Пан Нэхён и Чхон Гёнчжа

Чхве Ёль, критик изобразительного искусства

Пан Нэхён (Пак Рэхён; 1920—1976) и Чхон Гёнчжа (1924 г.р.) — две женщины, которые по-разному жили, о разном мечтали и исповедовали совершенно разные принципы в искусстве, но, тем не менее, оставили глубокий след благодаря своему завораживающему духовному миру в истории корейского женского изобразительного искусства XX века. Будучи новаторами в области таких традиционных для восточного изобразительного искусства жанров, как монохромная живопись тушью и полихромная живопись акварелью, свободно владея таинственной женской чувственностью и иллюзорными, фантастическими цветами, они создавали работы, ставшие вехой в истории корейской живописи XX века.

Пан Нэхён. "The Origin B". Меццо-тинто, травление. 50,5х37 см. 1972 г. Из собрания Национального музея современного искусства. Пан Нэхён, постоянно занимаясь новаторством в том, что касалось линий, плоскости и цвета, сумела создать глубокий фигуративный мир.

Пан Нэхён. «The Origin B». Меццо-тинто, травление. 50,5х37 см. 1972 г. Из собрания Национального музея современного искусства. Пан Нэхён, постоянно занимаясь новаторством в том, что касалось линий, плоскости и цвета, сумела создать глубокий фигуративный мир.

Пан Нэхён родилась в Чиннампхо провинции Пхёнаннам-до (Южная Пхёнан; в настоящее время территория КНДР), но выросла в Кунсане, что в провинции Чоллабук-то (Северная Чолла), куда ещё в детстве переехала вместе с семьёй. Молодая женщина начала осуществлять свою мечту стать художником, когда ей было уже за двадцать. С этой целью она поступила в Токийскую женскую художественную школу, и ещё во время обучения получила гран-при Художественной выставки Кореи, что стало залогом будущего успеха. Мир работ художницы можно в целом разделить на три категории. Первая представляет собой работы с геометрической композицией, в которых автор изображает традиционные корейские сцены из сельской жизни, используя технические приёмы западного кубизма, чтобы поделить плоскость картины на фрагменты. Ко второй категории относятся работы в стиле нефигуративной живописи, в которых Пан Нэхён доводит до абстракции формы, относящиеся к фольклорной тематике, такие как связка старинных монет или круглые соломенные подстилки под жёрнов. В третью категорию входят работы в технике objet, которые имеют рельефную поверхность из-за лоскутов ткани, наклеенных на основу.

Пан Нэхён с мужем, художником Ким Гичханом, в мастерской в собственном доме.

Пан Нэхён с мужем, художником Ким Гичханом, в мастерской в собственном доме.

Пан Нэхён также отличал непростой выбор тематики для своих работ. Если посмотреть только на сами сюжеты, можно подумать, что она была художником, изображающим в основном женщин и сцены из традиционной корейской жизни в период до нового времени, но на самом деле Пан Нэхён скорее была художником-экспериментатором, который, восприняв идеи и способы выражения западного модернизма, постоянно занимался новаторством в том, что касалось линий, плоскости и цвета, и испытывал интерес к фигуративности как таковой.

Пан Нэхён была художником, который шёл путём слияния Востока и Запада. В частности, техника создания рельефа за счёт использования ткани, которую она стала применять в своём творчестве после достижения пятидесятилетнего рубежа, есть результат попытки привнести в искусство женскую сущность, проявляющуюся в повседневной жизни. И в этом контексте прикрепление на текстильный рельеф связок монет эпохи Чосон можно в свою очередь рассматривать как попытку соединить традицию и современность, повседневную женскую рутину, труд и атмосферу рынка. Более того, благодаря использованию простых цветов, созданию изысканной текстуры поверхности, торжественной и в то же время сдержанной композиции, Пан Нэхён удалось превратить свои работы в очень элегантные таинственные пространства.

Чхон Гёнчжа "22-ая  страница моей печальной легенды". Бумага, краски. 43,5-36 см. 1977 г. Сеульский художественный музей. Чхон Гёнчжа, седенив образы природы и человека, создала яркий фантастический мир, которым могли обладать только женщины.

Чхон Гёнчжа «22-ая страница моей печальной легенды». Бумага, краски. 43,5-36 см. 1977 г. Сеульский художественный музей. Чхон Гёнчжа, седенив образы природы и человека, создала яркий фантастический мир, которым могли обладать только женщины.

Чхон Гёнчжа родилась на полуострове Кохын-пандо, в провинции Чолланам-до (Южная Чолла). В возрасте 18 лет она поступила в Токийскую женскую художественную школу, и ещё во время учёбы одна из её работ была принята для показа на Художественной выставке Кореи. После Освобождения, работая преподавателем рисования, она окончательно встала на путь искусства. Работы художницы, в которых она делала акцент на достоверном изображении объектов, после Корейской войны серьёзно изменились. Война привнесла кардинальные изменения в творческий мир тридцатилетней художницы. Начиная с этого времени она обрушивает на зрителя цвета и сюжеты, обнаруженные ею как в реальности, так и в иллюзорном мире сновидений. Другим словами, в этот период её работы стали приобретать фантастический характер, создаваемый за счёт свободного полёта воображения и яркой декоративности. Главной темой творчества Чхон Гёнчжа была «чувственная женственность», и, соединив природу и человека, она создавала в своих работах «фантастический женский рай», особый мир, которым могли обладать только женщины. Нарушая законы перспективы, художница использовала традиционный для живописи эпохи Чосон способ организации пространства со многих точек зрения, располагая хаотично объекты на плоскости. Это добавляло её работам таинственности, а умелое использование ярких цветов наполняло её картины не только чувственностью, но и элегантным достоинством.

Чхон Гёнчжа рассказывает о своей работе "Портрет красавицы" (1977 г.)

Чхон Гёнчжа рассказывает о своей работе «Портрет красавицы» (1977 г.)

Пан Нэхён и Чхон Гёнчжа, несмотря на разницу разрабатываемой тематики и способов выражения, очень похожи в том, что обе они свободно видоизменяли и реконструировали образы людей и объектов в соответствии с собственной логикой, чувствами и воображением. Пан Нэхён, преданно придерживаясь послевоенной логики изобразительного искусства, в то же время сумела создать собственный, особый стиль, опираясь в своей реконструкции действительности на свой уникальный женский взгляд. Тогда как Чхон Гёнчжа, отвергнув логику искусства своего времени, тем не менее, также добилась успеха в создании собственного стиля за счёт женской инстинктивной восприимчивости и яркого взрыва воображения. И как раз этот момент позволяет нам сказать, что двух художниц объединяет схожий путь в искусстве.

Источник: KOREANA — https://ebook.kf.or.kr/contentsPdf.jsp?book_id=1621

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.