80 лет истории корё сарам

Еженедельник “На досуге”: 3 июля в столичном парке имени Бабура открылся мемориальный памятник «Благодарности узбекскому народу за теплоту и доброту» от корейской диаспоры Узбекистана. Мемориал посвящается скорбной для корейских жителей Узбекистана дате – 80-летию с начала депортации их народа на территорию Средней Азии.

На теплушках в новую жизнь

Дальневосточные корейцы были первыми из народов Советского Со-юза. испытавшими на себе депорта-цию – административное выселение с Дапьне-Восточного края и соседних областей. В 1937 году около 172 тысяч лиц корейской национальности было вывезено вглубь Средней Азии, откуда под страхом уголовного наказания им был запрещен выезд почти на два десятка лет

Людям давали минимальный срок на сбор вещей, а потом грузили в подготовленные литерные эшелоны. Каждый эшелон состоял в среднем из 50 теплушек, оборудованных двухъярусными нарами и печкой-буржуйкой В теплушке 4 семьи (25-30 человек) Добирались из Приморья до станций в Казахстане и Узбекистане по 30-40 дней. Перед погрузкой у людей изымались паспорта.

Николай Цхай. житель фермерского хозяйства «Узбекистан» Ташкентской области, родился в Буденовском районе Приморского края и в 6-летнем возрасте пережил депортацию. Из всех тягот пути мальчишке особенно запомнилось отсутствие туалета. Для детей соорудили ширму в дальнем углу вагона, где поставили ведро. Большие станции поезд проезжал без остановки, потому что люди первым делом торопились справить нужду. Останавливались только в степи, где мужчины и женщины, преодолевая стыд, садились вперемежку на обочине, чтобы облегчиться

По приезде в колхозе имени Кирова переселенцы первый год жили в ямах-землянках, во второй – соорудили хижины из камыша. И только в 39-м построили из формовочных кирпичей небольшие дома, всего пятнадцать. Они и поныне сохранились на окраине села «Глядя на них, на глаза наворачиваются слезы», – рассказывает Николай Никанорович.

Переселенцы имели статус административно высланных – они были ограничены в передвижении пределами Средней Азии. Зато, в отличие от представителей других депортированных впоследствии народов, корейцы могли занимать руководящие должности и учиться в высших учебных заведениях. Хотя в основном они трудились в собственных колхозах, на выделенной им земле, или вступали в колхозы местного населения на общих основаниях.

Как встречала новая родина

Уже в наше время глубокие старики, которые тогда были детьми или молодыми людьми, вспоминали, как тяжело пришлось сначала корейцам на новой родине. Свою первую зиму, а переселение проводилось в канун зимы 1937-38 годов, многие корейцы жили во временных землянках. Выросла смертность, особенно у грудных младенцев Чтобы выжить, трудолюбивые переселенцы брались за самую тяжелую работу, поднимали собственные хозяйства, осваивали традиционные виды земледелия на новых местах.

И не просто выжили, а стали полноправными и успешными членами семьи среднеазиатских народов. Про богатства корейских совхозов-миллионеров ходили легенды.

Корейские колхозы Узбекистана – один из наиболее поразительных феноменов в истории бывшего СССР. Они были созданы корейскими переселенцами осенью 1937 года Причем этим хозяйствам были выделены далеко не лучшие земли Не имея порой ни техники, ни других материальных ресурсов, они за невиданно короткие сроки не просто освоили тугаи – заболоченные солончаковые земли, но и стали лучшими не толь-ко в республике, но и во всей стране.

Председатель Совета старейшин Ассоциации корейских культурных центров Сергей Когай (в четырехлетнем возрасте приехал с семьей в Чиназ), с особой теплотой вспоминает о своих первых товарищах по детским играм – ребятах из простых узбекских семей:

– Мы все детство были вместе с местными ребятами, узбекский стал моим вторым языком Некоторые из моих детских товарищей и сегодня вместе с нами – приняли участие в открытии памятника-мемориала.

Не случайно на открывшемся в парке Бабура памятнике-мемориале ключевой сценой является то. как мальчик-узбек протягивает корейской девочке ароматную хрустящую лепешку.

– Такие это были люди, – говорит Сергей Когай – И мы благодарны им и их потомкам за то, как встретили нас, помогли приспособиться к новой жизни

Война

Трудности первых лет поспе депортации для корейцев Средней Азии усугубила начавшаяся война И, хотя их не призывали в действующую Красную армию, трудовой фронт во всем его многообразии был открыт для них.

Материальные лишения обрушились на все население страны. Колхозы должны были выполнять ппаны госпоставок и натуроплаты, которые составляли до 90% собранного урожая Лозунг «Все для фронта, все для победы» потребовал огромного напряжения сил населения восточных регионов страны

Корейские колхозы Казахстана и Средней Азии, как и все колхозы, были поставлены в труднейшие условия выживания И снова корейские хозяйства, благодаря трудолюбию и стойкости, выжили. С лучших земель колхозники получали по 50- 60 центнеров с гектара пшеницы, а с отдельных участков – по 120. Урожай риса составлял 50-60 центнеров, сахарной свеклы – 500-800 при плановой урожайности 260. Самые лучшие труженики колхозов и совхозов были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», и среди них много представителей корейского народа

Корейцы Узбекистана и Казахстана, отдавая свои денежные сбережения, участвовали в строительстве танковых колонн и авиационных эскадрилий и передавали эти соединения фронту.

Как сохранить свою культуру

После переселения не был восстановлен корейский педагогический институт Национальные культурные учреждения корейцев ограничились театром и одной официальной газетой. Корейские поселки оказались разбросанными на большой территории среди узбекских, русских и казахских поселений

Часть корейских детей сразу после переселения пошла в русские школы. В результате за одно-два поколения переселенные корейцы стали русскоязычными Так появился новый народ – коре-сарам (самоназвание «коре» в самой Корее давно не употребляется)

Но в отличие от корейцев в некоторых других странах, для коре-сарам стали характерны и даже распространены смешанные браки. Общая численность русскоязычных корейцев к XXI веку увеличилась почти в три раза и достигла 500 000 человек Однако, в силу большого числа смешанных браков, точный подсчет потомков переселенных корейцев затруднителен.

Корейцы в Узбекистане не только смогли сохранить свою этническую самобытность, но и многие элементы родной культуры, часть которой – например, кулинарная традиция корейцев – стала общим достоянием для всех народов Средней Азии.

С обретением Узбекистаном независимости корейская культура получила новый толчок для развития и в этом ей помогла как политика республики, направленная на сохранение дружбы народов, так и восстановление культурных и политических связей с исторической родиной

Сегодня в каждой области и практически в каждом районе Узбекистана. где проживают корейцы, имеется собственный культурный центр, создаются хоровые ансамбли и танцевальные группы. Сами корейцы охотно участвуют в возрождении и сохранении культурных традиций, несколько размытых в результате 80-летнего пребывания вдали от родины.

Многие уже побывали в Республике Корея, кое-кто получает там образование, обмениваются делегациями, Ташкент и Сеул с 2010 года являются городами-побратимами.

Вот и на открытие монумента «Благодарности» в Ташкент прибыл мэр Сеула – Пак Вон Сун

Монумент благодарности

Идея возведения памятника, выражающего благодарность, возникла у культурных лидеров корейской диаспоры Узбекистана, в частности, инициативу проявил депутат Олий Мажлиса республики, возглавляющий Республиканский Корейский культурный центр Виктор Пак.

«Сама идея обрела зримый образ зимой прошлого года, когда корейским культурным центром был проведен конкурс на лучший проект памятника, – поделился его автор, скульптор Артур Квон – Победил мой проект, хотя окончательный образ монумента был придуман совместно с Виктором Николаевичем Паком».

Средства на строительство и открытие монумента также собирались среди корейской диаспоры. Свою лепту внесли и корейские бизнесмены. и простые граждане В результате получилось очень неплохо, а главное – все шло от сердца простых людей.

«Насколько было сложно и незнакомо все здешнее для корейцев в далеком 1937 году. – отметил мэр Сеула Пак Вон Сун, выступая на открытии мемориала – И какое глубокое уважение вызывает мужество и упорство тех людей, которые одолели все трудности и смогли обосноваться в Узбекистане. А еще я хотел бы выразить свою благодарность узбекскому народу за оказанную помощь в том, чтобы корейцы могли достойно жить в этой стране».

В свою очередь хоким Ташкента Рахмонбек Усманов отметил исключительное трудолюбие корейских сограждан, их умение преодолевать трудности, желание жить в мире и дружбе с большой семьей узбекистанцев

«Сегодня большой праздник для всей диаспоры корейцев в Узбекистане, – рассказал председатель Совета старейшин Ассоциации корейских культурных центров Сергей Когай.

– Восемьдесят лет мы, корейцы, проживаем в Узбекистане и вот этим мемориалом от лица всего нашего народа мы выражаем благодарность всему узбекскому народу за теплый прием за возможность жить и трудиться на этой земле, равными среди равных».

Сергей ВЕСЕЛОВ

***

Источник: Еженедельник “На досуге”, 6 июля 2017 г.

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментариев пока нет, но вы можете оставить первый комментарий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Translate »