Художники, стоявшие за расцветом корейского искусства в эпоху потрясений

Ким Ённа, директор Национального центрального музея

B странах Азии с западной живописью впервые познакомились в конце XIX — начале XX века. Это знакомство произошло в рамках процесса проникновения новой культуры через Японию главным образом в период японской колонизации, однако впоследствии разнообразные течения и технические приёмы вошли в моду, и вскоре Корея уже была не чужда общемировым тенденциям в области искусства, которое в тот период претерпевало резкие изменения. Напряжённый труд корифеев корейского изобразительного искусства, которые в рамках различных течений и ответвлений истории живописи начиная c новейшего времени и кончая нашими днями стремились, каждый по-своему, наряду с современностью выразить также исконные корейские чувства, стал той силой, которая привела за собой сегодняшний день корейской живописи.

Ким Гванхо. "Закат". Холст, масло 127,5х127,5 см. Из собрания Токийского университета искусств. Это произведение Ким Гванхо было отобрано для показа на выставке Министерства культуры Японии, что широко обсуждалось в корейской прессе. Но поскольку в то время считалось, что живопись в стиле ню противоречит этике корейского общества, репродукция картины не могла быть напечатана в газетах.

Ким Гванхо. “Закат”. Холст, масло 127,5х127,5 см. Из собрания Токийского университета искусств. Это произведение Ким Гванхо было отобрано для показа на выставке Министерства культуры Японии, что широко обсуждалось в корейской прессе. Но поскольку в то время считалось, что живопись в стиле ню противоречит этике корейского общества, репродукция картины не могла быть напечатана в газетах.

B один из дней 1916 года в газете «Тэхан мэиль синбо» в качестве главной новости, вынесенной на первую страницу, была опубликована заметка о том, что работа Ким Гванхо «Закат» была выбрана для показа на Выставке министерства культуры Японии, в то время — главной официальной художественной выставки Японии. Но поскольку на картине были изображены две обнажённые женщины, фотография самого произведения помещена не была. Для восточной живописи, главным течением которой была пейзажная живопись или портрет, выполненные традиционно тушью и кистью, женское ню было абсолютно новым жанром.

Наряду с этим в Корее начали писать портреты обычных людей или изображать сцены из повседневной жизни также примерно в конце XIX — начале XX, когда Азия впервые познакомилась с западной живописью, представлявшей собой элемент новой культуры. В частности, появление живописи в жанре ню, изображавшей обнажённое женское тело, для конфуцианской Кореи было шокирующим событием. На Выставках изобразительного искусства Кореи, которые японское генерал-губернаторство начало проводить в 1921 году в рамках культурной политики, живопись в стиле ню тоже была под запретом, поскольку «могла пробудить порочное возбуждение у невежественных простолюдинов», в связи с чем фотографии таких работ невозможно было печатать в газетах. Однако в среде художников, занимавшихся западной живописью или скульптурой, изображение обнажённого тела воспринималось как одна из составляющих базового образования в области изобразительного искусства, и с наступлением 1930-х годов сфера современного искусства в Кореи расширилась до экспериментов с абстрактной живописью.

Чан Баль. "Портрет священника Ким Дэгона". Холст, масло 60,5х50 см.1920 г. Из собрания литургического музея Корейского католического университета. Истовый католик Чан Боль (1901-2001) оставил после себя большое наследие - произведения религиозной живописи; много сделал для возведения католических соборов и художественного образования после Освобождения. Ким Дэгон, первый корейский католический священник, в 1846 г. мученически погиб за веру.

Чан Баль. “Портрет священника Ким Дэгона”. Холст, масло 60,5х50 см.1920 г. Из собрания литургического музея Корейского католического университета. Истовый католик Чан Боль (1901-2001) оставил после себя большое наследие – произведения религиозной живописи; много сделал для возведения католических соборов и художественного образования после Освобождения. Ким Дэгон, первый корейский католический священник, в 1846 г. мученически погиб за веру.

Начальный период современной корейской живописи

Вследствие того, что с 1910 по 1945 гг. Корея была японской колонией, в стране не могли быть основаны свои официальные художественные учебные заведения. Поэтому те, кто хотел изучать изобразительное искусство, по большей части были вынуждены отправляться на учёбу в Японию. Крайне малое число художников, среди которых были Пэ Унсон (1901—1978), И Чжону (1899—1981) и Чан Баль (1901—2001), уехали в Европу или США, но поскольку для любого выезда за границу следовало сначала получить японский паспорт, большинство, как правило, выбирало для учёбы Японию.

В начальный период будущие корейские художники обучались главным образом в Токийской школе изобразительных искусств. Впоследствии, начиная с 1930-х годов, список заведений расширился до частного университета Нихон, Императорской художественной академии, профессионального женского колледжа Бунка Гакуэн. Кроме того, некоторые корейцы во время обучения в Японии стали принимать участие в деятельности различных местных объединений художников и экспонировать свои работы на выставках. Вернувшись на родину, многие из них занимались обучением студентов в школах или организовывали выставки, воспитывая тем самым будущие поколения корейских художников. В то время большинство людей, имевших возможность поехать изучать искусство в Токио, были детьми из обеспеченных семей, поэтому и после окончания обучения многие из них могли безбедно существовать, даже не продавая свои работы и довольствуясь только преподаванием. Они по-своему гордились тем, что занимались искусством новой формы. В прошлом профессиональные «хвавоны», т.е. придворные художники, приписанные к ведомству Тохвасо, имели низкий социальный статус, однако с появлением тех, кто вернулся на родину, получив формальное западное образование в области изобразительного искусства за рубежом, отношение к художникам в обществе несколько изменилось. Теперь деятель искусства стал восприниматься как человек, обладающий особым талантом, своего рода «одинокий гений». Видимо, здесь сказалось влияние того, как воспринимала художников западная элита после периода романтизма. Не будет преувеличением сказать, что начальный период современного корейского изобразительного искусства естественно возглавили художники, получившие профессиональное образование в Японии.

Ку Бонун. Холст, масло. 62х50 см. 1935 г. Из собрания Национального музея современного искусства. Ку Бонун (1906-1953) был художником, занимавшимся западной живописью и испытавшем влияние фовизма, а так же скульптором и арт-критиком. Моделью для этой раты послужил самый близкий друг художника, поэт И Сан. Вдова поэта Ким Хянан, впоследствии вышла замуж за художника Ким Хванги и, будучи спутницей жизни двух гениальных деятелей искусства, оставила нам прекрасные истории из мира корейской литературы и искусства XX века.

Ку Бонун. Холст, масло. 62х50 см. 1935 г. Из собрания Национального музея современного искусства. Ку Бонун (1906-1953) был художником, занимавшимся западной живописью и испытавшем влияние фовизма, а так же скульптором и арт-критиком. Моделью для этой раты послужил самый близкий друг художника, поэт И Сан. Вдова поэта Ким Хянан, впоследствии вышла замуж за художника Ким Хванги и, будучи спутницей жизни двух гениальных деятелей искусства, оставила нам прекрасные истории из мира корейской литературы и искусства XX века.

Эпоха осмысления и экспериментирования с западной живописью

Освобождение Кореи от Японии в 1945 году вылилось в конфликт между левыми и правыми силами, и корейские художники, деятельность которых была практически невозможна на протяжении хаоса разделения страны на Юг и Север и Корейской войны, примерно лишь с 1955 года начали понемногу освобождаться от шока войны. При этом корейские деятели искусств стали проявлять интерес ко всем зарубежным тенденциям изобразительного искусства, не ограничиваясь теперь рамками Японии. Судьбы художников в этот период были различны. Так, Пак Сугын (1914—1965), активно занимавшийся искусством начиная с периода японской колонизации, в трудные послевоенные годы зарабатывал на жизнь тем, что писал портреты американских солдат, расквартированных в Корее. Некоторые художники, которые могли похвастать относительным материальным благополучием, отправлялись учиться во Францию, которая в те времена считалась Меккой изобразительного искусства. Среди них, в частности, были такие известные художники, как И Ынно (1904—1989), Ким Хванги (1913—1974), Ким Хынсу (1919—2014), Квон Огён (1923—2011), годы активной деятельности которых пришлись в основном на период японской колонизации. В те времена художники, которые могли позволить себе уехать учиться за границу, часто становились объектами социальной зависти, поэтому о них даже писали в газетах.

В 1962 году в Парижской галерее Paul Faccetti прошла первая персональная выставка И Ынно. На фотографии рядом с художником, широко улыбаясь, стоит одетая в ханбок его жена Паг Ингён.

В 1962 году в Парижской галерее Paul Faccetti прошла первая персональная выставка И Ынно. На фотографии рядом с художником, широко улыбаясь, стоит одетая в ханбок его жена Паг Ингён.

Увиденное и изученное во Франции стало поводом для корейских художников задуматься над тем, как использовать приёмы западной живописи по-своему — не так, как это делали сами европейцы. Например, И Ынно, ставший свидетелем зарождения и становления ар информель (art informel), создал свой собственный способ выражения, отрывая кусочки бумаги «ханчжи» и приклеивая их на холст, а Ким Хванги заинтересовался проблемой изображения традиционных корейских тем и поиском способов выражения эмоций, свойственных корейцам.

Надо также отметить, что молодое поколение художников 1950-х годов отличалось от корифеев начального периода современной корейской живописи. Большинство из них, будучи выпускниками художественных отделений вузов, основанных после Освобождения, в частности Сеульского университета или Университета Хоник, больше не довольствовались получением наград на государственных выставках, которые раздавались за исполненные в академическом стиле портреты и пейзажи. Эти люди, испытавшие на себе ужасы войны, жаждали свободы от устоявшихся норм. Европейское движение информализма и американский абстрактный экспрессионизм, которые в это время проникли в страну, очаровали корейскую художественную молодёжь своей пылкой и яркой манерой работы кистью, как будто игнорирующей все правила, существовавшие до этого. Абстрактный экспрессионизм начал оказывать влияние также и на традиционных художников, использовавших в работе кисти, и теперь они тоже полностью погрузились в абстрактные способы выражения. Скульпторы, отойдя от реалистичных произведений с использованием таких материалов, как бронза или дерево, стали теперь экспериментировать с экспрессионисткой скульптурой из колючей проволоки с использованием нового способа сварки; то, что в то время, сразу после войны, ржавое железо было легкодоступным материалом, также внесло свою лепту.

Ким Хванги со своей женой Ким Хянан в Париже. Именно там Ким Хванги выяснил, в чем состоит сущность его искусства и научился его выражать.

Ким Хванги со своей женой Ким Хянан в Париже. Именно там Ким Хванги выяснил, в чем состоит сущность его искусства и научился его выражать.

Творческая деятельность и обмены в эпоху глобализации

Начиная с 1960-х годов корейские деятели искусства стали обращать свои взгляды на США, ставшие ареной нового изобразительного искусства. Соединённые Штаты помимо участия в Корейской войне активно помогали восстановлению Кореи в разных областях. Конечно, по сравнению с такими сферами, как сельское хозяйство, медицина или образование, поддержка в области искусства была сравнительно невелика. Однако различные выставки, например выставка 8 мастеров современной живописи и скульптуры США, прошедшая в 1957 году в Музее изобразительного искусства дворца Токсу-гун, где были показаны работы таких деятелей искусства, как Марк Тоби (Mark Tobey) с северо-запада США, Моррис Грэйвз (Morris Graves), Дэйвид Хэа (David Hare), стали поводом для того, чтобы вновь привлечь интерес корейцев к американскому искусству. Отъезд в США ряда художников, таких, например, как Ким Хванги, который, получив образование в Японии в период колонизации, с 1956 по 1959 год жил и работал в Париже, после чего, вернувшись, преподавал в Университете Хоник, также, вероятно, являлось следствием интереса к изобразительному искусству США, ставших новым центром современного искусства.

ПАк Сугын (1914-1965) в трудные послевоенные годы зарабатывал на жизнь тем, писал портреты американских военнослужащих, расквартированных в Корее.

ПАк Сугын (1914-1965) в трудные послевоенные годы зарабатывал на жизнь тем, писал портреты американских военнослужащих, расквартированных в Корее.

Как следствие, США в дальнейшем на протяжении немалого времени оставались едва ли не главным местом обучения многочисленных корейских студентов. В таких учебных заведениях, как Институт Пратта и Школа Парсонса в Нью-Йорке, и по сей день учится значительное число корейцев. Однако с наступлением 1980-х годов число стран, куда отправлялись на учёбу будущие корейские художники, снова увеличилось и стало включать Германию, Англию и другие страны. При этом отношение студентов к учёбе за границей также, выйдя за рамки одностороннего принятия западного изобразительного искусства, сместилось в сторону обменов. Теперь США и Европа воспринимаются не столько как место для изучения нового, сколько как одна из площадок, где можно получить опыт, необходимый в эпоху глобализации. Потому что после 1990-х годов в Корее стали проходить многочисленные международные выставки, примером чему, в частности, может служить Бьеннале в Кванчжу, и зарубежное изоискусство перестало быть объектом смутного любопытства или страстного желания. Напротив — теперь обучение в другой стране считается просто одним из способов расширить сферу собственной деятельности.

Квон Огён. "Сон", Холст, масло. 73х100 см. 1960 г. Из собрания Национального музея современного искусства. Квон Огён (1923-2011) учился в Японии и во Франции; посредством западной техники выражал в своих произведениях восточные фантазии и мистические представления.

Квон Огён. “Сон”, Холст, масло. 73х100 см. 1960 г. Из собрания Национального музея современного искусства. Квон Огён (1923-2011) учился в Японии и во Франции; посредством западной техники выражал в своих произведениях восточные фантазии и мистические представления.

Источник: KOREANA – https://ebook.kf.or.kr/contentsPdf.jsp?book_id=1621

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.

Translate »