Этнокультурные особенности хореографического искусства корейцев (Заключение)

Корейский танец

Заключение

Традиционная танцевальная культура народов Кореи сформировалась еще в глубокой древности. Поэтому уже сам факт существования корейского танцевального искусства  и фольклорного творчества в течение нескольких тысячелетий достоин глубочайшего уважения, изучения и сохранения.

Несомненно, появление государственной власти не могло не внести изменений во все сферы жизнедеятельности корейского народа. Расслоение общества, появление придворного и чиновничьего сословия привело к процессу взаимовлияния «верхнего» и «нижнего» слоёв населения. Естественно, что правящие слои в своей деятельности строго следовали предписаниям двора. Остальное же население не порывало с земледелием и народными традициями.

Исторически оправданно и разделение традиционного  танцевального искусства на придворное и профессиональное, где народное является  фундаментом. Этот процесс длительный, сложный, со своими особенностями. Для Кореи эта особенность состояла в значительной близости придворного танцевального искусства с народной пластикой.

Безусловно, можно говорить о том, что происхождение танцевального наследия корейцев, как и других народов, положено ещё в глубокой древности, когда предки современной корейской нации жили в родовой общине. Без танцев не начинались, ни весенняя посадка, ни сбор урожая осенью. Традиционный танец сохранил древнюю пластическую культуру, пронеся через многие эпохи и сохранив структуру, движения, атрибуты, костюм и символику значений. Этому способствовала идентичность корейского народа, его мировоззрение и самосознание, а также долгая изоляция от других народов.

Корейский танец имеет множество стилей и видов. Этнически значимыми могут быть стереотипизированные формы поведения: этикет, трудовые навыки, способы организации досуга, воспитания и др. И в традиционном танцевальном искусстве корейцев  все эти этнокультурные аспекты ярко отражаются и сохраняются и передаются из поколения в поколение.

Многие танцы сохранили элементы, пришедшие из древности, и донесли их до наших дней. Стабильные движения, отражающие национальный характер корейцев, его хозяйственную и духовную жизнь, выразились в неповторимой пластике, не встречающейся у других народов. Это характерный шаг с пятки и вращения на пятках. Носок ноги при этом всегда приподнимается вверх. Это  замирание в определенной позе, когда зритель может видеть, как исполнитель «дышит» всем телом и чувствует гармонию, исходящую от него. Это и пластические движения, которые исполняются через маленькие и большие мягкие приседания, где исполнитель поочередно поднимает плечи, взмахивает руками с длинными рукавами хансам, поворачивается на пятках, продолжая оставаться в полуприседании.

Корейской хореографии свойственны также своеобразные «сидячие» положения и движения, придающие корейскому танцу особый национальный колорит. Чрезвычайно своеобразным является движения плеч вместе с корпусом, имитирующие движения тела при хохоте или имитация движения  животных и птиц (тигра, журавля, аиста). Такой особенностью движенческой пластики можно считать и то, что голова исполнителя в корейском танце обычно сопровождает движения рук и корпуса. Она может наклоняться вперед и в сторону, отклоняться назад, иногда голова переводится из стороны в сторону круговыми движениями. Как пример такого приема можно назвать мужской танец с лентами Самочхум. Во время этого танца исполнители вращают головой так, что лента начинает описывать замысловатые фигуры вокруг головы.

Сложность корейскому танцу придают также богатые и разнообразные движения рук, присущие только корейской хореографии. Значительную трудность представляют координация движений рук с переходами ног, шагами и движениями тела, требующими от исполнителей специальной профессиональной подготовки и долгих тренировок. Такими танцами, дошедшими до нас из глубины веков, являются, например: Сальпхури, Сынму, Чхоёнму (единственный танец в маске, который исполнялся при дворе короля).

Традиционные верования стали основой танцевальной культуры корейского этноса, ярким подтверждением чему является наличие большого количества обрядовых и ритуальных танцев. Кроме этого танцевальная пластика корейских танцев берет за основу ритуальную и шаманскую пластику, которая ярко представлена в традиционных народных и ритуальных танцах. Шаманский танец – это огромный пласт хореографического искусства Кореи, который питает собой как крестьянский, так и религиозный танец и в целом всю музыкальную культуру страны. Ярким образцом такого танца служит сальпхури – танец шаманки.

Как свидетельствуют материалы первой главы исследования, в Корее существует несколько видов традиционного танца – шаманский, народный, религиозный (ритуальный), придворный, и танец в масках. Основой традиционной хореографии в Корее является, безусловно, народный танец. Он занимает здесь свое особое место. С ним связано большое количество ритуалов и обрядов, часть из которых сохранилась и по сей день, а часть мы имеем возможность наблюдать только через призму дошедших до нас образцов народного танца: пучхэчхум – танец с веерами, пукчхум – танец с барабаном, самочхум – мужской танец, знаменитый кангансуволле – корейский хороводный танец и др.

Из многих видов народного танца особо выделяется крестьянский танец, отличающийся богатством акробатических элементов, яркими красками, эмоциональностью, ритмичностью (синтез направлений удо-кут и чвадо-кут) и представления с масками. Танцы в масках – тхальчхум – существуют с древнейших времен, но только в Корее сохранили все свое многообразие почти в первозданном виде. И здесь также существуют свои виды танцев – танцы  в масках из Янджу, Понсана (ныне КНДР) и Хахве. Одни из этих видов носят сатирический и развлекательный характер, другие, напротив, строго ритуальный.

Некоторые виды танцев, как наиболее востребованные временем, удалось сохранить в их первозданном виде, чистоте и непосредственности. К числу таких известных танцев относятся Комму (танец мечей), Чхоёнму (танец в маске), относящийся к эпохе Силла (57 г. до н. э. – 935 г. н. э.), Хакму (танец журавля), созданный во времена Корё (918-1392 гг.), и Чхунэнму (танец поющего весной соловья или танец весеннего соловья) эпохи Чосон (1392-1910 гг.) и некоторые другие. Всем этим танцам присвоен статус «сокровища духовной культуры».

В этнической культуре Кореи прослеживается тесная взаимосвязь религии и хореографического творчества. Именно воздействие религии  на традиционную культуру корейского народа является одним из самых мощных и основополагающих стимулов её развития и сохранения. Корейцы – очень религиозный народ, с древнейших времен впитавший в себя религиозные традиции шаманизма и сумевший органично связать их традициями других религий – буддизма, конфуцианства и даосизма. Мультирелигозный фактор оказал здесь отнюдь не разрушающее, а созидающее воздействие на все виды культуры и искусства.

Хореографическое искусство Кореи включает в свой состав уникальные образцы конфуцианских ритуальных и придворных танцев, таких как Ильму. Эти танцы со всем комплексом конфуцианских ценностей сохраняются и по сей день. Тесно и неповторимо переплелись в исполнении корейского танца традиционная даоская техника, так называемых «летающих даосов», что особенно выделяет корейских танцоров в мировом хореографическом искусстве.

В хореографическом искусстве Кореи особенно ярко выделяются характерные этнокультурные особенности, которые присущи только корейскому этносу. Эти особенности выражаются в символах, образах, и атрибутах.  Одежда и многочисленные атрибуты шаманов также носят ярко выраженный символический аспект. Особенно выделяются среди атрибутов веера, которые носят смысловую нагрузку, как в ритуальном, так и в гражданском танце. Веер в корейском танце Пучхэгчхум, например, является главным элементом, посредством которого танцовщицы изображают то воду, то живописный лес, небесный свод, то поле цветов, или бабочку и т.д.

При исполнении всех видов национальных танцев, сопровождающихся песнями и музыкой, особая роль отводится национальной одежде-ханбок, которая сохранила свои этнические традиции  и в настоящее время. Здесь следует особо подчеркнуть, что  все танцы,  начиная с народных и заканчивая придворными и ритуальными танцами, исполняются строго в традиционных костюмах, с учётом значения танца.

В хореографическом творчестве корейцев особая роль отводится музыкальному искусству. Этому вопросу можно отвести отдельное исследование, но нашей целью было обозначить его глубокую и неразрывную связь с традиционной хореографией. У корейцев имеется огромное количество национальных музыкальных инструментов, под которые исполняются различные танцевальные номера. Особенно часто используются цимбалы (большие барабаны), сого (маленький барабан), ударные тарелки, чанго (катушкообразные барабаны), шаманские бубны и другие инструменты, под звуки которых исполняются не только различные танцы, но многие песенные мотивы, которые имеют свое особое предназначение в танцевальном  искусстве.

Как уже было показано выше, традиционная хореографическая культура передавалась из поколения в поколение и дожила до наших дней в несколько измененном виде. История корейского традиционного народного танца неразрывно связана  с историей  корейского народа и неизменно несёт на себе отпечаток  его национального характера и условий его жизни. Танец изменяется вместе с экономической, социальной и духовно-нравственной жизнью того народа, которому он принадлежит.

Культура Кореи отличается не только богатством материальных и духовных ценностей, но и своей огромной жизнестойкостью, несмотря на бесчисленные войны, периоды внутренних мятежей и смут, разрушения, произведённые завоевателями, она не только не ослабевала, а, наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей.

Благодаря заимствованиям, культурная традиция Кореи только обогащалась, но, ни в коем случае, не подменяла свои основы на заимствованные. Так, например, на становление многих современных хореографов Кореи оказали влияние лучшие образцы европейской и японской хореографии. Немало корейских хореографов внесло свой вклад в развитие современного или «нового» корейского танца. И здесь мы выделяем и подчеркиваем тот факт, что каждый из хореографов постарался отразить в своем творчестве, в первую очередь, богатство традиционного танца своей страны. Такими примерами являются современные балеты, основанные на народном эпосе, – «Сказание о Симчхон», «Сказание о верной Чхунян», а также оригинальная интерпретация балета «Весна священная» и многие другие.

Надо подчеркнуть, что в Южной Корее сегодня активно развивается и поддерживается хореографическое творчество. Создаются национальные балеты и Центры современной хореографии. Но вместе с тем продолжают сохраняться и транслироваться лучшие образцы традиционного искусства. Этому способствует государственная политика в области сохранения и развития культуры. Республика Корея – один из лучших образцов бережного отношения к культурным памятникам прошлого. Культура всесторонне поддерживается на государственном уровне. Культурная политика руководствуется основными законодательными актами – «О сохранении традиций», а также основным документом – Законом «О сохранении культурных ценностей Республики Корея», рассмотрению которых нами также было уделено особое внимание в третьей главе работы.

Таким образом, современное состояние корейской культуры и общества, успехи и проблемы нации, перспективы дальнейшего её  развития можно понять только на основе изучения богатого прошлого Кореи. Наличие традиционной основы в современных народных танцах Кореи позволило установить преемственность и жизнеспособность танцевального искусства корейского народа, где бы ни находился этот народ. Даже за пределами исторической Родины.

Именно культурная самоопредленность, на наш взгляд, и позволяет корейскому народу оставаться уникальной нацией, обладающей богатством духовного и культурного наследия, носителями древнего знания и неповторимого национального колорита.

Таким образом, в диссертационной исследовании, мы объединили многочисленные работы по традиционному корейскому танцу в единый комплекс, где отражены: историческое формирование традиционной хореографической культуры, рассмотрены традиционные верования и их влияние на традиционный танец, выявлена  классификация корейского танца, рассмотрены шаманские, народные,  ритуальные  и придворные танцы. Обозначены характерные особенности танцевального искусства, отражающиеся в танцевальной пластике, атрибутах, музыкальных инструментах, образах и символах.  Впервые рассмотрен процесс возрождения хореографического искусства у корейцев Приморского края.

Анализ этнокультурных особенностей традиционного хореографического искусства корейского этноса позволяет извлечь данные,   прямо или косвенно указывающие на происхождение этноса, его исторические и культурные, связи с другими народами. В диссертации прослеживается  непрерывность  процесса развития танца от эпохи Трёх государств до настоящего времени, рассматриваются изменения и усложнения форм, содержания и функций традиционных, национальных танцев Кореи на современном материале. Введение в диссертационное исследование полевых материалов автора позволили выявить именно те характерные  этнокультурные особенности танцевальной пластики, которые присущи исключительно корейским танцам. В диссертации также отражён процесс сохранения и развития традиционного корейского хореографического искусства на современном этапе.

Своеобразие этнокультурных особенностей корейской танцевальной  культуры объясняется  закономерностями национальных традиций в рамках корейских государств и корейцев региона России.  Хореографическая культура Кореи относится к культурным ценностям мирового сообщества.


Список использованных источников  и литературы

 

                                           Архивные материалы

 

 

  1. Архив национального института классической музыки г.Сеул (Республика Корея).

      Фонд 356, Оп.1. Д. 5. Музыка эпохи Чосон. Музыкальные записи  для сопровождения традиционных корейских танцев: «Чхоёнму», «Хакму», «Пхогуран», «Комму».

      Фонд 563.Оп. 709. Д. 098.

      Фонд 58. Оп. 5. Д. 17.  Ритуальная Конфуцианская музыка. Музыкальные записи для сопровождения  ритуального танцев «Ильму»,  «Муму», «Мунму».

  1. Архив Государственного Национального музея им. Седжона, г. Сеул (Республика Корея).

      Фонд  188. Оп. 44. МК 005, 006, 007, 008.  Фотодокументы.  Фотографии древних священных масок дворянина, молодой девушки, старого развратного буддийского монаха и монаха – пьяницы.

      Фонд 896. Оп. 3Т. МК 0090.  Фотодокументы. Фотография портрета выдающейся корейской танцовщицы Чхве Сын Хи.

  1. Архив Этнографического музея г. Сеул. (Республика Корея).

 Фонд 465. Оп. 799. Д. 314. Фотодокументы. Фото  выдающегося корейского танцовщика и музыканта  Ким Чхон Хуна,  исполняющего танец «Весеннего соловья».

  1. Архив Национального центра традиционного исполнительского искусства г. Сеул. (Республика Корея).

 Фонд 657. Оп. 485. Д.465.  Видео – и фото –  материалы.

  Видеоматериалы традиционных корейских танцев «Хакму» – танец журавля,   «Пучечхум» – танец с веерами.

   Записи шаманской музыки  для сопровождения обряда кут.

    Фотографии традиционных танцев: «Тхэпёнму» – танец благополучия «Минпочхум»- танец с платочками, «Чхусокчхум» – танец урожая.

  Видеоматериалы: Мастер – классы по традиционным корейским  танцам.

  Видеоматериалы выступления традиционного театра в масках «Тхальчхум».

  1. Архив Национального центра культуры г. Артём.

 Фонд № 1. Оп. 3. Д.8. Фото и видео – материалы.

  Фотографии: «Пучечхум» – Танец с веерами, «Кхальчхум»-Танец с ножами,  «Чхусокчхум»-Танец урожая,  «Пхогуран»-Танец с мечами в исполнении Образцового ансамбля корейского танца «Чхильсон» руководитель Ким Т. Н.

  Видеоматериалы Международного фестиваля корейской культуры г. Артём, сентябрь, 2007 г.

  Видеоматериалы выступления  северокорейского корейского ансамбля традиционного танца «Соринару», г. Владивосток, июнь, 2009 г.

                             

 

                                       Полевые материалы автора

 

 

Этнографическая экспедиция, г. Москва, июнь,  1992 г.

 Этнографическая экспедиция, г. Дегу (Республика Корея), 2003 г.

 Этнографическая экспедиция, г. Сеул (Республика Корея), 2007 г.

  Этнографическая экспедиция, г. Сувон (Республика Корея), июнь, 2008 г.

  Этнографическая экспедиция, г. Сеул (Республика Корея), сентябрь, 2008 г.

 

 

 

 

 

 

 

Список информантов

 

 

  1. Ан Сон Хи. г. р. 1937, м.р.г. Пхеньян.
  2. Кан Н. С. г. р. 1956, м.р. г. Бишкек.
  3. Кан Сунн Ён. г.р. 1975, м.р. г. Инчхон.
  4. Ким Бок Хи. г. р. 1960, м. р. г.  Пхеньян.
  5. Ким В. И. г. р. 1973, м. р.  Уссурийск.
  6. Ким Сук Ак. г. р. 1975, м. р.  г. Пусан.
  7. Ким Т. Н. г. р. 1948, м. р. г. Артём.
  8. Кук Су Хо. г.р.  1967, м.р. г. Сеул.
  9. Ли В. Я. г. р. 1962, м.р. г Находка.
  10. Ли К. С. г. р. 1989, м.р. Владивосток.
  11. Ли То Ин.  г. р. 1881, м.р. г Владивосток.
  12. Пак В. П. г. р. 1964, м.р. Алма – Аты.
  13. Пак Ф. Н. г. р. 1959, м. р. Находка.
  14. Ре Ми Со. г. р. 1986, м. р.г.  Дегу.
  15. Ри Ён Ми.  г. р.  1967, м. р. Пхеньян.  
  16. Хан Ён Сук. г. р. 1978, м.р.  г. Дегу.
  17. Хан То Чури. г. р. м. р. г. Пхеньян.
  18. Хо Кум Ок. г. р.  1961, м. р. Пхеньян.
  19. Чё  Ён Хи. г. р. 1965, м. р. Пхеньян.

Научная литература

 

  1. Агаджанян А.С. Буддийский путь в ХХ веке: Религиозные ценности и современная история стран тхеравады. – М.: Восточная литература, 1993. – 295 с.
  2. Арутюнов С.А., Рыжакова С.И. Культурная антропология. – М.: Весь Мир, 2004. – 216 с.
  3. Ан Сон Хи, Ткаченко Т., Львов Н. Корейский танец. М.: Искусство, 1956. – 147 с.
  4. Асафьев Б.В. О балете. Статьи. Рецензии, воспоминания. – Л.: Музыка, 1974. – 296 с.
  5. Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи. – М.: Современник, 1982. – 464 с.
  6. Баглай В.Е. Этническая хореография народов мира. – Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 405 с.
  7. Балет «Сим Чхон» // Тона Ильбо. – 1988. Сентябрь. – С. 3-5.
  8. Барышникова Т.К. Азбука хореографии. – М.: Рольф, 1999. – 272 c.
  9. Белоглазов Г.П. Маньчжурия как контактная зона межцивилизационного общения России и Китая в свете взаимодействия их земледельческих культур (XVII – начало XX в.) // Проблемы исторического образования в восточной Азии: диалог преподавателей и учёных. – Материалы международной научной конференции. Сб. статей. – Владивосток: ДВО РАН, 1999. – С. 112 –114.
  10. Болтач Ю.В. Из истории корейского буддизма // Вестник центра корейского языка и культуры. – 1997. – № 2. – С. 45 – 58.
  11. Бугай Н.Ф. Корейцы стран СНГ: общественно – географический синтез (начало ХХI в.). – М.: Гриф и К, 2007. – 360 с.
  12. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. – М.: Наука 1987. – 365 с.
  13. Васильченко Е.В. Музыкальные культуры мира: культура звука в традиционных восточных цивилизациях (Ближний и Средний Восток, Южная Азия, Дальний Восток, Юго-Восточная Азия). – М.: РУДН, 2001. – 425 c.
  14. Волков С.В. Ранняя история буддизма в Корее (Сангха и государство). – М.: Наука, 1985. – 154 с.
  15. Волков С.В., Симбирцева Т.М. Корея. – М.: Наука, 2000. – 340 с.
  16. Воробьев М.В. Корея до второй трети VII в.: этнос, общество, культура и окружающий мир. – СПб.: Центр Петербургское Востоковедение, 1997. – 432 с.
  17. Гергесова Т.Е. Бурятские народные танцы. – Улан–Удэ: Бурятское книжное издательство, 2002. – 202 с.
  18. Глухарёва О.Н. Искусство Кореи с древнейших времён до конца XIX века. – М: Искусство. 1982 – 256 с.
  19. Горький М. О революции и культуре // Собр. Соч. М.: Искусство, 1953. – Т. 24. – 549 с.
  20. Джарылгасинова Р.Ш. Корейцы // Народы России. Энциклопедия. Гл. ред. В. А. Тишков. – М.: Большая Рос. Энциклопедия, 1994. – 640 c.
  21. Джарылгасинова Р.Ш. Этногенез и этническая история Кореи по данным эпиграфики (Стелла Квангэтхована). – М.: Наука, 1979. – 456 c.
  22. Жорницкая М.Л. Народное хореографическое искусство коренного населения северо-востока Сибири. – М.: Наука, 1983. – 151 с.
  23. Жорницкая М.Я. Народные танцы Якутии. – М.: Наука, 1966. – 166 с.
  24. Забылин М. Русский народ: Его обычаи, предания, обряды. – М.: Эксмо, 2003. – 606 c.
  25. Закон о сохранении культурных ценностей Республики Корея. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.law.daum.net/precedent/law_view.asp? (дата захода:12.04.2009 г.).
  26. Закон о сохранении традиций Республики Корея. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mkt.org/ (дата захода: 13.03.2009 г.).
  27. Изральянц В.В. Фольклор – любительское творчество – профессиональная сцена // Проблемы совершенствования хореографического образования / Материалы ежегодной научно – практической конференции Санкт–Петербург. – СПб: СПбГУП, декабрь 2003. С. 43 – 46.
  28. Ивановский Н.П. Бальный танец XVI – XIX в. – Калининград: Янтарный сказ, 2004. – 208 с.
  29. Ионова Ю.В. Обряды, обычаи и их социальные функции в Корее (середина XIX – начало XX в.). – М.: Наука, 1982. – 232 с.
  30. Ионова Ю.В. Пережитки тотемизма в религиозных обрядах корейцев // Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии. Сборник статей. – М.: Наука, 1970.  – 246 с.
  31. Ионова Ю.В. Шаманство в Корее (XIX – начало XX в.) // Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии. Сборник статей. – М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва Наука, 1980. – С. 4 – 35.
  32. История и культура коряков. Историко-этнографические очерки. – СПб.: Наука, 1993. – 235 с.
  33. Карабанова С.Ф. Танцы малых народов юга Дальнего Востока СССР. Как историко-этнографический источник. – М.: Наука, 1979. – 144 с.
  34. Карабанова С.Ф., Мельникова Л.А. От маски к имиджу. – Владивосток: Дальнаука, 2009. – 163 с.
  35. Кравченко Ю.В. История Приморского края. Энциклопедия путешественника. – М.: Наука, 1990. – 534 с.
  36. Карпухин О.И. Управление процессами формирования культурной политики государства // Социально-гуманитарные знания. 1999. – № 4. – С. 60-73.
  37. Ким Г.Н. История религий Кореи. [Электронный ресурс] Мировая библиотека. Режим доступа: http:\\world.lib.ru\k\kim-o-i\ghtj4rtf.shtml (дата захода 09.04.09 г.).
  38. Ким Санг Куинг. Северо-корейские танцы: культурная политика и современное состояние. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата культурологии. – СПб.: 1999. – 28 с.
  39. Ким Сон Нам. Жизнь в пяти стихиях // Новое время, 1997. – № 51. – С. 30-32.
  40. Когай А. Россйиские корейцы // Ариран. – 2005. – № 2 (27). – С. 4-5.
  41. Корейский фонд [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://korea.polpred.ru/1999/13/htm (дата захода: 10.05.2009 г.).
  42. Королёва В.А. Музыка и театр корейцев на Дальнем Востоке России (1860–1937 гг.): диалог истории и искусства. – Владивосток: ДВГУ, 2008. – 328 с.
  43. Королёва Э.А. Ранние формы танца. – Кишинёв: Штиинца, 1977. – 215 с.
  44. Кравцова М.Е. История культуры Китая. – СПб.: Лань, 2003. – 416 с.
  45. Красовская В. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. – М.: Искусство, 1958. – 309 с.
  46. Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему. – М.: Либерея, 1998. – 296 с.
  47. Курбанов С.О. История Кореи с древности до нач. XXI в. – СПб.: СПб. Университет, 2009. – 680 с.
  48. Курбанов С.О. Конфуцианский классический «Канон сыновней почтительности» в корейской трактовке. Корейское восприятие универсальной категории «почтительность к родителям». – СПб.:СПбГУ, 2007. – 280 с.
  49. Ланьков А.Н. Антиамериканизм и Южная Корея // Сеульский вестник. 2004. – № 22 (май). – С. 6-7.
  50. Ланьков А.Н. Кисэн – куртизанки старой Кореи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oriental.ru/a/ lankoy/302.shtml (дата захода 07.05. 2009г.).
  51. Ланьков А.Н. Корея: будни и праздники. – М.: Международные отношения, 2000. – 480 с.
  52. Ланьков А.Н. Легенда корейского танца // Сеульский вестник. – 2008. – № 117 (март). – С. 10.
  53. Ли С.Е. История Приморских Российских корейцев и современность // Многонациональное Приморье: история и современность. – Владивосток: 1999. – С.40-45.
  54. Мазуров В.М. Политическое лидерство в многоконфессиональном южнокорейском обществе // Республика Корея: опыт модернизации. – М.: Восточная литература, 1996. – 212 с.
  55. Малевич И.А. Когда в Европе ещё вчера, в Корее уже завтра. – Минск: Харвест, – 304 с.
  56. Марков В.М. Республика Корея, традиции и современность в культуре второй половины ХХ века. Взгляд из России. – Владивосток: ДВГУ, 1999. – 449 с.
  57. Мещеряков А.Н. Япония, данная нам в символах, флоре и фауне, людях и интерпретациях // Восточная коллекция. – М.: Российская гос. библиотека, 2002. – №1 (8). – С.30-36.
  58. Морган Л.Г. Лига ходеносауни, или ирокезов / пер. с англ. Е. Э. Бломквист. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства Наука, 1983. – 303 с.
  59. Мун Бюн Нам. Танцевальная культура Кореи. Традиции и современность: Автореферат диссертации кандидата культурологии. – СПб.: СПбГУКИ, 2001. – 27 с.
  60. Мы будем почитать вас от всей души. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://russiankorea.com/rus/about_korea/naper/ (дата захода 02.07.2009 г.).
  61. Никитина М.И., Троцкевич А.Ф. Очерки истории корейской литературы до XIV в. – М.: Наука, 1969. – 238 с.
  62. Объекты мирового культурного наследия в Корее. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://whc.unesco.org/ (дата захода: 10.06.2009 г.).
  63. Официальный сайт Фонда охраны корейского культурного наследия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fpcpplan.or.kr (дата захода: 10.05.2009 г.).
  64. Пак М. Н. История и историография Кореи. – М.: Наука, Восточная литература, 2003. – 911 с.
  65. Пак М. Н. Очерки ранней истории Кореи. – М.: Восточная литература, – 302 с.
  66. Петров А.И. Корейская диаспора на Дальнем Востоке России. 60–90-е годы ХIХ века. – Владивосток: ДВО РАН, 2000. – 304 с.
  67. Подмаскин В.В. Песенное и танцевальное искусство палеоазиатов в аспекте этнокультурных связей. // Сборник материалов научно-практической конференции «Традиционная культура народов Севера и Дальнего Востока России: состояние, перспективы развития» – Владивосток: ВИТ, 2001. – С. 78-98.
  68. Подмаскин В.В. Народные музыкальные инструменты тунгусо–маньчжуров и палеоазиатов: проблемы типологии // Типология культуры коренных народов Дальнего Востока России (Материалы к историко-этнографическому атласу): Сб. науч.тр. – Владивосток: Дальнаука, 2003. – С. 102-119.
  69. Полная классификация культурных ценностей Республики Корея. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maae.co.kr/seasan-city/tour/o/o.html (дата захода 15.03. 2010 г.).
  70. Пржевальский Н.М. Путешествие в Уссурийском крае (1867 – 1869 гг.). – Владивосток: Дальневосточное книжное изд-во, 1990. – 328 с.
  71. Российские корейцы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.koreana.ru/?pg=2&id=2355&ture=&page=50 (дата захода 03.03.2010 г.).
  72. Селезнева Е.Н. Проблемы трансформации культурных ценностей в моделях образования и культурной политики // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – № 1. – С.43-51.
  73. Сказание о Чхунян. Корейский народный эпос. Литер. перевод Анатолий Ким. – М.: Бонфи, 2003. – 167 с.
  74. Смертин Ю. Кисэн: Цветы на обочине // Проблемы Дальнего Востока. 2003. № 2. – С. 157-159.
  75. Смоляк А.В. Традиционное хозяйство и материальная культура народов Нижнего Амура и Сахалина. Этногенетический аспект. – М.:  Наука, 1984. – 244 c.
  76. Старцев А.Ф. Культура и быт удэгейцев (вторая половина XIX – XX в.). – Владивосток: Дальнаука, – 443с.
  77. Стручкова Н.А. Круговой танец якутов Осуохай, как ритуальное средство соединения двух оппозиций мифологического пространства // Культурное наследие народов Сибири и Севера. – Материалы пятых Сибирских чтений. Санкт–Петербург, 17 – 19 октября 2001. – СПб.: МАЭ РАН, 2004. Часть 2. С.111-115.
  78. Суриц Е.Я. Корейский балет и его проблемы // Театр. – 1957. – №4. – С. 166-173.
  79. Танцы в Корее. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://koreasaram.freenet.kz/articles/ks-address-forms.dok (дата захода: 10.05.2009 г.).
  80. Тиль Э. История костюма. Лейпциг, 1962. Перевод с немецкого языка. – М.: Лёгкая индустрия, 1971. – 104 с.
  81. Тихонов В. М. История Кореи. – М.: Муравей, 2003. – 464 с.
  82. Токарев С.А. Ранние формы религии. – М.: Наука, 1964. – 622 с.
  83. Толстокулаков И.А. Очерк истории корейской культуры. – Владивосток: ДВГУ, 2002. – 238 с.
  84. Тоцкий И.Г. Шаманизм в Южной Корее / Роль религиозного фактора в жизни корейского общества/под ред. Толстокулакова И. А. – Владивосток: ДВГУ, 2004. – 468 с.
  85. Троцкевич А.Ф. История Корейской традиционной литературы до ХХ века. – СПб.: СПбГУ, 2003. – 323 с.
  86. Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры. 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Лань, 2003. – 528 с.
  87. У Ген Ир. Введение в музыку стран Дальнего Востока: Китай, Корея, Япония. – Петрозаводск: Прогресс, 2002. – 185 с.
  88. Устинова Т.А. Избранные русские народные танцы. – М.: Искусство, 1996. – 594 с.
  89. Фетисова Л.Е. Фольклорное наследие нанайцев в системе традиционной культуры. // Традиционная культура народов Севера и Дальнего Востока России: состояние, перспективы развития. Сб. материалов. – Владивосток: ВИТ, 2001. – С.99-113.
  90. Фокин М.М. Против течения. – Л.-М.: Изд-во Искусство,  – 639  с.
  91. Хруцкой Е.Е. Южнокорейский парадокс. – М.: Финансы и статистика, 1993. – 240 с.
  92. Чжан Чжон Рён, Петров А.И. Корейцы – иммигранты на Дальнем Востоке России 1860-1890гг. // Россия и АТР. – 2001. – №1. – С. 65-70.
  93. Чумыль. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sorabol.ac.kr/-atone/ (дата захода 10.05.2009 г.).
  94. Элиаде Мирча. Шаманизм: архаические техники экстаза. – М.: София, 2000. – 480 с.

 

Справочная литература

 

  1. Верхоляк В.В., Галкина Л.В., Кожемяко В.Н. Учебник корейского языка. – Владивосток: ДВГУ, Часть 2. – 236 с.
  2. Корейский язык. Владивосток: Изд-во Корейский образовательный центр, 2002. Часть 4. – 172 с.
  3. Корея. Карманная энциклопедия / Сост. С.В.Волков, Т.М.Симбирцева. – М.: Муравей-Гайд, 2000. – 429 с.
  4. Корея. Путеводитель. – Сеул: ДЖЕМ, 2008. – 98 с.
  5. Моисеев И.А. Народный танец // Балет. Энциклопедия. – М.: Искусство, 1981 – 605 с.
  6. Корейская народная демократическая республика. Справочник. – М., 1988. – 578 с.
  7. Республика Корея. Справочник. Сеул.: Корейская служба информации для зарубежных стран, 2003. – 676 с.
  8. Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 640 c.

Литература на иностранных языках

                                                 на английском языке

  1. Bishop I.B. Korea and Her Neighbours.  – London: 1898. – 452 p.
  2. Facts about Korea. – Seoul: Bulluy, 1991. – 275 p.
  3. Halla Pai Huhm. Kut Korean Shamanist Rituals. Printing Hollum. – Seoul: 1998. – 102 p.
  4. Kim Malborg. Korean dance. Womans University Press, 2005. – 145 p.
  5. Koo J.M., Naxm A.C. An introduction to Korean culture. Hollym: – Seoul; Degy: – 597 p.
  6. Korea. Its land, People and culture of All Ages. – Seoul: 1960. – 769 р.
  7. Korean History. – Seoul: Bulhuy, 1996. – 517 p.
  8. Zile Judy Van. Perspectives on Korean Dance. Published by Wesleyan University – Middletown: 2001. – 334 p.

                                             на корейском языке

  1. Балет Юниверсал и Маленькие Ангелы. Великая сила балета. // Korea Pictoral. – 2002. – Декабрь. – С. 22-27.
  2. Вон Чин Кук. Ложь и истина // Better Life. – Сеул: 2003. 9 мая. – С. 8-13.
  3. Добро пожаловать в Республику Корея! – Сеул: Корейская служба информации для зарубежных стран, 2008. – 195 с.
  4. И Кю Хён. Корейские представления с масками. – Сеул: Ильчжиса, 1979. – 356 с.
  5. Кан Ман Гиль. Современная история Кореи. – Сеул: Творчество и критика, 1984. – 597 с.
  6. Ким Кён Э, Ким Чэ Хён, И Чон Хо.  Мой танец: 100 лет нашему танцу. – Сеул: Хёнамса, 2001. – 366 c.
  7. Ким Сан Гук. Сельская музыка // Чинан-Ильпо. – Сеул: 2003. 9 мая. – С. 30-39.
  8. Ким Сон А. Традиции и современность // Куннип-Куканвон Эактан. – Кёнджу: 2003. 27 октября. C.7-15.
  9. Ким Су Ран. Наследие китайского танца // Сыпоч. – Сеул: 2003. 9 мая. – С. 4-10.
  10. Ким Тон Гу. Возникновение пхансори // Сборник статей Сеульского Национального Университета. – Сеул: 1956. – С. 67-79.
  11. Ким Чен Ир. Теория танцевального искусства. – Пхеньян: 1990. – 320 с.
  12. Ким Ын Сук. Исследование о труппе «Юниверсал балет». Диссертация на степень магистра хореографии. – Сеул: Университет Тона. Кафедра хореографии, 2000. – 190 с.
  13. Мин Су Ён. Хын и мот // Сыпоч. – Сеул: 2003. 9 мая. – С. 2-6.
  14. Пак Тхэ Сан. Чтение корейской традиционной литературы. – Сеул: Заочный институт, 1987. – 678 с.
  15. Пак Хон Ли. В такт // Тэнсырибу. – Сеул: 2002. 25 мая. – С. 34-37.
  16. Сан Су Нам. История Корейского танца. – Сеул: Кымгансан, 1988. – 180 с.
  17. Сон Ки Сук. Исследование корейского традиционного танца. – Сеул: Современная эстетика, 1999. – 270с.
  18. Сон Нам У. Отголоски истории // Тэнсырибу. – Сеул: 2002. 25 мая. – С. 26-31.
  19. Сун Дэ Сик. Деревня Намсан Ханок: уголок в центре Сеула. – Сеул: 1998. – С. 12-14.
  20. У Мён Гик «Танец бабочки»// Куннип-Куканвон Эактан. – Кёнджу: 2003. – 27 октября. – С. 54-58.
  21. Хангукэ пульгё (корейский буддизм). – Сеул: 1999. – 224 с.
  22. Хан То Ин. Самульнори. – Сеул: Самхочхульпханса, Т.2. – 189 с.
  23. Цой Хын Су. Традиционные танцы Страны утренней свежести // Чинан-Ильпо. – Сеул: 2003. 9 мая. – С.
  24. Цой Сын Хи. Основы корейского танца – Пхеньян: Чосон есуль чхульпханса, 1958. – 258 с.
  25. Шин Ван Су. Придворные танцы // Ищю & Ищю. – Сеул: 2003. 27 августа. – С. 57-59.
  26. Шин Ю Юй. Современные эскизы // Тэнсырибу. – Сеул: 2002. 25 мая. – С. 63-64.
  27. Юн Сул Гил. «Танец монаха» // Ищю&Ищю. – Сеул: 2003. – С. 3-5.
  28. Ю Хён Су. Корея // Ищю&Ищю. – Сеул : 2003. 27 августа. – С. 24.
  29. Ян И Хын. Перекрёсток: Корея и танцы // Тэнсырибу. – Сеул: 2002. 25 мая. – С. 102-104.
  30. Ян Ки Сук. Корейские крестьянские танцы //Чинан – Ильпо. – Сеул: 23 мая. – С. 12-20.

Терминологический словарь

Аак – дворцовая музыка. Сопровождала государственные и конфуцианские церемонии, пиры и другие мероприятия развлекательного характера, проводимые в аристократических кругах.

Ариран – гора.

Барачхум – буддийский танец с ударными тарелками.

Гугак – корейская народная музыка.

Ёмджу – чётки.

Йондынъхва – праздник зажженных фонарей.

Ильму – ритуальные конфуцианские танцы.

Касса –  песенно-поэтический жанр, под музыку которого водили хоровод девушки.

Комму – танец с мечами.

Квандэ – Бродячие актёры.

Квервегык – театр марионеток.

Кут – шаманский обряд, камлание; могильная яма.

Каин Чонмоктан – придворный танец «Красавица собирает пионы».

Коджаный – шаровары.

Котсин – матерчатые тапочки с вышивкой.

Кат – шляпа.

Корым – пояс.

Каракчи – украшения для рук. Символ защиты корейских женщин.

Кунпо – дворцовые платки.

Камань – дух умерших предков.

Кхальчхум – танец с ножами.

Каё – народный песенный жанр. Памятник средневекового фольклора, представляет музыкальную традицию простолюдинов.

Котчхум  – танец с цветами.

Кангансуволэ – хороводно-круговой танец, посвящённый дню земли.

Кисэн – женщина, прислуживавшая мужчинам на пирах и развлекавшая их пением и танцами.

Кёбан муён – танцы исполняемые кисэн.

Мугунхва, или роза Шарона – национальный цветок Кореи, символизирующий бессмертие. Это слово точно отражает бессмертную природу корейской истории, решимость и упорство корейского народа.

Минпо – платок для народа.

Минё – народная песня.

Магоджа – короткий мужской  пиджак.

Мангон – повязка на голову.

Мунму – конфуцианский  ритуальный гражданский танец.

Мудань – шаманский танец.

Муму –  конфуцианский ритуальный военный танец.

Мундучхум – танец восьми монахов.

Муль – вода.

Мульхальми – богиня воды.

Мучонг – религиозный праздник посвящённый Небу.

Мачхи – молоточки.

Набичхум – буддийский танец бабочки.

Ночжачхум – танец прокажённого.

Нонгэ – кольца.

Нори – игры с танцами, пением и театрализованными представлениями.

Норигэ – подвески с петлёй наверху и длинной шёлковой кисточкой.

Нонъак – крестьянские обряды, игры.

Паджи – мужские штаны.

Пуче – веер.

Пучхэчхум – танец с веерами.

Попкочхум – буддийский танец с большим барабаном.

Паньсансин – ряженые.

Почжаги – платки любви и удачи.

Посон – стёганые носки.

Помпхэ – вид буддийской музыки во славу Будды.

Пансу – шаманы-слепцы.

Пхёнгёнь – каменный колокол.

Пхогуран – придворный танец с шарами.

Паньуль – бронзовые колокольчики.

Покчумони – шёлковый кошелёк.

Пхальчжондо – восьмигранное бревно, на котором чёрными иероглифами по белому фону написаны учения Будды.

Пара – ударные тарелки.

Пхансори – песенно-драматический жанр.

Самуль нори – ансамбль корейских барабанщиков.

Сансин – горный дух.

Сонгюнван – высшее в эпоху Чосон  учебное заведение, основанное для практического изучения конфуцианских доктрин.

Сонъчжу – дух; охраняющий дом, домовой.

Сэнап – корейский кларнет.

Сого – древний маленький барабанчик.

Согак – народная музыка.

Саджаму – танец в маске льва.

Сандэгык – театр масок.

Сынму – буддийский танец монаха.

Сальпхури – танец шаманки.

Самочхум – народный мужской танец с элементами акробатики и виртуозной игрой на барабане.

Соричхум – танец-песня

Сситким кут – танцевально-песенный шаманский обряд очищения.

Сирхак – идейное течение «за реальные науки».

Сонан – дух земли.

Солналь – корейский новый год (первый день нового года по лунному календарю).

Сонмудань – неопытная шаманка.

Синкан – шест.

Тангун Ванг – воплощение Неба и священного животного на земле, считается отцом, великим учителем, основателем первого корейского государства Ко Чосон (2333 г. до н. э.).

Тэмён – ритуальный танец изгнания злого духа.

Турумаги – плащ.

Тхальчхум – танец в масках.

Тангори – муданъ – неистовая шаманка, одержимая вселившимся в неё духом.

Тэкэм – большой шаман.

Тано –  летний праздник дня земли, 5-е число 5-го лунного месяца.

Туре – коллективная организация земледельческого труда

Туре нори – массовые народные танцы.

Тонгмэнг – танец почитания предков.

Тхэпхенму – танец умиротворения.

Хэгым – двухструнная скрипка.

Хальянму – танец бездельника.

Хвагван му – придворный танец в цветочной короне.

Ханыл – небо.

Хакму – придворный танец журавля.

Хансам – рукава.

Ханбок – корейская традиционная одежда.

Ханъак – классическая конфуцианская музыка.

Хольлесик – свадебный обряд.

Хотчхунчхум – танец-импровизация.

Хе – сыновняя почтительность.

Хочжог – деревянный гобой.

Хвасин – дух огня.

Хваран – золотая молодёжь, готовившаяся на государственную службу.

Чосон – страна утренней свежести.

Чхусок – осенний вечер, праздник урожая и поминовения усопших предков, 15-е число 8 месяца.

Чакту кори – шаманский танец – хождение по лезвию ножа.

Чогори – блузка.

Чхима – юбка.

Чокки – жилетка.

Чонмё – храм предков династии Чосон (1392 – 1910). В Чонмё хранятся поминальные дощечки королей и королев династии Чосон.

Чонак – придворная музыка, которая имела три разновидности: ритуальную, банкетную и военную.

Чипсин – соломенные лапти.

Чин – гонг.

Чоттэ – бамбуковая флейта.

Чиндо-дасиреги – шаманский ритуальный танец посвящённый душам, умерших естественной смертью.

Чхонин – «презираемые» люди низкого сословия.

Чхоёнму (танец Чхоёна), посвящённый корейскому мифологическому герою, который победил злого духа.

Чхуненчжон – придворный танец весеннего соловья.

Чхильсон – народный танец семи звёзд Большой медведицы.

Янбан – привилегированное дворянское сословие, состоящее первоначально из гражданских и военных лиц.

Янъин – простолюдин.

Яньак – европейская музыка.

Источник:  РАУК — Толстых И. Н. Этнокультурные особенности хореографического искусства корейцев.

Ссылки по теме:

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.

Translate »