BTS: одиссея корейской «великолепной семёрки». Из айдолов в артисты

Корейский бой-бэнд BTS наряду с некоторыми другими представителями шоу-бизнеса помог, словно буксир, подтянуть продажи музыкальной продукции во всём мире. BTS пользуются огромным влиянием в культурном плане и стали феноменом, который до сих пор многих приводит в состояние растерянности. Ну а как всё начиналось?

Мировой тур Love Yourself: Speak Yourselfгруппы BTS начался 4 мая с. г. на стадионе Роуз Боулв Ло Анджелесе и триумфально завершился 14 июля на стадионе Экопав Сидзуоке. В рамках тура группа высту в 8 городах, где её концерты посетило около 860 тысяч зрителей. Это фото было выложено на странице BTS вФейсбукепо случаю 2019 BTS FESTA, проведённого в июне в честь шестой годовщины дебюта групп.

2 апреля этого года, анализируя доклад Международной федерации производителей фонограмм (IFPI), британская Би-би-си писала: «Успех Дрейка, BTS и Арианы Гранде помог музыкальной индустрии получить самую большую прибыль за десять лет. По данным IFPI, представляющей глобальную музыкальную индустрию, музыкальный рынок сейчас стоит 19 млрд. долларов, приблизившись к уровню 2006 года. Взрыв в стриминговых подписках реально спас индустрию, которая в течение 10 лет находилась в свободном падении». Схожую тенденцию описывает и агентство Рейтер: «Дрейк, BTS и Эд Ширан оказались в числе артистов, покоривших мировой рынок, принеся 19,1 млрд. долларов от всей прибыли за 2018 год».

BTS произвели бум не только в музыкальной индустрии — они стали культурным явлением мирового масштаба. Стоит выйти новой песни коллектива, как фанаты группы, объединённые в фандом ARMY (Adorable Representative M.C. for Youth), сразу же переводят её текст на разные языки и «препарируют» содержание в поисках смыслов. Видеоролики BANGTANTV, служащие каналом общения между BTS и ARMY, тоже снабжены переводом. На 8 июля 2019 года на BANGTANTV было выложено 995 видео, а количество роликов с реакцией на эти видео, снятых фанатами группы в разных странах, исчисляется миллионами.

В Интернете, в фан-кафе, где общаются ARMY, в моде «кей-поп-вокабуляр»: фанаты смешивают в речи английские и корейские слова, записывая последние латиницей. При этом в ходу не только общеупотребительная лексика, такая как «чхингу» («друг») или «тэбак» («круто»), но и не самые распространённые слова вроде «пэпсэ» (бурая сутора — маленькая птичка с короткими ножками, которая, согласно пословице, «по шву разошлась», пытаясь следовать за «хвансэ», длинноногим аистом; в переносном смысле — человек, не имеющий особых способностей, напрасно пытающийся угнаться за тем, кто талантливее и успешнее) и «хык-сучжо» («ложка из грязи») как антоним «кым-сучжо» («серебряная ложка» из идиомы «родиться с серебряной ложкой во рту»), которые употребляются в песнях BTS в контексте описания небогатого окружения, в котором росли будущие звёзды.

Кадры из клипа на песню «Blood Sweat & Tears» — заглавную композицию из второго альбома BTS «WINGS», выпущенного в 2016 г. Песня была написана по мотивам романа «Демиан» Германа Гессе.

Альтернатива айдолам
Появлению BTS предшествовало фиаско. В 2012 году Пан Сихёк, продюсер и президент Big Hit Entertainment, представил публике гёрл-бэнд GLAM, но группа не «выстрелила». Чтобы не повторять прежних ошибок, Пан задумался над тем, чтобы вместо запуска отдельного певца или группы создать новую систему, рождающую артистов, способных продолжительное время существовать на сцене.

Продюсер ясно осознавал, что следует отойти от существующей схемы «выращивания» айдолов. Изучая модель успеха таких коллективов, как Big Bang продюсерской компании YG Entertainment и EXO, относящихся к SM Entertainment, Пан тщательно проанализировал музыкальный рынок и сделал вывод: нужно делать из айдолов артистов. Другими словами, он пришёл к выводу, что гораздо важнее вырастить настоящих музыкантов, нежели просто выпустить пару хитов, которые попадут в мейнстрим.

BTS — это не первая корейская айдол-группа, добившаяся популярности за рубежом. Однако все предшествующие коллективы подвергались критике, поскольку казались сошедшими с одного заводского конвейера. Это непременно отмечали, когда обсуждали проблемные стороны кей-попа. В частности, когда Чонхён, главный вокалист бой-бэнда Shinee, покончил с собой в декабре 2017 года, в журнале «Variety» написали: «Корейская индустрия развлечений культивирует рабочую среду, напоминающую “Голодные игры”». Недавний скандал с Сынни, участником бой-бэнда Big Bang, разразившийся в ноябре 2018 года, также заставил зарубежные СМИ засомневаться в «непорочности» корейских айдолов.

В этом контексте следует обратить внимание на то, что именно BTS значительно способствовали преодолению негативных моментов корейской индустрии айдолов, критикуемых зарубежной прессой. Пан Сихёку и его Big Hit Entertainment удалось превратить айдолов в артистов и вывести их на мировую сцену благодаря тому, что он точно угадал потребности рынка.

Кадры из клипа на песню «Blood Sweat & Tears» — заглавную композицию из второго альбома BTS «WINGS», выпущенного в 2016 г. Песня была написана по мотивам романа «Демиан» Германа Гессе.

Песни от первого лица
Ещё тогда, когда участники BTS были трейни, продюсер часто задавал им такие вопросы, как «О чём вы думаете в последнее время?», «Есть ли у вас что рассказать о себе?» и т.п. Таким образом он подводил их к тому, чтобы в своём творчестве ребята говорили о себе. Также Пан решил, что для становления BTS как артистов лучше всего подойдёт такой жанр, как хип-хоп, когда исполнитель сам пишет тексты на основе личного опыта. Данная жанровая стилистика эффективна для создания сильного сценического персонажа со своим месседжем. 2013 год — год дебюта BTS — стал переломным для хип-хопа. Такие исполнители, как Канье Уэст, Кендрик Ламар и др., оказались на пике своей популярности. Серьёзный крен в сторону хип-хопа в музыке BTS, конечно, есть в значительной степени результат музыкальных предпочтений участников коллектива и самого Пан Сихёка, но это также и маркетинговый ход, нацеленный на то, чтобы совершить прорыв.

В прошлом фанаты кей-попа предпочитали тех айдолов, которые хорошо поют и танцуют. Безусловно, вокальное мастерство и умение танцевать, отточенное годами тренировок, по-прежнему востребованы. Однако к ним добавилось ещё одно требование. Теперь айдолу необходимо иметь интеллектуальные способности, позволяющие интерпретировать и анализировать то, что происходит в обществе. Конечно, никто не ожидает от айдолов, что они, подобно гуру, станут давать ответы на все вопросы, но они должны по крайней мере уметь высказывать свои мысли. В эпоху, когда люди в деталях обсуждают, чем живут айдолы и какой системы ценности они придерживаются, тому, у кого нет своих мыслей и версий происходящего вокруг, никогда не стать главным действующим лицом своего творчества.

Участники BTS «прокачали» это умение ещё до дебюта. Если посмотреть интервью того времени, невозможно не обратить внимания на то, как легко им даются рассуждения о собственной музыке. Возможно, это результат бесконечных диалогов, которые юноши ежедневно ведут с друг с другом, постоянно читая и размышляя.

«Я думаю, публика сейчас — очень умная и разборчивая. Она сразу же понимает, что идёт от сердца, а что нет», — как-то сказал лидер группы RM. «Добросовестно занимаясь основным делом, мы стараемся ещё больше передать наши искренние чувства через соцсети».

Необходимость подобных усилий связана в том числе и с атмосферой эпохи, когда знания получают новое осмысление. Теперь просто знание некоторых фактов не делает тебя интеллектуалом — эту функцию взял на себя поисковый механизм. В наши дни нужно становиться человеком, умеющим увидеть связь между фактами и контекстами. Это тип нового интеллектуала. И в том, что касается создания контента, также требуется новый тип креативности. Музыканту, чтобы приобрести такие способности, нужна не только музыка, но и умение истолковывать окружающие явления и вещи с собственной точки зрения. Участники BTS, прежде всего RM и Сюга, в полной мере обладают таким умением.

Кадр из клипа на песню «Fake Love» — заглавную композицию из третьего альбома BTS «LOVE YOURSELF: Tear», выпущенного в 2018 г. Жанр этой песни, которую отличает грусть и тревога, что не характерно для хип-хопа, можно определить как «эмоциональный хип-хоп».

Рупор поколения Z
«Нетизены инстинктивно отвергают контент, в котором чувствуется пиар. Поэтому нужно их заинтересовывать. Делать шоу. Не надо быть слишком серьёзным. Просто предлагаешь, как, мол, насчёт этого? И достаточно. Если перевести это в литературу, то надо стать кем-то вроде Харуки Мураками. Важно заставить публику испытывать эмоции до того, как включится мозг», — сказал Пан Сихёк в одном старом интервью.

По его словам, создавать контент — значит «приятно обманывать публику». Это похоже на складывание пазла или поиск спрятанной картинки. Фанаты «расшифровывают» смысл текстов BTS и отыскивают образы, скрытые в их видеоклипах, а потом сверяют друг с другом ответы. Это своего рода цифровая игра, в которую фанаты сами себя вовлекли.

Следует также не забывать, что BTS демонстрирует отличительные черты поколения Z. Поколением Z называют «рождённых в цифре», тех, кто родился в промежуток с 1995 по 2005 год, людей, привычных к смартфонам и общению посредством видеосвязи. Представители этого поколения мечтают стать криейторами, профессиональными геймерами, кодировщиками и стартаперами и живут жизнью, к которой стремятся сами, а не той, которую хотят для них их родители. Они не стесняются говорить «нет», когда им что-либо не нравится, а когда им что-нибудь интересно, не сидят безучастными наблюдателями, а активно выражают своё мнение. Они любят делать сами, а не смотреть, как делают другие. Словом, это поколение деятелей.

Все эти отличительные особенности, характеризующие поколение Z, есть и у BTS. Участники коллектива помещают собственный опыт и мысли в свои песни и делятся ими через соцсети. Таким и должен быть рупор поколения Z, которое стремиться самостоятельно освоить целину своей жизни.

Кому-то из BTS сейчас чуть больше двадцати, а кто-то уже преодолел двадцатипятилетний рубеж. RM как-то сказал: «Мы говорим о том, что знаем лучше всего. Когда мы были тинэйджерами, главной темой была школа, после двадцати — молодость. Эти истории накапливались, и в процессе получились “Love Yourself” и “Persona”». Поэтому фанаты коллектива с нетерпением ждут, о чём станут говорить в своих песнях этих юноши, когда их возраст будет преодолевать очередную отметку.”

«Мы говорим о том, что знаем лучше всего. Когда мы были тинэйджерами, главной темой была школа, после двадцати — молодость. Эти истории накапливались, и в процессе получились “Love Yourself” и “Persona”»

BTS произносят речь во время вручения им награды «Лучший социальный артист» на церемонии Billboard Music Awards, прошедшей 20 мая 2018 г. на MGM Гранд Гарден Арене в Лас-Вегасе. Группе присуждали эту премию три года подряд, а в 2019 г. они также стали призёрами в номинации «Лучший дуэт/группа».

Pdogg,главный продюсер

«Маленький отец»
Участники BTS называют Pdogg (Кан Хёвон) «маленьким отцом». Это обращение, которое обычно используется по отношению к дяде, точнее, младшему брату отца, показывает, насколько велико влияние этого человека на группу. Вся музыка BTS, от дебютного сингла «2 Kool 4 Skool» до последнего альбома «Map of the Soul: Persona», прошла через руки Pdogg как главного продюсера Big Hit Entertainment.

Pdogg познакомился с Пан Сихёком, главой Big Hit Entertainment, в 2007 году, вскоре после основания компании. Он принёс с собой глубокое знание западного хип-хопа и других жанров. Участники BTS должны были уметь держаться на сцене и рассказывать о себе. Во всём этом их направлял Pdogg. В одном из интервью он признался, что, когда закладывались основы группы, думал, что умрёт — так было трудно, но в итоге «покорил все горы».

В 2018 году Pdogg стал продюсером, получившим больше всего авторских отчислений в Корее. В феврале этого года на 56-й Генеральной ассамблее Корейской ассоциации авторского права на музыку он получил две награды за самые большие роялти в категориях «Сочинение музыки» и «Написание текста».

Сон Сондык,директор перформанса

От танца до выражения лица
Хореография BTS отличается крайней амбициозностью и сложностью. Сон Сондык отвечает не только за танцевальные номера, но и за все другие движения на сцене, включая жесты и выражения лиц. Его влияние огромно, поскольку танцы, которые он ставит, повторяют фанаты BTS по всему миру.

Поначалу у каждого из юношей была своя чёткая роль, поэтому основная танцевальная нагрузка приходилась на Джей-Хоупа и Чимина. Но, по мере того как их товарищи прогрессировали в танце, в хореографических номерах стал участвовать весь коллектив. Сон как-то сказал: «Поначалу было немного неловко добавлять элементы перформанса к хип-хопу, поэтому самым трудным было сделать так, чтобы не было ощущения разнородности».

Сон начал серьёзно заниматься танцем ещё будучи подростком, поэтому сейчас в его активе более 20 лет опыта. Во времена фриланса он ставил хореографию таким известным группам, как Sechs Kies, Fin.K.L и «Синхва». Когда заработала компания Big Hit Entertainment, Сон занялся перформансами 2AM (в сотрудничестве с JYP), GLAM и BTS.

Ким Сонхён,креативный директор визуального контента

Создатель семи икон стиля
На протяжении нескольких лет жизнь участников BTS проходила между репетиционной, студией звукозаписи и домом. Чтобы превратить «образцовых трейни» в хип-хоп айдолов и настоящих фэшиониста, пришлось примерить на них массу одежды. Всё это заслуга фэшн-дизайнера Ким Сонхёна.

Он не только занимается внешним видом юношей, но и имеет право голоса относительно всего, что показывается публике от имени BTS, включая обложки альбомов, видеоконтент и оформление сцены. Стоя во главе двух команд, Ким работает со стилистами, визуальными дизайнерами, специалистами по видео-арту и коммуникационными дизайнерами. Результат их работы непосредственно связан с концептом и месседжем BTS, поэтому в итоге имеет огромную силу.

В одном из интервью Ким сказал, что, работая над визуальным концептом мини-альбомов «The Most Beautiful Moment in Life», он пересмотрел множество фильмов, включая «Мечтатели», «Дневник баскетболиста», «На игле», «Общество мёртвых поэтов», «Привет, Джули!», а также работы американского режиссёра Ларри Кларка, главной темой которых было девиантное поведение подростков. Ким любит рок почти так же, как хип-хоп и говорит, что часто обращается за визуальным вдохновением к другим жанрам музыки.

Lumpens,режиссёр, арт-директор

Видеоклипы с символикой сверхъестественного
Такие популярные клипы BTS, как «Blood Sweat & Tears», «Fire», «Spring Day», «DNA», «Fake Love» and «IDOL», сняты режиссёром Lumpens (Чхве Ёнсок). Многие из этих видео имеют по нескольку сотен миллионов просмотров в соцсетях.
Lumpens как визуального художника называют «вторым Пэн (Пэк) Намчжуном», который был отцом корейского видео-арта. Будучи фрилансером, а не постоянным служащим Big Hit Entertainment, Lumpens, тем не менее активно работает с BTS с их дебюта в 2013 году.

Клипы BTS отличает многослойность. Иногда это символика сверхъестественного, а иногда просто игра в поиск скрытой картинки. Многочисленные знаки и скрытые символы создают широкое поле для интерпретаций и обсуждений, способствуя активному общению между фанатами BTS во всём мире.

Lumpens черпает свои идеи из фильмов и книг. В трейлер альбома «Map of the Soul: Persona» он добавил элемент научной фантастики, используя новейшие технологии, чтобы создать гигантскую цифровую гуманоидную личность RM — лидера BTS.

***

Источник: https://koreana.or.kr/

Мы в Telegram

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир

Комментариев пока нет, но вы можете оставить первый комментарий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Translate »