Корейская крестьянская музыка нонак – в Списке ЮНЕСКО

Приятные звуки большого корейского барабана чангу, тарелок, гонга и барабана пук – это и есть музыка нонак. Наполненные радостью, заразительные звуки передаются зрителям, которые начинают двигаться и бить в ладоши в такт музыке. Совокупная энергия музыкантов и аудитории достигает наивысшей силы в финальной части, когда оркестр со всей мощью выбивает барабанный бой, вызывая одобрение и аплодисменты зрителей.

Вот уже нескольких тысячелетий крестьянская музыка нонак приводит в волнение каждого, кто её слушает. Вполне заслуженно это сценическое искусство корейского народа, уходящее своими корнями в глубину веков, внесено в Список всемирного культурного наследия. Решение об этом было принято 27 ноября в Париже на Девятом заседании Комитета ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию.

tk_141223_l01

Теперь в Списке всемирного культурного наследия человечества 17 памятников корейской культуры. Среди них церемония поминовения королевских предков «чонмё чере» и музыка «чонмё череак», сопровождающая этот ритуал, эпическое песнопение «пхансори», фестиваль «таночжэ» в городе Канныне, традиционный танец «кангансулле», корейская народная песня «Ариран», традиционная корейская закуска «кимчхи» и культура её приготовления «кимчжан».

Говорит заведующая отделом Государственного центра нематериального наследия госпожа Сон Мин Сон.

В ЮНЕСКО признали, что музыка нонак до сих пор живёт, благодаря тому, что она бережно передавалась из поколения в поколение и по сей день часто исполняется на корейской сцене. Эта музыка постоянно претерпевала изменения по мере развития корейского общества, вбирая особенности социальной среды, окружающей природы и исторического фона. Особенно подчёркивается, что музыка нонак и в наши дни остается очень популярной в Корее, а корейцы по-прежнему любят её и гордятся этой традицией.

Музыка нонак исполнялась, чтобы поднять настроение крестьянам, работавшим в поле, а также во время праздников. Кроме того, она часто звучала при проведении сельских обрядов, целью которых было задобрить духов.

Мелодика нонак отличается в разных местностях, но в целом этот жанр делится на пять основных региональных направлений – Кёнги-Чхунчхон, Канвон-Ёндон, Ённам, Хонам-чвадо и Хонам-удо. При этом в каждой деревне, принадлежащей к определённому регионально-культурному направлению, музыка нонак может иметь свои особенности с учетом методов исполнения, состава оркестра, обычаев и реквизита. Поэтому существуют множество версий нонак, точное количество которых посчитать невозможно. Однако шесть из них правительством Республики Корея отнесены к числу важнейших национальных памятников нематериального культурного наследия – Чинчжу-Самчхонпхо, Пхёнтхэк, Ири, Каннын, Имсиль-Пхильбон и Куре-Чжансу. Ещё 25 версий нонак получили статус памятников нематериального культурного наследия муниципального или провинциального значения. Что касается недавнего решения ЮНЕСКО, то в его список вошли пять региональных направлений музыки нонак.

По случаю включения музыки нонак в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО Государственный центр нематериального культурного наследия в Чончжу организовал специальную выставку под названием «Нонак – волнующее наследие человечества». Давайте послушаем научного сотрудника Национального центра госпожу Чхве Сук Кён.

Экспозиция разбита на шесть тем. Три из них относятся к Всемирному наследию ЮНЕСКО, а три другие посвящены музыке нонак. Конечно, главное – нонак, но некоторые разделы выставки мы всё же отдали под Всемирное культурное наследие, чтобы познакомить публику с нематериальными ценностями других стран, имеющими мировое значение. Помимо музыки нонак, в Списке ЮНЕСКО находятся еще 16 корейских памятников, о которых тоже рассказывается на нашей выставке.

Как мы уже слышали, выставка состоит из шести секций, некоторые из которых посвящены нематериальному наследию ЮНЕСКО и рассказывают об их значении для всего человечества, а также о том, как в этот список попала музыка нонак. Развёрнутое представление об этом жанре дает третий раздел выставки. Продолжает научный сотрудник Национального центра нематериального культурного наследия госпожа Чхве Сук Кён.

Нам хотелось представить всё многообразие функций, которые выполняла музыка нонак. Ведь это не только развлечение, как склонны считать многие. Традиционная музыка нонак исполнялась во время деревенских шаманских ритуалов, призванных заручиться благосклонностью небес и призвать крестьян к более активному участию в делах общины, а также в дни праздников, таких, например, как тэпорым – день полной луны первого лунного месяца. Музыка нонак глубоко укоренилась в жизни корейцев. К сожалению, нонак превратилась в сугубо развлекательный жанр, и нам хотелось показать, сколь широким было применение этой музыки в жизни корейского народа.

Музыка нонак сопровождала повседневную жизнь сельского труженика, вдохновляя его, когда он работал в поле. Но это не единственное, чему служила эта музыка. В третьей секции рассказывается о том, какую ещё роль играла она в жизни корейцев, каким реквизитом пользовались исполнители. Как отмечает госпожа Чхве Сук Кён, все украшения и предметы, которыми пользовались музыканты, в каждой местности имели свои особенности.

Основные элементы реквизита и их предназначение были примерно одинаковыми, но костюмы и элементы декора отличались. Например, головной убор на участниках ансамбля, исполняющих Имсиль-Пхильбон нонак, украшен тканью красного цвета, а музыканты стиля Чинчжу-Самчхонпхо нонак выступают в масках тигра. Если в других представлениях охотник «стреляет» в тигра, чем символизирует изгнание злых духов, то при исполнении Чинчжу-Самчхонпхо нонак охотник сам является тигром. Вот такими могут быть отличия в разных региональных направлениях нонак. Причём сценические костюмы, как правило, изготавливались самими музыкантами.

Следующая секция знакомит с различными версиями нонак и случаями, в которых исполнялась эта музыка. К наиболее известным принадлежит композиция нонак, исполнявшаяся во время шаманского обряда «тансангут».

Раньше в каждой деревне было старое дерево или большой камень, который должен был защищать от всяких напастей. Жители деревни старались оказывать внимание своим «защитникам», чтобы жизнь сельчан была благополучной и счастливой. Проявлением такого внимания и была музыка нонак, исполнявшаяся для того, чтобы умилостивить «защитника». На этой видеозаписи показан фрагмент шаманского ритуала, где звучит музыка нонак.

Важнейшей частью дома, где музыканты нонак играли музыку благословения, являлась кухня. На выставке представлена реконструкция традиционной корейской кухни, где исполнялся шаманский обряд. Посередине печи, в которой всегда поддерживался огонь, находится фигура Човансина, или «домового», хранителя домашнего очага, а перед ним в качестве жертвоприношения миска с водой.

В экспозиции также показано, как традиция нонак сохранялась и передавалась от поколения к поколению. В последние десятилетия роль и значение нонак заметно ослабли по причине урбанизации и модернизации Кореи. Несмотря на это, нонак продолжает жить и часто звучит на разных школьных и общественных мероприятиях, а также в дни праздников. Вновь у микрофона госпожа Чхве Сук Кён.

В прошлом музыка нонак служила средством сплочения сельской общины. Сегодня она, скорее, является факультативной формой приобщения к традиционной культуре школьников и любителей народных традиций в целом, а также частью традиционного музыкального образования. Возможности для обучения музыке нонак существуют для всех желающих. Для этого есть студии для обычных граждан и занятия в университетах.

Музыка нонак успешно вписывается в современную жизнь корейцев и достаточно популярна. Именно это учитывали представители ЮНЕСКО, принимая решение о её включении в Список всемирного культурного наследия. У микрофона профессор Пак Сан Ми из Университета иностранных языков Хангук.

tk_141223_l02

Люди думают, что нонак – это застывшая субстанция традиционной культуры. Однако это не так. Этот музыкальный жанр продолжает развиваться, как часть сегодняшнего искусства. В наши дни ансамбли нонак есть в школах, на заводах и в муниципальных учреждениях культуры. Музыка нонак стала частью нашей жизни и имеет свои особенности в зависимости от той среды, в которой она культивируется. Её жизнестойкость обеспечила место этому памятнику корейской культуры в ряду культурных ценностей мирового значения. В ЮНЕСКО признали неоспоримость того факта, что музыка нонак продолжает играть важную роль в нашей жизни.

Достаточно извлечь часть музыки нонак, и мы получим самостоятельный жанр самульнори. Этот жанр вышел из музыки нонак и получил широкое признание не только в Корее, но и за её пределами.

Музыке нонак достаточно легко научиться, что делает её одной из наиболее доступных форм индустрии развлечений. Наряду с профессиональными исполнителями нонак, существуют любительские коллективы, которые исполняют эту музыку.

Культурное наследие является истинно ценным, если оно проходит проверку временем. Этому критерию корейская музыка нонак отвечает в полной мере. На протяжении веков она служила эффективным средством сплочения сельской общины, а в наши дни занимает достойное место в ряду популярных жанров традиционного сценического искусства. Музыка нонак не только пережила века, но и дошла до нас в преображённом виде. Кандидатами в почетную «компанию» культурного наследия человечества заявлены еще два корейских памятника – традиционная корейская забава – перетягивание каната чультариги и культура женщин-ныряльщиц с острова Чечжудо хэнё. Мировая культура, бесспорно, станет богаче, если эти две корейских традиции пополнят Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Источник: https://world.kbs.co.kr/russian/program/program_trendkorea_detail.htm?No=10033769

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.

Translate »