Казахстан – хаб по сотрудничеству

Этот очерк стал неожиданно последним в цикле еженедельной рубрики на страницах газеты «Коре ильбо», а также других корейских  газет в Казахстане и других странах СНГ. Решение завершить рубрику уже зрело подспудно и намечалось на конец года, но в течение этой недели произошли важные переговоры, совещания и мероприятия, которые послужили толчком к переформатированию работы по просвещению вопросов объединения Кореи.  Так как рубрика была по сути  авторской и все очерки, за исключением двух-трех, шли под моим именем, то те изменения коснулись моего личного статуса и места работы, также сказались на принятии этого  решения.  Но все же главная причина заключается в желании расширить круг читателей,  сместить фокус на молодых людей, использовать альтернативные каналы информации,  которыми пользуется молодежь. Вспомнилось, что 10-15 лет тому назад в Сеульском метро все читали книги или газеты, а теперь все держат в руках смартфоны.  Вот поэтому в социальных сетях и на сайтах будет публиковаться по возможности ежедневно подборка самых разных материалов о двух Кореях, отношениях между Севером и Югом и перспективах объединения. В печатных СМИ  время от времени будут появляться очерки по значимым проблемам и важным событиям. 

Ким Герман Николаевич

Ким Герман Николаевич

Объединение Кореи неизбежно

Герман Ким, д.и.н., профессор,
заслуженный деятель РК,
член казахстанской секции Консультативного Совета по мирному
и демократическому объединению Кореи 16-ого созыва

За последние годы в мире вышло немало исследований о Казахстане, который привлекает внимание своей исторической судьбой и главное – своими политическими, экономическими и социально-культурными достижениями. За прошедшие с момента обретения независимости двадцать с лишним лет были заложены основы современного государства,   проведены глубокие, во многом  успешные реформы, республика уверенно заявляет о себе на международной арене. Сегодня мировое сообщество  с интересом смотрит на Казахстан не только потому, что он обладает богатыми энергетическими и минеральными ресурсами, а потому, что он демонстрирует проактивную миролюбивую политику, приверженность к демократическим ценностям и уникальную модель межэтнического согласия и дружбы.

Почему мы сегодня будем говорить о роли Казахстана как международного хаба по сотрудничеству корейцев СНГ и исторической родины?  На чем основывается такая роль? В чем она выражается?

Казахстан становится признанным мостом между цивилизациями, религиями, культурами, между Западом и Востоком. Он сближает государства и народы, строя стабильный и прочный мир на основе укрепления согласия и единства. В настоящий момент роль стран, не относящихся  к державам, возрастает прямо пропорционально увеличению soft power – мягкой силы. Цивилизованные  международные отношения строятся не с позиции грубой жесткой силы, не путем канонерских пушек, а духовными, мирными, ненасильственными, публичными средствами.

Современная роль Казахстана как хаба международного сотрудничества основана на наследии исторического прошлого, от которого нельзя отказаться.  Это данность и объективная реальность, ибо еще с древних времен через Великую степь, раскинувшуюся на просторах Евразии, проходили караванные пути, здесь переплетались судьбы разных народов,  смешивались культуры и религии. Позже потоки переселений, депортаций, миграций, индустриализация и освоение целинных земель советского периода превратили Казахстан в одно из самых многонациональных государств мира.

Казахстан с своим разноликим, многоязычным и поликонфессиональным  составом населения должен был определиться и осуществлять самую выверенную и верную политику в сфере межэтнических отношений.  Мировая практика знает множество теорий и моделей, таких как «плавильный котел», «чаша салата», «лоскутное одеяло», мультикультурализм, «новая общность – советский народ» и т.д. У самого начала своего пути суверенный Казахстан оказался перед жизненно важной дилеммой: использовать ли в своей национальной политике уже известную модель или разработать свою собственную?

Казахстанское общество со своей самобытной историей и особой  реальностью оказалось настолько уникальным, что не подходила ни одна из известных моделей – российская, китайская, североамериканская, западноевропейская  или австралийская.

Казахстанская модель межэтнических отношений и межконфессионального согласия должна была строиться с учетом особенностей казахстанского общества:

– исконность казахской земли;

– государствообразующая и консолидирующая нация – казахи;

– полиэтничность населения, возникшая в результате добровольных и насильственных миграций;

–  численная доминанта казахов и русских;

– четко определенный языковой статус: государственный язык – казахский, русский – язык межнацинального общения, свободное развитие всех иных языков;

– многоконфессиональность населения;

– традиции гостеприимства и толерантности, присущие менталитету казахов;

– внедрение основополагающих ценностей современного мира:  гражданское общество, демократия, рыночные отношения, главенство закона и равенство перед ним;

– плюрализм идеологий;

– миротворчество,   добровольный отказ от ядерного оружия, активное и инициативное участие в обеспечении глобальной, региональной и коллективной безопасности.

Глава государства Н.А. Назарбаев отметил, что за годы независимости в Казахстане была реализована «собственная модель обеспечения общественной стабильности, межнационального согласия, формирования казахстанской идентичности и общеказахстанского патриотизма. Это наше казахстанское «ноу-хау», которым мы по праву гордимся и обязаны бережно охранять».

Одна из важнейших особенностей казахстанской модели межнациональных отношений заключается в государственной и общественной институализации.  Одним из главных инструментов государственной политики и консолидации всех этносов страны является Ассамблея народа Казахстана, созданная 20 лет тому назад по инициативе Президента страны.

Решение вопросов межэтнического согласия, создание атмосферы  толерантности в сфере культуры, языка и межконфессиональных отношений – это залог успешной международной миротворческой деятельности Казахстана.  Только государство, решившее такие сложные вопросы внутри страны, может  претендовать и успешно исполнять роль медиатора в международных отношениях.

Роль Казахстана в качестве хаба многостороннего сотрудничества обеспечивается его геополитическим положением  на Евразийском континенте,  стабильным развитием экономики, современным состоянием материальной и коммуникационной инфраструктуры, наличием интеллектуальных ресурсов.

В современном мире сила и влияние государства на международной арене определяются не только минеральными ресурсами, современными технологиями, военной мощью, но и демографическим, людским потенциалом, в том числе и диаспорным. Диаспора, ее роль и функции в международных отношениях стали привлекать в последние десятилетия всеобщее внимание, о ней говорят политики, пишут ученые и спорят журналисты. Этнический лоббизм стал весьма влиятелен во многих странах мира.

Исходя из сказанного, мы можем говорить о возможности  медиаторской роли корейской диаспоры Казахстана. Такая медиаторская миссия  корейцев Казахстана вписывается в концепцию публичной дипломатии, набирающей все большую значимость в международных отношениях. Еще одним методологическим инструментом для исследования заявленной темы может стать гипотеза об эффективности диаспорального ресурса в налаживании отношений и сотрудничества между новой и исторической родиной. В случае с коре сарам историческая родина представлена  двумя странами: Северной и Южной Кореей.

Почему именно корейцы Казахстана  могли бы успешно содействовать в налаживании отношений между двумя Кореями?

Если ответить тезисно, то эта миссия может быть основана на следующих предпосылках и обстоятельствах.

  1. Происхождение коре сарам  из северных (преимущественно) и южных провинций.
  2. Вклад, внесенный предками коре сарам  в национально-освободительное движение Кореи, признанный в обеих странах.
  3. Опыт советского социалистического прошлого, тоталитарного сталинского режима.
  4. Опыт строительства социализма в КНДР.
  5. Наличие в Казахстане старейших очагов культуры: Корейского  театра и  газеты,  интеллектуальный потенциал диаспоры.
  6. Живые связи с Южной Кореей.
  7. Возможность поддерживать связи с КНДР
  8. Синтетика менталитета корейцев Казахстана,  основанного на разности цивилизаций, культур и языков.
  9. Триединство национального, этнического и диаспорного самосознания.
  10.  Желание видеть Корею единой страной, внести вклад в дело объединения исторической родины.

Каждый тезис мог бы стать темой отдельного очерка, но, как говорится:  поживем – увидим.

 

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.

Translate »