Тупиковые тоннели

Объединение Кореи неизбежно

Герман Ким, доктор исторических наук, профессор,
Заслуженный деятель Республики Казахстан,
член казахстанской секции Консультативного Совета
по мирному и демократическому объединению Кореи 16-ого созыва

Каких только мире тоннелей не бывает:  транспортные – для перевозки пассажиров и грузов; контрабандистские для нелегальной переправки людей и товаров; криминальные – для подкопов к банкам и другим объектам ограбления; партизанские – для скрытной борьбы против армии противника и, наконец,  военные или, как еще их называют инфильтрационные — для внезапного проникновения на территорию соседнего государства.  В каждой из перечисленных категорий этих подземных сооружений есть свои рекордсмены, известные своими техническими параметрами или связанными с ними историями.  Самым знаменитым стал Евротоннель  под проливом Ла-Манш, соединивший два европейских государства: островную Великобританию с континентальной Францией. Несмотря на то, что раннее построенный в Японии тоннель Сейкан, а затем позднее — Готардский базовый тоннель (GBT)  в Швейцарии превзошли его по длине, все же   Евротоннель остается по сей день самым известным. Гораздо менее известно об инфильтрационных тоннелях военного назначения, пробитых из Севера на Юг Корейского полуострова. 

 Новый рисунок

Эксперты считают, что северокорейские военнослужащие начали начала рыть инфильтрационные тоннели в сторону Юга после специального приказа вождя в начале 1970-х годов, в котором он указал на необходимость их строительства под демилитаризованной зоной, подчеркнув, что одно из таких сооружений  эффективнее десяти атомных бомб и лучше всего подойдет для преодоления мощной линии обороны Южной Кореи.

3321b

Первый тоннель был обнаружен южнокорейскими войсками в ноябре 1974 г. в западном секторе ДМЗ. Длина его составляла  — 3.5 км, высота — 1.2 м, ширина — 0.9 м, стены укреплены бетонными блоками. Пропускная способность тоннеля до одного полка в час. Проходы освещались электрическими лампами. Тоннель находится в 65 километрах к северу от Сеула.

Второй тоннель, в два раза шире первого, был найден в марте 1975 г. в центральном секторе ДМЗ. Высотой в 2 м и шириной в 2.2 м, этот арочный тоннель мог пропускать танки, средства полевой артиллерии и бронемашины пехоты. Более 30 тысяч солдат могли бы пройти этот тоннель меньше, чем за час, двигаясь по 3 или 4 человека в ряд. Прорытый на глубине от 50 до 160 м, второй северокорейский тоннель проходит к югу от демаркационной линии на расстоянии в 110 км от Сеула.

Третий тоннель, расположенный в 44 километрах от Сеула, был обнаружен в октябре 1978 г., к югу от ДМЗ, в 4 км от Пханмунджома. Его длина составляла 1.6 км, высота — 1.95 м, ширина — 2.1 м. Тоннель давал возможность переброски целой дивизии за час и предназначался для осуществления внезапной атаки на Сеул. Сейчас он является экскурсионной достопримечательностью.

145

Четвертый тоннель был обнаружен в марте 1990 г. Он проходит через восточный сектор ДМЗ и имеет общую протяженность в 1 км, высоту и ширину в 2 м. Тоннель был прорыт с целью переброски северокорейских войск на стратегическое шоссе Сеул-Каннын.

Пхеньян всегда отрицал строительство подземных сооружений для атаки на Юг, утверждая, что обнаруженные тоннели являются угольными шахтами. Более того, в случае с тоннелем №3  КНДР обвиняет южнокорейскую сторону в том, что она сама прокопала его с пропагандистскими целями, направленными против нее.

По сообщениям южнокорейских разведывательных служб существует большая вероятность наличия двух-трех десятков пока еще не обнаруженных тоннелей. Поиски затрудняются нехваткой современного оборудования. Более того, они утверждают, что КНДР не оставила попыток прорыть новые тоннели. В закрытом докладе Министерства обороны Южной Кореи говорится о наличии косвенных доказательств, основанных на показаниях перебежчиков и местного населения, проживающего в приграничных районах.

КНДР, как известно, обладает большими навыками строительства различных подземных сооружений и тоннелей. В горах Северной Кореи  есть целые заводы, крупные ангары, склады и тоннели, в которых укрыта военная техника, арсеналы оружия и воинские части. В южнокорейских СМИ публиковались сообщения о существовании подземного шоссе связывающего  Кымсусанский мемориальный комплекс, где покоятся тела усопших северокорейских вождей и пхеньянский международный аэропорт Сунан. Также говорится, что от основной трассы отходит отдельная ветка до подземной площади, куда можно также спуститься на секретных лифтах, оборудованных неподалеку от пхеньянского зоопарка. Там полностью оборудован командный пункт, наготове стоит мощная военная техника и транспортные средства. Первые сведения о секретной подземной инфраструктуре в КНДР просочились на Запад еще в 1997 году. Тогда их источником стал самый высокопоставленный северокорейский перебежчик в Южную Корею, бывший председатель президиума Верховного народного собрания КНДР Хван Чжан Ёп. Он рассказал, что до побега ему удалось побывать в засекреченных подземных переходах, соединенных с пхеньянским метро. Позже эта информация стала обрастать подробностями от других перебежчиков, из которых следовало, что по подземным переходам из Пхеньяна можно попасть в весьма отдаленные от столицы места, к примеру, в резиденцию нынешнего вождя КНДР в Мёхансане.

Но какими бы не были эти инфильтрационные тоннели в длину, высоту и ширину, они по любому ведут в тупики, ведут в никуда. Если  все усилия и средства, потраченные на их строительство, пустили ли бы на иные цели, безусловно, жизнь на Севере стало лучше. Вот о том, какая она на самом деле, мы будем  говорить в следующем блоке нашей рубрики.

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.