Фотография в Корее: Как «импортное диво» проникло в повседневность корейцев

Когда фотография впервые появилась в Корее, она многих приводила в ужас, но со временем стала частью повседневной жизни. Широкие массы освоили фотодело в эпоху стремительного экономического развития. Тогда фотография обогатила культурную жизнь и способствовала возрождению смежных отраслей. Теперь камера, раньше стоившая, как дом, есть у каждого, а для молодёжи изображение стало привычнее текста.

«Девушки, прыгающие на нольттвиги»
Флориан Деманж (Florian Demange). 1910 гг. Сухая стеклянная пластина. 17,5 см x 12,5 см.

Воспоминания со временем тускнеют, но фотоснимок остаётся чётким и уводит нас назад, в прошлое. Поэтому часто говорят, что «остаются только фотоснимки». Желание человека, чтобы его помнили и вспоминали, идеально совпадает с сущностью фотографии. Но сто лет назад, когда фотография впервые появилась в Корее, люди были настроены не столь доброжелательно.

Тогда, в конце XIX века, в стране фотоаппараты были у считанных людей, в частности у иностранных миссионеров. Большинство корейцев, впервые увидев камеру в руках незнакомого европейца, направлявшего на них объектив, испытывали вполне понятный ужас. Им внушал страх сам факт того, что непонятный чёрный ящик мог сделать их точную копию. Ходили слухи, что «когда тебя фотографируют, у тебя крадут душу», поэтому люди старались не попадать в объективы фотоаппаратов.

В то же время для высшего сословия фотография была продуктом новой культуры, опережающей эпоху, и сняться на фото считалось показателем достатка. Когда в современном районе Согон-дон в центре Сеула в 1907 году открылось «Чхонёндан», первое коммерческое фотоателье в Корее, туда нескончаемым потоком устремились члены королевской семьи, состоятельные граждане и иностранцы. Но прежде чем фотография вошла в повседневность простых людей, прошло ещё полвека.

«Патриоты, выпущенные из тюрьмы по случаю Освобождения»
неизвестный автор. 1945 г. 20,3 см x 25,4 см.

Корейцы и фотореализм

«Пусан»
Чхве Минсик. 1965 г.

В период японского колониального правления (1910—1945 гг.) фотоаппарат был предметом роскоши, стоившим, как обычный дом в Сеуле. Поэтому фотографирование считалось уделом праздных дилетантов. Только после окончания Корейской войны в 1953 году в Корее появились коммерческие фотоателье, и фотоаппаратами обзавелись профессиональные фотографы, в частности фотокорреспонденты, и состоятельные фотолюбители. Примерно в это же время произошло эпохальное событие, спровоцировавшее бум фотографии в Корее.

В 1957 году в Художественном музее во дворце Кёнбок-кун открылась Международная передвижная фотовыставка «Род человеческий». Она привлекла 300 тысяч посетителей и стала предметом разговоров в столице. На выставке, организованной фотографом Эдвардом Стайхеном, являвшимся тогда директором по фотографии нью-йоркского Музея современного искусства (МоМА), было выставлено более 500 фото, снятых на тему гуманизма известными фотографами по всему миру.

Эта экспозиция позволила корейцам открыть для себя фотографию как новый вид искусства.

«Солдат, отправляющийся во Вьетнам, разговаривает с матерью; аэродром Ёи-до» Сисэй Кувабара. 1965 г.

Вдохновлённое выставкой издательство «Тона ильбо» в 1963 году учредило фотоконкурс для широкой публики, а в 1964 году на Национальной художественной выставке появилась новая категория — фотография. Так постепенно фотография стала проникать в массы. И в том же году в Институте искусств Сораболь было впервые в стране открыто отделение фотографии. Появление профессиональных фотографов, отличавшихся от любителей, инициировало количественный и качественный рост фотографии в Корее.

В рамках общего тренда реализма, доминировавшего в 1960-е и 1970-е годы, появились впечатляющие фотоработы, героями которых были простые люди. Чхве Минсик снимал жизнь простого люда для своей серии «Human». Чу Мёндок фотографировал детей от межрасовых браков в серии «Сиротский приют г-на Холта». Ким Гичхан в серии «Виды переулков» в течение 30 лет документировал жизнь людей в сеульских переулках. Ким Нёнман снимал Движение за новую деревню («Сэ маыль ундон») и жителей сельских деревень в серии «Родной край», а Чон Монгак в серии «Дом Юнми» запечатлел процесс взросления своей дочери Юнми от рождения до свадьбы. Благодаря их труду мы наконец увидели корейцев через объективы корейских фотографов, а не глазами иностранцев.

Примерно в то же время среди простых людей стало модным вешать в гостиной на самом видном месте семейное фото в рамке. Главный тренд составляли фото супругов во время банкета по случаю 60-летия и свадьбы, снимки детей в день празднования первой годовщины и их же фотографии, но уже в академической шапочке с выпускного в вузе.

Вместе с печеньем к чаю гостям выносили предмет гордости — семейный фотоальбом. Но всё же ещё до конца 1970-х годов корейцы редко позировали перед камерой, если речь не шла о памятном событии.

Прошла та эпоха, когда люди перед камерой зажимались. Теперь они с удовольствием позируют, выражая свою индивидуальность. Похоже, корейцы научились наслаждаться и свободой визуального языка вслед за устной речью и текстом.

«Пханмучжом: рукопожатие Юга и Севера»
Ким Нёнман. 1992 г.

Новый культурный ландшафт

Фотография стала по-настоящему массовой в 1980-е годы. В этот период случился бум открытия отделений фотографии в разных университетах, в результате чего ежегодно из двух десятков учебных заведений выпускалось более тысячи специалистов. С середины 1980-х годов в страну стали возвращаться представители первого поколения фотографов, учившихся за границей. Это совпало с феноменальным экономическим ростом и последовавшим расширением рынка рекламы. С резким увеличением спроса на фото для рекламы, в Сеуле, на Чхунму-ро, одна за другой стали открываться фотостудии. В свою очередь это породило спрос на профессиональные фотоуслуги, что вылилось в увеличение отделений фотографии в вузах на фоне растущего интереса к фото со стороны широкой публики.

Рост экономики увеличил спрос не только на рекламную фотопродукцию для предприятий — корейцы с достатком тоже стали больше фотографироваться. В качестве примера можно взять свадебные фото. Свадебные фотоателье, используя различные маркетинговые стратегии, породили в людях новые желания.

Если до этого снимали только саму свадебную церемонию, то с началом XXI века в практику вошло устраивать постановочную фотосессию до свадьбы в студии или на природе. Эти фотографии были призваны компенсировать краткость свадебной церемонии во дворцах бракосочетания. Очевидно, что стремление сделать как можно больше фотографий свадьбы было продиктовано осознанием того, что это одно из важнейших событий в жизни человека, но в то же время здесь играло большую роль чувство удовлетворения от того, что жених и невеста, он — в смокинге, она — в кипенном подвенечном платье, наслаждались романтикой, создавая перед объективом образы принца и принцессы из сказки.

Примечательно, что разрастание свадебных фотоателье вылилось в бум профессиональной фотосъёмки детей. Молодые супруги, которые с удовольствием позировали перед камерой на свадьбе, благодаря рождению ребёнка получали возможность снова добавить в свою жизнь романтическую фотосессию. Ещё 30-40 лет назад, когда ребёнку исполнялось сто дней или один год, его несли в соседнее фотоателье, где дитя одевали в «ханбок» и делали один снимок. Но в наши дни родители, как правило, отправляются с ребёнком в профессиональную фотостудию, где для дитяти устраивают фотосессию, как будто снимают звезду для глянцевого журнала.

Говорят, что благодаря успешному маркетингу фотоателье стало модным делать фото уже на 50-й день после рождения ребёнка, не дожидаясь традиционных ста дней. Дети, которые оказываются перед объективом в самом раннем возрасте, начиная с фото УЗИ, естественным образом привыкают к потоку изображений, характерному для эпохи Интернета.

«Потерянный пейзаж 135, район Чамсиль-дон округа Сонпха-гу»
Ким Гичхан. 1983 г.

«Обряд инициации шамана на Чечжу-до; деревня Тонгимнён-ни, Чечжу-до»
Ким Сунам. 1981 г.

«Встреча разделённых семей»
Хон Сунтхэ. 1983 г.

«Без названия»
Из серии «Дом Юнми». Кан Унгу. 1989 г.

«Без названия». Из серии «Дом Юнми»
Чон Монгак. 1964 г.

Можно сказать, что теперь каждый обзавёлся личной фотокамерой. Фотография как визуальный язык уже стала средством общения, заменяющим текст и устную речь. При поддержке передовых интернет-технологий на свет появилось новое поколение, для которого изображение привычнее букв.

Фотография в немилости у властей

Ещё в начале 1990-х гг., когда начали делать свадебные фото, молодожёны обычно ограничивались простой съёмкой на природе до свадебной церемонии, но уже с конца 1990-х гг., когда появились специализированные фотостудии, стало модным делать концептуальные фотосессии, как для глянцевого журнала.

Поначалу, когда фотография только появилась в Корее, люди избегали фотографирования от невежества. Однако стремление не попасть в объектив, за исключением особых случаев, на самом деле сохранялось на протяжении всего XX века, что было очень тесно связано с современной историей Кореи. Желание спрятаться, глубоко проникшее в души простых людей во время Корейской войны, последовавшего политического хаоса и Движения за демократизацию, когда диктаторский режим преследовал тех, кто боролся против него, в итоге проявилось в виде отвращения к фотографированию.

Антикоммунистическая идеология, порождённая разделением страны, более полувека определяла повседневную жизнь корейцев. Военные диктаторы использовали антикоммунизм, чтобы следить, подавлять и арестовывать тех, кто ратовал за демократизацию. В обществе сформировалась атмосфера страха, беспокойства и подавленности. В ситуации, когда любой выход на передний план грозил мгновенно изменить судьбу, в людях укоренилось убеждение, что безопаснее не высовываться и сохранять анонимность. Из-за возможности использовать фотографии как доказательство, тот факт, что твой снимок окажется на плёнке незнакомого человека, вызывал беспокойство и даже отвращение.

Только когда весной 1993 года, после десятилетий военной диктатуры, впервые на основе свободных демократических выборов был избран гражданский президент, насторожённость в отношении фотографии начала спадать. Так что можно сказать, что весна демократизации привела к весне фотографии. Однако в атмосфере сохраняющегося разделения страны отношение к фотографии изменилось в лучшую сторону, но фотографы по-прежнему иногда сталкиваются с запретами на съёмку.

Когда все — фотографы

Если раньше, когда ребёнку исполнялось сто дней или год, его несли в районное фотоателье, где его одевали в «ханбок» и делали снимок, то в последнее время многие молодые родители отмечают фотосессией и 50, и 200 дней с момента рождения, отправляясь с ребёнком в специализированную фотостудию, где малыша одевают и снимают, как модель для детских журналов.

И всё же наконец наступила эпоха, когда все стали фотографами. Фотокамера, которая некогда была предметом роскоши, пришла в каждый дом наряду с мобильными телефонами, оборудованными встроенными камерами, не уступающими по функционалу зеркальным фотоаппаратам. Можно сказать, что теперь каждый обзавёлся личной фотокамерой. Фотография как визуальный язык уже стала средством общения, заменяющим текст и устную речь. При поддержке передовых интернет-технологий на свет появилось новое поколение, для которого изображение привычнее букв.

Около 10 лет назад в одной газетной статье привели данные опроса, согласно которому в качестве самых перспективных женихов были названы выпускники отделения фотографии. При этом на вопрос о причинах такого выбора люди отвечали, что фотоделу учатся в основном дети из богатых семей, что фотографы много путешествуют и что вообще это стильная профессия, оставляющая много свободного времени.

Примерно тогда же один профессор отделения фотографии рассказал мне интересную историю. Когда в 1979 году он объявил, что едет в США изучать фотодело, в его окружении люди спрашивали, мол, чему там такому учиться, что для этого надо ехать в США. Просто нажимай на кнопку и снимай. И вот теперь эти же самые люди восхищаются его прозорливостью.

Фотодело процветает как никогда раньше: говорят, что число фотолюбителей в стране достигает нескольких миллионов. Для них проводятся сотни фотоконкурсов национального масштаба, а призёрам присуждаются баллы. Накопившие определённое количество баллов могут вступить в Ассоциацию фотографов Кореи, в которой уже более 10 тысяч человек. Для пожилых обеспеченных людей фотография наряду с гольфом и «тынсаном» также стала популярным хобби.

Прямо в этот момент многие люди в разных частях страны, наверняка, что-нибудь фотографируют. Возможно, это знак того, что корейцы, сознание которых в течение почти века было подавлено из-за колониального правления, войны и разделения страны, сейчас, обретя свободу, наслаждаются жизнью. Прошла та эпоха, когда люди перед камерой зажимались. Теперь они с удовольствием позируют, выражая свою индивидуальность.

Похоже, корейцы научились наслаждаться и свободой визуального языка вслед за устной речью и текстом.

«Красавица и чудовища»
«VOGUE KOREA», №12, 2002 г. Ку Бончхан.

«ДМЗ»
Пак Чону. 2017 г.

«Red House I #007, 2005 Пхеньян»

Площадь перед Сеульской мэрией 22 июня 2002 г. «Красные дьяволы», фанаты корейской сборной по футболу, болеют за своих любимцев, играющих с Испанией в четвертьфинале Чемпионата мира по футболу, проводимом совместно Кореей и Японией.

19 ноября 2016 г., собравшись на площади Кванхвамун в Сеуле, многочисленные горожане со свечами в руках проводят демонстрацию, требуя разрешения ситуации с правительством Пак Кынхе и демократизации.

Юн Сеён главный редактор еженедельника «Сачжин есуль» («Фотоискусство»)

***

Источник: KOREANA BECHA 2018 TOM.14  Nº.1

Мы в Telegram

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментариев пока нет, но вы можете оставить первый комментарий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Translate »