Дальневосточный краевой корейский театр 1932—1937 годы, г. Владивосток

Статья из книги “История корейского театра”. Алматы, “Раритет”, 2007 г.

Корейское театральное искусство своими корнями уходит в глубокую древность. История корейского народа всегда была богата театральными традициями. С незапамятных времен в культуре корейцев танцевальные движения, исполняемые под аккомпанемент музыкальных инструментов, имея определенную сюжетную линию, развились в драматический жанр. Театрализованные представления для развлечения знати и увеселения народа сопровождали все периоды истории Корейского полуострова. Это были театр марионеток, акробатическая клоунада, народные зрелища, напоминающие шаманские обряды, а также театр масок. Поэтому без преувеличения можно сказать, что театральное искусство в крови корейского народа, это неотъемлемая часть его духовной жизни. Как показывает история, где бы ни жили корейцы, будь то на своей исторической родине — Корее, или далеко за ее пределами, несмотря ни на какие перипетии своей нелегкой судьбы, они всегда стремились и стремятся сохранять и развивать один из древнейших видов искусства — театральное.

Это полностью относится и к корейцам, переселившимся на Российский Дальний Восток во второй половине XIX века. Именно они положили начало корейской диаспоры в Российской империи, представители которой уже в XX веке, в советское время были насильственно в массовом порядке переселены в Казахстан и Узбекистан. Со временем они расселились практически по всем республикам Советского Союза, тем самым, в свою очередь, образовали нынешние диаспоры казахстанских, узбекистанских, кырзстанских, таджикистанских, украинских, белорусских и других корейцев.

Но вернемся к истокам дальневосточных корейцев. Гонимые тяжелыми условиями жизни на своей исторической Родине, корейцы-переселенцы, по официальным данным, появились на Дальнем Востоке России в феврале 1864 года, первой деревней, основанной ими, стала деревня Тизинхэ в Южно Уссурийском крае, Затем вознили деревни Сидими, Янчихэ. И уже осенью того года в отчете по управлению Восточной Сибирью говорилось о том, что корейцы-переселенцы в первый же год поселения вырастили и собрали там хлеба, что им не нужны никакие пособия. Далее сообщалось, что весьма желательно дальнейшее переселение корейцев в Приморскую область, «так как известно, что люди эти отличаются необыкновенным трудолюбием».

Итак, начиная со второй половины XIX века, корейцы достаточно активно переселялись на Российский Дальний Восток в Приморский и Хабаровский края. Немаловажную роль в этом также сыграла агрессивная политика Японии по отношению к Корее, которая значительно усилилась именно в 1860-е годы и закончилось все это сначала установлением в Корее японского протектората, а затем и аннексией ее территории.

Поселившись на Дальнем Востоке, проживая компактно, корейцы в новых условиях достаточно успешно сохраняли и развивали свою культуру, в том числе и театральные традиции. Это выражалось в форме обрядовых танцев, представлений бродячих артистов и т. д. Надо заметить, что иммиграция корейцев на Дальний Восток России на самом деле была достаточно обычной для них хозяйственной миграцией, которая существовала задолго до образования Приморского и Хабаровского краев как административных единиц Российской империи. Но с установлением русскими властями своего контроля в Приамурье и Приморье эта традиционная хозяйственная миграция корейцев превратилась в иммиграцию со всеми вытекающими из этого последствиями.

К чему эти рассуждения? А к тому, чтобы понять, что корейцы, переселившиеся в то время на Дальний Восток России, практически не чувствовали себя оторванными от своей исторической Родины. Например, российский исследователь корейской проблемы тех лет В. Вагин в своей статье «Корейцы на Амуре», опубликованной в Санкт-Петербурге в 1875 году, прямо писал, что на Дальнем Востоке условия жизни были очень схожими с жизнью на Корейском полуострове, здесь корейцы были ближе к своей истории, перенимать у русских им было нужно не многое, «напротив, нашим крестьянам пришлось бы многому поучиться у них». Кроме того, известно, что до 1930-х годов российско-корейская и российско-китайская границы оставались практически открытыми, и корейцы беспрепятственно пересекали их в нужный для себя момент.

В свете сказанного становится зримой вся глубина трагедии депортации корейцев в 1937 году. Ведь именно тогда произошел действительно коренной перелом в истории дальневосточных корейцев. Перевезенные в Казахстан и Узбекистан, т. е. с одного конца Азии на другой, почти за 10 тысяч километров от своей исторической Родины, они оказались по-настоящему оторванными от нее. И не просто оторванными, а еще и изолированными в результате тотального противостояния в беспощадной, бескомпромиссной идеологической войне, которая развернулась в мире на долгие десятилетия после Октябрьской социалистической революции 1917 года.

Принимая во внимание эти трагические обстоятельства, можно себе представить всю величину значения Корейского театра в жизни казахстанских корейцев, да и в жизни всей корейской нации.

Важной вехой в судьбе российских дальневосточных корейцев стала Октябрьская революция 1917 года и установление советской власти. Советская власть декларацией лозунгов Свободы, Равенства и Справедливости буквально всколыхнула все слои общества бывшей Российской империи, вызвала небывалый подъем революционной энергии масс и их энтузиазма. Для корейцев Октябрьская революция совпала с национально-освободительной борьбой всего корейского народа против ненавистного японского ига за свою независимость. Что из этого получилось на деле, мы, живущие в XXI веке, знаем, но тогда это был действительно высокий порыв духовных сил, основанный на беззаветной вере и преданности идеалам революции. Ярким доказательством тому могут служить беспримерные подвиги корейских партизанских отрядов, целого ряда корейских национальных героев, не щадивших своей жизни ради этих идеалов.

1917 год дальневосточные корейцы встретили достаточно хорошо сложившейся общиной с богатым потенциалом — экономическим, политическим, социальным и культурным. В первые годы советской власти он выразился в том, что в Приморском и Хабаровском краях были образованы десятки корейских земледельческих и рыболовецких колхозов. Де факто существовали корейские населенные пункты, в которых были образованы корейские национальные сельсоветы. Корейцы принимали участие в жизни партийных, советских органов и общественных организаций различных уровней.

Развивалась национальная культура, язык, крепла национальная интеллигенция. На корейском языке стали издаваться районные и краевая газеты, было организовано корейское издательство, радиовещание, открылись учебные заведения! – пединститут, педучилище, другие культурно-просветительские учреждения. Венцом проявления большого духовного потенциала корейцев Дальнего Востока стало открытие Корейского театра.

Базой для создания Корейского театра стали кружки художественной самодеятельности, которые к тому времени существовали практически во всех местах компактного проживания корейцев — в селах, поселках и работали в школах, клубах, на предприятиях и т. п. Особую роль в истории возникновения театра сыграли кружок при табачной фабрике г. Владивостока, где участницей была, например, будущая заслуженная артистка КазССР Цой Бон До, кружок при клубе корейской слободки тоже г. Владивостока. В его работе участвовали будущая народная артистка КазССР Ли Хам Дек, заслуженный артист КазССР Ли Гер Су, заслуженный деятель искусств КазССР Тхай Дян Чун и другие.

9 сентября 1932 года решением Дальневосточного крайисполкома на основе корейских клубных драматических кружков был образован корейский театр. Официально он назывался Дальневосточный краевой корейский театр (ДККТ). Это был передвижной театр с базой во Владивостоке. Директором его стал Ким Тхяй. Это был первый и единственный в СССР да и не только в СССР, а и во всем мире корейский театр за пределами Корейского полуострова. В документах по его организации говорилось, что одной из важнейших задач в деятельности театра является создание спектаклей на основе оригинальных корейских пьес. Наряду с этим в репертуаре было много переведенных пьес, написанных на других языках. Главным условием было то, чтобы они соответствовали репертуару театра.

Во время дальневосточного периода деятельности Корейского театра, т. е. в течение первых пяти лет, были поставлены следующие произведения: «Факел Дян Фен Дона» по пьесе Ен Сен Нена — об освободительной борьбе корейцев против японского ига и крестьянском движении (1934 г.); «Межа» Тхай Дян Чуна — о коллективизации (1934 г.); спектакли по корейским классическим произведениям «Сказание о девушке Чун Хян» Ли Ден Нима (1935 г.) и «Сказание о девушке Сим Чен» Цай Ена (1936 г.). В 1937 году был поставлен спектакль по пьесе Тхай Дян Чуна «Рабы» о вооруженном восстании в Корее.

Особо следует сказать о спектакле «Сказание о девушке Чун Хян». Это представление на основе классического корейского эпоса неизменно находится в репертуаре Корейского театра со дня его образования. Не случайно некоторые искусствоведы считают датой творческого рождения театра время постановки именно этого спектакля. Это его визитная карточка, в нем всегда были задействованы лучшие актеры театра. Забегая вперед, приведем тот факт, что газета «Ленин кичи» называла зрителей, которые посмотрели этот спектакль 400 раз!

В то же время помимо спектаклей по сюжетам корейских пьес стала осуществляться постановка произведений советских авторов. Одной из первых была пьеса «Любовь Яровая» К. Тренева. В архиве театра сохранилась телеграмма коллектива Корейского театра в Союз писателей СССР K. Треневу, ее подписали директор В. Тэн и постановщик спектакля Цой Гир Чун. В ней говорилось, что в день международной боевой пролетарской солидарности 1 мая 1936 года в Корейском Дальневосточном краевом театре состоялась премьера пьесы «Любовь Яровая», что она прошла с большим успехом. Далее в телеграмме говорилось, что материал пьесы дал возможность творчески вырасти всему коллективу. Телеграмма заканчивалась словами: «Желаем здоровья, сил в Вашей творческой работе по созданию новых образцов советской драматургии, достойных нашей эпохи».

Здесь следует добавить, что пьеса «Любовь Яровая» в то время была наиболее выдающимся произведением К. Тренева, известного советского писателя и драматурга. Она считалась одним из классических произведении советской драматургии и входила в репертуар практически всех советских театров, была удостоена Сталинской премии. При этом немаловажно заметить, что именно в 1936 году она также была поставлена в Московском Художественном театре.

Важным моментом в истории Корейского театра является создание в первые годы его становления концертной группы, которая выросла со временем в популярный профессиональный эстрадный ансамбль корейской песни и танца «Ариран».

У истоков Корейского театра стояли Ким Дин, Ли Хам Дек, Н.П. Ли, Тхай Дян Чун, Ен Сен Нен, Цой Бом До, Пак Чу Себ, Ли Гер Су, Ли Ген Хи, Ким Хо Нам и другие.

Дальневосточный период Корейского театра закончился в сентябре 1937 года, когда по печально известному Постановлению СНК СССР и ВКП (б) от 21 августа 1937 года № 1428- 326 сс (литер «сс» означает «совершенно секретно» — Г.К.) «О выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края», подписанному В. Молотовым и И. Сталиным, все корейское население этого региона «в целях пресечения проникновения японского шпионажа в Дальневосточный край» было выслано в Казахстан и Узбекистан. Так Корейский театр, репрессированный вместе со своим народом, был подвергнут насильственному переселению.

Анализ пятилетней деятельности Корейского театра с момента его образования и до депортации показывает, что создание этого очага корейской национальной культуры стало возможным прежде всего в результате стремления корейцев сохранять и развивать свое искусство, культуру, свою самобытность. И вся его дальнейшая нелегкая судьба будет свидетельством несгибаемости этого стержня корейской диаспоры. Впереди его ждали многочисленные переезды, неоднократные изменения статуса, мрачные годы массовых политических репрессий и героические годы Великой Отечественной войны, хрущевская оттепель и брежневский застой, горбачевская перестройка и «парад суверенитетов». Все эти события как в капле воды отразились в истории Корейского театра. Были и драматические ситуации, когда буквально на волоске висела судьба театра как такового. Но он, несмотря ни на что, выжил, успешно развивался, и в основе всего этого лежит главное — неистребимое стремление корейцев сохранять и развивать свою национальную культуру, свое национальное «Я».

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.

Translate »