Парад лотосовых фонарей


031
В нынешнем году День рождения Будды выпал на 25 мая, но парад – обратите внимание – был на 9 дней раньше. Так всегда и бывает: парады проводятся заранее, обычно где-то за неделю до праздника, даты их проведения надо отдельно уточнять, так что имейте это в виду, если захотите посмотреть красочное шествие буддистов в следующем году. А посмотреть хоть раз надо – просто потому, что парад фонарей – это безо всякого преувеличения самое яркое празднество в Южной Корее из числа проводящихся регулярно.
Буддийское Рождество отмечается по лунному календарю – в восьмой день четвертой луны – и поэтому каждый год выпадает на разные дни по современному солнечному календарю. Обычно праздник случается в мае, реже – в конце апреля. Неизвестно на самом деле, какого именно числа, или даже в какой год, родилсяПробужденный мудрец из рода Шакья – так переводится словосочетание Будда Шакьямуни, по-корейски звучащее как Соккамонибуль. Поэтому, как и в случае с Рождеством Христовым, дата рождения Будды имеет чисто символический, а не биографический смысл.

Откуда вообще взялась традиция зажигать фонарики? Идет она с древних времен, из Индии, и, если подумать, наверняка родственна традиции зажигать свечи в христианских храмах.

Согласно одному из важных буддистских текстов – «Сутре о мудрости и глупости», еще при жизниПробужденного мудреца народ всячески выражал ему и его общине свое почитание. Люди, например, зажигали лампады перед обликом Будды. И вот однажды случилось необычное. Одна очень бедная женщина буквально на последнюю копейку купила немного масла, пришла в храм, зажгла лампаду и помолилась о том, чтобы хоть в следующей жизни ей удалось достичь просветления и помочь всем живым существам. Другие люди тоже ставили свои светильники, но к утру все они потухли – кроме одного, зажженного бедной женщиной. Ученики Будды попытались затушить лампадку, но у них ничего не вышло. И так, и сяк пытались, а светильник чудесным образом продолжал гореть. И тогда Будда сказал им: не стоит мучиться, даже воды всех четырех океанов не потушат этот огонь, потому что он зажжен с великим помыслом о сотворении блага всем людям.

Из Индии буддийская традиция зажигать светильники попала в Китай, а потом и на Корейский полуостров – говорят, еще в VI веке нашей эры. А во времена династии Корё (918-1390), когда буддизм был государственной религией, сложилась традиция ежегодно устраивать по случаю дня рождения Будды церемонию Ёндынхве (연등회,«ён» – лотос, «дын» – фонарь, «хве» – праздник, церемония). И в наши дни эти торжества называются точно так же – Ёндынхве. Но если говорить именно о параде лотосовых фонарей по городским улицам, то это традиция новая, такие парады проводятся с 1996 года.

Самый яркий парад фонарей организуют в столице. Обычно он проходит от ворот Тондэмун по проспекту Чонно до храма Чогеса – главного храма самого крупного в Корее монашеского буддийского ордена Чоге. В нынешнем году маршрут удлинили с обоих концов. Шествие началось от буддийского университета Тонгук, расположенного на горке напротив гостиницы «Силла», затем колонны «демонстрантов» миновали ворота Тондэмун и по Чонно дошли до ворот Кванхвамун, где на просторной площади состоялась большая праздничная церемония. В шествии, как всегда, участвовали колонны представителей различных буддийских орденов, организаций и храмов со всей страны. Была колонна и от университета Тонгук.

Немного о символике.

Лотос олицетворяет собой чистоту в грязи. Он растет в мутной болотной воде, но сам остается чистым. Буддисты говорят, что точно так же люди, практикующие учение Будды, хоть они и родились в мире бесконечного страдания, могут со временем достичь просветления.

Для европейцев, воспринимающих драконов скорее как нечистую силу, всегда полезно знать, что в Азии эти сказочные герои во всех отношениях положительны. Зычный драконий рык, раздающийся в небесах, – это голос сострадания, который, по словам буддистов, пробуждает нас от иллюзий и заблуждений.

Слон, что в данном случае никого не удивит, – символ силы, но только не физической, а духовной. В начале своего пути к просветлению буддист напоминает серого слона, дикого и невыдержанного, способного всё разрушить на своем пути. Но с духовной практикой серый слон становится белым – теперь он умеет управлять своим разумом и устранять любые препятствия на пути к цели.

Свастика – древний символ, который в Восточной Азии за много веков оброс разными позитивными и философскими значениями («вечность», «вселенная», «солнце»), но, прежде всего, это графическое обозначение, своеобразный логотип всего буддийского. Свастику рисуют, например, на буддийских храмах.

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.