Эхо любви

Надежда И

13 ноября день рождения Героя Узбекистана Веры Борисовны Пак. Известная педагог также удостоена званий «Отличник народного образования» и «Заслуженный работник образования» (1992).

Всегда молодая, деятельная и энергичная, она является примером созидательной деятельности, без устали внедряя и реализуя все новые и новые передовые начинания в  педагогическую практику.

С 2015 года Вера Борисовна назначена директором Детского городка г.Хивы, образованного согласно постановления руководства страны для детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся на полном государственном обеспечении.

Здесь в 18 благоустроенных современных коттеджах дети обрели тепло семейного очага: учатся вести домашнее хозяйство – готовить, шить, убирать, стирать, присматривать за младшими и огородом, одним словом, успешно адаптируются к будущей взрослой жизни. На территории Детского городка функционируют спортивные и сценические залы, закрытый бассейн, производственная мастерская, футбольное поле.

Мама – называют ее сегодня сотни узбекистанцев: школьники, студенты и выпускники вузов, колледжей, курсанты военных училищ и академий, педагоги, инженеры, строители и врачи.

Ранее мне доводилось видеть Веру Борисовну разве что издалека – в основном в составе президиума многих торжественных мероприятий Ассоциации корейских культурных центров: сосредоточенная, серьезная, молчаливая. При более же близком знакомстве изумилась простоте и сердечности, открытости прославленной героини.

Помнится, в ответ на вопрос руководителя крупной компании о личном подарке ей к одному из праздников она высказала пожелание организовать … для ее выпускников по нескольку нарядных платьев и костюмов к торжественному мероприятию в честь окончания школы.

О своей работе и планах Вера Борисовна рассказала нам при личной встрече, также на днях довелось побывать в руководимом ею Детском городке г. Хивы.

– Как складывался ваш трудовой путь? Вы сразу поступили на работу в детдом?

– Сразу по окончании института я по распределению пошла работать в школу имени Пушкина в г.Хива. Проработала здесь почти 25 лет: как и супруг, преподавала химию и биологию, а также была заместителем директора по внеклассной работе.  Здесь же получила первое почетное звание отличника народного образования. Школа имени Пушкина – вся моя жизнь, говорю я вслед за мужем. Здесь был сильнейший педагогический коллектив во главе с директором Гидалем Моисеевичем Бехером. По количеству поступавших в вузы школу называли кузницей кадров для всей республики. Здесь же проработали с нами все годы многие наши сокурсники по Нукусскому пединституту, в их числе Герасим Пак, Георгий Ни, Константин Тен, Тамара Овечкина.

Нашу студенческую, а позже учительскую дружбу, также с Ниной Николаевной Ким, Лилией Владимировной Пак, Людмилой Николаевной Хегай, Раисой Харитоновной Ча, мы пронесли сквозь года: стали ближе родственников, дружим семьями и поныне, как и наши дети. Не забывают нас, своих учителей и выпускники «пушкинской» школы тех лет: непременно звонят, навещают, а также поздравляют со всеми праздниками – это уже более полувековая традиция. В их числе – Владимир Мирзоян, ныне он врач-оторалинголог, инженеры Михаил Тынчеров и Роза Гибадулина, врач-пульмонолог Одылбек Матчанов…

Еще в те годы у меня были огромные пачки открыток с пожеланиями детей. Один из них, что неизменно подписывался «ваш непослушный ученик Шурик» – так звали Шавката Аширова на русский манер – сегодня работает директором школы N12 в г.Хиве, одной из лучших в области… Я очень горжусь нашими «пушкинцами», их успехами, замечательными достижениями.

Вот с таким весомым багажом педагогического и человеческого опыта, я начинала новую страницу в детдоме. На то время в городе он считался одним из самых неблагополучных: директора в нем сменялись по нескольку раз в год, а те детишки, что приходили в нашу школу, являли собой пример просто вопиющей не ухоженности. Как и все мои предшественники, я поначалу горячо сопротивлялась новому назначению. После образцовой-то школы, где учебный процесс был идеально отлажен как часовой механизм, мой первый день на новом месте стал для меня шоком. Поначалу подумала было, что попала, извините, в концлагерь, таким ужасающим было состояние классных помещений. Но более всего сердце сжалось при виде детишек. В кедах на босу ногу, несмотря на зиму, без пальто и курток они была такими продрогшими и взъерошенными… И такая вдруг горячая волна нежности и участия захлестнула сердце, что уже не отпустила: изо-всех сил захотелось растопить лед и в холодных классах, и в детских душах. По части организации учебного процесса от меня ожидали каких угодно действий, но только не того, что я начну – одновременно с организацией капитального ремонта – с … кружка художественной самодеятельности, которые вскоре пополнили духовой оркестр, хор, танцевальный, рисования и даже игры на скрипке. Обновила педагогический коллектив: приняла на работу хореографа и музыкального руководителя.

– Извините, но почему – музыка?!!

– Я как-то сразу подметила одно качество во многих детдомовских детях: это артистизм. Ранее многим из них, чтобы выжить на улице и разжалобить окружающих ради куска хлеба, нередко приходилось идти на всяческие ухищрения: притворяться, выдумывать разные небылицы, одним словом, это была актерская игра. Кроме того, у многих оказался прекрасный музыкальный слух, они еще умели и петь, чем зарабатывали, когда попрошайничали. Нравится импровизировать и музицировать – пожалуйста, подумала я тогда! Ну, это больше шутка. А на самом деле, воспитывать через Прекрасное оказалось самым верным решением. Музыки не поймет только тот, у кого нет сердца: она как ничто другое способна облагораживать человека, делать его нравственным. Лучшего, чем музыка и искусство, для воспитания души, по большому счету, не существует.

Начав заниматься танцами и пением, детей как подменили. Они уже не просто ходили в школу, но летели – как на крыльях, и учились – с большим удовольствием…

Вспоминая прошедшие годы, я никогда не перестаю благодарить за помощь и участие людей, а таких было немало, и каждый из них поделился с оставшимися без родителей детьми частичкой своего сердца. Огромную заботу проявляет, в первую очередь, наше государство, обеспечивая все условия, чтобы они состоялись, обрели достойную профессию. Сегодня все они уверенно встали на крыло: посеянное с добром дает только добрые всходы.

– Сегодня вы руководите уникальным Детским городком, где оставшиеся без родительского попечения дети заново обретают тепло семейного очага. На ваш взгляд, закономерно ли появление и реализация такого широкомасштабного проекта?

–  Узбекский народ издревле относится ко всем детям с особой любовью независимо от их национальности и религии, заботится о них, как о собственных. Вспомним хотя бы годы Второй мировой войны, когда тысячи детей, лишившихся крова и близких, обрели свою Родину, свой дом на узбекской земле, были окружены любовью и заботой в узбекских семьях. Со словами «ты – не сирота», узбекистанцы делились с ними последним куском хлеба. И сегодня забота о детях, их здоровье, образовании и гармоничном развитии – важнейший приоритет государственной политики. С целью создания благоприятных условий для развития детей, охраны их прав и свобод, защиты интересов реализуется целый ряд масштабных государственных программ и законодательных актов, что свидетельствует о том, что наше государство относится к детям как к будущим продолжателям начатых реформ. Благодаря созданным условиям подрастающее поколение Узбекистана, обладающее огромным потенциалом, может реализовать его на благо своей страны, своего народа, строящего новую жизнь, овладевать современными знаниями и профессиями, занять достойное место в обществе. Отрадно, что в этом процессе на особом счету – дети из уязвимых групп и прежде всего ребятишки, оставшиеся без попечения родителей. Доказательством тому – наш Детский городок. Поверьте, не в каждой стране мира можно наблюдать такое отношение.

В коттеджах Детского городка для ребят – отдельные комнаты, компьютерный зал, гостиная, оборудованные современной техникой кухня, прачечная. В каждом доме по восемь ребятишек: здесь живут по принципу многодетной семьи.

– Можно ли назвать вашу новую работу продолжением многолетнего опыта, в чем это заключается?

– В Доме «Мехрибонлик» N 20 мы также ставили во главу угла семейный принцип, однако в Детском городке углубили эту концепцию. В каждом коттедже – по несколько детей старшего, среднего возраста и обязательно – один дошкольник, чтобы, как и в любой семье, старшие могли заботиться и нести ответственность за младших. Шесть дней в неделю дети круглые сутки под присмотром воспитательницы, на выходные с ними ее помощница: дети полностью охвачены вниманием, находятся под постоянным и неусыпным контролем взрослых. День распланирован по часам: подъем, зарядка, небольшая уборка, завтрак, который они готовят вместе с воспитательницей, отъезд на специальном автобусе в школу. После занятий дети обедают, посещают кружки  и спортивные секции, после полдника до ужина помогают по дому, затем вместе с воспитательницей готовят уроки. Их школьные успехи – отдельная статья отчета. Кроме того, 18 коттеджей городка мы поделили на три махалли – «Дустлик», «Тинчлик», «Шодлик», между командами которых проходят состязания как спортивные, так и творческие – «Лучшая махалля», «Веселая эстафета». К слову сказать, тематические и творческие мероприятия, спортивные состязания проходят в Детском городке практически ежедневно. И не только среди детей, но и воспитателей, педагогов, в их числе «Лучший воспитатель Детского городка» – абсолютной победительницей которого стала Виктория Юсупова, а также «Школа матери», «Хола-шоу», конкурсы песен, стихов, танцев. Среди детей организуем конкурсы «Родину защищают смелые» – к 14 января, «Клуб веселых и находчивых», спортивные соревнования по футболу, волейболу, шахматам, плаванию – «Имкон-шоу», конкурсы сочинений: «Моя добрая мама», «Независимости в моей судьбе», «Я люблю родной Узбекистана», «Моя мечта», «Профессия, которую я выбрал», а также состязания «А ну-ку, девочки!», «А ну-ка, парни!». На особом месте – тематические вечера «Великий Навои», «Правитель и поэт Бабур».

Творческая и дружеская атмосфера благотворно влияет на становление детских личностей. Примечательно, что наши дети учатся не только не хуже, но зачастую – лучше в своих классах, ни в чем не уступают сверстникам.

Дети первые не только в учебе, но  – в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях, где одни из самых популярных – военно-спортивные «Шунконлар», которые проводятся совместно с городским отделением «Ватанпарвар». Здесь наши три команды состязаются в ловкости с командами ровесников из школ NN3 и 5.

В этом году наша талантливая художница Махлия Матъякубова, ей 11 лет, завоевала 2 место на Республиканском конкурсе «Камалак жилоси», Нозима Джуманиязова также удостоена 2 места в номинации «Умелые руки» за свою поделку: выполненную из цветных шерстяных ниток аппликацию. 7-летняя Дильноза Джуманиязова – стала победительницей Республиканского конкурса «Баркамол авлод» за национальный танец «Лязги» с ляганом. Ранее мы воспитали чемпионку Узбекистана по муайтаю – Севару Атаджанову, чемпионку Азии по тяжелой атлетике Ироду Нурметову.

В чем заключается успех вашей работы?

– Это педагогический коллектив – дружная и сплоченная команда соратников-единомышленников, энтузиастов и подвижников, влюбленных в свою профессию, среди них 10 – отличники народного образования. Многие педагоги являются моими бывшими учениками: «пушкинисты» Галина Ибрагимовна Ниезметова, Леонид Зарипович Каримов, Оксана Рузметова, из Дома «Мехрибонлик» – Джамол Абдуллаев, Амир Тилявов и другие. Пришли по зову сердца и оказывают неоценимую поддержку Ленинза Болтабаевна Оллабергенова, воспитатели Отаева Шарофат, Нилюфар Абдураимова, Яркиной Атаджанова, сестры-медики Сайера и Гульсара Машариповы.

… Открытая, душевная, земная: обыкновенная мама Вера Борисовна вдобавок ко всему еще и известный общественный деятель. Избиралась с 2005 года Сенатором Олий Мажлиса Узбекистана, в настоящее время – депутат городского Кенгаша.

Своих любимых детей Вера Борисовна надежно ведет за руку по жизни, не оставляя и после ухода из родных стен: вуз, работа, свадьбы. Она всегда рядом – и в трудную минуту, и в светлые моменты радости. В каждом из них осталась частица ее сердца: как говорится в строках известной песне «Эхо любви» на слова Роберта Рождественского

Тебя я услышу за тысячу верст –

Мы эхо, мы долгое эхо друг друга.

Если вдруг каким-то чудесным образом получится суммировать усилия всей жизни и всех лет работы Веры Борисовны, то, думается, вывод будет один, и очень простой. Всех из людей, что были с ней рядом – учились под ее началом, работали вместе с ней, она очень старалась сделать чуточку более счастливыми.

В Хорезмской области к Вере Борисовне и стар, и млад относятся с бесконечным уважением: сказано «Рай – под ногами Матери».

Комментарии

Нина Николаевна Ким, бывшая педагог русского языка и литературы:

– С Верой Борисовной мы вместе начинали работать в школе N3 имени Пушкина, на тот момент она вела уроки химии, ее супруг Владимир Яковлевич – биологию. Ей сразу дали классное руководство в 10 классе, позже назначили заместителем директора по внеклассной работе. Если на тот момент учившиеся в школе детдомовские дети отличались, в том числе внешне – отсутствием ухода, однотипной одеждой – например, на мальчиках независимо от возраста были брюки одинакового размера, то после заступения на пост директора Веры Борисовны картина разительно поменялась. Детей было не узнать, их как подменили. Ребята стали не только прилежными в учебе, но приученными к самостоятельному труду: участвовали в субботниках, хашарах. У всех из них были красивые комнаты, в каждой – разноцветные покрывала и занавески. Художественную самодеятельность у них вела Лилия Ивановна. В детдоме были хор, духовой оркестр, хореографический кружок: ребята выступали на всех мероприятиях, побеждали на конкурсах в области. Изменился и сам капитально отремонтированный детдом: стал прекрасным домом, причем в здешнем актовом зале неизменно проходили все торжественные мероприятия областной администрации. На его территории высадили огромный фруктовый сад. Вера Борисовна – талантливый организатор: умеет привлечь и увлечь детей, знающий педагог, а еще – очень добрый, хороший и хлебосольный человек. Запомнилось, как она еще со времени работы в детдоме непременно навещала бывших учителей-пенсионеров, также направляла к ним с подарками на 9 Мая учеников.

С того года, как мы с Верой Борисовной начали работать вместе, мы ни разу не поссорились! И по сей день дружим учительскими семьями: Лилия Владимировна Пак, Людмила Николаевна Хегай, Раиса Харитоновна Ча… Как говорят многие наши ученики, они брали с нас пример в учебе и жизни.

С днем рождения, дорогая Вера!

Виктор Юсупов: – Я родился в Иркутской области, в 5 классе пришел в школу N3 г.Хивы. Школа дала нам в первую очередь прочные знания и научила уважению к старшим. На тот момент поселок наш был небольшой: не было ни коврового, ни газового городка, все мы жили рядом. Дом Веры Борисовны был через дорогу от нас. Что запомнилось: учительские семьи жили очень дружно. А еще часто ходили на рыбалку, и не отказывались брать нас, сорванцов с собой. Мы многому учились у старших. Конечно, случалось, что озорничали. Тогда повально у всех пацанов были самодельные «пистоны», что-то вроде пиротехники. Когда на их взрывах меня поймали в школе, получил сильный нагоняй и взбучку от завуча Камиля Рауфовича, причем последствия обещали быть самыми неприятными и угрожающими. Но помогло вмешательство Веры Борисовны, убедившей не применять санкций. Свои действия она мотивировала тем, что на другой день мне предстояло выступать на предметной олимпиаде в области. Оттуда я вернулся с дипломом 2 степени. Позже на вступительных экзаменах в институт с легкостью получал высшие баллы по физике и математике, но «срезался» на сочинении. После третьей неудачной попытки пошел в экономический техникум, после армии – на «заочный». Работал в нефтегазовом секторе: строили компрессорные станции, обустраивали месторождения в Узбекистане, Казахстане и Туркмении. Начал со сменного мастера, дошел до главного инженера, управляющего и и.о. главы треста, даже работал хокимом Ургенча. Со школьных лет и поныне дружим с одноклассниками: Шавкат Аширов, Виталий Цой, Кадам Абдуллаев, Баходыр Манаминов. Наше окружение делает нас счастливыми…

Шавкат Аширов:

– Я учился в школе N3 имени Пушкина г.Хивы, где Вера Борисовна была нашей классной руководительницей с 5 по выпускной классы. Относилась к нам, сорванцам, с большим терпением и мудростью. Я тогда, как и все мальчишки моего возраста, был неусидчивый, часто озорничал, а однажды даже разбил стекло в школе. Помнится, завуч как только не грозился, обещал даже поставить на учет в детскую комнату милиции: спасло заступничество Веры Борисовны. Позже я выбрал большой спорт: играл за футбольные клубы «Хива», «Хорезм», «Наримановец». Окончил два вуза – физкультурный институт и нархоз.

На тренерской работе воспитал известного голкипера Юрия Лашкина, а также игроков Ибагима Юсупова, Рафаэля Бадриддинова. С годами выбрал профессию педагога. Работаю директором русскоязычной школы N12 г.Хивы, одной из крупных и лучших в области – более 2 600 учеников, в числе лидеров рейтинга по спорту, внеклассной работе и олимпиадам. В бытность на посту сенатора Вера Борисовна помогла с пристройкой к школе. На тот момент у нас только первых классов было 11: от «а» до «л», учебных классов не хватало. В своей педагогической практике многое перенял у Веры Борисовны: в частности, подведение итогов дня, контроль. Всегда с благодарностью вспоминаю всех до единого учителей нашей школы: Роотс Тамару Александровну, Бехера Геннадия Моисеевича, Герасима Сергеевича Пака, Владимира Яковлевича Пака, Федора Степановича Султанбекова, Рашитова Камила Рауфовича, Матисон Лилия Николаевну, Григоровскую Авету Симоновну, Веру Борисовну Пак. Их великая самоотдача и энтузиазм осветила нам дорогу в жизни.

Амир Тилявов, 27 лет:

– Вера Борисовна для меня в первую очередь – мама. В Дом «Мехрибонлик», где она директорствовала, я попал с 3 класса. Вместе с двумя старшими братьями – Тимуром и Умаром. К слову сказать, в воспитании здесь всегда делается акцент на национальные традиции: справляют суннат-тои, свадьбы в духе местных обычаев. По окончании академлицея в г.Ургенче поступил в госуниверситет на факультет психологии, с 2014 года работаю по специальности в Детском городке, братья стали кадровыми военными. Все три свадьбы мы справляли в один день, и благодарили на них свою маму. Ее день рождения – особое событие для всех ее детей, с которым они спешат ее поздравить. Многие военнослужащие ради этого даже специально берут отпуск. С днем рождения, онажон!

Джамол Абдуллаев, 30 лет:

–  Вера Борисовна для моей супруги Дильфузы – это кайнона-свекровь. В Доме «Мехрибонлик» я воспитывался с трех лет, по окончании поступил в военный лицей, отслужил в армии, затем закончил факультет физкультуры в педуниверситете. Поначалу родители моей избранницы-однокурсницы наотрез отказались выдавать ее за меня замуж, когда педагоги «Мехрибонлик» дважды приходили сватать. На помолвку согласились когда пришла Вера Борисовна и сказала, что я – ее сын, и жить мы будем у нее. С той поры прошло более пяти лет. Теперь получили квартиру в «Камолот-уйи», за которую выплачиваем в рассрочку, также у нас имеется участок. Я работаю в Детском городке – веду физкультуру, ряд спортивных секций: по шахматам, плаванию, футболу. Но на особом месте у нас – военно-спортивные состязания «Шунконлар» совместно с городским отделением «Ватанпарвар». Их проведение еще в Доме «Мехрибонлик» инициировала Вера Борисовна. Спасибо вам, что вы есть, с днем рождения, родная мама!

Надежда И.   

Ташкент-Хива-Ташкент.

Фото автора.

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Translate »