К вопросу об этнической идентичности российских корейцев, проживающих в Санкт-Петербурге

ЕЛЕНА СКОРНЯКОВА, Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Урбанизация и внешняя миграция, особенно после второй мировой войны, способствовали возникновению многообразной этнической среды. Однако в обществе постепенно происходит стирание различий не только в бытовых привычках людей, но и в их культурных и поведенческих стереотипах, которые нередко навязываются господствующей культурой, в том числе, и через СМИ. В этих условиях начинают активизироваться этнические силы, неосознанно ощущающие угрозу своему существованию и стремящиеся сохранить свою самобытность. Поэтому переосмысление вопросов этнической идентичности человека приобретает все большую актуальность.

История переселения корейцев на российские территории началась еще в середине 19 века. В 1861 г. Александр I с целью освоения присоединённых Приморского и Приамурского краёв и устранения недостатка там рабочей силы, утвердил законопроект, разрешавший поселяться иностранцам в Приамурском крае с наделением их казенными свободными земельными участками и предоставлением льготных условий. В 1864 г. на Дальнем Востоке России первая группа из 65 корейцев с северных районов Кореи, испытывавших жестокую эксплуатацию у себя на родине, основала деревню Тизинхэ. Со временем вновь прибывавшие корейцы укоренились на этих территориях. Но 1937 г. они были обвинены в шпионаже в пользу Японии и насильно перевезены из Приморского края в Среднюю Азию. К этому времени численность корейцев на Дальнем Востоке составляла около 180 тысяч человек. С тех пор российские корейцы стали всё больше отдаляться друг от друга и ассимилироваться с местным населением. Из-за долгой изоляции от своих соотечественников и воспитания новых поколений уже в Советском Союзе и России стало очень сложно восстановить и сохранить корейскую культуру, язык, за исключением корейцев Сахалина, первоначально оказавшихся в других условиях. Сегодня в России, по данным переписи населения 2002 г., проживают 148556 корейцев.

В 2008-2009 гг. мною было проведено эмпирическое исследование этнической идентичности российских корейцев, проживающих в Санкт-Петербурге. Цель исследования состояла в определении стратегии аккультурации и потребности российских корейцев в сохранении чувства принадлежности к корейскому этносу. Было опрошено 35 российских корейцев, проживающих в данный момент в Санкт-Петербурге, в возрасте от 18 до 60 лет (19 мужчин и 16 женщин) с помощью формализованного интервью, состоящего из 6 блоков. Также с помощью глубинного биографического интервью было опрошено 4 человека. Три информанта – дети от межнационального брака. В ходе исследования были получены следующие результаты:

1. История переселения корейцев из Кореи в Россию

Подавляющее большинство информантов – это выходцы из Средней Азии, в основном, из Узбекистана и Казахстана. Историю появления своей семьи в России, то есть причины и время переселения из Кореи, не знает точно практически никто и этим специально не интересуется. В лучшем случае, знают, какое поколение впервые стало проживать в пределах российского государства. На вопрос об истории переселения семьи в Россию, многие информанты начинали рассказывать, как их семья переехала из Средней Азии, а не из Кореи в Россию. Корейцы, переехавшие в Петербург из Средней Азии, в основном жили в смешанной среде, где корейцы составляли не менее 1/3 населения.

2. Корейские праздники и традиции

Корейские праздники, особенно традиции, у информантов, из Средней Азии, где корейцы проживали компактно, сохранились лучше, чем у тех, кто уже родился в Петербурге или жил в России, где корейцев было немного. Информанты из Средней Азии говорят, что сохранение обычаев там держится за счёт пожилых корейцев, которых остаётся ещё достаточно много. Среди корейских праздников, наиболее популярным назвали корейский Новый год по восточному календарю. Один информант вспомнил, что, живя в Узбекистане, отмечал ещё и День весны. Среди наиболее значимых российских праздников были названы Новый год, 8 марта, 23 февраля, День победы, дни рождения. В основном информанты отмечают только российские праздники. Тем не менее, они по большей части сумели сохранить некоторые элементы корейской культуры. Например, празднование годика ребёнку, 60- и 70-летние юбилеи, корейские обычаи проведения свадьбы; Родительский день, который бывает три раза в году: весной, осенью и зимой (российские корейцы называют его ещё «завтрак», «обед» и «ужин»).

3. Корейская кухня

Большинство информантов сохраняют традиции корейской кухни. Однако никто из информантов не готовит для себя исключительно корейские блюда. Все они сочетают элементы корейской кухни с русской, украинской, японской, узбекской, казахской. Из любимых корейских блюд чаще всего были названы куксу, кимчи, хе, пулькоги.

4. Язык

У большинства информантов бабушки и дедушки говорили между собой, а также с представителями своего поколения на корейском языке. Со своими детьми представители старших поколений разговаривали на корейском уже достаточно редко, а с внуками общались уже в основном на русском языке. В школе все российские корейцы обучались на русском языке, так что у информантов не было необходимости учить корейский язык. Таким образом, большинство опрошенных понимает только некоторые слова, но говорить по-корейски не может.

5. Отношение к представителям других национальностей (в основном к русским) и поддержание связей с корейцами

Информанты чаще общаются с русскими и представителями других национальностей, чем с представителями своей этнической группы. Меньше половины информантов посещают мероприятия, организованные корейцами в Петербурге. В основном это празднование корейского Нового года, корейские дискотеки, концерты, в которых участвуют корейцы. Тем не менее, прослеживается потребность информантов в контактах с представителями своей национальности. Многим, недавно приехавшим в Петербург из Казахстана или Узбекистана, где проживает рядом большое количество корейцев, довольно трудно привыкнуть к другому окружению, состоящему больше из русских или людей со славянской внешностью. Смешанные браки среди родственников и знакомых корейцев есть у большинства информантов. Среди представителей других национальностей, вступавших в брак с корейцами, упоминались русские, казахи, узбеки, украинцы, белорусы. Часто отмечали, что главное, чтобы человек был хороший, а национальность не имеет никакого значения, хотя некоторые признались, что были бы рады, если бы их дети вступили в брак с корейцем.

6. Этническая идентичность русских корейцев

Российские корейцы чаще всего отмечают как положительные, так и отрицательные свойства обеих национальностей – русской и корейской. Так, среди положительных качеств корейцев чаще всего упоминались трудолюбие, большее следование правилам (по сравнению с русскими), порядочность, почитание родителей и старших, сплочённость, стремление к материальному благополучию, сдержанность. Некоторые информанты подчёркивали, что никогда не встречали среди российских корейцев бомжей, алкоголиков. Как негативные качества выделяются хитрость, вредность, злопамятность, плохая переносимость алкоголя, заносчивость. Оценивая представителей русской этнической группы, информанты выделили такие качества, как хорошая переносимость алкоголя, умение русских мужчин красиво ухаживать за женщинами и добродушие. Среди негативных качеств русских были зафиксированы лень, недальновидность, зависть, недостаточное почитание родителей по сравнению с корейцами, инертность, надежда на решение своих проблем другими людьми, национализм, разрозненность. Все опрошенные корейцы считают, что они переняли у русских почти всё, и хорошее, и плохое, а русские, в лучшем случае, только элементы национальной кухни. Тем не менее, информанты не считают себя хуже русских или представителей других национальностей: гордость за принадлежность к корейскому этносу испытывают подавляющее большинство опрошенных. В тесте на определение места этнической идентичности среди других идентичностей только 2 человека на одно из первых мест поставили свою этническую принадлежность. Несмотря на то, что информанты гордятся своей этнической принадлежностью, стараются сохранить свои традиции, национальную кухню, всего три человека хотели бы жить в Корее, и то при условии своей востребованности. Большинство считает, что они уже по менталитету почти как русские.

В целом, по результатам проведённого исследования можно сделать следующие выводы: этническая идентичность российских корейцев довольно слабая. Они развиваются по пути этнической интеграции (имеющей позитивную направленность), которая является самой оптимальной стратегией аккультурации с русскими. Устанавливая тесные связи с доминирующей российской культурой, они сохраняют частично элементы своей культуры и остаются самостоятельным субъектом межэтнического взаимодействия. Несмотря на господствующее положение русской культуры в среде корейцев, они стараются не потерять то, что им передалось через поколения, т.е. сохранить свою особую этническую идентичность.

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.

Translate »