Нормализация отношений между Сеулом и Токио

Корея: 70 лет независимости

22 июня 1965 года в Токио было подписано Соглашение о нормализации отношений между Республикой Корея и Японией.

Этот документ означал установление равноправных отношений Республики Корея со страной, которая оккупировала её на протяжении 36 лет.

1427246132kpanorama_k150324_lПод договором поставили подписи министры иностранных дел Республики Корея и Японии – Ли Дон Вон и Сиина Эцусабуро. Церемония подписания, длившаяся 15 минут, завершилась исполнением гимнов двух стран и обменом тостами. К этому важному моменту стороны шли долгих 14 лет, ведя непростые переговоры о нормализации межгосударственных отношений.

После освобождения Кореи в 1945 году две страны значительно отдалились друг от друга, и отношения между ними были практически полностью свёрнуты. В 1951 году Сеул и Токио начали вести переговоры о нормализации отношений. Они проходили на фоне ожесточённых споров вокруг трактовки колонизации Кореи Японией. Переговоры продолжались, но каждый раунд проваливался из-за нежелания обеих сторон идти на уступки и сблизить взгляды на недавнее историческое прошлое Корейского полуострова. О том, что тормозило переговорный процесс, расскажет профессор Ли Вон Док, директор Института японоведения Университета Кунмин.

Чтобы нормализовать отношения, Республика Корея и Япония должны были сначала выработать единую точку зрения на спорные вопросы исторического прошлого. Стороны никак не могли договориться о том, как квалифицировать японскую колониальную оккупацию Кореи, была ли она легитимной или нет, и о размерах компенсации, которую Япония должна была выплатить за нанесённый ущерб. Это главное, что мешало переговорам.

На протяжении нескольких лет южнокорейско-японские переговоры пробуксовывали из-за существенных различий в интерпретации сторонами событий, происходивших на Корейском полуострове в годы японского колониального режима. И только при правительстве Третьей Республики, пришедшего к власти в Республике Корея в 1960 году, на переговорах наметился прогресс. Корейское руководство провозгласило масштабный пятилетний план экономического развития, для реализации которого необходимо было привлечь иностранные инвестиции. С этой целью решено было провести переговоры с Токио и договориться о получении кредитов. Ситуацию описывает господин Сок Чон Сон, занимавший тогда должность заместителя директора Центрального разведывательного управления.

Для ускорения экономического развития Республике Корея нужно было провести коренную индустриализацию и модернизацию экономики, а для этого требовались деньги. Корейские власти рассчитывали, что заключение договора с Японией обеспечит получение столь необходимых средств в большом объеме. С этой целью решено было сдвинуть с места переговорный процесс.

В то время Япония тоже была заинтересована в восстановлении дипломатических отношений с Кореей. В 60-е годы прошлого столетия японская экономика была на подъёме, и соседняя Корея могла стать для неё хорошим рынком экспорта. Продолжает профессор Ли Вон Док из Университета Кунмин.

Токио считал антикоммунистический режим в Республике Корея достаточно прочным, что вполне устраивало его с точки зрения безопасности Японии. Потому Токио был настроен на сотрудничество с правительством Пак Чон Хи. К тому же в 60-е годы Япония готова была инвестировать в южнокорейскую экономику, рассматривая Корею как перспективный рынок. Так что Япония нуждалась в нормализации отношений с Сеулом в плане собственной безопасности и экономического развития.

С учётом обеспечения взаимных интересов 22 июня 1965 года Сеул и Токио заключили договор о нормализации двусторонних отношений.

Подписанный в 1965 году Договор о нормализации отношений между Кореей и Японией содержит четыре основных положения. В документе стороны зафиксировали общее понимание японского колониального периода в истории Кореи, а Япония признала правительство в Сеуле единственным легитимным правительством на Корейском полуострове. Важным было соглашение по рыболовству, которое устанавливало границы рыбного промысла, которые рассматривались некоей линией мира. Проживающие в Японии корейцы получили легальный статус. Было также зафиксировано право заявлять претензии на компенсацию 36-летней оккупации Кореи Японией. Наконец, стороны договорились, что вывезенные из Кореи в колониальный период культурные ценности должны быть возвращены. Такими были основные договорённости, нашедшие отражение в договоре 1965 года.

Подписание договора о нормализации отношений стало поворотным пунктом в отношениях двух государств, но при этом вызвало резкие протесты со стороны корейской общественности.

Переговоры о нормализации отношений между Сеулом и Токио начались в 1951 году, когда в корейском обществе доминировали настроения с требованиями к Японии принести извинения за колониальную оккупацию Кореи и возместить нанесённый ущерб. За 36 лет японского правления погибли тысячи корейских патриотов, боровшихся за независимость страны, около 7 млн. корейцев были направлены на принудительные работы, почти искоренены были корейская письменность и язык, нещадно выкачивались природные ресурсы. На протяжении нескольких десятилетий японский режим в Корее чинил бесчинства и несправедливость и совершил массу непростительных преступлений против человечности. Корейцы были убеждены, что правительство должно добиться от Японии извинений и выплаты компенсации ради восстановления национальной гордости.

С наступлением 1964 года в корейском обществе распространились слухи о том, что правительство собирается в марте подписать с Японией договор, не требуя от неё извинений. В марте на переговоры в Токио отправился тогдашний лидер Демократической партии Ким Чжон Пхиль. Два года спустя он принял участие в ток-шоу, где объяснил, почему корейские власти так спешили с нормализацией отношений с Японией.

Думаю, что тогда действительно пришло время для таких переговоров. Корее необходимо было укреплять своё положение в Азии и в мире. Но для этого надо было нормализовать отношения с Японией, без чего невозможно было распространить своё влияние в Азии и в остальном мире. Корея должна была ослабить враждебность в отношении Японии и решить проблемы, мешавшие нормальным отношениям между двумя государствами. Я получил инструкции правительства и отправился в Токио на встречу с министром иностранных дел Японии Масаёси Охирой.

На фоне быстрого прогресса на переговорах с Японией в Корее рос общественный протест, который охватил всю страну. На улицы городов вышли студенты, представители оппозиции и обычные граждане, требовавшие, чтобы Япония извинилась и выплатила компенсации.

26 марта, через два дня после начала демонстраций в Сеуле, в 11-ти городах в акциях протеста приняли участие почти 60 тысяч человек. Выступление президента Пак Чжон Хи, в котором он попытался успокоить граждан, несколько сбило волну протестов. Однако вскоре произошел новый всплеск негодования, когда населению стало известно содержание секретного соглашения Ким Чжон Пхиля с японским министром Охирой. По нему Япония обязалась предоставить Корее безвозмездную финансовую помощь на 300 млн. долларов, двухсотмиллионный кредит под низкий процент и коммерческий кредит на сумму 100 млн. долларов. Корейцы восприняло это как попытку Токио за 600 млн. долларов купить «отпущение грехов» и затем вновь начать экономическую экспансию в Корею.

Протесты не останавливали правительство, которое продолжало переговоры с Японией. 3 июня 1964 года Ким Чжон Пхиль в очередной раз отправился на переговоры в Токио. Днём студенты вновь вышли на улицы, тогда власти ввели чрезвычайное положение и стали подавлять протесты.

В начале 1965 года Сеул и Токио уже были близки к заключению договора, и 20 февраля состоялся первый этап подписания, вызвавший новый всплеск выступлений. Студенты вышли на демонстрации, рабочие и служащие провели забастовки и голодовки, однако 22 июня договор всё равно был подписан. После этого целью демонстрантов стало недопущение ратификации договора.

14 июля законопроект поступил на рассмотрение парламента, а ровно через месяц, 14 августа, был утверждён в Национальном собрании буквально за одну минуту в отсутствие депутатов от оппозиции.

Оппозиционные парламентарии заявили о сдаче своих мандатов, активизировались студенческие выступления, на что власти ответили ещё жёстче. 25 августа армия подавила демонстрацию в кампусе Университета Корё. В ответ университетская профессура приняла заявление с критикой действий правительства.

Во избежание эскалации протестов правительство временно закрыло Университет Корё и еще девять сеульских университетов, 17 декабря президент Пак Чон Хи утвердил ратификацию договора.

Вновь у микрофона профессор Ли Вон Док из Университета Кунмин.

В тех условиях это было, пожалуй, лучшее для Кореи решение вопросов исторического прошлого и способ налаживания сотрудничества с соседней страной в интересах экономического развития и национальной безопасности. Договор не решал всех проблем. А те формулировки, которые содержались в нём, со временем стали трактоваться по-другому, до сих пор не позволяя устранить противоречия между сторонами. В последнее время у договора появилось много критиков, но не будем судить слишком строго, поскольку на тот момент правительство поступило наилучшим образом, чтобы создать условия для нормализации межгосударственных отношений, налаживания экономического сотрудничества и создания тройственного союза между Республикой Корея, США и Японией.

Полвека назад были нормализованы межгосударственные отношения между Республикой Корея и Японией. Однако до сих пор прошлое тяготеет над ними, не давая двигаться вперед. Сеул и Токио всё еще по-разному смотрят на то, что происходило в Корее в период японского колониального правления. Не решив раз и навсегда проблемы исторического прошлого, двум странам сложно будет стать добрыми соседями.

Источник: http://world.kbs.co.kr/russian/program/program_kpanorama

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.