К вопросу об этнической идентичности корейцев: на пути к мета-нации

Уникальная дискуссия состоялась под статьей В. С. Хана “К вопросу об этнической идентичности корейцев: на пути к мета-нации”, уникальная, в том смысле, что ранее подобного не было на страницах сайта, чтобы простые, но одновременно глубокие вопросы имели столь же глубокие и развернутые ответы автора, которые захотелось вынести отдельным постом.

2 фото Трудом и только трудом

Итак:

Комментариев: 18

  • Гибински:

    Необходимая черта мета — нации является также определенная доля РАЗобщенности и отличности ее составляющих компонентов, ведь именно поэтому и необходима новая форма МЕТАобщности…

  • Александр:

    Интересная статья. Спасибо автору.

    Возник вопрос.
    Одним из важных признаков «мета-нации» выделен пункт «наличие этнического самосознания».
    Все остальные пункты можно просчитать, перечислить.
    А на сколько этот пункт поддается измерению, исследованию?
    Как его можно измерить, есть ли ключевые признаки этого понятия, как меняется его «сила» на протяжении последних двух десятилетий?

  • В.С. Хан:

    Вопрос очень сложный и требует развернутого ответа. Попробую вкратце ответить, но это будет краткий ответ. Если будет нужно, я могу отослать к соответствующим публикациям, имеющим отношение к корейцам.
    В современной этнологии и культурной/социальной антропологии этническое самосознание рассматривается как важнейший признак принадлежности того или иного индивида или общности к определенной этнической группе или нации. Однако, поскольку речь идет о «самосознании», т. е. том, как человек идентифицирует себя (а не как его идентифицируют другие), то его наличие определяется только тем, кем себя человек считает (Я-концепция), даже если с точки зрения «объективных» параметром другие его таковым не считают.

    Самосознание исследуется различными методами (количественными и качественными) — анкетированием, интервью, наблюдением поведенческих актов, измерением эмоциональных реакций во время восприятия тех или иных этнических картинок, образов, песен и т. д.
    Структура самосознания включает в себя когнитивный (познавательный), эмоциональный и поведенческий уровни.
    Что касается изменения «силы» этнического самосознания на протяжении времени, то это можно измерить посредством специально проведенных исследований по одной и той же методике, проведенных в начале изучаемого времени и по истечении изучаемого времени у одних и тех же людей. Или, проводится исследование старшей возрастной группы и молодежной (например, разница между возрастом первой и второй групп составляет 20 лет), разница в результатах и будет говорить о том, какие изменения произошли в этническом самосознании за 20 лет. И. Г. Югай проводил такие исследования в 70-х годах, я — в исследования в в 2000-2010 г., мой ученик М. Тен — в 2010-2011 г. Результаты исследований разбросаны в различных публикациях, их желательно бы собрать в одной книге, но это вопрос финансирования издания.
    В комментарии невозможно дать всю панораму результатов (они очень обширны). Приведу лишь некоторые примеры «замеряющие» этническое сознание. Задавался вопрос насчет необходимости и желания изучения корейского языка. Как Вы понимаете, люди за 60 лет и те, кому 20 по разному отвечали на этот вопрос. Или, вопрос о межэтнических браках. Среди молодежи появилась прослойка, которая ответила, что никогда не свяжет свою судьбу с корейцем. И т. д., и т. п. «Сила» этнического самосознания связана не только со временем, но ареалом проживания, этническим окружением, образованием и т. д.

  • Галина Хан:

    Очень интересный вопрос Александра и не менее интересный ответ В.С.Хана . Как психолог и одновременно как представитель исследуемой группы осмелюсь предположить, что в триаде компонентов самосознания наиболее достоверными (свободными от влияния как временных и ситуационных факторов (поведенческие), так и от возможности фальсификации (когнитивные) будут все же глубинно-эмоциональные реакции. Кроме того, ценную информацию предоставило бы исследование (непрямое) потребностных модулей, исходя из принципа регистрации дефицита, отсутствия, «пустот». Это позволило бы сформулировать «отсутствующий» фрагмент идентичности. Повторюсь: регистрация не того, что есть, а того, чего нет, чего не хватает, отсутствие чего рождает наиболее сильные (отрицательные) эмоции и чувства. — Может быть, применима методика «незаконченных предложений», свободной интерпретации сюжетных топиков, картинок и т.д.
    Простите за интервенцию)). У социальных антропологов, конечно, свое макро-видение и свои подходы и инструменты.
    И еще очень понравился комментарий Гибински.

  • Александр:

    Спасибо за ответы!
    Исследования весьма интересны, буду признателен, если укажите ссылку.
    В идеале, был бы интересен материал в историческом ракурсе на фоне ситуации в других странах, аналогичный статье — https://www.eleven.co.il/article/10312
    Полагаю, по нашему этносу можно провести прямые параллели.

    По ответу все понятно.
    Подчеркну лишь некоторые нюансы на мой субъективный взгляд. И простите меня за ошибки (уровень образования у меня далеко не академический).

    По поводу примеров «замеряющие» этническое сознание молодежи замечу,
    что в силу других условий, а так же еще недостаточно зрелого миропонимания
    для молодежи сегодня тяжело провести прямую взаимосвязь между знанием языка (традиций, религии, культуры) и этническим самосознанием.
    Во многом потеря этой связи была следствием замены ценностей и приоритетов, которые формировало старшее поколение, условия и т.д. Но это отдельная тема.

    Соглашусь с важностью фиксации глубинно-эмоциональных реакций как важного достоверного признака.
    Добавлю, что есть весьма простой объективный признак зрелого национального самосознания — это национальная гордость.
    Это осознанное чувство как «водораздел», который высвечивает границу в предпочтительном выборе личности в вопросах самоидентификации. Оно так же проявляет с большой долей вероятности потенциальный выбор в этом вопросе потомства анкетируемого.

    Логичным из вышеизложенного возникает вопрос.
    От чего объективно зависит эта гордость?
    На уровне личном или семьи гордость зависит от национальных установок в семье и авторитета ее членов в обществе.
    На уровне этноса и его развития в среде титульной нации можно рассмотреть с точки зрения условной популярности (авторитета) нации в данной общности.
    Популярность наций в данном сообществе формирует определенные предпочтения (назовем условно векторами предпочтений — возможно, есть научные термины, простите, выражаюсь деревенским языком).
    И эти вектора предпочтений значительно влияют на частный выбор каждого индивида, особенно в случаях с естественным выбором (выбор детей смешанных браков).
    Здесь можно выводить множество примеров частного и не укладывающегося в рамки данного утверждения.
    Но подчеркну, что рассматривать воздействие данного вектора предпочтений необходимо на общей людской массе.

    PS: О другом…
    В наше время, писать статьи про национальную гордость — дело не благодарное и не популярное.
    Живя среди других наций, имея множество смешанных браков, трудно не задеть национальные чувства близких, друзей и людей других национальностей.
    На тебя тут же готовы повесить ярлык коричневого националиста. )))
    Но в отношении данного вопроса я считаю, что каждому из нас нужно иметь смелость, честно и открыто ответить на подобные вопросы, объективно освятить без коричневых вывихов и самовосхвалений.
    Иначе скоро мы сами не поймем, в чем наша отличность от других национальностей вообще…
    Надеюсь, вы согласны со мной?

  • Галина Хан:

    Александр, особенно соглашусь с третьим абзацем Вашего комментария.
    По поводу же национальной гордости — она является важным показателем, как Вы указали, ЗРЕЛОГО национального самосознания. Я, например, не могу согласиться, что именно так формулируется то, что подсознательно определяет «потенциальный выбор». В отношении себя, как возможного «объекта исследования» могу сказать, что это скорее не гордость, а боль и тоска по потерянной Отчизне (Отчизне — не месту, ландшафтам, архитектуре, хотя и это тоже, но Отчизне — крови и Отчизне — духу). — Причем боль именно плохо формулируемая, неартикулированная. Хотя, безусловно, можно найти ассоциативные связи между «гордостью» и «болью», но всё же в этом случае, на мой взгляд, не более, чем между любыми другими понятиями)).

  • Галина Хан:

    Больше, чем о гордости, я думаю о любви. Даже если гордиться особо нечем, всё равно Родину же любишь. — Это я к Вашему постскриптуму)).

  • Александр:

    Почему важно в исследовании быть направленным на аспект гордости.
    В случае ощущения боли — вы психологически находитесь в зоне отрицательно окрашенных чувств, мыслей, умонастроений.
    Я согласен с Вами, что это является явным признаком национальной самоидентификации.

    Давайте рассмотрим все же подробнее.
    Если Вы сильная личность, то Вы найдете в себе мотивирующий момент в этой неудовлетворенности и будете созидать вопреки всему.
    Но… зачастую люди оказываются гораздо слабее, им проще жить позитивно, не перегружая себя.
    Они закрывают глаза на эту сторону жизни, перестают декларировать свои интересы (в контексте национального самосознания), и даже ощущают неловкость в обществе людей других национальностей, когда это высвечивает их национальные корни.
    Имея в душе некоторое сожаление, покинутость, пустоту отрицательные чувства влекут (не обязательно, но зачастую) за собой неспособность открыто проявлять национальную самоидентификацию.
    Недавно наблюдал картину, когда на хангаби дети (12 — 14-ти лет от смешанного брака) стеснялись одевать национальные костюмы, кланяться на глазах у своих друзей. Складывалось ощущение, что они стесняются своей национальной принадлежности, чувствуют некоторый дискомфорт, граничащий со стыдом перед своими сверстниками.
    Понятен будет выбор этих деток в вопросе национальной самоидентификации, когда они подрастут.

    Возьмем национальную гордость.
    В семье, где родители гордятся своей национальностью, дети впитывают это предпочтение и им не стыдно на улице, что они отличаются.
    Они находят в этом свои плюсы, им не нужно прикрывать или прятать глаза.
    Они наоборот подчеркивают, что они корейцы и горды этим.
    Это становиться их стержнем, они будут стараться быть лучше и сильнее. Они с энтузиазмом будут изучать историю,
    захотят приобщиться к родному, где есть множество историй, событий, фактов, вещей, которыми можно быть гордыми и достойными…
    И став старше, они эту гордость передадут своим деткам.
    Именно из таких наших деток будут вырастать наши патриоты, на которых будут равняться другие. Из таких будет складываться в определенном смысле «цвет нации».
    Разве это не веская причина выявлять именно гордость?

  • Галина Хан:

    Александр, может быть, мы говорим об одном и том же. А чтобы любовь (любят и жалеют Родину и мать не за что-то, а «бескорыстно») приобрела оттенок гордости, необходимо познавать и изучать (тот самый когнитивный компонент национального самосознания). Гордость — это уже любовь за что-то.
    В последнем абзаце Вы исходите априори из того, что родители уже имеют национальную гордость. В таком случае, действительно, проблем нет. Проблема в том, как любовь и гордость сформировать.

  • Александр:

    Все верно.
    Мы в целом говорим об одном и том же. С разных сторон.
    В этом есть своя неповторимая сила, что многие вещи в силу своей природы и усиленного корейского духа противоречия мы все видим немного по-разному.
    Главное, чтоб мы могли научиться получать на выходе общественно-полезное конструктивное полотно мнений.
    По поводу вопроса «как сформировать любовь и гордость в воспитательным процессе?» полагаю, нужно это просто иметь в себе. А детки, они сами впитают, если видят, если они Вас любят и ценят.
    Спасибо за ответы, Галина!

    PS: Если хотите, можем обсудить приватно. Мой емайл — try.dnya@pisem.net
    С уважением, Александр.

    • Галина Хан:

      «в силу своей природы и усиленного корейского духа противоречия»)). Благодарю Вас за великодушие и снисходительность, Александр!
      «По поводу вопроса «как сформировать любовь и гордость в воспитательным процессе?» полагаю, нужно это просто иметь в себе. А детки, они сами впитают, если видят, если они Вас любят и ценят». — Согласна.
      Спасибо Вам за содержательную беседу! Ваш адрес скопировала, но пока ничего нового в мою голову не пришло)).
      С уважением,
      Галина.

  • В.С. Хан:

    Если учесть, что культурный генофонд наших корейцев — это симбиоз различных культур, то и вопрос о том, что есть национальная гордость коре сарам, вопрос не простой.

    А вот еще один взгляд на национальную гордость, высказанный покойным философом В. Мамардашвили: «Гордиться тем, что ты грузин, все равно, что гордиться, что ты родился во вторник».

  • Александр:

    Согласен с Вами — не простой, но важный. Давайте попробуем обсудить…

    Вы корректно и аккуратно подталкиваете меня взять под защиту утверждение о необходимости для корейцев национальной гордости.
    Хотя я ясно вижу в Ваших статьях мысли патриота (что неразрывно с наличием этой гордости у Вас).
    Я попробую привести аргументы.

    ————————————————————-
    Контекст
    К утверждению Мамардашвили «Гордиться тем, что ты грузин, все равно, что гордиться, что ты родился во вторник»
    (Я не буду развивать мысль в сторону и либеральный оттенок этого утверждения, что по такой аналогии мы можем прийти к суждениям, что мы и матерям не обязаны ни чем, так как это просто данность нашего рождения и т.д.)
    можно добавить афоризм Шопенгауэра «Самая дешевая гордость — это гордость национальная».
    Понятно, что они имели в виду смысл, что нужно гордится своими достижениями, нежели, не имея оснований, иметь заносчивость мнений.
    Но все-таки, чтоб понять объективно, нужно знать контекст их позиций.
    Если брать Мамардашвили (если я не ошибаюсь), то он был значимым противником Гамсахурдии на президентских выборах, в рамках компании он подчеркивал свои сильные и слабые стороны противника.
    Если смотреть историю Шопенгауэра, то для него эта тема была болезненная, так как еще в раннем детстве он пострадал от приверженцев такого мнения.
    В обоих случаях есть элемент необъективности с одной стороны, и с другой стороны — увод от плоскости национальной в другую, что не отменяет самой национальной гордости…

    ————
    Мера
    Но давайте взглянем в суть термина гордость на плоскости минус и плюс этого качества.
    С одной стороны, мы имеем отсутствие, с другой — гордыню. Гордыня — сметный грех, но так же гордость — неотъемлемая часть чувства самоуважения.
    Получается неимение ее — тоже зло… Отсутствие самоуважения, отсутствие стержня — делает человека слабым, а слабый человек — Человек ли он?
    И тут мы приходим к выводу Клеобула — «Главное — это мера».

    Мера национальной гордости
    В плане национальной гордости соответственно получаем выводы:
    а) национальная гордость — это неотъемлемая часть чувства патриотизма;
    б) отсутствие ее — почти безразличие к этому чувству (получаем данность — человек мира из либеральных понятий);
    в) гипертрофированная и выпуклая гордость — национализм.

    ————
    Контекст коре-сарам
    Исходя из вышесказанного получаем, что национальная гордость может быть созидательной и разрушительной.
    Давайте посмотрим, насколько этот аспект важен для коре-сарам. Насколько важно самоуважение?
    В период депортации, когда с народом поступили как с безвольным этносом?
    Когда была вырезана элита корейского этноса, могли дети иметь эту гордость?
    Когда забирали родных, и никто не мог сказать против? Должны ли потомки иметь (возродить) достоинство?
    А у нас есть все основания для наличия самоуважения и национальной гордости (множество достойных людей, событий, фактов и примеров).
    Полагаю, что без осознания и восстановления самоуважения мы ассимилируемся (или станем генетическим материалом — по теории Гумилева).
    То есть в нашем контексте гордость — является созидающим началом (для нас оно базис самоуважения).

    Общественная полезность
    Я стараюсь придерживаться практичных вещей. И это так же толкает на определенные доводы.
    В нашей истории коре-сарам произошла потеря института рода, мы наблюдаем замену ценностей.
    Когда-то в пору моей юности было принято помогать и поддерживать общение до пятого колена среди родственников.
    А на сегодня я наблюдаю ситуации, что мы общаемся в основном, на уровне родных и двоюродных родственников не далее.
    Это так же является следствием замены ценностей.
    Плохо это или хорошо? Общемировые ли это тенденции?
    Не могу сейчас дать однозначного ответа, но увидеть свои корни, понять историю — считаю важным для каждого коре-сарам.
    И тут наша национальная гордость будет полезной (для нас оно лекарство).

    ————
    PS: О чуждой идеологии и парадигме взглядов
    В наше время, очень модны либеральные взгляды. В том числе взгляды, разрушающие любые общности, ставящие в приоритет индивидуализм.
    Либерализм, как идеология, ставит красивые лозунги — индивид, приоритет его интересов над интересами общества и государства.
    В целом красиво, но страшны следствия…
    Когда люди доходят в такой систематике взглядов до принятия гомосексуализма и прочей «либералистической жвачки».
    Когда общественным можно пренебречь в угоду личного.
    Или как пример, когда сын может пренебречь отцом и его ценностями…
    Мы люди восточные. Мы тысячелетиями жили в кооперации. Для нас присущ коллективизм, приоритет сообщества.
    У нас на генном уровне заложено отвращение к либералистическим извращениям.
    И даже, если кто-то будет подражать им, он не станет сильнее.
    Нам близка общественная мораль, мы дружны, ценим семью, родных.
    Мы выручаем друг друга в беде и по причинам родственности.
    (Разве это уже не повод быть гордыми своей особенностью? И пусть другие нам завидуют — шучу).
    Так зачем перенимать к себе чуждое и продолжать рушить наши ценности?
    Самое плохое — то, что человек, принявший для себя либеральные ценности, не примет другие суждения в силу своей парадигмы взглядов. И навряд ли будет на стороне ценностей общности.
    Полагаю, нам нужно внимательно прислушиваться к либеральным суждениям, так как они несут разрушительное зерно для общности коре-сарам.
    ————————————————————-
    Возможны ошибки, писал сравнительно быстро, но от души…

    С уважением, Александр.

  • В.С. Хан:

    К сожалению, у меня нет возможности оперативно и подробно общаться в социальных сетях, поэтому снова буду краток. 1) Ваши рассуждения строятся по типу логических выводов, поэтому в них много выражений типа «получается», «исходя из вышеизложенного» и т. д. Однако в такого рода выводах каждая посылка не должна вызывать сомнения, а иначе ставится под сомнение и сам вывод. Так, я не могу согласиться с тезисом, что «национальная гордость — это неотъемлемая часть чувства патриотизма. Какого патриотизма? По отношению к какому государству? То же самое можно сказать и по отношению к тезису «гордость — неотъемлемая часть чувства самоуважения» или «неимение ее — тоже зло». Здесь мы находимся не в области однозначных смыслов, а в зоне полисемантичных интепретаций.
    Мне также не понятны такие выражения как «понять объективно».
    Что касается индивидуализма и коммунальности. Это две необходимые стороны человеческого существования и я не стал бы обрушиваться на любую из этих сторон. Например, в науке на индивидуальной смелости зиждется прогресс. Когда-то Дж. Бруно взошел на костер, бросив вызов всему «христианско-научному сообществу», заявив о множественности миров. Лобачевский бросил вызов всему математическому сообществу, заявив о том, что параллельные могут пересечься. И таких примеров можно привести огромное количество.
    Меня всегда настораживают такие выражения как «чужая идеология», «наши ценности». В истории под этими лозунгами выкорчевывали генетиков (морганистов-вейсманистов), в Средней Азии закидывали камнями женщин, снявших паранджу и т. д.
    То же самое касается «мы». Я не знаю, о ком Вы пишите, употребляя слово «мы»: «Мы люди восточные. Мы тысячелетиями жили в кооперации. Для нас присущ коллективизм, приоритет сообщества». В логике есть два квантора — квантор всеобщности, обозначающий каждый элемент множества и квантор существования, говорящий о некоторой части множества.
    Далее: «Нам близка общественная мораль, мы дружны, ценим семью, родных». Чья мораль? Относительно дружности: более конфликтных, чем корейцы,трудно найти. А кто не ценит родных — «либералы»?
    Далее: «Так зачем перенимать к себе чуждое и продолжать рушить наши ценности?» Вся история человечества — это процесс взаимодействия и взаимопроникновения культур, а иначе человечество осталось бы в первобытном состоянии, ревностно оберегая свой способ высекания кремня и свой стиль палеолитической моды.
    Если же взять заключительный аккорд: «Нам нужно внимательно прислушиваться к либеральным суждениям, так как они несут разрушительное зерно для общности коре-сарам», то он мне почему-то напоминает призыв к охоте на ведьм.
    На самом деле, как мне представляется, дело не в том, что у коре сарам не могут быть общих ценностей, а в том — каковы они ценности. Обращение к тысячелетней истории мало, что дает, т. к. все народы, в том числе и корейцы на полуострове не те, что были тысячу лет назад. ХХ век изменил и Северную Корею, и Южную, и коре сарам. И все корейцы, будь-то в США, в Центральной Азии или в Новой Зеландии находятся в поисках своей идентичности. И здесь невозможно решить, что для какого окажется решающим — обращение к исторической традиции или создание новых парадигм развития. И принцип долженствования здесь не самый лучший советчик.
    Хотел ответить кратко, но получилось много. Отвечать в общем — не очень хорошо, а по строчно — заняло время. Прошу прощения, что занимаю столько времени, теперь надо наверстывать работу.

  • Александр:

    Спасибо за достойную критику, Валерий!
    Я ясно увидел перегибы и перекосы некоторых моих суждений.
    Плохо у меня получилось защитить необходимость наличия национальной гордости у коре-сарам.
    Но я пытался …

    Мне импонирует (я бы сказал, восхищает) Ваш взвешенный подход даже при том, что чувствуется некоторое раздражение.
    Ни в коей мере не хотел задеть Ваших чувств. Или начать охоту на ведьм. )

    Критика во многом справедливая.
    Баланс индивидуализма и коммунальности никто не отменял. Тут вопрос больше в приоритетах, ну и крайних суждений никто не предполагал.
    Говоря «мы», конечно же, я имею в виду, коре-сарам.
    Вопрос патриотизма можно длинно без должной полезности продолжать, но не об этом речь.

    Единственное, с чем не соглашусь — это с утверждением, что «более конфликтных, чем корейцы, трудно найти».
    Полагаю, в оценке дружности целого этноса нужно подходить не с точки зрения личных отношений и понятий дружбы между друзьями, а с общей способности народа к кооперации. Разобщенность на сегодня, это не национальная черта, это следствие отсутствия авторитетов (отсутствие института рода, старейшин).
    Что касаемо частного я имею множество примеров (не только на своем опыте), когда коре-сарам помогали друг другу, не зная лично получающих помощь.
    Возможно, мы не настолько дружны на личном уровне. Но, к примеру, на уровне семьи мы выглядим достойно.

    Но вернусь к теме.
    Для нас, простых коре-сарам, в наше не простое время важно понимать ответы на вопросы о нас.
    Кто как не умные наши мужи смогут дать более правильное видение на сложные темы.
    Наше будущее. Ассимиляция. Национальное самосознание. Национальная гордость. И т.д..

    В своих, возможно кривых, попытках найти ответы на вопросы мы (более младшее поколение) двигаемся, что называется на «ощупь». Я буду безмерно благодарен, если Вы поможете конструктивно разобраться, направите на правильные ответы. Нам важно найти понимание, которое поможет двигаться в правильном направлении.

    PS: Ни капли не ожидаю, что Вы ответите моментально и сразу. Мы все загружены текущими делами.
    Но ответу и ссылке из первого Вашего ответа буду рад.

  • В.С. Хан:

    Добрый день.
    По поводу ссылок. Во-первых, посмотрите на этом же сайте мою книжку : https://koryo-saram.ru/v-s-han-diaspornye-sredy/, а также книжку (опубликованная диссертация) моего бывшего, уже защитившегося ученика М. Д. Тена —https://www.arirang.ru/library/lib191.htm Там есть данные соц. опросов, в определенной степени замеряющие этническое самосознание. Также рекомендую посмотреть работы на https://www.rauk.ru/

    Я понимаю, что под «мы» Вы понимаете коре сарам. Вопрос в том, что сегодня коре сарам не гомогенная общность и дивергентные процессы в этой общности все более углубляются. На Дальнем Востоке с определенными оговорками можно было говорить о гомогенности (именно с оговорками), в Средней Азии уже намечается становление особенностей, связанных с иноэтническим окружением в Казахстане и Узбекистане, после смерти Сталина — по мере расселения по всему СССР этот процесс усиливается, а после распада СССР на этот процесс накладываются и политические процессы в СНГ, и противостояние Сев. и Юж. Кореи, и миссионерство и многое другое. Иначе говоря, дивиргентные процессы размывают «мы» как единое целое. Это создает проблемы как в понимании идентичности коре сарам, так и в формулировке их интересов.

    Когда я писал о конфликтности корейцев, я не имел в виду личный уровень.
    Вы пишите: «Разобщенность на сегодня, это не национальная черта, это следствие отсутствия авторитетов (отсутствие института рода, старейшин)». Вся проблема заключается как раз в том, что зачастую она выступает как «национальная» черта (я заковычил, чтобы не быть слишком категоричным).
    На самом деле это проблема не только коре сарам, но и Кореи как таковой — это уходит еще корнями в древность, троецарствие, север и юг (исторически, а не только раздел в ХХ в.), региональное самосознание, КНДР и РК и т. д. и т. п.
    Что касается коре сарам, ни один этнос в СНГ не создал столько корейских конфликтующих организаций, как корейцы (см. гл 10 моей книги «Коре сарам: кто мы?» https://koryo-saram.ru/han-v-s-koryo-saram-kto-my/). Раньше это статья выходила в соавторстве, но часть, связанная с описанием корейского противостояния написана мной, поэтому я и говорю об этом. А шутка: «Встретились 2 корейца и создали 3 политические партии» стала чуть-ли не национальной визитной карточкой.
    Что касается института рода и старейшин — он везде исчезает (как реальный фактор) по мере индустриализации, а не только у коре сарам в силу выселения на ДВ.
    Да, сегодня можно говорить о признаках консолидации (в странах ЦА, СНГ), но я не стал бы ставить окончательную точку на этом.

    Касательно того, что мы движемся «на ощупь». В 1993-1994 г. я выступил на нескольких конференциях, а затем опубликовал ряд статей по этому вопросу. Я это назвал — двигаться методом проб и ошибок, и подверг критике деятельность корейских культурных центров, в деятельности которых центральным является понятие «возрождение корейской культуры», понимаемое весьма интуитивно, как нечто само собой разумеющееся. Посмотрите https://koryo-saram.ru/kore-saram-i-koreya-mezhdunarodnoe-korejskoe-soobshhestvo-mks-vyzov-vremeni/ (ту часть, которая озаглавлена «Мы и Они» (есть несколько версий этой статьи). А вопрос был поставлен так: что понимать под корейским возрождением? 1) Возврат к культуре наших предков (переселенцев, уже давно усопших)? Данный вопрос ставится так. потому что это и есть возрождение в прямом смысле, т.е. возрождение того, что утеряно. 2) Копирование северокорейской или южнокорейской культуры (их идентичности), что обрекает коре сарам на второсортность и комплекс неполноценности. 3) Развитие коре сарам на собственной основе как уникальной субэтнической группы, с формулировкой своих ценностей, интересов и т. д. Мне кажется, что с тех пор эта постановка вопроса не утратила своей актуальности.
    С уважением,
    ВСХ

  • han han:

    Валерий Сергеевич, большое спасибо! Спасибо всем участникам дискуссии! Рассуждения, вопросы и ответы, на мой взгляд, оказались очень интересными по животрепещущим корё сарам вопросам. Пожалуй, их надо выделить отдельным постом.

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.