Вячеслав Кан окончил Национальный университет в 1998 году и начинал карьеру учителем английского в школе, а первый опыт в бизнесе приобрел, когда помогал родителям жены в сфере торговли. В 2004 году он, не имея опыта в IT, запустил сайт объявлений Torg.uz (сейчас работает под брендом OLX.uz). В 2016 году вышел из проекта, чтобы начать новое дело — и в 2017-м открыл центр профориентации MyWay.

Вячеслав занимается не только бизнесом — в декабре 2017-го предприниматель был избран в районный Кенгаш народных депутатов Бектемирского района. Также он является основателем бизнес-клуба «Кореин».

Вячеслав Кан рассказал Spot, что считает главным в выборе бизнес-модели, поиске целевой аудитории и выстраивании стратегии.

01

У бизнеса должна быть миссия

Начиная дело, в первую очередь надо понимать, какую пользу ты хочешь приносить людям, для чего нужна твоя компания. Думаю, это самое важное, что поможет избежать серьезных стратегических ошибок — строить стратегию на твердом фундаменте из миссии компании, ценностей, видения и цели. При запуске Torg.uz, можно сказать, я всё делал интуитивно, основываясь на собственном видении.

Главной сложностью и в то же время преимуществом было то, что мы были первыми и создали новую нишу — нам, по сути, приходилось учить людей продавать свои ненужные вещи через интернет. В нашей стране не принято продавать свои вещи, тем более в интернете. Многие начали пользоваться интернетом, чтобы использовать наш сервис.

02

Преимущества можно найти на любом рынке

У нас уникальная страна — многие, запуская бизнес, обходились без крупных инвестиций, это у нас было возможно из-за закрытости рынка. Когда не так много конкуренции и есть время на старт и развитие, можно начать дело с небольшой суммы. В мире сейчас так обычно не происходит: в большой конкурентной среде нет времени на раскачку — если хочешь добиться быстрого успеха, нужны большие инвестиции.

В наших реалиях может быть симбиоз: сначала ты пробуешь сделать небольшой продукт, так называемый MVP (minimum viable product — минимально жизнеспособный продукт — Прим. Spot), анализируешь и потом уже начинаешь искать инвестиции. Это помогает уменьшать риски. В условиях реформ и развития страны местным компаниям нужно учиться конкурировать, находить свои уникальные преимущества и становиться лучше.

03

Не стесняйтесь обращаться за советом к специалистам

Бизнес-модель подбирается индивидуально под каждый проект, при этом нужно учитывать много разных факторов. Чтобы выстроить эффективную бизнес-модель, на мой взгляд, нужно сначала точно понять, что именно ты хочешь достичь, почему ты хочешь это сделать и какую пользу людям будет приносить твой продукт. Если знаешь ответы на все эти вопросы, но всё ещё не уверен, что делать дальше, полезно обратиться за помощью к специалистам, которые смогут проконсультировать и порекомендовать удачные решения.

Это касается и поиска целевой аудитории: при правильном подходе должно быть понятно, какой продукт вы предлагаете рынку и для кого именно он предназначен. Я советую всегда проверять свои предположения. Сделать это можно, например, проведя маркетинговое исследование. Оно поможет не только выявить целевую аудиторию, но и получить объективные ответы на многие вопросы, основанные на статистических данных. Так вы сможете всё взвесить и сделать нужные выводы.

04

Коммуникации решают

В бизнесе сложно выделить один самый важный навык — нельзя сказать, что есть что-то одно, самое главное, а всё остальное идет в довесок. Но если всё-таки нужно выделить что-то особенно важное, я бы отметил коммуникативный навык — он нужен вне зависимости от сферы бизнеса. Необходимо постоянно общаться не только с клиентами, но и с сотрудниками, партнерами. Круг общения сильно влияет на то, как ты будешь развиваться и в каком направлении.

Я довольно рано понял, что это важно, что если я хочу развиваться, чего-то достичь, то, несмотря на то, что по натуре я интроверт, надо выйти из зоны комфорта. Благодаря этому у меня довольно большой круг общения. Нужно общаться с людьми, на которых ты хочешь равняться, и я горжусь тем, что могу брать лучшее от людей, которые достигли чего-то в бизнесе и стремятся к лучшему.

05

Будьте готовы менять свою жизнь

Выйти из Torg.uz — это был серьезный шаг и сложный выбор. Бизнес — это твой ребенок, которого ты растишь, вкладываешь много сил и времени. Проекту Torg.uz я уделил более 12 лет. По сути, это больше половины моей сознательной жизни. В какой-то момент я начал понимать, что пришло время отпускать свое детище в свободное плавание. Можно опекать ребенка до старости, но тогда он не будет развиваться, либо найти силу воли и уйти, и тогда твое детище будет расти дальше, потому что есть инвестор, который готов вкладывать деньги в развитие продукта и выходить в регионы.

06

Бизнес — это поиск себя

После выхода из Тorg.uz я много времени потратил, чтобы снова найти себя, так как одну историю закончил. Бизнес — это прежде всего поиск себя. Я не думал о том, где бы мне заработать. Так же было и с Torg.uz, для меня это было хобби.

Я решил, что хочу заниматься тем, что будет приносить мне удовольствие, а это может быть, если это будет полезно людям. Много времени я уделял тренингам и саморазвитию и постепенно стал склоняться к тому, что мне нравится тема образования.

Сначала я думал о бизнес-образовании — это то, чего нам не хватает в нынешний период изменений и развития. Но потом больше стал задумываться о теме выбора профессии, потому что у меня самого достаточно взрослые дети, и я понял, что у нас в Узбекистане с этим большая беда. Так появился MyWay — первый специализированный центр профориентации в Узбекистане.

Мне нравится, что мы создаем новую нишу, как было и с Torg.uz. Большинство людей в Узбекистане, к сожалению, не задумываются о выборе профессии с точки зрения профориентации, не обращаются к психологам, не проходят специальные курсы и тренинги. Наша главная задача сейчас — изменить этот подход, сделать так, чтобы к выбору профессии подходили осознанно и дети, и их родители. Это большая, сложная, но в то же время очень важная задача, ведь от того, сможет ли находить свое предназначение новое поколение узбекистанцев, зависит процветание нашей родины.

07

Не распыляйтесь

Иногда надо жертвовать чем-то, в том числе и новым интересным проектом, чтобы основной бизнес не потерпел фиаско. Когда-то у меня была идея создать сайт для сегмента B2C, потому что Torg.uz был нацелен на C2C, а к нам поступало очень много запросов от бизнеса.

Мы сделали проект shops.uz — идея была в том, чтобы собрать на одной площадке все магазины, компании, чтобы они могли выставлять свои товары. Но скоро я понял, что для этого проекта нужен отдельный руководитель, так как сам не успевал им заниматься. Такого человека не было, как не было и отдельной большой команды менеджеров, поэтому, чтобы не получилось как в пословице про двух зайцев, я принял решение заморозить этот проект и сконцентрироваться на Torg.uz.

08

Деньги — не единственная мотивация

Все сотрудники разные, ко всем нужен индивидуальный подход. Особенно если это человек с лидерскими навыками, который может брать на себя ответственность. Такой человек знает, что делать, он реально готов к вызовам, для него мотивация — высокая цель, и когда ты даешь ему возможности реализовать себя и при этом доверяешь ему, даешь ему полномочия, он может расти и достичь высот. Мотивация — не всегда деньги, важно найти в каждом человеке то, что его цепляет.

Если представить, что на одной чаше весов — опыт, а на другой — энтузиазм, то для меня в сотруднике важнее второе. Мне очень важно, чтобы у человека был огонь в глазах, чтобы его зацепила миссия, идея. Потому что если взять человека опытного, который всё хорошо знает и во всем разбирается, но при этом миссия ему не очень интересна, эффекта будет меньше. А человек, который горит идеей, сможет легко обучиться. Знания можно восполнить, а любовь к делу просто так не найдешь.

09

Ошибки, которые лежат на поверхности, иногда сложно заметить

Как-то мы выпускали календарь для Torg.uz, на который выделили достаточно большую сумму денег. Моей ошибкой было то, что я не проверил тщательно конечный вариант до отправки на печать. Дизайнер создал очень хороший концепт, но даты в календаре оказались за прошлый год. В итоге эта ошибка обнаружилась уже после того, как мы всё напечатали. Деньги были потеряны, пришлось всё переделывать, но это был урок: всегда надо проверять результат, особенно когда человек работает над креативом.

10

Избегайте рутины — она искажает восприятие

Бывает, работаешь долгое время в одной сфере и устаешь, особенно когда в работе преобладает организационная рутина, а не достижение новых целей. Здесь главное — любить свое дело, тогда кризисы переживаются легче. Если наступил кризис, надо подумать, почему ты этим занимаешься, что тебя привлекает в бизнесе?

Рутина может исказить восприятие бизнеса, поэтому важно помнить корни и пользу, которую твой бизнес приносит людям. Это помогает меняться и адаптировать сервис под клиентов.