разделения Корейского полуострова на два независимых государства в 1948 году национальная кухня стала развиваться в двух самостоятельных направлениях в зависимости от того, какую из Корей она представляет. Сегодня южный и северный варианты корейской кухни не только имеют разные названия (хансик на Юге, чосон рёри на Севере), но через них транслируются различные национально-культурные установки, как внутри самих корейских государств, так и на внешнем уровне. Цель данного доклада — сравнить восприятие и способы репрезентации национальной пищевой традиции на Юге и на Севере, выделить, какие «внекулинарные» смыслы они передают, определить и объяснить сходства и различия, экстраполировать выводы на перспективы дальнейшего развития политики национальной идентичности двух корейских государств.

Я полагаю, что несмотря на разницу в идеологии, а также в политическом и общественном укладе двух корейских государств, в способе их восприятия и репрезентации национальной пищевой традиции можно проследить сходные тенденции. В частности, это сильный акцент на восхваление национальной кухни и желание через неё подчеркнуть преимущества своего видения корейской культуры и образа жизни на международном уровне. Однако причины появления сегодня сходных тенденций в восприятии своей национальной пищевой традиции у двух Корей различны. Для Южной Кореи это желание укрепить свою глобальную идентичность и повысить уровень международного присутствия и влияния (т.н. «мягкая сила»), а для Севера – в очередной раз отстоять истинность идейчучхе, а также упрочить связь народа с властью и вождём.

Гурьева Анастасия Александровна (доцент кафедры филологии Юго-Восточной Азии и Кореи Восточного факультета СПбГУ)

Корейская книга в японских проектах колониального периода

Статья представляет собой обзор деятельности японцев в колониальный период, связанной с корейскими рукописями и старопечатными книгами, на примере нескольких проектов. Изучение корейских источников стало частью колониальной политики Японии: одним из важных шагов в рамках политики ассимиляции являлся сбор информации о корейском обществе.  Общества朝鮮古書刊行會 («Общество издания корейских старых книг»), 朝鮮硏究會 («Общество изучения Кореи»),  自由討究社 («Научное общество свободных бесед») занимались сбором, изучением и изданием книг прежних веков. В журнале 朝鮮 («Тёсэн») публиковались сведения о некоторых письменных памятниках, переводы фрагментов из них.

Рассмотрение обозначенных инициаторами проектов целей, а также целей, которые прослеживаются при анализе издаваемого материала, показало, что корейские письменные памятники играли важную роль в японской колониальной политике. Они осознавались японскими властями как источник сведений об особенностях национального сознания корейцев («любимых младших братьев»). Понимание корейского менталитета мыслилось японскими деятелями как условие правильной политики колониальных властей. Некоторое исключение составляет 書物同好會 «Общество любителей книг», не преследовавшее явных политических целей. Способствование деятельности ученых, занимавшихся изучением данных материалов, признавалось одной из задач Генерал-губернаторства, которое активно поддерживало указанные проекты материально и включало в состав их руководства своих сотрудников.

Образ народа, который предполагается присоединить к своей стране, не только изучался, но и корректировался японскими политиками в связи с избранными политическими целями (при переводе нередко смещались акценты, выделялись социальные проблемы, исторические события, связанные с японской агрессией, представлялись как неизбежные). Японские власти понимали, какое место занимает книга в корейской культуре, особое отношение корейцев к тексту. В связи с этим внимание японских издателей распространялась не только на официальные издания на ханмуне, велась также активная работа с популярными текстами на родном языке, в которых, как комментировалось в изданиях, содержится «душа» корейской нации.

Хван Людмила Борисовна (профессор кафедры русской филологии Каракалпакского государственного университета имени Бердаха)

Основные тенденции развития новой прозы Кореи

В докладе на материале лучших образцов-произведений — «Корзина бататов», «Соната огня» Ким Донина, «Лягушка в препараторской» Ен Сасопа, «Крылья» Ли Сана, «Нирвана» Пак Тэ Вона и других характеризуются основные тенденции, обусловившие развитие новой корейской прозы — процесс европеизации, влияние традиции западной, русской литературы; закономерное развитие реализма, использование принципов изображения разных направлении — романтизма, натурализма, модернизма; избавление от консервативной нормативной поэтики, канонов композиционно-сюжетной организации произведений; интертекстуальность, активное присутствие в произведениях реминисценции, глубинный психологизм; высокий уровень социальности, пристальное внимание к повседневной жизни, обусловившие полифонический характер новой прозы. Важнейшей особенностью прозы 1910-1050-х годов является раскрытие социальной природы трагического, жестокости японского произвола, выразившийся в типизации крушения надежд, страданий, »пограничной ситуации, связанной со смертью героев, воспринимающегося как вызов, возмездие японскому колониализму, как символ свободы, несгибаемости духа народа. Художественным открытием новой прозы является создание нового типа-героя, борца. 

 Панова Ирина Борисовна (старший лаборант отдела Восточной и Юго-Восточной Азии МАЭ  РАН (Кунсткамеры))

  Орнаменты и рисунки корейских женских украшений

В данной работе была предпринята попытка рассмотреть орнаменты и узоры традиционных корейских женских нательных украшений на основе предметов личного обихода из коллекций МАЭ (Кунсткамеры) РАН. В качестве первого и основного объекта данного исследования выступила женская шпилька для волос с богато украшенной шишечкой. Автор данного исследования предприняли попытку исследовать традиционную систему корейского орнамента на примере анализа главного украшения шпильки – цветка орхидеи. В качестве основной методологической базы были использованы труды по дальневосточной символике, которые помогли установить более широкое поле значений изучаемой «орхидеи». В результате проведенного исследования были сделаны выводы о семантическом значении цветка орхидеи прежде всего, как о носителе сакрального и философского характера.

Секция «Экономика»


Суслина Светлана Серафимовна </span>
(главный научный сотрудник ЦКИ ИДВ РАН)

Энергетические дисбалансы Северной и Южной Кореи и возможности международного энергетического сотрудничества

 Доклад посвящен анализу динамики и текущего состояния энергетических потенциалов КНДР и РК, а также освещению проблем и перспектив их развития в ближайшем будущем. Показано, что на современном этапе развития энергетического сектора в экономике каждого корейского государства сохраняется проблема структурной несбалансированности его развития применительно к задачам экономической политики и запросам национального производства. Особое внимание уделено рассмотрению структур энергобалансов обеих стран, выделению «болевых точек» и «узких мест», особенностям энергополитики каждой из стран, определению значимости энергетики как структурообразующей отрасли в их экономиках. Показано, что основной дисбаланс в каждой из стран связан, прежде всего, с нехваткой углеводородных природных ресурсов, что может быть компенсировано в рамках развития и расширения форм международного энергетического обмена. В этом процессе одно из ведущих мест объективно принадлежит России как ведущему мировому экспортеру этого вида энергетической продукции и ближайшему соседнему государству в СВА.

Мудрова Евгения Борисовна (начальник отдела международного сотрудничества ОАО «Мечел»)

Инфраструктурные проекты как ключевой фактор развития интеграционных связей в АТР

Азиатские страны, вступившие на путь интеграционного взаимодействия позже стран Европы и Америки, в настоящее время стремительно развивают различные двусторонние, региональные и субрегиональные интеграционные союзы. Если в . количество подписанных соглашений в Азии составляло 55, то в середине . этот показатель вырос до 278. Ключевыми участниками данных процессов остаются Китай, Республика Корея, Япония и страны АСЕАН. Две трети соглашений являются двусторонними, однако, при этом активно растет и число многосторонних союзов. Особое внимание заслуживают взаимоотношения Китая, Республики Корея и Японии в процессе  формирования тройственного союза,  а также такие глобальные субрегиональные инициативы, как Транс-Тихоокеанское партнерство (TransPacific Partnership) и Региональное всестороннее экономическое партнерство (Regional Comprehensive Economic Partnership).

Одним из основополагающих факторов дальнейшего укрепления интеграционного взаимодействия между отдельными странами является развитая инфраструктура. В настоящий момент прорабатываются следующие крупные межрегиональные инфраструктурные проекты: Азиатская скоростная магистраль (Asian highway), Транс-Азиатская железная дорога (TransAsia Railway), объединение дорог и водных путей субрегиона реки Меконг,  соединение энергосистем Северо-Восточной Азии и России (NEAREST) и т.п. C учетом текущих глобальных кризисных явлений  государств АТР ищут новые форматы частно-государственного партнерства и формируют инновационные механизмы долгосрочного финансирования в такие инфраструктурные проекты. Автор анализирует текущее состояние межстрановой инфраструктуры в АТР, ее взаимосвязь с развитием интеграционных связей между странами, региональную систему поддержки инвестиций в развитие инфраструктуры, основные причины «замораживания» некоторых проектов и существующие возможности для их активизации в ближайшем будущем. Отдельно рассматривается участие и роль России в инфраструктурных проектах в регионе Северо-Восточной Азии, включая проекты на Корейском полуострове.

Ким Ен Сун (проректор по международному сотрудничеству, Южно-Сахалинский институт экономики, права и информатики)

Коллизии рынка газовых поставок для экономики Южной Кореи

Ограниченные собственные запасы газа газоконденсатного месторождения в Японском (Восточном) море, отсутствие доступа к международным газопроводам и потребности растущей экономики превратили Южную Корею в крупнейшего импортера сжиженного газа в АТР. Высокий показатель коэффициента корреляции между потребностями в газе и ВВП указывает на значимую роль поставок газа в экономике Южной Кореи. Активизация добычи сланцевого газа в США, Австралии, реализация амбициозного проекта строительства газопровода «Сила Сибири», совершенствование технологий транспортировки, сжижения и регазификации, снижение цен на нефть и соответственно ожидаемый прогноз снижения цен на газ в 2015г., эскалации напряженности в отношениях с КНДР и стремление обеспечить защиту и прибыльность вложений южнокорейских инвестиций в экономику Севера Кореи меняют расстановку акцентов политики закупок газа для Республики Корея. Всесторонний анализ условий современных газовых спотовых и долгосрочных контрактов, собственных потребностей и потребностей стран – соседей, возможностей добычи ведущих стран — экспортеров газа, факторов снижения политических рисков в долгосрочном аспекте  может определить  устойчивость позиций экономики РК. С одной стороны, сегодня поставки сжиженного газа морским путем обеспечены всей необходимой инфраструктурой страны и постоянно совершенствующими технологиями доставки газа до потребителя, с другой стороны, прокладка газопровода через территории КНДР может стать как основой для снижения себестоимости продукции Кесонского промышленного комплекса и будущей экономической интеграции страны, так и инструментом экономического шантажа северного соседа.

Машарский Кирилл Геннадьевич (преподаватель факультета международных отношений кафедры языкознания и страноведения Востока, Белорусский государственный университет)

Присоединение Республики Корея к ТТП: перспективы и вызовы

Осенью 2013 года Республика Корея изъявила желание присоединиться к Транс-Тихоокеанскому партнерству (ТТП). На текущий момент Республика Корея активно участвует в переговорном процессе по вступлению в ТТП, так как это соглашение, по мнению председателя Корейской ассоциации внешней торговли, способно значительно стимулировать развитие южнокорейской экономики, в частности в области внешнеэкономической деятельности.

По результатам анализа перспектив подключения РК к данному интеграционному проекту, который был проведен в РК, ожидаемое увеличение ВВП должно составить 2,58—2,60 %, в противном же случае при неприсоединении к ТТП прогнозируемое снижение ВВП составит 0,11—0,19%. На текущий момент для правительства Республики Корея вопрос присоединения к ТТП является более приоритетным, чем подписание корейско-китайского соглашения о свободной торговле. Согласно результатам исследования, соглашение с КНР поспособствует росту ВВП на 0,95—1,25 % через 5 лет, а через 10 лет — на 2,28—3,04 %.

Отношение деловых кругов РК к присоединению к ТТП можно охарактеризовать как весьма положительное. Этот факт можно аргументировать тем, что в результате подключения РК к пространству Транс-Тихоокеанского партнерства будут отменены таможенные барьеры, что обещает расширение рынков сбыта промышленной продукции в государствах — участниках, однако нельзя не отметить наличие реальной угрозы в отношении сельскохозяйственного сектора. Конкуренция с более дешевыми продуктами питания, источниками с\х сырья, поступающими из стран – членов данного объединения будет слишком велика и по оценкам ряда правительственных экспертов может послужить причиной упадка данной отрасли в корейской экономике.

Самсонова Виктория Георгиевна (ведущий научный сотрудник ЦКИ ИДВ РАН)

Сравнительный анализ демографической  ситуации в РК и КНДР

Доклад посвящен актуальным демографическим проблемам Южной Кореи,  анализу демографической ситуации в КНДР и исследованию возможности демографической взаимодополняемости двух стран. Демографическая ситуация в Республике Корея находится под все более пристальным вниманием государства и общества. Нарастающие проблемы, связанные с низким уровнем рождаемости, резким старением населения, увеличением числа нуклеарных семей, оказывают свое негативное влияние, как на экономическое, так и на социальное развитие страны. Для Южной Кореи, как и для многих стран мирового сообщества, главным долгосрочным вызовом современности является глобальный демографический кризис, который имеет двойственный характер проявления: сокращение рождаемости, с одной стороны, и увеличение продолжительности жизни старших поколений — старения населения, с другой. В 2013 году население страны составляло 50 млн. 220 тыс. чел. и  прогнозируется, что  население будет постоянно снижаться, после достижения своего пика в 2030 году в размере 52 млн. 160 тыс. чел.  В настоящий момент  Южная Корея по коэффициенту суммарной рождаемости, равному 1,25 занимает 220-е место среди 224 стран  мира и не обеспечивает даже простого воспроизводства населения.  КНДР в демографическом плане находится в более выгодном положении, чем РК: по оценочным данным в 2014 году коэффициент суммарной рождаемости в КНДР был равен 1,98, возрастная структура характеризовалась сравнительно молодым населением, благодаря чему страна обладает значительным потенциалом в сфере трудовых ресурсов. КНДР не относится к категории  стран со стареющим населением (в отличие от РК), ведь  в 2014 году доля граждан КНДР старше 65 лет была ниже 10% (9,5%), что является пороговым значением для включения страны в данную категорию.

Забровская  Лариса Вячеславовна (ведущий научный сотрудник ИИАЭ ДВО РАН)

Новые тенденции гендерной политики КНДР и РК

Статья посвящена актуальным проблемам, касающимся путей повышения социального статуса женщин в КНДР и РК. Проанализирован процесс того, как повышение роли корейской женщины способствует росту социально-экономических сил корейского общества.

Выявлены культурно-исторические причины низкого статуса женщин в феодальном корейском обществе. Исследованы новые тенденции, наблюдаемые как в КНДР, так и в РК. Сравнительный анализ гендерной политики обоих корейских государств показал, что первые шаги в этом направлении сделали северокорейские власти. В РК обратили внимание на эту проблему только во второй половине 1990-х годах.

В настоящее время РК, возглавляемая женщиной-президентом, предпринимает активные усилия по совершенствованию гендерной политики, преследуя при этом экономически значимые задачи. Власти КНДР и РК поставили цель привлечь как можно больше женщин на рабочие места с тем, чтобы добиться повышения эффективности экономики и получить возможность меньше (это актуально для РК) привлекать иностранных рабочих.

Синякова Анна Филимоновна (доцент кафедры японского, корейского, индонезийского, монгольского языков МГИМО(У) МИД России)

Инновационная политика правительства РК: возможности для России

Продуманная организация государственного управления стала для южнокорейского правительства ключом к успеху при решении широкого спектра проблем. Для России, которая имеет немало общего со странами СВА в плане системы управления, такой опыт на сегодняшний день является одним из самых актуальных. В амбициозную программу реформирования  (т.н. Предложения к «Стратегии 2020») включены несколько предложений по реформе государственного управления.

Инновационная региональная политика рассматривается в качестве очень важного вопроса внутриполитической повестки в плане государственного управления. Данная тема является актуальной как в южнокорейской политической ситуации, так и в российской. Она соответствует приоритетам сегодняшнего российского правительства и может быть оценена с позиции сравнительного анализа.

Реформы строились на принципах так называемого «Нового государственного управления» (с англ. – New Public Management)  , который определил основные подходы к преобразованиям: четкая оценка результатов, а не процессов, гибкие подходы к управлению, акцент на усиление полномочий руководителей низшего звена, ориентирование на ресурсосбережение, разделение хозяйственных и нехозяйственных функций. С появлением системы Открытого правительства в региональную политику стали внедряться понятия «открытых данных» и «открытых отчетов». РК оказалась одной из немногих стран, экономика которой оказалась достаточно стойкой на волне финансового кризиса . Сейчас в условиях продолжительной экономической рецессии стала очевидна необходимость более продуманной региональной политики, которая учитывала бы специфику каждой местности.

Захарова Людмила Владимировна (старший научный сотрудник ЦКИ ИДВ РАН)

Экономические факторы стабильности  КНДР

Через 70 лет после освобождения Кореи на полуострове продолжают существовать два независимых государства. Целью каждого из них провозглашается достижение объединения страны. Однако выработать совместный вариант «дорожной карты» того, как это будет достигнуто, двум корейским государствам пока не удается. При этом в РК в последнее время разрабатываются планы обустройства единой Кореи в случае реализации сценария поглощения Севера Югом. Во многом это связано с очередным всплеском интереса к теориям о нестабильности северокорейского режима, который начался после смерти Ким Чен Ира в конце 2011 года. Это мнение, по всей видимости, распространено и в среде нынешнего руководства РК.

Одним из аргументов сторонников идеи скорого коллапса нынешней системы власти в КНДР является «ужасная экономическая ситуация» в Северной Корее. Однако в южнокорейских (и многих западных) источниках не часто можно встретить объективный анализ того, как развивается экономика КНДР в настоящее время и насколько катастрофична ситуация в исторической ретроспективе. В данном докладе предпринята попытка провести такой анализ и сделать выводы о том, насколько экономические факторы могут вызвать нестабильность режима Ким Чен Ына в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Исследование базируется на материалах из открытых источников, а также наблюдениях очевидцев, регулярно бывающих в КНДР.

Кирьянов Олег Владимирович (собственный корреспондент «Российской газеты» на Корейском полуострове и в АТР)

Экономические и политические аспекты проекта «Хасан-Раджин»

Стартовав в ., совместный проект РФ и КНДР «Хасан – Раджин», несмотря на определенные сложности и препятствия, достиг стадии начала полноценного функционирования к ., когда была создана вся необходимая для реализации  инфраструктура и мощности. В . прошли несколько пробных поставок угля, в ходе которых была протестирована работоспособность совместного предприятия. Большое значение имела проведенная первая в истории поставка российского угля из Западной Сибири по железной дороге через и РФ до порта Раджин с последующей отправкой груза в южнокорейский Пхохан.

За процедурой доставки и отправки ноябрьской партии угля наблюдали представители государственных и деловых структур Южной Кореи, которые получили возможность лично досконально изучить все детали проекта «Хасан-Раджин», в том числе в условиях порта Раджин. Согласно комментариям в СМИ, Южная Корея склоняется к возможности присоединения к проекту, инвестировав в него до 200 млн. долларов.

В данной работе проведено описание истории и деталей проекта «Хасан-Раджин», включая как экономические, так и политические факторы, предопределившие его появление, реализацию и дальнейшее развитие. Автор полагает, что проект имеет большое политическое значение для всех настоящих и потенциальных участников. Вместе с тем, не будучи лишенных определенных политических мотивов, данное сотрудничество базируется на логике экономической эффективности, что позволяет надеяться на его стабильное развитие и функционирование в будущем, став хорошим примером взаимовыгодного делового взаимодействия в треугольнике РФ-КНДР-Республика Корея.

Эм Павел Павлович (научный сотрудник  Института географии РАН)

Роль метрополитена в развитии столичной агломерации Республики Корея

Первые составы сеульского метрополитена начали движение в . Сегодня он насчитываетуже 470 станций. С 1990 по 2014 гг. число полных циклов в морфологической сети подземки возросло в 4 раза, что увеличило количество пересадочных узлов и существенно повысило транспортную доступность всей системы в целом. В работе рассмотрен переход развития системы метрополитена от дендритизации к фазе активного остовообразования в ходе кардинальной трансформации морфологического строения. Разрастание сети метрополитена способствовало расширению столичной агломерации: вместе с разгрузкой столицы с 2000 по 2014 гг. возросла численность населения провинции Кёнгидо. Доступность скоростного транспорта в комплексе с более низкими ценами на недвижимость и с лучшими экологическими условиями существенно повысили привлекательность Большого Сеула, ведь его жители обладают практически всеми привилегиями столичной жизни. Произведена оценка изменения направления миграционных потоков в / из столицы. В работе предпринята попытка изучить изменение качества жизни населения в городах столичной провинции после введения в эксплуатацию в них станций метрополитена. Для этого предлагается использовать комплексный индекс объективной оценки качества жизни населения, объединяющий 31 статистический показатель. Он описывает такие аспекты как качество населения, среды жизни и развития общества. Рассмотренная тема весьма актуальна для московского региона, поскольку в данный момент ведется активное строительство подземки. Успешный опыт открытия новых станций метрополитена столичной агломерации Республики Корея был бы весьма полезен.

Источник: http://makkawity.livejournal.com/3334691.html

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.