Атомное оружие КНДР: от планов до реальности

1546345_10152370539921715_3241507345692061579_n

Объединение Кореи неизбежно

Герман Ким, доктор исторических наук, профессор,
Заслуженный деятель Республики Казахстан,
член казахстанской секции Консультативного Совета
по мирному и демократическому объединению Кореи 16-ого созыва

10418409_10152370539996715_3989548565336817260_n9 октября 2006 года Северная Корея, несмотря на протесты со стороны ООН и международного сообщества, испытала ядерное оружие и стала девятой страной, обладающей самым мощным оружием, созданным человеком. Сейчас «официальный» статус ядерных держав имеют пять стран: США, Китай, Россия, Великобритания и Франция. Еще три страны располагают ядерным оружием, но не входят в официальный «ядерный клуб» – это Индия, Пакистан и Израиль. По данным Международного Агентства по Атомной Энергии (МАГАТЭ) около 20-30 стран активно разрабатывают технологии, которые могут быть использованы для создания атомного оружия. Северная Корея разрабатывает собственную ядерную программу, представляющую непосредственную угрозу для Южной Кореи и Японии. Однако для всего региона Северо-Восточной Азии (СВА) и всего мира ядерная программа КНДР является фактором дестабилизации, нарушением международного режима ядерного нераспространения, а также возможностью экспорта ядерных технологий в другие страны.

Не сказать о том, что на юге Корейского полуострова ядерное оружие появилось раньше, чем на Севере было бы, по крайней мере, ошибкой. Его завезли в Южную Корею Соединенные Штаты в 1958 году и мощность ядерного арсенала достигла 1967 году своего максимума. Однако к середине 1980-х годов он был существенно сокращен, а в 1991 году президент США Джордж Буш–старший дал указание о выводе ядерного оружия из Южной Кореи.

Надо также отметить, что в середине 1970-х годов южнокорейские ученые вплотную подошли к созданию ядерного оружия. Сеул решился на этот шаг в связи с намерением Вашингтона сократить военный контингент, а со временем полностью вывести войска, а также ввиду резкого обострения межкорейских отношений. Разработка южнокорейской ядерной программы была прекращена под давлением Белого дома. В обмен Сеул получил гарантию защиты в случае возможного нападения.
Что касается Северной Кореи, то мечта о разработке собственной ядерной программы зародилась в Пхеньяне сразу после окончания Корейской войны. В 1956 г. Советский Союз и КНДР заключили соглашение о сотрудничестве в развитии северокорейской ядерной энергетики. В его рамках в Объединенном Институте ядерных исследований в Дубне прошли подготовку около 250 северокорейских ученых. В 1965 г. в местечке Йонбен при техническом содействии СССР был запущен экспериментальный реактор мощностью 2 МВт. Там же был создан Научно-исследовательский центр ядерной физики. По настоятельным рекомендациям из Кремля он был поставлен в 1997 году под наблюдение МАГАТЭ.

В мае 1984 г. Ким Ир Сен на встрече с советским лидером К.Черненко попросил помощь в строительстве атомной электростанции в КНДР. В декабре 1985 г. Северная Корея вступила Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО, тогда же секретарь Трудовой партии Кореи (ТПК) Кан Сонcэн подписал соглашение с Советским Союзом о научно-техническом сотрудничестве. В 1987 г. КНДР самостоятельно построила и ввела в эксплуатацию газографитовый реактор мощностью 5 МВт. Помимо этого, началось строительство двух более мощных реакторов: одного мощностью 50 МВт, другого мощностью 200 МВт. По мнению южнокорейских экспертов, Северная Корея могла приступить к производству ядерного оружия с середины 1990-х годов.

12 марта 1993 г., КНДР заявила о выходе из ДНЯО, что вызвало бурную реакцию в мире и получило название первого ядерного кризиса на Корейском полуострове. В Вашингтоне обсуждались две возможности разрешения данной проблемы: введение санкций или ракетные удары по ядерным объектам КНДР. К июню 1994 г. кризис оказался на грани перерастания в войну.

Военные методы ввиду возможных огромных потерь были отклонены и в силу вступили переговоры, первый раунд которых прошел в Нью-Йорке 2-11 июня 1993 года. По его итогам была подписана совместная декларация, основным пунктом которой стало обязательство КНДР приостановить свой выход из ДНЯО. США, в свою очередь, гарантировали Северной Корее, что не будут использовать против нее ядерное оружие. С 14 по 19 июля в Женеве состоялся второй раунд американо-северокорейских переговоров. Главным результатом этого раунда стало принципиальное согласие Соединенных Штатов поддержать строительство реакторов на легкой воде в Северной Корее. КНДР обязалась возобновить консультации с МАГАТЭ, а также вновь вступить в переговоры с Южной Кореей по широкому кругу вопросов.

В продолжение переговорного процесса 16 июня 1994 г. бывший президент США Джимми Картер встретился с Ким Ир Сеном, который согласился заморозить ядерную программу и поставить ее под контроль МАГАТЭ в обмен на строительство реакторов на легкой воде и гарантии США о неприменении ядерного оружия против Северной Кореи. 21-ого октября 1994 г. в Женеве между США и КНДР было заключено Рамочное соглашение, содержание которого было оговорено ранее в Пхеньяне Ким Ир Сеном и Дж. Картером.

Таким образом, вплоть до конца 1990-х годов ситуация вокруг Корейского полуострова и вокруг северокорейской ядерной программы оставалась относительно стабильной.

В 2000 г. на смену демократической администрации Б.Клинтона пришла республиканская администрация Дж. Буша-младшего, настроенная на более жесткую позицию в отношениях с Северной Кореей. Террористическая атака 11 сентября 2001 г. значительно изменила приоритеты внешней политики США. Знаковым стало решение Белого дома о выходе США из договора по ПРО (Противоракетная оборона) и начале развития программы Национальной Системы Противоракетной Обороны. Одной их причин выхода из ПРО было названо испытание в 1998 г. северокорейской баллистической ракеты.

В январе 2002 г. президент Дж. Буш-младший назвал Ирак, Иран и КНДР «осью зла», что еще в большей степени накалило обстановку. В официальных заявлениях Пхеньяна прозвучало предупреждение, что в случае развертывания программы ПРО Северная Корея усилит свою обороноспособность. С декабря 2002 г. начался второй виток ядерного кризиса, и уже 10 января 2003 г. Северная Корея объявила о своем выходе из ДНЯО, что стало причиной второго ядерного кризиса.

В апреле 2004 г. Пхеньян объявил о завершающей стадии переработки 8 тысяч стержней, содержащих отработавшее ядерное топливо из реактора в Йонбене. Это означало, что КНДР обладает значимым количеством оружейного плутония. 16 августа в Пхеньяне официальный представитель МИД КНДР обвинил США в продолжении враждебной политики в отношении КНДР, в подрыве процесса шестисторонних переговоров, что делает невозможным участие КНДР в новом заседании рабочей группы, а также призвал Вашингтон следовать формуле «компенсации в ответ на замораживание».

Северокорейская сторона заявила о том, что США пытаются оказать давление, и вышла из шестисторонних переговоров. Вплоть до сентября 2006 г. Китай, Россия, Южная Корея и Япония прилагали значительные усилия для возобновления диалога. США утверждали, что вопрос санкций должен решаться вне контекста ядерной проблемы. КНДР, напротив, увязывала снятие санкций с возобновлением шестисторонних переговоров. В марте 2006 г. северокорейская делегация посетила Вашингтон для обсуждения данного вопроса, однако безрезультатно, обе стороны остались при своих интересах.

Весной и летом 2006 г. все внимание было приковано к событиям, разворачивающимся на Ближнем Востоке. Корейская проблема на некоторое время отошла на второй план. США проявляли твердость в отношении санкций против КНДР, поэтому, как это уже случалось прежде, Северная Корея решилась на демонстративные шаги. 4 июля были произведены испытания семи баллистических ракет. В конце сентября прошли сообщения о подготовке Северной Кореи к испытанию ядерного заряда и администрация Дж. Буша пойдя на попятную, согласилась обсудить вопрос о снятии санкций в контексте возвращения КНДР к шестисторонним переговорам. Но Пхеньян уже решился на крайние меры и 9 октября это испытание состоялось. Если российские и китайские эксперты сразу же подтвердили, что в КНДР действительно был произведены ядерные испытания, то американские и японские первоначально отнеслись к этому событию с изрядной долей скепсиса.

14 октября 2006 г. СБ ООН принял резолюцию относительно ядерных испытаний, проведенных Северной Кореей. В этой резолюции, в частности, был наложен запрет на поставки, продажу или передачу КНДР любой военной техники и вооружений, а также материалов и технологий, которые могут быть использованы в ядерных исследованиях. В свою очередь Китай, крайне не заинтересованный в обострении обстановки на полуострове, приостановил поставки нефти в КНДР. Экономическое давление КНР оказалось решающим, ведь в настоящее время 90% всех энергоресурсов Северная Корея импортирует из Китая. В конце октября было объявлено, что КНДР согласилась вернуться за стол переговоров, в их ходе, помимо ядерной проблемы, должен был обсуждаться вопрос о снятии экономических санкций, наложенных США осенью 2005 года.

Подводя черту, можно заключить, что северокорейский ядерный узел остается еще крепко завязанным. Его не разрубить мечом и не развязать лишь словами. Наряду с ядерной программой Северная Корея параллельно развивала ракетную программу, представляющую реальную опасность не только для Южной Кореи и Японии, но и для США. Но об этом я расскажу в следующий раз.

Источник: Герман Ким

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.

Translate »