Homo photocus и двуличность цифрового фото

С распространением цифровых камер и смартфонов фотография обрела совершенно иной контекст. Став средством фиксирования повседневной жизни, а не особых случаев, она превратилась в доступный любому способ общения. Создание «инчжынсят», т.е. «подтверждающих фото», и выкладывание их в соцсети стало частью ежедневной рутины наших современников.

«Flâneur in Museum, Louvre»
Ким Хонсик. 2016 г. Нержавеющая сталь, чеканка, уретан, тушь, шелкография. 120 см x 150 см (размеры в раме).

В наши дни мы фотографируем всегда и везде. Почему же мы так увлечены фотографированием? Наверное, мы снимаем, чтобы не забыть и сохранить момент существования объекта съёмки. Иначе говоря, фотографирование связано с обладанием. Ведь и воспоминания — это тоже в широком смысле обладание моментами прошлого.

Оказавшись под прицелом объектива, бабули обычно начинают ворчать, мол, зачем снимать старое морщинистое лицо. Как будто фотографировать нужно только красивые вещи. Почему же люди так считают? На самом деле в реальности мало кто снимает уродливые объекты или непритязательные виды, если только речь не идёт о документировании материальных доказательств по работе или концептуальном фотопроекте. Ибо вряд ли кому захочется обладать такими вещами.

В столичном дворце Чхангён-гун девушки, одетые в яркие «ханбоки», делают селфи. Как правило, такими людьми движет отнюдь не любовь к традиционной культуре, а желание сделать запоминающееся фото.

Ради одного снимка с натуры

До изобретения цифровых камер орды фотографов-любителей делали однотипные, словно под копирку, снимки пейзажей. Почему? Помню, я как-то набрёл на старый храм, стоявший на самом краю скалы, и очень жалел, что именно в тот день спустился густой туман. Эх, сейчас бы снять храм прямо отсюда точно под этим углом! В голове теснились фото из путеводителей. Я ждал довольно долго, но туман не рассеивался, и тогда гид сказал мне с улыбкой: «Есть один хороший способ: когда окажетесь дома, просто погуглите это место!».

Бесчисленные туристы возвращаются из путешествий практически с одинаковыми снимками достопримечательностей, потому что эти снимки являются своего рода доказательствами полученного там опыта или эмоций. Наверное, по этой же причине туристы выстраиваются в очередь, чтобы сделать снимок с одной и той же точки: они верят, что, сфотографировав прекрасный вид, открывшийся перед их глазами, они смогут обладать им, а также потому, что хотят, чтобы другие признали за ними факт этого обладания.

В ресторане посетители, прежде чем приступить к еде, делают селфи с блюдами. Для молодого поколения такая съёмка повседневных мелочей и выкладывание фото в соцсети, похоже, стала неотъемлемой частью жизни.

По-корейски такие фото называют «инчжынсят» (кор. «подтверждение» + англ. shot). Возможно, лет через тридцать исследователи истории фотографии выделят такие фото в отдельный жанр наряду с документальной фотографией или жанром фотопортрета. Вслед за Homo faber, т.е. «человеком творящим», Homo habilis, т.е. «человеком умелым», и Homo ludens, т.е. «человеком играющим», в 2010-х годах наконец появился на свет новый вид человека, который можно было бы назвать Homo photocus.

Homo photocus — это мужчины и женщины всех возрастов. Даже пожилые люди, которые обычно теряются перед современной техникой, свободно обращаются с цифровыми камерами. Не уверен насчёт зеркалок, но с камерой смартфона, уверен, может справиться каждый. Смартфон, удобно лежащий в руке, делает доступным почти все виды съёмки. А если вставить его в селфи-палку, то можно снимать себя под любым углом, не обращаясь за помощью к незнакомцам.

Новые люди образца XXI века, охваченные стремлением снять фото на память, бродят по планете, высоко подняв зажатый в руке смартфон. И «подтверждающее фото» — неологизм, вызванный к жизни соединением цифровой камеры, смартфона и соцсетей, — это безусловно самый подходящий термин, чтобы ёмко описать особенность этого нового вида.

В наши дни во дворце Кёнбок-кун или в квартале Пукчхон — в самом сердце Сеула, а также в Деревне «ханоков» в древнем городе Чончжу и других подобных местах можно стать очевидцем необычного зрелища. Молодёжь наряжается во взятые напрокат «ханбоки», чтобы потом сделать фото на фоне исторических достопримечательностей. В результате традиционные корейские костюмы, ранее надеваемые только по праздникам, вдруг вышли на улицу. Интересно, что этот тренд не связан с традициями или реконструкцией истории, а вызван к жизни просто желанием сфотографироваться в таком наряде.

Молодёжь облачается в «ханбок», чтобы получить памятное фото себя любимого, одетого в прекрасный традиционный наряд, столь отличный от современной одежды. Снимок тут же оказывается в соцсетях. Молодые люди без колебаний выкладывают в открытый доступ свои фото для друзей из реального мира и виртуальных друзей из «мира онлайн». Интересно, что в последнее время наиболее понравившиеся из своих снимков они называют «инсэнсят» — «фото на всю жизнь». И чтобы сделать одно такое запоминающееся фото, не считаются с трудностями: берут напрокат яркое традиционное облачение и, надев его, отправляются в атмосферные места — старинные дворцы, кафе, достопримечательности.

Новые люди образца XXI века, охваченные стремлением снять фото на память, бродят по планете, высоко подняв зажатый в руке смартфон. И «подтверждающее фото» — неологизм, вызванный к жизни соединением цифровой камеры, смартфона и соцсетей, — это безусловно самый подходящий термин, чтобы ёмко описать особенность этого нового вида.

Фотография в центре общения

Фотография собирает вокруг себя людей. Интернет-пост, состоящий лишь из текста, рискует остаться без внимания. Поэтому люди, ведущие блоги и другие авторские медиа, стараются выкладывать снимки, способные привлечь взгляды посетителей. Что уж говорить о блогах, в которых всё вертится вокруг красивой картинки, вроде блогов о еде или моде. Их авторы обычно пользуются самыми «навороченными» камерами и не уступают в мастерстве профессиональным фотографам.

Цифровые камеры и смартфоны изменили многое. Раньше люди делали снимок, печатали его, вставляли в рамку, вешали на стену или ставили на письменный стол. И, время от времени бросая взгляд на фото, смаковали воспоминания. Теперь же сама съёмка — это только начало. Потом снимки просматривают, ненужные удаляют, а отобранные обрабатывают в фоторедакторах или фотоприложениях и выкладывают в соцсети. Набор таких действий повторяется снова и снова. Так что теперь фото по-настоящему рождается не во время съёмки, а когда оказывается выложенным в соцсети.
Под такими фото множатся «комменты». Люди делятся своими историями, истории обрастают оценками. Если представить, что снимок — это человек, то в аналоговую эпоху лучшее, что его ожидало, — это быть напечатанным на фотобумаге и оказаться в рамке на стене в гостиной. Однако в цифровую эпоху фотографии редко распечатывают. Но зато их загружают в Интернет, ими делятся, и они путешествуют по всему миру. Сейчас судьба цифрового фото зависит от качества обработки и количества набранных лайков в соцсетях.

По личному опыту могу сказать, что наибольший отклик в соцсетях получают не политические баталии, не события, имеющие общественный резонанс, и не посты, в которых делятся опытом или душевными страданиями. Больше всего люди реагируют на селфи и подтверждающие фото. Такие снимки способны тронуть душу многих людей и провоцируют реакцию даже у тех, кто обычно отмалчивается. Фотографии, в сравнении с текстом, заставляют людей больше смеяться и вызывают больше эмоций. Они создают гораздо более мощное поле притяжения, благодаря которому люди сближаются, начинают осведомляться о благополучии друг друга, обмениваться приветствиями и общаться. Фото как будто добавляет мотивации, чтобы завязать отношения и начать близко общаться. Несомая на крыльях соцсетей, в цифровую эпоху фотография сама по себе стала самым полезным средством общения.

На побережье Сехва уездного центра Кучжваып города Чечжу всегда толпятся влюблённые парочки и молодожёны, которые хотят сняться на фоне прекрасного пейзажа. К этой скрытой достопримечательности их влечёт желание запечатлеть на фото драгоценные моменты жизни, чтобы потом поделиться ими с друзьями через соцсети.

Выдавать желаемое за действительное

За 2010-е годы человечество, наверное, сделало больше фото, чем за 180 лет, прошедшие после изобретения фотоаппарата. Безусловно данное явление стало возможным благодаря развитию технологий, но, с другой стороны, в цифровую эпоху фотография отражает наши амбиции. Профессор Отделения науки потребления Сеульского университета Ким Нандо в своём недавнем труде «Трендовая Корея» одним из трендов 2015 года назвал «пристрастие к доказательствам» и «бахвальство повседневностью». Это значит, что мы живём в эпоху недоверия, когда люди не верят ничему без доказательств и признают только то, что можно показать и доказать.

Согласно анализу учёного, в мире, где ретвиты и лайки в соцсетях становятся подтверждением собственного существования, бахвальство становится рутиной, а сама повседневная жизнь — объектом бахвальства.

В «эпоху самоподтверждения» подтверждающие фото, безусловно, являются мощным инструментом. Но разве это не странно? Доказательство по своей сути должно быть чётким и совпадать с фактом. А то, что с фактом расходится, не может служить доказательством. Но подтверждающие фото правдивы и лживы одновременно. Скажем, сделав селфи, мы показываем себя в наиболее выгодном ракурсе, подкорректировав реальный облик. Многочисленные приложения для смартфона позволяют сделать лицо более привлекательным: убрать морщины, выровнять цвет лица, придать блеск глазам. Сколько иронии в том, что мы, вырезав кусок реальности и обработав его, чтобы лучше выглядеть, пытаемся при помощи такого фото подтвердить своё существование.

Долгое время люди использовали фото, чтобы подтвердить факт своего существования. Но теперь снимок в резюме или в правах может быть бесполезен для распознавания человека. Сейчас вряд ли кто-либо использует необработанные фото. А селфи или подтверждающие фото, являясь приукрашенной реальностью, по сути дела, выдают желаемое за действительное, подтверждая только то, что человек на фото не выглядит так на самом деле, а только хочет быть таким. В конечном итоге люди беспрестанно делают на смартфон подтверждающие фото, чтобы беспрерывно получать от других признание своих желаний. Вскрывая противоречие, когда, никому не веря и не стремясь к общению, мы в то же время стараемся, чтобы нас признало как можно большее людей, фотография в цифровую эпоху является ещё одним свидетельством двуличности нашего существования.

Чхве Хёнчжу копирайтер-фрилансер, фотоэссеист

***

Источник: KOREANA BECHA 2018 TOM.14  Nº.1

Мы в Telegram

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментариев пока нет, но вы можете оставить первый комментарий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Translate »