Когда оживают куклы

Сергей Сон

Тамара Тин

Об этом удивительном мужественном, добром и мудром человеке, ставшем инвалидом в 27 лет, наша газета (“Корё ильбо”) писала неоднократно. Чаще в связи с успехами его кукольного театра «Улыбка», маленькими и большими победами на конкурсах у нас в стране и в Корее. Куклы Сергея Михайловича Сона (а их за более чем 30-летнюю историю театра появилось на свет более трехсот), как люди – каждый персонаж имеет свое лицо, характер и, наверное, как их автор, свою судьбу. Правда, своих героев Сергей очень любит и часто жалеет. Когда они, послужив детям, начинают «хворать», уходить в депрессию или вовсе «теряют здоровье», мастеру под силу их вылечить, то есть отремонтировать, вдохнув в них новую жизнь. А его здоровье уже десятилетия в руках судьбы и в его руках.

 – Мое спасение в работе, – грустно улыбается Сергей, – да в этих куклах, благодаря которым я обрел столько отзывчивых друзей. Более того, это они, мои разные куклы, помогли мне в жизни, можно сказать, вывели меня к единомышленникам – тем, кто ценит искусство, делает жизнь прекрасной.

Роли бывают главные и …основные

Родственников у него совсем мало и те в силу своего здоровья навещают все реже. Но благодаря увлечению, ставшему и делом, и смыслом жизни, и даже способом существования в ней, получивший на производстве травму, которая привела к инвалидности, Сергей обрел преданных друзей и стал в их обществе заводилой многих дел, руководителем большого проекта длиною в его личную жизнь. Правда, если говорить о количественном составе актерской труппы, которая вовлекает в работу кукол, сделанных руками Сергея, то речь все-таки идет о совсем не маленьком коллективе – просто у каждого своя роль, непременно значимая. Людмила Киселева – которая представляет интересы Сергея в различных социальных учреждениях города, где нужно присутствовать, чтобы похлопотать, ведь чиновникам дела нет до того, что человек не может самостоятельно передвигаться по учреждениям даже в коляске… Нина Иванова с сыном Артемом придут по первому звонку. Если нужно поехать куда-то и если необходимо перенести Сергея на себе, например, в автобус, в самолет, то это сделают крепкие плечи Артема. Есть еще Антонина Тен, которая, будучи инвалидом с детства сама, помогает, чем может. Надежда Шайфель и ее сын Матвей,  Лидия Смелова, Сакен Панабергенов, Алевтина Гимеджиева, Инна Шелякина, Владимир Усталов, Леонид Ноздрин, Владимир Пидунов и другие. Друзья и единомышленники заходят к Сергею почти ежедневно еще и по той причине, что им интересен он, как творческая личность, как неординарный человек, у которого всегда много идей и у которого собираются люди, близкие ему, да и всем им по духу. 

Меня с кукольником (так коротко называют его в корейской Ассоциации) познакомил известный фотожурналист Виктор Иванович Ан, который знает Сергея еще с тех лет, когда он, будучи еще молодым парнем, отслужившим в армии, пытался выкарабкаться из инвалидности всеми силами своего спортивного характера (в юности он очень успешно занимался классической борьбой). Виктор Иванович живет в Ташкенте и на вопрос о том, где он остановился, ответил: «А у меня в Алматы давний друг. Я всегда к нему еду». Недавний же приезд Виктора Ивановича для нас показался несколько неожиданным. Из Москвы фотожурналист приехал сюда, а уж потом его путь лежал до порога родного дома.

– Решил к Сергею заехать, кое-что обещал ему сделать.

Оказалось, что тренажер, при помощи которого Сергей держит себя в форме (и просто «держит» свое тело: стал отказывать позвоночник, и перестала действовать рука), требует основательной перестройки кое-каких механизмов и кроме Виктора Ивановича никто не знает, как сделать так, чтобы они были удобны для руки Сергея во время его занятий.

Дружба – это сама жизнь

И вот очередной, как всегда с лаконичными текстами фотоочерк Виктора Ивановича, размещенный на одном из сайтов с заключительной душераздирающей подписью под одним из снимков, сделанных в скромной квартире кукольника: «2017 год. Много что изменилось за четверть века. Неизменной осталась только наша дружба. Серега, здоровья тебе. Держись. С верой, надеждой и любовью. Ташкент–Алматы».

Сергей всегда добивался своей цели и в жизни стремился к тому, чтобы как можно меньше зависеть от всевозможных обстоятельств. Но обстоятельства, словно ему всегда напоминали о том, что они есть и что именно они делают погоду, невзирая на мечты и стремления. Более того, в его жизни словно шла постоянная борьба двух противоположностей, где с переменным успехом побеждала то одна, то другая. Наверное, в его судьбе так явно просматривалось это спортивное соперничество потому, что он сам был спортсменом. Наверное…

До службы в рядах Советской армии Сергей поступал в художественное училище и провалил, а когда отслужил, решил, что в жизни нужно быть независимым в материальном плане и отказался от того, что ему было написано на роду, то есть уступил обстоятельствам, и они победили. А нужно было, как он считает сейчас, оглядываясь на пройденный путь, не сворачивать со своего пути, не нарушать свою природу, которая дала ему совсем другие способности: видеть мир через художественное воплощение в скульптуре и дарить это видение другим. Он поступил в Политехнический институт, стал специалистом и уже зарабатывал неплохие деньги. Но куда же деться от себя? Работа не приносила удовлетворение душе, и он в свободное время в общежитии работал над скульптурой гения того времени Владимира Ильича Ленина. Позже, будучи прикованным к постели, он получил свой гонорар под подушку и потихоньку, проснувшись ночью, оплакивал его вместе со своими несбывшимися мечтами, неосуществленными замыслами и не пережитыми эмоциями. Хотя, что касается последнего, это как раз и удалось в дальнейшем отвоевать у обстоятельств, которые, очень часто казалось, были сильнее его самого. Его руки вдохновенно мастерили всевозможных кукол. В порыве эмоций он даже чувствовал их настроение, и мимикой оно выражалось на его собственном лице. Он уносился в такой отрыв от суровой реальности, связанной с его инвалидностью, что вдруг начинал чувствовать свои ноги, свою спортивную природу и понимал, что он счастлив этим и удовлетворен. В такие минуты Сергей действительно жил и, чувствуя свою необъяснимую власть над обстоятельствами, гордился этой странной победой…

До мельчайших подробностей Сергей запомнил тот день, который стал заключительным в той другой жизни, где он особо не задумывался о таких понятиях, как смысл жизни, простое человеческое счастье. Этот день был похож на маленькую жизнь со счастливым концом: «Тургайская область, Аркалыкская степь. Лето, 1 июня, 1982 год. Мы удим рыбу, и вдруг посреди голой степи появляется откуда-то чабан на лошади. Дает мне ее покататься. Я сажусь на лошадь впервые и у меня все получается…».

В этот удивительный день сама жизнь словно показала ему все привлекательные свои стороны: игра вечером в футбол во дворе и звездное небо, в которое он вглядывался с жадностью человека, видевшего его таинственное великолепие уже в последний раз.

…Наутро случилось горе, которого его родителям хватило на всю оставшуюся жизнь, а ему стоило вновь и вновь до изнеможения бороться с тем, что обычный человек имеет как воздух – за дееспособность, за то, чтобы его жизнь была наполнена смыслом, чтобы в этой жизни были молодость, движение, желание творить. Заглохла буровая машина, он залез под нее, чтобы устранить неисправность, и груда железа рухнула на него, переломав позвоночник. Своей невесте он написал, что встретил другую, рассудив, что не имеет права ставить ее молодость рядом со своей инвалидностью…  Отец же после первых минут отчаяния сказал, что нужно жить и жил вместе с сыном его болью, настраивая на то, что он когда-нибудь победит себя и встанет, заставляя ради этого работать до изнеможения. Побывав на консультациях у лучших врачей, отец и сын пришли к одному выводу: нужно как в спорте тренировать организм, сделать сильными мышцы, которые поднимут тело. Однако даже выполнение ежедневно 50-ти упражнений не забрали тяги к творчеству. Ставшие сильными руки требовали творческой работы, и он из папье-маше начал делать куклы и выходить во двор к детям с простыми сказками с незамысловатыми их сюжетами. Кукол становилось все больше. Комната  Сергея превратилась в настоящую мастерскую с книгами Образцова, по которым учился мастер-кукольник, с инструментами и швейной машинкой у кровати, больше напоминающей тренажер, чем комфортную постель. Ноги не слушались, зато как ясно работала голова, умело действовали руки, с каким интересом прибегала к нему ребятня на кукольные спектакли. Дети уже стали ждать его сказок, где оживали куклы, провозглашая неминуемую победу Добра над Злом, где миром правили сказочные законы и куклы гарантировали их каждому. Все мысли его были о театре: стационарном у себя в гараже, передвижном на его коляске: это была целая система, которая при необходимости могла стать двухметровой сценой.

Отец преподнес сыну подарок – новенький запорожец с ручным управлением. И сын его оценил: исполнилась его мечта о путешествиях и вместе с Виктором Аном они (фотожурналист с камерой и инвалид-колясочник-шофер и кукловод) побывали во многих уголках Казахстана: у Рахмановских ключей Усть-Каменогорска, на Чарыне, на Или… С таким другом ничего не было страшно. Виктор в технике разбирается так, что никакая мелкая поломка в дороге не страшна – под его руками все было устранимо. С тех пор Сергею ничего не страшно, когда рядом друзья и Виктор, который готов приехать по первому зову вопреки любым обстоятельствам.

Мистика: если в куклу вложена душа, она оживает

У него к этому деду (кукла) особое отношение.  Герой «Чудесного источника», с которым Сергею посчастливилось дойти до южнокорейского зрителя, выступал на большой сцене в Чон-Чуне, весь спектакль озвучивали профессиональные актеры из Кореи и музыкант Яков Хан. Сергей вышел как раз с этой куклой-дедом. И вдруг в какой-то момент явно почувствовал, что не он управляет куклой, а она им.

– Впечатление непередаваемое: это и чувство потери почвы под ногами, нереальности происходящего, и какой-то страх, что ты вот так оторвешься от самой жизни и спутаешь явь со сном, себя с куклой… Хотя так вряд ли могло случиться. Но то, что я испытал тогда, было впервые и больше никогда не повторилось. Мистика какая-то, но потом я читал об аналогичных случаях. Их объясняют просто: актер так вживается в образ, что кукла становится продолжением его души.

Сергею посчастливилось трижды побывать в Корее и всегда в творческих командировках. Первая поездка была в составе Корейского театра, вторая – в связи с кукольным фестивалем и третья – Сергей был в числе участников творческой встречи.

– Там очень ценят мое искусство, – рассказывает Сергей Михайлович.  – Да и я в то время чувствовал себя хорошо, сам выступал, о врачах перестал думать, то, что люди делают ногами, делали мои руки. Оказывается, если ты поглощен работой и справляешься с нею, то тебе все остальное нипочем, неважно и то, сколько ты усилий прилагаешь. Главное – есть результат и то, что ты делаешь, доставляет людям радость, улыбку (Поэтому ведь мы назвали свой театр так банально «Улыбка»). В Корее в дар музею остались несколько моих кукол. А я оттуда привез горсть земли и положил ее на могилу отца. Он всегда мечтал хоть раз побывать на Родине. Получается, что лишь через меня осуществил свою мечту.

Главное не кто ты, а что ты несешь людям

Сергею уже за 60. И с тех самых пор, когда так круто и несправедливо жизнь предстала перед ним неуютной, немилосердной и пустой, он принял решение, что жить ради людей – его единственное спасение. А что ты можешь предложить людям? Делать то, что ты в силах делать в данных  обстоятельствах, ведь обстоятельства у всех разные и сила в том, сломают они тебя или ты окажешься хоть чуточку, но сильнее. Однако этого мало. Окружающие должны почувствовать эту твою силу, а также ты должен  …быть интересен для них. За все время, что я узнала Сергея, видела его в общении с его коллегами, ни разу ни одним намеком не услышала жалоб его на свое состояние или на невнимание со стороны людей (инвалидам это свойственно). Лишь об одной досаде услышала я:  «Плохо, когда рука целая, а не действует. Голова-то работает!»

В заключение я задала Сергею те вопросы, которые многие хотели бы задать человеку в таком состоянии, но побоялись бы его реакции и гнева.  Но Сергей, ничуть не смутившись, достойно ответил мне.

– Вы себя считаете мужественным человеком?

– Ни в коем случае! Я – обычный человек. Всю жизнь делал то, что мне нравится.

– Сергей, я беру у Вас интервью. За это время Вы дважды прерывали его, чтобы сделать упражнения. Вы ведь ни одного дня без этого не прожили, даже если Вам больно…

– Конечно, это же моя потребность. К тому же я боюсь стать обузой для друзей и родных. Я бы уже был давно прикован к постели, если бы остановился.

– Вы верующий человек?

– Меня воспитывали в духе атеизма. Поэтому отвечу так: я хорошо к этому отношусь.

– Вы себе часто задавали вопрос: «Почему со мной так?»

– Раньше задавал и мучительно искал ответа. Сейчас…  Я уже столько осмыслил. Наверное, мне надо было это все пройти. Не знаю.

– Вас друзья Ваши жалеют?

– Да, только виду не показывают. А мне это нравится.

– Может, вопрос не тактичный, но о чем Вы мечтаете?

– Я мечтал встать на ноги. Но смог только качественно-полезной, конечно, насколько это возможно, сделать свою жизнь. А сегодня ни о чем не мечтаю. На каждый день ставлю перед собой конкретные цели и жесткие планы. Стараюсь с ними справиться вопреки болям, обстоятельствам и так далее.

– Вам сегодня жить интересно?

– Иногда, знаете, так скрутит, что свет белый становится не мил, но я в такие времена вспоминаю слова своего тренера из юности по борьбе: «Бойцу не больно, бойцу приятно». И как-то становится легче, боль действительно начинает отступать. Друзья тут как тут, спасают от хандры. В прошлом году впервые меня схватила депрессия из-за того, что рука перестала слушаться и спина держать: пустота, ничего не хочется. Пришли мои театралы. Провели несколько репетиций, поругали, повозмущались моей апатией, дали работу за звукорежиссерским пультом. Я куклы уже не шью, не могу выступать, все постановки оцениваю со стороны. Тяжело осваивать новое дело, но надо работать, двигаться, если хочешь жить. Я это правило усвоил уже давно. К тому же вместе с хорошими учителями мне жизнь и друзей надежных подбросила.

Если вы посмотрите на фотографию Сергея не в полный рост и услышите его голос по телефону, то, глядя на мускулистые сильные руки и слыша энергичный молодой его голос, никогда не скажите, что ему уже за 60. Когда с ним разговариваешь, через какое-то время забываешь, что перед тобою человек с ограниченными возможностями. Сергей не похож на таких людей еще и потому, что непременно расспросит и у тебя о твоих делах, о твоих проблемах, о твоей жизни…  Невольно приходит мысль, что есть много и здоровых людей, чувствующих себя инвалидами, а есть инвалиды, которые гонят от себя эти мысли и продлевают свою активность на грани возможного. Таков он, герой моего материала, который, кстати, посодействовал открытию новой рубрики в нашей газете под названием «Сильные духом».

– Это очень хорошая рубрика, которая нужна не ее героям, а тем, кто живет рядом, – коротко прокомментировал он. – Нужно любить жить и уметь принимать ее такой, какая дарована лично тебе.

 Снова противостояние: обстоятельства жизни или он, Сергей, который пока способен самостоятельно передвинуться из одной комнаты в другую при помощи одной руки, только минут за 20. Кто кого положит на лопатки?  Если учесть тот факт, что у него в группе поддержки надежные друзья и более 300 кукол? Наверное, Сергей.

***

Источник: http://koreilbo.com/index.php/news-social-ru/1176-kogda-ozhivayut-kukly

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

1 комментарий

  • Петр Волков:

    Уважаемая Тамара! Отличный очерк! Молодец! Талантливо написан. На месте Константина Кима отметил бы его тройным гонораром..Большой ему привет от бывшего “рабселькора” Волкова.
    Кстати с кукольником Сережей Сон я хорошо знаком. Когда в 2010 -м жили в Алма-Ате (помогали с женой во время беременности дочке и послеродовом уходе), несколько раз был у него дома.Он помогал жене с записями песен из мультфильмов, которые супруга Лиля использовала , устраивая по заказу костюмированные представления на семейных юбилеях, . О Сергее, его семье ,родителях я тоже очерк в свое время опубликовал. Но Ваш ,Тамара, намного сердечнее,, душу трогает. Так и должно быть,, когда о герое пишет женщина, да еще такая высокопрофессиональная. Мужеством Сергея. восхищаюсь.Удивительный человек.! Действительно сильный духом.А какой скромняга! Таких в нашем диком капиталистическом мире мало.
    Желаю Вам Тамара, новых творческих успехов.С удовлетворением вспоминаю сотрудничество с Коре ильбо .Дорожу и редакционной грамотой за активное сотрудничество. С уважением ветеран-журналист П.П.Волков. г.Тверь,Россия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Translate »