Тур де Корея (18): Дело о гробнице Сечжона

Фото Олега Кирьянова

Фото Олега Кирьянова

atsman: ВЫЕХАВ на Ённынно 영릉로, проспект Королевской гробницы, и проскочив Три угла Гробницы Сечжона 세종대왕릉삼거리, доехал до перекрёстка Гробницы Сечжона 세종대왕릉교차로… От мотеля до входа в мемориальный комплекс — ровно три километра.

Я прибыл рано, в начале девятого. Парковка была пуста, музей и проход к гробнице закрыты, но ворота были открыты. Я вошёл внутрь, подошёл к будке. В ней сидел мужик. Он сказал: «Музей откроется в девять, но служительница обычно приходит раньше. Она откроет музей, тогда сможете посмотреть экспозицию. До того времени можете побродить по двору, посмотреть на изобретения короля. Возьмите рекламный проспект. Входной билет стоит пятьсот вон ($0.45)». Я заплатил пятьсот вон, взял рекламку и пошёл по кругу…

Гробница не всегда была здесь. Когда король в 17-й день второй луны предположительно 1450 года вознёсся на небеса, его подхоронили к упокоившейся за четыре года до него королеве Сохон 소헌왕후 — тогда гробница находилась в другом месте, в добрых шестидесяти километрах отсюда, в местечке в Кванчжу между нынешними Каннамом 강남 и Соннамом 성남, чуть западнее гробницы Хоннын 헌릉, в которой был захоронен его отец, третий король Чосона Тхэчжон 태종.

Сечжон был девятым ребёнком (третьим сыном) Тхэчжона, его матерью была королева Вонгён, госпожа Мин 원경왕후 민씨. При рождении он получил имя То (До) 도 祹, Счастье, стало быть, по документам он был Ли До. На 8-м году правления Тхэчжона он получил титул Чхуннён-гун 충령군 и стал принцем Его Высочеством Чхуннёном. Ещё через четыре года стал Чхуннён-тэгуном 충령대군, великим принцем…

Сечжон 세종 世宗 — это его храмовое имя. Се 世 здесь значит «процветание». Семантика процветания фигурирует и в его посмертном имени — Ёнмун Йему Инсон Мёнхо-тэван 영문예무인성명효대왕 英文睿武仁聖明孝大王 — «Выдающийся в словесности, мудрый в военных делах» и так далее, в котором первый иероглиф, 英, имеет, среди прочих, значения «цветущий», «блистательный; выдающийся». Потому-то, я думаю, его гробница и названа Ённын 영릉 英陵 (первый иероглиф тот же). Таким образом, можно думать, что название, на самом деле, означает Гробница блистательного, выдающегося [короля], а не Цветущая гробница, как пишут другие. Кстати, два иероглифа — мун 文 «просвещение», «литература», «гражданское дело» и му 武 «военное дело» — тоже не случайны в титуле. Два иероглифа вместе означают «гражданское (просвещение) и военное дела», а просвещённость и сноровка в двух областях — несомненное достоинство благородных мужей. Восхваление их — высшая похвала. Иероглифы встречаются и в названиях двух господствующих классов старой Кореи — гражданских и военных чиновников.

У Сечжона, кроме этого, было ещё одно посмертное имя, которое королевскому двору Чосона сообщили из императорского двора минского Китая — Чанхон 장헌 莊憲 (кит. чжуан сянь). По заведённому в то время правилу, имя, присланное из Китая, было положено называть поперёд корейского. Таким образом, его полное посмертное имя выглядит так — Сечжон Чанхон Ёнмун Йему Инсон Мёнхо-тэван.

Итак, Сечжон вознёсся на небеса, и его похоронили в Кванчжу (сейчас это Нэгоктон сеульского округа Сочхогу). Сюда захоронение перенесли вот почему.

У Сечжона было шесть супруг — одна главная, законная, чонби 정비 正妃, королева Сохон 소헌왕후, и пять [супруг] заднего дворца, по-корейски хугун 후궁 後宮 (корейские хугун, «задние палаты», в общем и целом — то же, что и наши «наложницы», с той лишь разницей, что сыновья корейских могли законно стать королями, даже если их мать продолжала оставаться хугун). Прочих дворцовых дам, прислужавших королю, никто и не подсчитывал. Есть подозрение, что королю, занятому строительством нового Чосона и научными изобретениями, было не до женского пола, однако, как известно, роль мужчины в продолжении потомства при нужном душевном настрое и должных физических кондициях — дело нехитрое, и король умудрился за репродуктивный период обзавестись завидным, пусть и не столь многочисленным, как у некоторых родственников, потомством — восемнадцатью сыновьями и четырьмя дочерьми.

Больше остальных жён сыновей и дочерей ему родила Сохон — восемь великих принцев-тэгунов и двух принцесс-кончжу. Вот их список: 5-й король Чосона Мунчжон 문종, 7-й король Сечжо 세조 (этот, в силу своих деяний, см. ниже, остался известен также как великий принц Суян 수양대군), великие принцы Анпхён 안평대군, Имён 임영대군, Кванпхён 광평대군, Кымсон 금성대군, Пхёнвон 평원대군, Ёнъын 영응대군 и две принцессы — Чонсо 정소공주, Чонъый 정의공주. Ещё десять принцев-кунов и двух принцесс-ончжу (ончжу 옹주 翁主 — так называли прежде дочерей короля, рождённых не от законной супруги) ему родили пять хугун.

Многочисленное потомство, впрочем, не принесло спокойствия и счастья Сечжону и стране.

Следующим после Сечжона королём стал славный духом, но, увы, слабый телом Мунчжон, который умер всего через два года после смерти отца, и королём стал его единственный сын Понви 봉위, позже ставший известным под храмовым именем Танчжон 단종. Танчжону в то время было одиннадцать лет (по-корейски двенадцать), и вершение дел государства взяли на себя учёные, которых специально для этой роли незадолго до смерти отобрал предусмотрительный Сечжон (мудрый король предвидел, что сын долго не протянет). Дела академики, впрочем, вершили не очень хорошо, и в десятую луну следующего года разразилась смута года кею, главным героем которой стал дядя юного короля — великий принц Суян. Для начала он казнил нерадивых академиков, затем отправил в ссылку на остров Канхвадо потенциального конкурента на высший пост в стране — единокровного брата великого принца Анпхёна 안평대군. Не довольствовавшись отправкой в ссылку, через неделю послал тому яд. Та же участь постигла ещё одного брата великого принца Кымсон-тэгуна 금성대군, сводных братьев (родившихся от наложниц) принцев Хваи-гуна 화의군, Ханнам-гуна 한남군, Ёнпхун-гуна 영풍군 и ещё одного члена королевской семьи принца Харён-гуна 하령군 (эти шестеро вошли в историю под сводным именем юкчонъён 육종영 六宗英 — «шестеро славных королевской крови»). Теперь скажите: чем отличаются миролюбивые корейцы от других народов мира?*

Став чоныйчжоном 정의정 (государственным канцлером), принц Суян стал, по существу, правителем страны. В 1455 г. он низвёл племянника до ранга принца, королём назвал себя. В следующем году казнил «шестерых пошедших на гибель верных вассалов» — саюксин 사육신 死六臣, выдающихся сановников, учёных, оставшихся верными Танчжону (в числе их, кстати, были создатели хангыля), заодно казнил ещё человек семьдесят, после чего ещё через год, опасаясь возвращения на престол повзрослевшегоТанчжона, сослал того в ссылку, где тот, как написано в «Хронике Сечжо», 21-го дня десятой луны добровольно ушёл из жизни. Неофициальные источники по-разному сообщают о способе ухода из жизни: одни говорят, что Танчжон принял яд, другие — что повесился, но никто не сомневался, что ему помогли сделать то или другое. И, впрямь, какой нормальный юноша в шестнадцать или семнадцать лет, находясь в здравом уме, добровольно выпьет яд? Впрочем, наблюдения показывают, что суицидальные настроения и сегодня весьма распространены среди корейской молодёжи, причём даже школьного возраста.

После этого дела в стране пошли ни шатко ни валко — короче, не блестяще. Правда, объективные историки говорят, что при ином повелителе пошли бы ещё хуже…

Так или иначе, когда Сечжо не стало, его сын, Йечжон 예종, задумался: не потому ли дела в государстве идут плохо, что предок, Сечжон Великий, похоронен в плохом месте? Как известно, корейцы, будучи самыми конфуцианскими людьми мира, многие вещи и события объясняют мерой исполнения сыновней почтительности — хё 효 孝. Высшая мера — это хорошая могила родителя. И то верно. Поднялся курс доллара? Развалилась страна? Это из-за того, что короля, Ленина, похоронили не в том месте. В 1469 г. гробницу Сечжона раскопали, и, действительно, оказалось, что могила плоха — она была полна воды, одежды короля даже не истлели. Йечжон распорядился найти другое, благоприятное для захоронения место. Такое место, куда с неба струилась благотворная ки, отыскали в Ёчжу. Горка была занята другой могилой, в которой покоился — какое совпадение! — сподвижник Сечжо. Король убедился в истинности конфуцианской теории: место было хорошим, хё исполнено, потомки процветали. Йечжон вызвал к себе сына покойного, и тот уступил монарху лакомое место, чему я вовсе не удивляюсь. Ослушаешься короля, и никакое хё не поможет.

_____________________________________________

* О том, как отец сына заморил, см. здесь: https://atsman.livejournal.com/487757.html.

***

Источник: https://atsman.livejournal.com/2044842.html

Наши новости в Telegram

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментариев пока нет, но вы можете оставить первый комментарий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>