Долгий и тернистый путь вхождения Северной и Южной Кореи в ООН

Объединение Кореи неизбежно

Герман Ким, доктор исторических наук, профессор,
Заслуженный деятель Республики Казахстан,
член казахстанской секции Консультативного Совета
по мирному и демократическому объединению Кореи 16-ого созыва
Оспанов Н. М., докторант Ph.D.
факультета востоковедения КазНУ им. аль-Фараби

Южную Корею знают не только по продукции всемирно известных компаний, таких как Самсунг, Элджи или Хёндэ. Сегодня ее представитель возглавляет глобальную международную организацию человечества. Но при всех его достоинствах, речь у нас пойдет не о Пан Ги Муне – Генеральном секретаре ООН, который посетил на прошлой неделе нашу страну, а о долгом и тернистом пути, пройденном Южной Кореей в ее члены. Раскол Кореи стал фактом. С образованием двух корейских государств возникла проблема их вхождения в ООН.

Процедура вступления в ООН с виду очень проста. Любая страна, желающая стать ее членом подает заявление Генеральному Секретарю. Он передает этот документ Совету Безопасности. Совет решает, является ли кандидат в члены миролюбивым государством, может и желает ли оно выполнять обязательства Устава, и соответственно, следует ли его рекомендовать в члены Организации. При положительном решении, СБ направляет свою рекомендацию и отчет в Генеральную Ассамблею. Генеральная ассамблея принимает нового члена ООН двумя третями голосов участвующих в сессии представителей государств-членов организации.

19 января 1949 г. была предпринята первая попытка Южной Кореи вступить в ООН. Чан Ли Кон, исполняющий обязанности министра иностранных дел Республики Корея, отправил заявление на имя Генерального Секретаря Ли Трюгве. Оно было направлено в Совет Безопасности, заседание которого состоялось 15 февраля 1949 года. Советский Союз возразил против рассмотрения этого вопроса в СБ и передачи этого заявления в Комитет по приему новых членов. Представитель от СССР Я.А. Малик настаивал на том, что подлинным представителем корейского народа является правительство КНДР. Советскую позицию поддержала только делегация УССР. В ответ представитель США У. Остин выступил за передачу заявления в Комитет по приему новых членов. За передачу заявления РК в Комитет по приему новых членов проголосовали 9 против 2.

24 февраля 1949 в Комитете прошло голосование. Восемь стран: Аргентина, Канада, Китай (Тайвань), Египет, Франция, Норвегия, Великобритания и США выступили «за», а «против» – Советский Союз и Украина. Комитет постановил рекомендовать совету Безопасности принять РК в члены ООН.

8 апреля 1949 года повестку дня 423 заседания Совбеза ООН был включен доклад Комитета по приёму новых членов. В ходе обсуждения и голосования повестки Я.А. Малик вновь подверг сомнению легитимность сепаратных выборов в южной части Корейского полуострова и назвал правительство РК «марионеточным». Делегация СССР настаивала на рассмотрение заявления КНДР о её приеме в ООН, которая не была включена в предварительную повестку дня. СССР вновь проголосовал против приёма РК в ООН.

В ответ представитель США У. Р. Остин снова процитировал резолюцию ООН от 12 декабря 1948 года, которая подтверждала легитимность выборов в РК. Позицию США за приём Южной Кореи в ООН поддержали 9 стран, однако из-за права вето постоянного члена Совета Безопасности – СССР вступление Южной Кореи в организацию оказалось невозможным.

Следует отметить, что правом вето пользовался не только Советский Союз, и не только по отношению к РК. Но и все остальные постоянные члены Совбеза использовали право вето для того чтобы заблокировать принятие резолюции. Таким образом, постоянные члены Совета Безопасности в большинстве случаев использовали право вето не из общих интересов, а из своих. Начиная с момента образования ООН в 1945 году, Советский Союз и Россия использовали право вето при голосовании в Совете Безопасности 120 раз, тогда как США прибегали к этому 76 раз, Великобритания-32, Франция-18 и Китай только пять раз.

11 сентября 1957 года делегация Советского Союза выступила в Генеральной Ассамблее за одновременный прием в ООН Северной и Южной Кореи. Участие представителей обеих частей Кореи в работе Организации Объединенных Наций создало бы реальные предпосылки для установления и развития отношений сотрудничества между обеими частями этой страны, и в конечном итоге ее объединения. Однако позиция США, Великобритании, Китай (Тайвань) и Франции стояла на том, что единственно законным правительством на Корейском полуострове является Южная Корея.

Очередную попытку принять Республику Корея в ООН предприняли США в конце 1958 года, но она также потерпела неудачу. Советское вето стало непреодолимой преградой, поэтому Сеул проявил реализм и не подавал почти в течение почти двух десятилетий заявлений о вступлении.

На XXVIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1973 г.) впервые за всю историю постановки в ООН корейского вопроса в его обсуждении принимала участие делегация КНДР, что стало возможным благодаря тому, что накануне сессии при активном содействии Советского Союза КНДР был предоставлен статус постоянного наблюдателя при ООН. Что касается Республики Кореи, то она имела такой статус с 1949 года.

В 1975 г. США и её союзники пытались связать заявление южнокорейского правительства с заявлениями Южного и Северного Вьетнама о приеме в члены ООН. Против такого увязывания выступил СССР и его союзники.

В 1980-х годах представители Северной и Южной Кореи направляли в Совет Безопасности записки и письма о членстве в ООН. Однако, из-за разногласий между ними, а самое главное в силу идеологического и политического противостояния Запада и Востока заявления о приеме Кореи в члены ООН в Совете Безопасности на голосование не выносились.

Новый поиск путей вхождения Республики Корея в ООН начался с приходом к власти администрации Ро Дэ У. Президент, сменивший генеральский китель на гражданское платье, активизировал проведение «северной политики». В течение двух лет – 1989-90 гг. Южная Корея установила дипломатические отношения почти со всеми государствами Восточной Европы, а также с Монголией. В апреле 1989 г. в Сеуле было открыто представительство Торгово-промышленной палаты СССР, а в июле того же года в Москве – представительство Корейской ассоциации содействия развитию торговли (КОТРА). 30 сентября 1990 г. установлены дипломатические отношения между СССР и Южной Кореей. Железный занавес, разделявший Сеул и Москву, пал.

Администрация Ро Дэ У выступила за «перекрестное признание» Севера и Юга Кореи и их одновременное вступление в ООН. В сентябре 1989 г. президент Ро Дэ У выдвинул идею образования «корейского сообщества» в качестве промежуточного шага для воссоединения Севера и Юга в «объединенную демократическую республику».

19 июля 1991 г. южнокорейский министр иностранных дел Ли Сан Ок передал Генеральному Секретарю ООН Заявление своей страны о приеме в члены ООН. В соответствии с процедурой оно было направлено для рассмотрения в Совет Безопасности, который своим решением направил его на рассмотрение Комитету по приему новых членов. 6 августа 1991 года Комитет рассмотрел заявление КНДР и РК и единогласно постановил рекомендовать оба государства для раздельного приемы члены ООН.

17 сентября 1991 года Генеральная Ассамблея на своей 46-й сессии, рассматривая пункт 20 своей повестки дня «Прием новых членов в Организацию Объединенных Наций», постановила принять Корейскую Народно-Демократическую Республику и Республику Корея в члены Организации Объединенных Наций». Этим самым свершилось историческое событие, которое символизировало вхождение двух корейских государств в мировое сообщество в качестве полноправных субъектов международных отношений. В списке членов-государств ООН появилось новое государство – Республика Корея, ставшее 161-м членом Организации.

Источник: Герман Ким

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.

Translate »