Оччхиль – лаковое искусство Кореи

16898617736_dc3279d08c_b

Вышел мартовский номер русскоязычного журнала КИМ, издающегося в Корее.

Электронная версия журнала в PDF на сайте —  www.vmeste.kr

katya_rogozkinaВ этом номере есть мои фотки и большая статья про оччхиль — лаковое искусство Кореи.
Статья в каком-то смысле получилась уникальной. То, что про оччхиль в рунете есть только мои записи — это полбеды. В мире больше распространено японское название — «urushi», «уруси» или «уруши». Так вот, про уруси информации на русском языке тоже мало. Как правило, люди, которые пишут об этом искусстве, работают в одной или нескольких техниках и только упоминают о бОльших возможностях лака.
Поэтому я развела занудство на 4 полосы КИМа. Пыталась описать кратко, но ничего не вышло. Надеюсь, получилось понятно про оччхиль, чем он ценен и чем он так привлекает меня.
Еще, если бы не КИМы в лице Юлии Уняевой и Евгения Штефана, я бы никогда не записала всю эту информацию.

16736864678_5bf1357be8_b
ОЧЧХИЛЬ – лаковое искусство Кореи

Живущие в Корее иностранцы неоднократно встречали на улице выброшенную мебель с перламутровыми узорами. Мимо такого пройти трудно, а реакция почти у всех одна и та же: «Как можно такое выбрасывать!?», «Забрать домой?», «Куда поставить?», «Дверцу, что ли, отломать? На стену повесить…»

Подобные мысли были и у меня при виде перламутровых трюмо на помойке. Расспросы среди знакомых корейцев не сильно проясняли ситуацию. Такая мебель в 1960-70-х годах была в моде. На ее производство работали целые артели мастеров. Гарнитуры с перламутром считались хорошим подарком на свадьбу. Что-то отправляли на экспорт. Сейчас покупают новую мебель, а эту выбрасывают.

Вопрос начал проясняться после знакомства с французским художником, специально приехавшим в Пусан изучать лаковую технику у корейской художницы Пак Мёнхи. С этого момента началось мое увлечение традиционным корейским лаковым искусством «оччхиль» (кор. – 옻칠, англ. – ottchil). В мире больше известен его японский аналог – «уруси» или «уруши».

16302153494_6438b52069_b
ТЕХНОЛОГИЯ

Лак получают из сока растения токсикодендрон (옻나무, Toxicodendron vernicifluum) семейства сумаховых, или, попросту говоря, из лакового дерева. Эти деревья произрастают в Корее, Японии и Китае. Сок собирают в начале лета, делая на коре горизонтальные надрезы. Одно дерево дает всего около 200-250 мл сока за сезон, отсюда высокая стоимость конечного продукта.

Лаки и краски производят в нескольких странах Восточной Азии, но корейские мастера предпочитают работать с японскими и местными материалами, гарантирующими качество.

Сок содержит маслянистый токсин урушиол, вызывающий при соприкосновении с кожей аллергическую реакцию (красная сыпь). Поэтому вся работа с лаками происходит только в перчатках. После контакта с воздухом урушиол в присутствии влаги окисляется и полимеризуется, лишаясь токсичности, и в дальнейшем защищает покрытые им изделия от гниения и коррозии.

Для получения лака затвердевший сок дерева нагревают и тщательно очищают от посторонних примесей. В результате получается сэнчхиль (생칠) – сырой лак, густой непрозрачный, светло-коричневого цвета, который быстро темнеет при контакте с воздухом. Он используется также в медицинских целях.

Чонджэчхиль (정제칠) – прозрачный коричневый лак, получаемый после более длительной обработки сэнчхиля с добавлением масел и смол.

Для примера, 2 килограмм сэнчхиля стоят около 140 000 вон, чонджэчхиль почти в два раза дороже. На базе этих лаков изготавливают цветные краски с натуральными или синтетическими пигментами – чхэсэкчхиль (채색칠), а так же наиболее известный черный лак – хыкчхиль (흑칠).

Расходные и рабочие материалы продаются в узкоспециализированных магазинах для мастеров оччхиля. Например, перламутр уже нарезанный лазером, склеенный в пластины по оттенкам, в форме готовых элементов или с рисунками. Специальные кисти, сделанные из жестких волос азиатов, а так же кованая фурнитура, листы драгоценного и полудрагоценного метала.

Технологий применения лаков существуют тысячи. Традиционно для основы используют дерево, керамику, стекло, металл, кожу, изготавливают невесомые папье-маше, больше похожие на пластик, чем на изделия из многослойного лак. В последнее время всё чаще встречается оччхиль на синтетических материалах, к примеру, чехлы для смартфонов или бижутерия.

Лаки используют в чистом виде с добавлением скипидара, а так же смешивают с глиной, перламутровым порошком, цветными сухими пигментами, яичным белком, рисовым крахмалом, соевым творогом тофу… список можно продолжать. Всё это дает различные текстуры и оттенки – от идеально гладкого до рельефного, от матового до искрящегося. Одни способы подчеркивают рисунок древесины, другие закрывают материал полностью, делая его непроницаемым для влаги и бактерий.

При любой технологии полировка и шлифовка – это самое главное в оччхиле. На них приходится 80% всего рабочего процесса! Первые лаковые слои служат для пропитки и укрепления основы, или, при добавлении глины и холста, становятся сами основой — папье-маше. Каждый слой сохнет сутками в специальной комнате при температуре 25-30 градусов и влажности 75-80%.
Чтобы добиться идеальной глянцевой поверхности лак наносят тонким слоем, иначе при высыхании он сморщится, как пятка после длительного приема ванны. Слой затвердевшего лака шлифуют абразивной бумагой с водой, чтобы убрать мельчайшие инородные элементы (пыль). Шлифовка необходима и для лучшего сцепления с последующим покрытием. Как правило, это делается вручную, очень редко для больших площадей используется специальная машинка.

Наиболее привлекательны вещи, инкрустированные перламутром и металлом, покрытые яичной скорлупой, золотой или серебряной фольгой. Для закрепления фрагментов узора, в зависимости от их материала и размера, используются костяной клей, рисовый крахмал или лак. Особенность лака такова, что он сохнет сутками, это позволяет без спешки выкладывать рисунок, состоящий даже из очень мелких частей.

Прочные материалы, такие как перламутр и металл, приклеивают на подготовленную основу, затем постепенно слой за слоем покрывают лаком, сушат, шлифуют, пока элементы узора не погрузятся в лака полностью или на высоту, способную фиксировать декор — это и есть инкрустация. «Запачканные » части узора расчищают ножом, абразивной бумагой и полируют до блеска вместе со всей поверхностью.

Так постепенно через десятки слоев лака после многократной, грязной шлифовки появляется мерцающее творение.

16738341359_919f4e2283_b
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Археологические находки в Корее, Китае и Японии подтверждают, что свойства сока лакового дерева были известны еще с доисторических времен. На протяжении веков лаком покрывали оружие, доспехи, орудия труда и посуду для защиты материала от влаги и коррозии. Небезызвестные корейские корабли-черепахи также обрабатывались этим материалом.

Сложно утверждать, в Японии, Корее или Китае первыми оценили уникальные качества лака и перешли от утилитарного использования к творчеству. Но, несмотря на тесные отношения между тремя странами, лаковое искусство в каждой из них развивалось с сохранением своих самобытных особенностей.

В Корее в период государства Корё (918-1392 гг.) оччхиль стал национальным ремеслом. Расцвет его пришелся на времена династии Чосон (1392-1910 гг.). Оччхиль стал предметом роскоши государева двора и знати. Начиная с XVII века лаковые изделия с перламутром стали поставляться в Европу.

ОБУЧЕНИЕ

Оччхиль почти сразу стал для меня какой-то навязчивой идеей. Возможно, в нем соединились моя любовь к дереву и перламутру, первое художественное образование и увлечение прикладными ремеслами. Решение начать учиться пришло само собой.

С художницей Пак Мёнхи я познакомилась через друзей и попросилась к ней в ученики. Процесс оказался сложным и трудоемким, но это еще больше подстегнуло интерес к оччхилю. Два курса обучения растянулись на полгода и стоили около 2 миллионов вон, но надо сказать, что с учетом стоимости расходных материалов это не так и много.

Спустя время учительница пригласила меня помочь в подготовке ее новых работ к большой персональной выставке в Индии (Дели). Параллельно она дала мне еще один курс бесплатно. Чем больше происходило моё погружение в работу с ее панно, тем меньше хотелось возвращаться к своим ученическим дощечкам. Используя классические материалы, Пак Мёнхи создает невероятные по энергетике картины, далекие от традиционных корейских утилитарных столов и сундуков.

О своём творчестве она говорит: «Цель моей работы – показать движение маленькой жизни и ее природной силы, которую мы не замечаем в повседневности. Возможно, это способ познать себя. Осознание приходит извне и остается внутри меня, отражаясь жизненной энергией в моих работах с оччхилем».

Стоит добавить, что Пак Мёнхи очень легкий человек, болтушка и хохотушка. В мастерской почти все время находятся какие-то художники, владельцы галерей, гуру чайных церемоний и просто друзья. Все всё время что-то едят и пьют – это Корея.

ФИНАЛ

Очень часто можно услышать о бережном отношении корейцев к своей культуре. До конца так и не пойму, что это значит. На примере оччхиля могу сказать, что молодежь младше 30 с трудом понимает, о каком искусстве идет речь.

В университете, где преподает Пак Мёнхи, студентов по направлению оччхиль мало – слишком много работы, а будущее с такой профессией для них туманно. Есть реставрационные мастерские для оччхиля, но с каждым годом их становится все меньше.

В Пусане, в павильоне APEC, где в 2005 году проходил слет глав стран, висит огромное панно с флорой и фауной из перламутра. Это панно отличается от большинства створок выбрасываемых шкафов только размером.

Осенью в комиссионке купила небольшую тумбочку с перламутром в черном лаке за 20 тысяч вон. Такого же размера тумбочка, но с более современным рисунком, на выставке ArtShow Busan стоила 25 миллионов вон.

Если сохранением корейской культуры считается занесение кимчхи в списки ЮНЕСКО, то все в порядке. Но когда на выброшенную на улицу мебель дворник клеит бумажку формата А4 с надписью, что за габаритный мусор надо платить, это как-то не укладывается в голове.

16898617736_dc3279d08c_b
Пак Мёнхи (박명희)

Художник оччхиля. Закончила отделение ремесел университет Силла по специальности «дизайн оччхиль». Член различных ассоциаций: Silla Lacquer, Busan Fine Arts Association, Korea Lacquer Culture Association. Преподает на факультете ремесел в университете Силла. Директор ателье «Соён-арт» (서영아트). Получила множество наград на персональных и совместных выставках в Корее, Японии и Европе.
Сайт: www.facebook.com/park.myunghee.5

Источник: http://katya-rogozkina.livejournal.com/263851.html

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.