2018 – Год 81-й: В человеческой памяти о Коре Сарам остаются большие пробелы

Виктория Ким

Виктория Ким:

Для нового проекта «Коре Сарам без границ»

Публикации и Размышления на Тему

2018 – Год 81-й: В человеческой памяти о Коре Сарам остаются большие пробелы

Вот и закончился 2017-й год… Завершились все марафоны, посвященные 80-летию депортации корейцев с Дальнего Востока в Среднюю Азию, называемой нынче более дипломатичными терминами «проживание», «переселение», «мягкая» и «щадящая депортация» («щадящая», потому что ведь были в СССР еще и те народности и народы, кого при сталинских репрессиях вообще не щадили, ну или «щадили» намного меньше, чем корейцев, и которые не были в том самом злополучном 1937-м году так «радушно приняты гостеприимными казахами и узбеками на теплой и солнечной среднеазиатской земле»).

Отгремели все пышные банкеты и юбилейные концерты, закончились все международные конференции, отзвучали все вдохновенные тосты и правительственные речи. Наступило время подведения итогов, и у каждого эти итоги свои, равно как и те вопросы, которые для многих по-прежнему остаются без ответа.

Для меня эти последние два года, прошедшие с момента публикации мультимедийной документальной повести «Потерянные и найденные в Узбекистане: Корейская история», описывающей переселение корейцев в Россию и их последующую депортацию в Узбекистан на примере трех поколений одной корейской семьи, а также репрессии против советских корейцев в ГУЛАГах Коми АССР и Северной Корее, стали своего рода ключевыми и тоже превратились в марафон внедрения темы Коре Сарам в англоязычные массы.

За это время я провела более десятка индивидуальных лекций, выступлений и семинаров о корейцах Узбекистана в университетах, академических кругах и культурных организациях трех стран (Соединенных Штатов Америки, Южной Кореи и Китая), опубликовала еще одну мультимедийную статью «Советский кореец, остановивший Забытую Войну» о жизни и смерти северокорейского генерала Нам Ира, выпустила онлайн-подкаст про историю и культуру Коре Сарам и поучаствовала во многих (если не во всех) академических конференциях и саммитах, приуроченных к 80-летней годовщине депортации корейцев в Среднюю Азию.

В связи со всем вышеупомянутым хочу поделиться с читателями сайта «Коре Сарам» своими публикациями, видео- и аудио-лекциями и интервью, а также наблюдениями, вопросами и сомнениями, накопившимися за эти прошедшие два года.

Не секрет, что на просторах бывшего СССР тема Коре Сарам остается злободневной во многом благодаря мощным усилиям самих же корейцев – в России, Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане и так далее – постоянной работе общественных организаций, корейских культурных центров и клубов, индивидуальным и коллективным стараниям представителей корейских общин и интеллигенции в каждой из вышеперечисленных стран.

За рубежом, увы и к сожалению, ситуация с этим совершенно иная. О Коре Сарам или корейцах, проживающих на просторах бывшего СССР, люди не знают абсолютно ничего, равно как и не знакомы они с трагической историей Корейского полуострова в целом и массового исхода из него корейцев. И это в своем большинстве сами же этнические (как их принято называть) корейцы – южные, американские, китайские – так чего же еще нам остается ожидать от всех остальных иностранцев?

Помню множество случаев, когда после окончания лекций ко мне подходили со слезами на глазах расчувствовавшиеся корейцы из Америки и Южной Кореи и благодарили за то, что я в который раз заново открывала для них эврику о существовании мистических собратьев в далеком и совершенно не знакомом им экзотическом регионе.

Незнание самых базовых фактов и отсутствие широкой информации о Коре Сарам за рубежом значительно влияет и на само содержание моих выступлений.

Если, скажем, на нескольких очень узкопрофильных факультетах престижных американских университетов или же в очень узких академических кругах Сеула и Пекина я могу еще поднимать такие специфические темы, как, например, участие советских корейцев в гражданской войне на Дальнем Востоке и формирование Корейского национального округа, репрессии против советских корейцев в сибирских ГУЛАГах, их роль и участие в Корейской Войне и формировании КНДР, то в остальных случаях – будь то в университетах или культурных и даже академических организациях – мне очень часто приходится придерживаться намного более общей темы по следующему принципу:

«Вот посмотрите – это корейцы. Они выглядят как самые настоящие корейцы (коими они и являются) и стараются соблюдать все основные корейские традиции, обычаи и праздники, объединяющие всех корейцев мира в независимости от того, где бы они ни находились и ни проживали… Но говорят они при этом на русском языке и живут в далеком Узбекистане, куда попали они в результате очень трагичной советской истории первой половины ХХ-го века».

И далее – в зависимости от располагаемого времени и интеллектуального уровня и подготовки публики – самые основные факты об изначальном переселении корейцев в Россию (так как без этого никто, увы, вообще не понимает, каким образом и почему в 1937-м году корейцев депортировали в Среднюю Азию именно с Дальнего Востока, а не из самой Кореи), а также основные факты о самой депортации (к сожалению, именуемые нынче на просторах бывшего СССР неправдой и эмоциональным шантажом) – тяжелые условия в пути, массовые смерти стариков и детей в результате холода, голода и так далее, тяготы, трудности и лишения в первые годы привыкания на местах в Казахстане и Узбекистане…

Конечно, хотелось бы, чтобы о нас в мире знали намного больше.

Лучше знали историю Советского Союза (что в первую очередь относится к самим нам, гражданам бывшего СССР, так как то, что нам до сих пор продолжают выдавать за историю нашей великой родины очень часто является ни чем иным, как чистейшей воды пропагандой), имели большее и лучшее представление о наших странах, о Средней Азии как регионе в целом, о корейцах как уникальной диаспоре, волею и иронией судьбы раскиданной по всему миру, включая и просторы нашего с Вами бывшего советского пространства.

В связи с этим хочу в заключение отметить несколько важных, с моей точки зрения, моментов.

Во-первых, ни о какой провинциальности в теме Коре Сарам за рубежом пока что не может идти и речи. О какой именно провинциальности мы можем говорить, когда о самих Коре Сарам большинству людей мира пока что вообще ничего не известно? В первую очередь в таких странах, как Южная Корея, Китай, Япония, США и Канада, где в принципе проживает огромнейшее количество корейцев.

Здесь опять-таки я не имею в виду очень узкие и специфические академические круги, которые существовали и будут продолжать существовать в своем собственном интеллектуальном мире (и этому я тоже была свидетелем в прошедшем 2017-м году), а скорее все думающее и чувствующее человеческое общество в целом.

Чем больше мы с Вами будем продолжать раскрывать и распространять подробной и достоверной информации о жизни, истории и культуре корейцев в России, Узбекистане, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Туркменистане, тем лучше будет для всех, вне зависимости от того, «провинциальна» эта информация по своей сути или нет.

Коре Сарам должны продолжать работать вместе. Очень грустно было лицезреть к примеру тот факт, что на Всемирном Корейском Форуме, прошедшем этим летом в Казахстане, практически ни слова не было упомянуто об Узбекистане, куда в 1937-м году депортировали почти половину всех дальневосточных корейцев.

Хорошо, что у нас – нескольких представителей узбекских Коре Сарам – был шанс поучаствовать на данном мероприятии. И здесь мы не ударили лицом в грязь – известный журналист и писатель Владимир Наумович Ким говорил (на корейском языке!) о тяготах узбекских трудовых мигрантов в Корее, имея в виду и корейцев, и узбеков, ну а вся моя презентация была посвящена депортации почти 80 тысяч советских корейцев в Узбекистан в 1937-м году, становлению у нас корейских колхозов и более 130 героям соц. труда, вышедшим из них в свое время.

В единстве наша сила. Именно благодаря этому информация и знания о Коре Сарам и продолжают существовать и развиваться в нашем регионе, несмотря на тот факт, что все мы живем в теперь уже независимых и отдельных друг от друга государствах.

 

Пост-скриптум:

На всех своих лекциях и семинарах я продолжаю называть депортацию 1937-го года депортацией – это стало уже моим личным правилом и принципом. Ту тенденцию, которую в данной связи я продолжаю наблюдать на просторах нашей с Вами бывшей великой родины, я могу, к сожалению, назвать только лишь печальной.

Речь в который раз идет о переписывании и перекраивании истории – истории СССР в целом и истории Коре Сарам в частности. Переписывается и перекраивается история в который раз под влиянием государственной политики и пропаганды, и это сейчас, увы, происходит во всех наших с Вами независимых государствах.

Никогда не забуду возмущенные комментарии некоторых читателей блога «Коре Сарам», от которых среди всех остальных восторженных юбилейных постов «к 80-летию проживания» многие из нас порой и очень часто продолжали отмахиваться и в 2017-м году – о всех погибших во время депортации родных, о бабушках, дедушках, дядях, тетях, о братьях, сестрах, детях, внуках, внучках и так далее…

Во всех своих работах я мысленно продолжаю быть с Вами, дорогие читатели, и выступаю в первую очередь для Вас и от Вашего лица. Нам с Вами нечего бояться – люди ведь далеко не дураки и история сама все в итоге расставляет по своим местам.

Хорошим примером этому может служить моя последняя лекция 2017 года о Коре Сарам в Университете Миссури в США, где в секции «вопросы и ответы» мои американские слушатели сами же и отмечали, что нашим корейцам больше повезло переселиться в Россию и быть в итоге депортированными в Среднюю Азию, нежели чем оставаться в современной Северной Корее. Или же тот факт, что гостеприимный народ Узбекистана приютил депортированных корейцев и дал им жизненно необходимые кров и пищу в 1937-м году. Иногда для того, чтобы подчеркнуть все хорошее, вовсе не нужно скрывать все плохое.

Надеюсь, мы с Вами в итоге это когда-нибудь все же поймем, изменимся в лучшую сторону и к 85-и и 90-летним годовщинам депортации 1937-го года ситуация в наших странах станет немножечко иной – более свободной от промывания мозгов, государственного контроля, пропаганды и цензуры, и упор будет делаться в первую очередь на жизненную правду и на нашу с Вами общую человеческую память и историю.

Ну и что откроются уже наконец все до сих пор закрытые архивы, огласятся все до сих пор замалчиваемые цифры и так далее. В надежде на все это – с новым Вас всех 2018-м годом!

Публикации Виктории Ким о Коре Сарам на английском языке:

 

  1. Мультимедийный проект

«Потерянные и найденные в Узбекистане: Корейская история»

(газета «Дипломат», г. Вашингтон, США)

Lost and Found in Uzbekistan: The Korean Story

https://koreanstory.atavist.com/lost-and-found-in-uzbekistan

http://thediplomat.com/2016/06/lost-and-found-in-uzbekistan-the-korean-story-part-1/

http://thediplomat.com/2016/06/lost-and-found-in-uzbekistan-the-korean-story-part-2/

http://thediplomat.com/2016/06/lost-and-found-in-uzbekistan-the-korean-story-part-3/

2. Мультимедийный проект

“Советский кореец, остановивший Забытую Войну”

(газета “Дипломат”, г. Вашингтон, США)

The Soviet Korean Who Ended The Forgotten War

http://thediplomat.com/2016/08/the-soviet-korean-who-ended-the-forgotten-war/

 

Аудио- и видео-лекции Виктории Ким об истории и культуре Коре Сарам

на английском языке:

 

  1. Аудио-подкаст “Корейская Диаспора в Центральной Азии”

(Экономический Институт Кореи в Америке, г. Вашингтон, США)

Korean Diaspora in Central Asia

http://www.keia.org/podcast/korean-diaspora-central-asia

  1. Видео-лекция о Коре Сарам в Университете Джонса Хопкинса,

Школа Международных Продвинутых Отношений (г. Вашингтон, США)

Lost and Found in Uzbekistan: The Korean Story

at the Johns Hopkins University’s School of Advanced International Studies

https://www.uskoreainstitute.org/events/lost_and_found/

  1. Видео-лекция о Коре Сарам в Китайском Отделении

Королевского Азиатского Сообщества Великобритании (г. Пекин, Китайская Народная Республика)

Soviet Koreans in Uzbekistan: Surviving and Prospering through the Ordeal

www.rasbj.org/eventsinfo.php?eid=94

  1. Видео-лекция в Корейском Отделении

Королевского Азиатского Сообщества Великобритании на тему 80-летней годовщины депортации корейцев в Среднюю Азию (г. Сеул, Южная Корея)

http://www.raskb.com/blog/2017/09/29/lecture-re-visiting-1937-deportation-ethnic-koreans-central-asia

  1. Видео-лекция в Азиатском Центре Университета Миссури на тему 80-летней годовщины депортации корейцев в Среднюю Азию (г. Колумбия, Миссури, США)

https://asia.missouri.edu/2017/11/06/lost-and-found-in-uzbekistan-the-korean-story/

  1. Интервью о проделываемой работе по сохранению истории и культуры Коре Сарам международной культурной организации “Открытая Мировая Культура” (г. Сеул, Южная Корея)

Проект документального фильма Виктории Ким и Кристофера Ли

“Холмы Арирана – Потерянные и Найденные в Узбекистане”

(США – Южная Корея)

  1. Трейлер к документальному фильму

Upcoming documentary movie by Victora Kim and Christopher Lee “Hills of Arirang: Lost and Found in Uzbekistan”

 

  • Исторический синопсис к фильму на английском языке (автор Виктория Ким)

HILLS OF ARIRANG: LOST AND FOUND IN UZBEKISTAN

In Uzbekistan, there is a population of ethnic Koreans who share a unique and painful past.

In 1937, all ethnic Koreans living in the north of Soviet Russia and originally from the Hamgyong province of Korea were deported to the unpopulated Central Asia. The journey lasted many weeks, often with no food or water for the suffering Koreans. As a result, it cost tens of thousands of Korean lives.

The reason for this deportation began with the Russo-Japanese War. In 1937, the Soviet Union was embroiled into an undeclared war with Japan over Manchuria in the advent of World War II. Due to the physical resemblance of Koreans to the Japanese and the fact that Korea had earlier become a Japanese colony, the Koreans in the Soviet Far East also became suspected traitors and enemies of the people.

Therefore, in 1937 Soviet government took the decision to deport all of them to Kazakhstan and Uzbekistan, where all Koreans were forced to work, developing these remote and unpopulated lands into the Soviet Union’s granaries.

Today, Tashkent (the capital of Uzbekistan) is a bustling and lively Central Asian capital with oriental bazaars full of fruits, meats, and spices. It has solid Soviet-time infrastructure and an incredible mix of people. The city is surrounded with cotton fields, grain and rice paddies, and fruit orchards.

However, when Soviet Koreans arrived here in 1937, the city was surrounded only with swamps full of wild cane and malaria mosquitos. For the first several years, the Korean deportees were forced to work on those swamplands, drying them and cutting out the cane.

Upon their arrival, they lived in tiny shacks on the swamps which they later turned into arable fields. Until 1953, the year of Joseph Stalin’s death, there had also been restrictions on their movement. Upon Stalin’s death and the abrupt end of his personality cult, the passport and other restrictions were lifted, and the Koreans slowly became fully-fledged members of the Soviet society.

They had built their houses and bore their children upon the Uzbek land, and slowly and painfully it became their own. They turned it into arable fields and taught the locals all traditional Korean agricultural techniques, especially how to grow rice. This is how Uzbekistan became the USSR’s agricultural pride, with the best Korean rice still used in all our most representative Uzbek culinary dishes.

Soviet Koreans also grew cotton and jute. Korean kolkhozes became the most prosperous ones in Soviet Uzbekistan and were even called the millionaire kolkhozes. Many Koreans worked hard and received numerous distinctions, medals and honorary awards. This is how they became imprinted in the Uzbek society: as honorary, hard-working and very prosperous diaspora.

Some of those Koreans in high military ranks participated in the Korean War shoulder to shoulder with Kim Il Sung. Unfortunately, the same cruel and gruesome fate was waiting for them in North Korea – to become unwanted people again – and many Soviet Koreans from Central Asia were subsequently purged and forever disappeared, leaving only the traces of their names in the Soviet military archives…

After 80 years since the original deportation, ethnic Koreans have completely assimilated into the Uzbek society. It is completely normal for Uzbekistanis to see Korean faces on the streets, eat Korean food as part of the national Uzbek cuisine, and learn the Korean language and culture in local centers managed by the South Korean government.

Yet, very few people actually know all details about the heavy price that Soviet Koreans had to pay in order to gain such a prominent role in the Uzbek society.

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

комментариев 12

  • Дё Юрий:

    Спасибо большое, Виктория! Абсолютно поддерживаю Вас, то что случилось в 1937 – это депортация, а не какое-то переселение, или какие-то другие новые термины! Вы делаете очень важную и полезную работу в этом направлении!

  • Вячеслав Ким:

    Уважаемая Виктория! Благодарю Вас за все ваши труды. Именно благодаря вашему труду информация о Коре Сарам продолжает развиваться. Абсолютно согласен с вами, чем больше мы с Вами будем продолжать раскрывать и распространять достоверную информацию о жизни, истории и культуре корейцев в России, Узбекистане, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Туркменистане будет больше пользы для всех корейцев. Убежден в том, что тема Коре Сарам перестанет быть злободневной за счет, в том числе, усилий общественных организаций и стараний творческой интеллигенции и профессиональных исследователей. Желаю Вам крепкого здоровья и больших творческих успехов.

  • Андрей-Сергей Ким:

    Какая же вы крутая, Виктория!
    Замечательный и исключительно важный труд, спасибо вам большое!
    Очень надеюсь познакомиться с вами лично.

    Владислав, большое спасибо за подборку ссылок!

    • Виктория Ким:

      Огромное спасибо, Андрей-Сергей! Обязательно будем с Вами сотрудничать.

  • Эрос:

    Чтобы убедить, наверно, нужны документы. А коре сарам сохранился благодаря Советской власти.

    • Виктория Ким:

      Документы есть, многие в открытом доступе (но не все). А благодарить советскую власть – это тенденция, глубоко засевшая в крови Хомо Совьетикуса или человека советского.

      Благодарить надо прежде всего самих людей, самих корейцев – которые выжили и сохранили диаспору Корё Сарам – своим трудом, активизмом, потом, болью и кровью… И так далее.

    • Виктория Ким:

      Вот список открытых документов из центрального архива ФСБ России:

      http://www.arirang.ru/news/2012/12070.htm

      • Виктория Ким:

        “Несмотря на то, что всего в описи «Корейской папки» указано 40 документов, сотрудники архива ФСБ смогли предоставить тексты 22-х из них.

        Необходимо отметить, что в ходе депортации корейцев в НКВД было сформировано так называемое «Дело корейцев», его существование подтверждается архивными документами 1937 года. В частности на письме наркома внутренних дел СССР Н.И. ЕЖОВА И. СТАЛИНУ от 7 сентября 1937 года стоит пометка заместителя начальника Секретариата НКВД СССР И.И. ШАПИРО: «В Дело корейцев. Передано лично тов. Ежовым. Есть уже решение». Будем надеяться, что в свое время спецслужбы смогут рассекретить и эту информацию.”

        http://www.arirang.ru/news/2012/12069.htm

  • Эрос:

    Не убедительно. Нет главных документов – подлинных данных о людских потерях в пути и в первые годы после переселения на новой
    земле.
    Да, я – дитя Советской власти.
    Она дала мне, потомку раба во втором
    поколении, образование и даже иметь
    своё мнение, которое я могу высказать.
    Я верю, что коре сарам сохранился
    благодаря Советской власти.
    Наверно, власть и народ нельзя
    отделить друг от друга.

    • Виктория Ким:

      Из 40 документов по списку рассекречены только 22, плюс само “Дело корейцев” тоже остается строго засекреченным.
      Я тоже, например, жду подлинных данных о людских потерях, которые расходятся во всех источниках (особенно в данной связи заметна разница между российскими и среднеазиатскими и западными и корейскими).

      Отношения народа и власти – это очень хрупкий баланс. В идеале власть должна служить и подчиняться народу и представлять его интересы… Ну а у нас все было и есть наоборот – народ подчиняется и служит интересам власти, а если еще точнее, то власть плюет на интересы народа и пользуется народом в сугубо своем интересе.

      Но это уже другая тема и история. А Вашу точку зрения я, конечно, понимаю, даже если и не совсем разделяю.

      С уважением!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Translate »