Деньги в красном конверте

Соллаль (Новый Год по лунному календарю) – один из самых больших праздников в Корее. Существуют определенные традиции на праздник, которые соблюдаются и до сих пор, и одна из них – это «сэбэтон» («세뱃돈»): деньги, которые дедушки и бабушки дают своим детям и внукам в ответ на поклоны, которые те совершают. Для представителя России традиция эта необычна и интересна, поскольку в русской культуре отсутствует. А когда и как она появилась в Корее?

В государстве Чосон (1392 – 1910) традиции дарить детям и младшим членам семьи деньги не существовало. Согласно архивным записям, после традиционных поклонов, младшее поколение усаживалось поудобнее и выслушивало наставления и поучения старших, велись разговоры о жизни, вместе распивались традиционные алкогольные напитки, делилась праздничная еда. Никакого финансового поощрения в каком бы то ни было виде такое общение в те времена не предусматривало. Если верить дворцовым записям, то император награждал своих подданных четырьмя мандаринами с острова Чечжудо, и это было все.

Наиболее распространенная и признанная многими теория говорит о том, что культура «сэбэтон» пришла в Корею из Японии и Китая во времена колонизации Корейского полуострова (1910 – 1945). В 11 веке в Китае в первый день первого месяца по лунному календарю было принято давать небольшие суммы денег в красном конверте молодым людям, которые еще не вступили в брак с наставлениями о будущем и поучениями о том, как правильно жить. В Японии конца эпохи Эдо преимущественно в крупных городах также существовала традиция «Отосидама»: дарения денег на новый год. На картине корейского писателя Чхве Ен Нена, жившего и творившего во времена позднего Чосона и японской колонизации в сборнике его произведений «Хэдончукчи» впервые появляется эпизод, когда отец дарит ребенку конверт с небольшой суммой денег, на котором в то время отчетливо проставлялась цель: «на книги», «на кисти» и т.д.

Сразу после освобождения Кореи в 1945 году тяжелая экономическая ситуация свела подобные практики на нет, но уже с конца 1960-х годов традиция дарить детям небольшие суммы денег на Новый год снова постепенно распространяется по стране. В то время самой обычной суммой были 10 вон, на которые можно было взять напрокат пару-тройку комиксов в местной библиотеке или купить три-четыре пакетика с сахарной ватой.

Сумма резко выросла до 1000 вон в 1982 году. Причиной этого стала не только банальная инфляция в стране, но также и тот факт, что теперь все деньги меньше 1000 вон превратились в металлические монеты и класть их в бумажный конверт стало непрактично, да и нелепо. Купюру в одну тысячу вон теперь стали также класть в конверт и при поздравлениях на свадьбу.

С конца 80-х годов в стране разогналась инфляция, а также, вследствие проведения Олимпийских и Азиатских Игр, изменилась и психологическая атмосфера в целом, люди стали ощущать себя немного богаче, чем раньше, поэтому в конверт стали класть уже 5000 вон. С бурным развитием экономики Южной Кореи в 90-х годах соответственно росли и «новогодние выплаты» детям, и к середине 90-х они достигли уже 10 000 вон, однако после сильнейшего финансового кризиса 1998 года в стране суммы значительно упали, и большинству детей снова пришлось довольствоваться одной тысячей.

В 2009 году в Южной Корее появилась купюра в 50 000 вон, что вызвало очередной виток «новогодней инфляции», упростив (или усложнив, это с какой стороны посмотреть) удобство передачи денег. В середине 2000-х некоторое время были популярны наборы с двухдолларовой бумажкой (или ее эквивалентом в корейских вонах) из-за новости о том, что известная американская актриса Грейс Келли вышла замуж за принца Монако после того, как получила в подарок купюру в два доллара. Однако эта мода быстро прошла, не в последнюю очередь из-за мизерной финансовой значимости такого подарка.

В 2010-х в качестве «сэбэтон» все чаще дарили различного рода купоны и денежные чеки, предпочитая их обычным деньгам. Купоны эти ограничены определенными сферами использования и, как правило, выдаются под какую-то конкретную цель (купоны на книги в книжных магазинах или в больших универмагах, на обучение на онлайн курсах и т.д.), а значит, родители могли быть уверены, что их чадо использует деньги строго по назначению. В последнее время также набирают популярность и электронные купоны, которые можно легко отправить по мессенджеру, благо самый популярный сервис Южной Кореи «Какао Ток» предлагает сотни вариантов, начиная от чашки кофе и заканчивая дешевыми авиабилетами.

Как можно видеть, изменились способы дарения, однако сам факт, – деньги или их эквивалент на Новый Год для детей, – остался неизменной традицией корейского общества, которая поддерживается вот уже почти сто лет.

***

Источник: https://astra-wizard.livejournal.com/55811.html

Мы в Telegram

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир

Комментирование закрыто.

Translate »