К дню рождения Александра Владимировича Ли

Владимир Карасёв:

СЕГОДНЯ (13 февраля), Я С БОЛЬШОЙ РАДОСТЬЮ ПОЗДРАВЛЯЮ С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ,
моего ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО ДРУГА И ХУДОЖНИКА
АЛЕКСАНДРА ВЛАДИМИРОВИЧА ЛИ!

Александр Ли

Я уже давно перестал задумываться над тем, Что же в творческом сотворении живописного пространства мира объединяет всю художественную семью Ли? На мой взгляд, это доброжелательность, открытость всему миру и некая душевная поэтика высоких и думающих интеллектуалов. Стержнем этого, Богом данного союза, несомненно, является глава семейства – Александр Владимирович. Это ещё пока довольно редкое событие в живописном мире Республики. Если в народно-прикладном искусстве, которое по большому счёту находится в пространстве кустарно-ремесленного поточного производства, такое семейственное явление в порядке вещей, тогда как в живописном творчестве это всё же единичное явление. И, именно, это возбуждает наше самое пристальное любопытство, ибо мы можем наблюдать пути развития творческого мышления у самых близких по духу и генетически связанных людей.

Со своей позиции историка, я охарактеризовал бы творчество Александра Ли, как яркого представителя романтического символизма. Но прежде всего, замечу, что символизм, появившийся в Западной Европе к 1900 году, уже шагнул в Российскую империю. Первыми представителями этого направления стали литераторы – Бальмонт, Блок, Максимилиан Волошин, Брюсов, Андрей Белый и их круг творческого общения. Буквально моментально в это движение влились и художники это, прежде всего, – М. Врубель, В. Борисов-Мусатов, Бакст, а затем и Петров-Водкин, Сарьян, Крымов, Судейкин, Кузнецов, Милиоти. Не остались в стороне и художники Средней Азии. К первой четверти 20-го века новые символисты, объединившиеся вокруг Даниила Степанова, создали, практически, целое движение (незамеченное пока нашими искусствоведами), в которое вошли Александр Николаев, Алексей Исупов, Александр Волков, потом уже и С.Л. Чуйков, Е.Г. Бурцев, Н.Г. Карахан, В.Н. Еремян, Д. Домбровский, Г.Н. Никитин, О.К. Татевосян и др. Естественно, что уже на азиатских просторах, движение живописного символизма приняло романтический характер.

Александр Владимирович Ли воспринял этот мир символизма, который к шестидесятым годам XX века стал блекнуть, превращаясь в мираж на фоне активного шествия социалистического реализма. Он не бастовал, не стремился переиначить художественное пространство – он просто, в силу своего романтического характера, воспринимал Бытиё несколько иначе, без холодного бездушия атеистического времени. Вспомним его замечательные литографии: «С Днём рождения», «Горе», «Ташкентское метро», «Вечер» и многие другие. И всё же цвет, насыщенный восточный цвет, захватил художника, владевшего блестящей классической школой академической живописи. Но Александр Ли прекрасно понимал, что только через импрессионизм он сможет воочию воплотить на холстах тот трепетный, полупрозрачный мир романтических красок души. К двадцать первому столетию, А. Ли по праву стал считаться самым лучшим импрессионистом среди художников Республики. Равного ему до сих пор пака ещё нет. Такая личность в истории живописного искусства Узбекистана, каким является Александр Ли, есть ничто иное, как Истинное Национальное Достояние!

***

Источник: Владимир Карасёв

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.

Translate »