Российско-корейский художник ПЕН ВАРЛЕН

«Высадка рисовой рассады в Корее». 1955 г. Холст, масло. 116,2 см × 201,5 см.
«Освобождение». 1959 г. Холст, масло. 200 см × 365 см. На картине в героическом ключе изображено, как советские десантники освобождают из концентрационного лагеря в Чхончжине истощённых после долго заключения северокорейских военнопленных.

«Освобождение». 1959 г. Холст, масло. 200 см × 365 см. На картине в героическом ключе изображено, как советские десантники освобождают из концентрационного лагеря в Чхончжине истощённых после долго заключения северокорейских военнопленных.

Мок Сухён историк искусства

Российский художник Пен Варлен (kор. Пён Воллён) родился в 1916 году в Приморском крае. На протяжении 35 лет он преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Но имя этого художника долгое время было неизвестно в Корее. Однако в этом году Национальный музей современного искусства Кореи подготовил масштабную выставку-ретроспективу Пен Варлена, которая проходила с 3 марта по 8 мая, поэтому корейские любители искусства впервые получили возможность познакомиться с жизнью и творчеством этого художника.

Есть один автопортрет художника. Поясное изображение выполнено как будто небрежными, но свободными, полными уверенности мазками. При этом ракурс выбран таким образом, что когда мы стоим перед картиной, кажется, будто мы смотрим на изображённого на ней человека снизу вверх. Это автопортрет очень гордого художника. Но он не закончен. И не подписан — словно намекая на то, что художник ещё не занял своего места в истории современного искусства Кореи…

«Автопортрет». 1963 г. Холст, масло. 75 см × 60 см. Пён Воллён написал множество портретов, но автопортрет художника остался незаконченным.

«Автопортрет». 1963 г. Холст, масло. 75 см × 60 см. Пён Воллён написал множество портретов, но автопортрет художника остался незаконченным.

Образ Кореи, хранимый в душе

По пути к Музею изобразительного искусства Токсугун замечаю, что вокруг пышно цветут весенние цветы. По обе стороны дороги к главным воротам дворца Токсу-гун висят баннеры выставки; первое, что бросается в глаза, — непривычные буквы кириллицы. Пен Варлен — так по-русски записали корейское имя Пён Воллён. И пусть в России его звали Пен Варленом, он был русским корейцем, который прожил всю свою жизнь и ушёл под своим единственным именем — Пён Воллён.

Пен Варлен родился в России в 1916 году в Шкотовском районе Приморского края в семье эмигрантов из Чосона, бежавших в Россию через реку Туманган, спасаясь от голода и бедности. Мальчик уже в детстве обнаружил художественный талант, поэтому, когда он окончил среднюю школу в деревне Синхан, компактном поселении корейцев близ Владивостока, родители отправили его учиться в художествен- ную школу в далёкий Свердловск. В 1937 году, ещё во время учёбы юноши, его родителей выслали в Среднюю Азию согласно сталинской политике переселения народов. Окончив школу, в 1940 году Пен Варлен поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, по тем временам — главную кузницу кадров искусства в СССР. Будучи не только чрезвычайно одарённым, но и очень трудолюбивым студентом, Пен Варлен получил признание профессоров за свою дипломную работу «Корейские рыбаки» (1947 г.). Окончив аспирантуру, в 1951 году он получил степень кандидата наук по искусствоведению и начал работать доцентом на кафедре рисунка в своей альма-матер.

В июне 1953 года по распоряжению Министерства культуры СССР художник отправился в КНДР.

Правительство КНДР обратилось к советским властям с просьбой направить именно Пен Варлена для помощи в восстановлении деятельности Пхеньянского института изобразительных искусств после Корейской войны. Занимая должность декана и советника, Пён Воллён за 15 месяцев работы помог институту полностью составить расписание занятий, обучить преподавательский состав, а также организовать выставку, посвящённую 9-й годовщине Освобождения от японского колониального правления.
Однако чрезмерное трудолюбие обернулось болезнью, и в сентябре 1954 года Пен Варлен на время вернулся в СССР, чтобы поправить здоровье, а заодно пополнить запасы художественных материалов. Вдобавок к тому, что художник отверг предложение северокорейских властей о натурализации, его друзья, Чон Санчжин, замминистра культуры и пропаганды КНДР, который способствовал приезду Пен Варлена в КНДР, и посол КНДР в СССР И Санчжо, попали под чистку в борьбе за власть. В результате в силу переплетения политической ситуации и личного выбора художника ему было отказано в повторном въезде. Несмотря на то что Пен Варлен отдал много сил становлению северокорейского искусства и был уважаем и любим многими художниками, ему не только не довелось более ступить на землю КНДР, но и все следы его деятельности были вымараны из истории искусства КНДР.

«Портрет танцовщицы Чхве Сынхи». 1954 г. Холст, масло. 118 см × 84 см. На этом портрете известная танцовщица предстаёт не в привычном западном облике, а в образе сильной и великодушной матери, в котором отражены социалистические идеалы.

«Портрет танцовщицы Чхве Сынхи». 1954 г. Холст, масло. 118 см × 84 см. На этом портрете известная танцовщица предстаёт не в привычном западном облике, а в образе сильной и великодушной матери, в котором отражены социалистические идеалы.

Четыре зала, четыре темы

Экспонаты выставки — более 200 живописных произведений, офорты, литографии и рисунки — сгруппированы по 4 темам: «Панорама Ленинграда», «Портреты души», «Поездка в Пхеньян», «Ландшафт диаспоры». В этом проглядывает замысел охватить всё творчество художника, поскольку это первая выставка Пен Варлена в Корее. Работы Пен Варлена, как правило, выполнены в реалистическом ключе. Основу экспозиции составляют изящные офорты и живопись маслом в весьма экспрессионисткой манере. Кроме того, ещё глубже заглянуть в мир художника позволяют четыре плаката, созданные им в молодые годы по заказу одного издательства, а также эскизы к ним. Больше всего привлекают людские образы, созданные Пен Варленом. На «Портрете танцовщицы Чхве Сынхи» (1954 г.) первая корейская исполнительница современного танца и теоретик танца изображена в красивом «ханбоке» с красным веером в руках. Будучи всемирно известной танцовщицей, после переезда на Север она попала под чистку и, по слухам, последние годы её жизни были полны невзгод. Писатель Хан Соля (1900—1976), заложивший фундамент северокорейской литературы «чучхе», стал моделью для портрета, написанного Пен Варленом в 1953 году. На другом портрете 1954 года изображён орнитолог Вон Хонгу, отец южнокорейского орнитолога Вон Бёно, который однажды прикрепил к лапке птицы бирку с сообщением, что он жив, в надежде, что та, отправившись на Север, донесёт эту весть его отцу. Художник запечатлел блистательные моменты жизни этих людей, стоящих за формированием культуры КНДР 1950-х годов. Не менее глубокое впечатление производит портрет Бориса Пастернака, написанный Пен Варленом в 1947 году.

«Репатриация северокорейских военнопленных в Пханмунчжоме». 1953 г. Холст, масло. 51 см × 71 см. На картине изображена сцена обмена военнопленными между Севером и Югом в начале августа 1953 г. Художник лично находился в Пханмун- чжоме в это время, запечатлев для истории взаимный обмен пленными, ставший главным предметом спора во время подписания соглашения о перемирии. На кар- тине хорошо видно, что северокорейские пленные действительно срывали с себя одежду, отказываясь возвращаться на родину в одежде, выданной американцами.

«Репатриация северокорейских военнопленных в Пханмунчжоме». 1953 г. Холст, масло. 51 см × 71 см. На картине изображена сцена обмена военнопленными между Севером и Югом в начале августа 1953 г. Художник лично находился в Пханмун- чжоме в это время, запечатлев для истории взаимный обмен пленными, ставший главным предметом спора во время подписания соглашения о перемирии. На кар- тине хорошо видно, что северокорейские пленные действительно срывали с себя одежду, отказываясь возвращаться на родину в одежде, выданной американцами.

Следует заметить, что это не первая выставка работ художника в Корее — в 2005 году на выставке «Сто лет корейского искусства», организованной Национальным музеем современного искусства к 60-летию Освобождения, в секции «Освобождение и разделение», не поднимая шума, заняли своё место несколько работ Пен Варлена. Будучи тогда студентом, изучающим историю современного искусства Кореи, я имел возможность впервые познакомиться с его произведениями; некоторые из них попали и на нынешнюю выставку, в частности портрет художника Ким Ёнчжуна (1904—1967) и портрет И Гиёна (1895—1984), пионера литературы КАПФ (Корейской федерации пролетарского искусства), а также офорты «Горы Кымгансан» и «Пик Моранбон».

С портретов, написанных Пен Варленом, на нас глядят не только знаменитости. Вот нам смущённо улыбается девчушка в красной блузке, а вот на нас смотрит северокорейский студент в белой форменной рубашке, словно символизирующей надежду на завтра. В таких работах, как «Портрет Героя социалистического труда рыбака А. С. Хансюры (Александра Хан)» (1969 г.) художник изображает героями рабочих, что было типично для социалистического реализма с его стремлением предложить скорее идеализированный образ, нежели реалистичное изображение действительности. В семейном портрете, на котором изображена жена художника в молодые годы и ещё маленькие старший сын Александр, средний сын Сергей и дочь Оля, чувствуется тёплый взгляд автора, а портрет матери Пен Варлена заставляет посетителей замедлить шаг. Мать художника рано ушла из жизни, но этот портрет он написал только в 1985 году, всего за пять лет до собственной кончины. Портрет висел в мастерской Пен Варлена, унаследованной его сыном, и был привезён в Сеул специально для этой выставки.

На картинах в зале «Поездка в Пхеньян» запечатлены виды Северной Кореи, в том числе мост Сончжуккё в Кэсоне, Тэдонмун и Моранбон в Пхеньяне, а также женщины, стирающие бельё на берегу реки Тэдонган. Здесь есть также прекрасное изображение сосны. Часть работ художник написал во время пребывания в КНДР, но многие были сделаны позже, уже в СССР, на основе эскизов. Удивительно, что полностью погружённый в исполнение официальных обязанностей Пен Варлен тем не менее успел за короткий срок создать и задумать столько произведений.

«Высадка рисовой рассады в Корее». 1955 г. Холст, масло. 116,2 см × 201,5 см.

«Высадка рисовой рассады в Корее». 1955 г. Холст, масло. 116,2 см × 201,5 см.

В зале «Ландшафт диаспоры» можно увидеть работы с видами Ленинграда и различных мест Европы, посещённых художником после 1960-х годов, а также Приморского края, куда Пен Варлен приезжал каждый год. Эти произведения выглядят достаточно статичными, словно показывают, что поздние годы жизни, будучи профессором престижного вуза, художник провёл относительно благополучно и даже пользовался привилегией заграничных поездок. Однако в таких офортах, как «Дождь (Ива)» (1971 г.) и «Пляж во Владивостоке» (1972 г.), в том, с какой силой налетает ветер и как дерево клонится под его порывами, проявляется внутренняя страсть и рвущийся наружу крик.

Любовь художника к родному Приморскому краю и отчизне, где он проработал совсем недолго, скрывается в мелких буквах корейского алфавита, которыми художник писал своё имя в уголках своих произведений, а также в их названиях. На его работе «Северная Корея горячо приветствует возвращение на родину соотечественников из Японии» (1960 г.) есть надпись, сделанная очень мелкими буквами: «Я написал это в Ленинграде с мыслями о Чхончжине, по которому скучаю, но никогда не увижу». Надписи на корейском можно увидеть и на портретах россиян. Для кого он оставлял эти послания? Может быть, он надеялся, что когда-нибудь его картины обретут своего зрителя и на Севере, и на Юге? Пен Варлен скончался в 1985 году от инсульта. Говорят, что в своём завещании он попросил: «На могиле напишите моё имя по-корейски». И на могиле художника на Северном кладбище Санкт-Петербурга на камне чётко высечено хангылем имя «Пён Воллён».

«Пляж во Владивостоке». 1972 г. Офорт. 36,7 см × 90 см. Потеряв возможность ездить в КНДР, Пён Воллён почти ежегодно посещал Владивосток.

«Пляж во Владивостоке». 1972 г. Офорт. 36,7 см × 90 см. Потеряв возможность ездить в КНДР, Пён Воллён почти ежегодно посещал Владивосток.

Мысли вдогонку

За этой масштабной выставкой стоят усилия арт-критика Мун Ёндэ, который, открыв для себя творчество Пен Варлена, сделал всё, чтобы о нём узнали в Корее. После установления дипотношений между Кореей и Россией в 1990 году г-н Мун в 1994 году отправился учиться в Россию, где, увидев работы некоего «Пен Варлена», по его словам, почувствовал необъяснимую тягу к ним. Расспросив своего научного руководителя, Мун Ёндэ узнал, что Пен Варлен был русским корейцем и что он уже ушёл из жизни несколько лет назад. Г-ну Муну удалось разыскать семью покойного художника и встретиться с его женой, вторым сыном Сергеем и дочерью Ольгой. Сергей унаследовал мастерскую отца, в которой осталось много работ Пен Варлена. Чтобы рассказать корейцам об этом художнике, Мун Ёндэ упорно трудился более 20 лет, издав, в частности, такие работы, как «Русско-корейский художник Пён Воллён и письма из Северной Кореи» (2004 г.) и «Пён Воллён: гениальный художник, которого мы потеряли» (2012 г.).

В истории современного искусства Кореи периода после Освобождения по-прежнему немало белых пятен. Поэтому можно сказать, что нынешняя выставка заполнила одно из них. Но некоторые моменты оставляли желать лучшего. Прежде всего, за исключением «Высадки рисовой рассады в Корее», на выставке почти не было шедевров художника. А такое знаковое произведение, как «Прибытие Тихоокеанской эскадры в порт Чхончжин», было показано только в виде миниатюрной копии, иллюстрирующей хронологию жизни художника на стенде у входа на выставку.

Для того, чтобы по-настоящему понять, какое влияние оказал Пен Варлен на художественный мир России и на историю искусства КНДР, впредь следует не только отслеживать его шедевры, находящиеся в собраниях российских учреждений, но и заниматься поиском тех произведений, которые остались лишь в виде фотографий и местонахождение которых неизвестно. Также необходимо серьёзно обдумать, как «вплести» творчество Пен Варлена в ткань истории современного искусства Кореи. И когда я вижу, что посетители выставки всей душой откликаются на его работы, меня переполняет уверенность, что эта выставка станет первым шагом в верном направлении.

***

Источник: koreana.or.kr

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментариев пока нет, но вы можете оставить первый комментарий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>