История Казахстана (В трудах профессора Г.В. Кана)

Владимир СОН,
Астана

В который раз – несчётно, убеждаешься в народной мудрости, выраженной в её пословицах, поговорках. Вот перед нами внушительная по формату книга «История Казахстана», учебник для ВУЗов. Но поневоле закрадывается мысль: подобных учебных пособий, в разных изданиях, имеется немало. И оценка им разная, читатель должен понимать, что под этим подразумевается. Представленная же на его суд новая работа видного казахстанского учёного Георгия Кана с первых строк, что называется, захватывает, берёт в неотвратимый полон. Его «История Казахстана» отлична от других издателей, это совершенно очевидно уже по прочтении вводной части, озаглавленной «От автора». Тогда и всплывают те народные мудрости, гласящие, например, что хорошее начало – половина дела, или зачин дело красит. Но самая точная в данном случае пословица: «Велико дело начать, смелое начало – та же победа».

Презентация книги (1)

Профессор Г.В. Кан

В авторской исповеди Георгий Васильевич просто и доступно пишет, что в стремительно меняющемся мире, меняются сама форма бытования исторических знаний, само восприятие истории. И сегодняшний студент обитает в таком эфирном пространстве скоростных и объёмных коммуникаций, что он поневоле нуждается в информации иного вида – спрессованной, сконцентрированной, наглядной. То есть необходим такой учебник, который бы отвечал вызовам времени. Г.В. Кан заключает: «Образно говоря, из бесконечного сериала истории надо было сделать один зрелищный, запоминающийся, правдивый и поучительный фильм».

Нашему учёному блестяще удалось срежиссировать и осуществить свой обширный научный проект, но в чрезвычайно сложной форме квинт-эссенции, т.е. представить огромный исторический пласт Казахстана в предельно сжатом и, главное, доказательном аргументированном виде. Наряду с переосмыслением фактологического материала, методологии, поиском новых дидактических приёмов, автор так искусно создаёт свой «фильм», что подводит человека к истории не только как к науке и учебной дисциплине, но вводит дальше и глубже – побуждает к глубинному мировоззрению, к оценке деяний далёких благородных предков. То есть вырабатывает отношение к отечественной истории как к бесценному национальному достоянию.

Захватывающе излагается такой, казалось бы, сухой, но по каверзности сложный вопрос: какова методологическая основа учебника, подход к ней? Он был задан профессору Кану на истфаке МГУ им. Ломоносова. Ответ удивил, озадачил и… вызвал восторг, пишет автор. Он выглядел следующим образом: «В определённое время на планете Земля появился вид нового существа «гомо» (человек), прошедший все стадии своего развития. И настал день, когда один «гомо» говорит другому: «Мен казахпын – Я казах». Поэтому в качестве методологической основы учебника положен подход, объясняющий, как в результате сложных и длительных процессов антропогенеза, этногенеза появились казахи».

Дальнейшее повествование отдаёт некоторой интригой, когда читаешь: «затем в ходе истории с лица Земли стали исчезать империи, государства, народы… Где сейчас Уйгурский каганат или сотрясавшее всю Евразию Джунгарское ханство? А казахи и их страна Казахстан, несмотря на все перипетии судьбы, иногда находясь на грани истребления (голодомор, трагический исход в голощёкинский период) сохранились и как народ, и как государство». Методологическая основа учебника такова, что позволяет выявлять истину, а именно как казахи остались казахами. Дальнейшее изложение фактологического материала читается как художественный рассказ, попутно открывающий смысловое значение того или иного слова, которому в обыденности не придаешь значения. Такая, к примеру, ситуация с имамом, который во время песчаной бури указывает вроде бы верное направление путникам во время молитвы – в сторону Мекки. Но он ошибался, и всё же верующие внимают и верят ему, ибо имам – это «идущий впереди», а молитвы всё равно доходят до Аллаха.

Автор учебника делится тем, как он добывал материалы для своего детища. Для этого в течение длительного времени посещал многие места как в Казахстане, так и за его пределами. И каждый раз он «почти физически ощущал материю истории». Волнения при этом таковы, что ему невольно вспоминались слова востоковеда, автора «Над арабскими рукописями» И.Ю. Крачковского: «Временами эхо бывает чудесней и прекрасней, чем сам звук». Георгий Васильевич Кан «расставляет» свои эмоции: во-первых, понимаешь, насколько богата, разнообразна, неповторима и бесценна история Казахстана. Во-вторых, испытываешь огромную гордость за принадлежность к ней, и, подытоживая свои чувства, заключает, какой груз ответственности надлежит нести ему за дальнейшее исследование истории страны, особенно в области археологии, источниковедения, в периодизации, изучении этногенеза, этнографии и этнологии.

Этот груз и бремя ответственности пройдены им достойно, с максимальными научными усилиями, «мысленно во времени и реально в пространстве». Напряженный труд воздался сторицей, плодотворными стали многочисленные исследовательские, поисковые экспедиции. Маршруты пролегали по России, Узбекистану, Кыргызстану, Монголии, сбор материалов проводился в Китае, Германии, Туркменистане и т.д.

Панорама эпох, мудрецов, трагедий

Еще раз следует отметить: огромный обобщённый исторический материал представлен в предельно сжатом виде, и ни на йоту не дающий повода для сомнений. Многовековая история простирается от первого раздела «Казахстан в древности» до десятого, освещающего день сегодняшний – «Независимый Казахстан». Каждая строка учебника таит в себе новизну и открытие. При этом даже беглое прочтение подзаголовков уже вызывает жгучий интерес. Так, во втором разделе «Казахстан в средневековье» привлекают внимание сами названия: государства тюргешей, карлуков, караханидов, киданей. Далее: огузы, кимаки, кыпчаки. В четвертом разделе читатель найдёт историю казахских жузов, в пятом – колонизации Казахстана Россией. Шестой раздел посвящён национально-освободительному движению казахов, всплывают имена Срыма Датова, Исатая Тайманова, Жоламана Тленчиева, Саржана Касымова.

Казахстан в годы столыпинских реформ, Первой мировой войны, революции 1917 г., НЭПа, последующие периоды. В начале XX века возрастает роль национальной интеллигенции в освободительном движении казахского народа, первый Всеказахский съезд, партия «Алаш», образование Казахской АССР. А далее в девятом разделе (9.4) – Становление тоталитарного режима, (9.6) – Депортация народов в Казахстан.
Подраздел «о великом переселении» привлёк вниманием следующим: мы, корейцы, например, сегодня в подробностях знаем историю насильственного выселения дальневосточников, сфабрикованные политические мотивы тем советским правительством. Но вот как выглядела формулировка указа Президиума ВС СССР от 28 августа 1941 г. о депортации немцев, проживающих в районах Поволжья: «Из числа немцев имеются тысячи диверсантов и шпионов, которые по сигналу из Германии должны произвести взрывы». Абсурд, вопиющая нелепость.

Подчеркнём, каждый раздел учебника несёт историческую правду, как говорится, без купюр и прикрас. В Великой Отечественной войне участвовало более миллиона казахстанцев, а число эвакуированных и репрессированных составило полтора миллиона человек. На ратном поле полегло свыше 400 тысяч бойцов.
Далее представлены последующие периоды: переход к мирному строительству, освоение целинных и залежных земель. Но отдельными главками стоят хрущёвские реформы и «Казахстан в период реформ М. Горбачёва», т.е. автор учебника не обходит стороной серьёзные государственные проблемы, когда констатирует, что в «период реформ М.С.Горбачёва в стране углубились социально-экономические противоречия». На период его властвования пришлись и кровавые события в декабре 1986 г. в Алма-Ате, которым впоследствии дана соответствующая оценка.

Отдельное слово о фотоиллюстрациях учебника. Их более двухсот (!), если быть точным – 244. Начиная с древнейших стоянок Борыказган, Калмак-Эмель, гротов Тесиктас и Акбаур, мавзолеев Хазрет Султан и Айтеке-би, Курмангазы в Астраханской области и до современного мемориально-музейного комплекса «АЛЖИР» в Акмолинской области. Редчайшие снимки, с разных географических широт, в сочной цветовой палитре. Большое количество фотографий не перегружает, напротив, усиливает интерес к иллюстрируемому материалу. Г.В. Кан выражает большую благодарность ветерану газеты «Корё ильбо» Виктору Ану за добротный вклад в его издание.

История – знание – убеждения

Учебник «История Казахстана» по научной глубине, источниковедению, аргументации и т.д. являет собой фундаментальный труд. В завершающей части он представлен разделом «Казахстан в контексте глобальной истории». Профессор Кан делает исчерпывающий вывод: «Испытание глобализацией – это испытание способности страны, её народа влиться в стремительный поток глобальных достижений, не выплеснуться из него и не влачить существование в старом пересохшем русле». При этом автор делает акцент на том, что несомненной ценностью казахстанского общества является совместная история всех этносов, проживающих в нашем суверенном государстве. Это неоднократно подчёркивает в своих трудах и выступлениях Президент страны Н.А. Назарбаев. В заключительных строках автор выражает надежду, что представленная работа вызовет интерес к отечественной истории, а она обогатит знания, тем самым укрепит убеждения казахстанцев в праведности своего дальнейшего пути.

Источник: https://www.koreilbo.com/ru/1325-istorija_kazahstana_v_trudah_professora_g_v_kana.html

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.