Семинар: Обряды, традиции и ритуалы корейцев Узбекистана

Сегодня в Ассоциации корейских культурных центров Республики Узбекистан прошел семинар по случаю выхода книги-брошюры «Обряды, традиции и ритуалы корейцев Узбекистана». Книга вышла по инициативе Совета старейшин АККЦ РУз.. На семинар были приглашены члены Совета старейшин городов и районов Ташкентской области. Председатель Совета старейшин Когай Сергей Степанович подробно остановился на таких понятиях, как первый (годовщина ребенка), второй (свадьба), третий (60-летие) и четвертый стол (день смерти и похороны) в жизни каждого корейца. При обсуждении трех первых столов особых разногласий не было, а вот четвертый стол вызвал дискуссию. Собственно, из-за четвертого стола Совет старейшин инициировал выпуск печатной продукции, чтобы как-то унифицировать погребальный процесс, который в разных местах трактуется на свой лад. Совет старейшин надеется, что с выпуском книги, где описывается не только сам порядок действий, но и раскрывается смысл ритуала, упорядочится процесс.

Выступает председатель Совета старейшин АККЦРУз. Когай Сергей Степанович

Выступает председатель Совета старейшин АККЦРУз. Когай Сергей Степанович

ВВЕДЕНИЕ

Для корейцев история соблюдаемых ныне обычаев и обрядов полна загадок и тайн, передаваемых от поколения к поколению. Секретом пронизаны и дошедшие до нас объемные фундаментальные книги отдельных представителей корейского народа, полные таинства и загадочных слов. Бесспорно, привитие соблюдения обычаев с детства не оставляет места для сомнения и вопросов. Казалось бы, зачем в третьем тысячелетии, когда человечество вот- вот откроет тайну возникновения самой жизни, знать все эти старинные обычаи и обряды? Как они могли и могут повлиять на нас с вами, на жизнь грядущих поколений?

Оказывается, могут повлиять и очень сильно. Небезызвестно, что такого культа по отношению к предкам, культа образования, как в Республике Корея и КНДР практически нет ни в одной другой стране мира. Только в Корее имеются древние книги по родословным чокпо, вплоть до XV в. включительно. Трудолюбие, почитание старших, стремление к образованию считались и сегодня считаются главнейшей добродетелью, в том числе и среди корейцев СНГ, и это известно во всем мире. Почтительность по отношению к старшим настолько развита в каждом корейце, что порой проявляется бессознательно. Так, к примеру, младший по возрасту всегда подает старшему различные предметы двумя руками.

Связано ли это с корейскими обычаями и обрядами? Безусловно, между ними существует очень тесная связь. В основе корейских обычаев и обрядов лежит стремление к порядку и гармонии. Они должны царить в душе, в семье, в обществе, в государстве. Лет 500 тому назад человек, не умеющий поддержать порядок и гармонию в своей семье, не мог рассчитывать на то, что ему доверят управлять деревней, провинцией.

Несмотря на всю динамичность нашего современного мира — полеты к другим планетам, раскрытие генома человека, проникновение в тайны мироздания — каждый из нас живет в реальном мире обычаев и обрядов, которые мы соблюдаем независимо от того, какого уровня знаний и культуры мы достигли.

Знания об исполнении обрядов и соблюдение обычаев передавались из поколения в поколение. С течением времени детали их исполнения менялись, но оставались их суть и дух. Иногда мы уже не в силах объяснить некоторые из них: миграция людей, изменение среды обитания, быта, современные средства общения, передвижения, проживания изменили и меняют на наших глазах многие обычаи и обряды, появляются новые, а некоторые исчезают.

Например, по старинному обычаю сэмир невеста должна на третий день после свадьбы идти в дом своих родителей с мужем. Сегодня, когда невеста может быть из другого города, другой страны, естественно, выполнить этот обряд сложно. Он потихоньку исчезает. Или, к примеру, по старинному обычаю, если человек умер не дома, его нужно внести домой головой вперед через окно, а затем выносить его опять же через окно для захоронения. Но как выполнить этот обряд, если он жил на 14-м этаже высотного дома?

У корейцев принято хоронить как можно выше в горах, кстати, отсюда и название корейских кладбищ: сан — гора. Это объясняется тем, что таким образом душа покойного сокращает путь на Небо. Однако жизнь внесла свои коррективы: после 1937 г. хоронить в горах стало невозможно. Корейцы же по привычке называют свои кладбища сан. Как и многие другие народы, корейцы верят в бессмертие души, в жизнь после смерти. Эта вера пришла к ним из шаманизма и буддизма, а позднее нашла подтверждение в христианстве и исламе. Проживание корейцев сначала в России, затем (после 1937 г.) в Узбекистане видоизменило и упростило многие обычаи и обряды, на которые оказала влияние культура тех народов, среди которых жили корейцы. Многие корейцы приняли крещение.

Например, крещенные кореянки в селах России в день траура надевают черные платки, а не белые, как общепринято. Поэтому те или иные обычаи и обряды, их исполнение на местах нынешнего проживания корейцев немного отличаются от тех, которые соблюдают на исторической родине корейцев. Это естественно. Необходимо всегда помнить, что обычаи и обряды — это не таблица умножения, где всё однозначно. Реалии жизни порой жестко вносят коррективы в детали исполнения обрядов, главное — сохранить обряды, чувство принадлежности к своему народу, этносу.

В данном издании предпринята попытка систематизации обрядов, ритуалов и традиций, соблюдаемых корейцами Узбекистана. Авторы имеют огромное желание привлечь к ней внимание современной молодежи, той ее части, которая недостаточно владеет знаниями соблюдения обычаев и традиций наших предков. Необходимо отметить, что данные рекомендации не являются строго обязательными для всех регионов Республики Узбекистан, так как в каждой области, районе имеются свои индивидуальные особенности, которые могут повлиять на проведение определенных ритуалов.

Наша книга носит рекомендательный характер.

20160816_094910

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

1 комментарий

  • Светлана:

    У меня есть книга Эм Олега Н. С описанием и объяснением обычаев и ритуалов. Как соотносятся данные этих книг? Есть ли разногласия в описании проведения обрядов и обычаев?