Корейская секция писателей Казахстана

Новый рисунок

д.и.н., проф. Ким Г. Н.,
директор Центра корееведения КазНУ им. аль-Фараби,
директор Центра Центральной Азии университета Конгук.

3(3)Каждый кореец, писавший литературные произведения, тем более публиковавшийся в журналах, не говоря уже об авторах книг, мечтал о том, чтобы стать членом Союза писателей. Сначала в своей республике, в которой он проживал. А пределом  мечтаний до самого крушения Советского Союза оставалось членство Союза писателей СССР.

Удостоверения члена СП СССР для писателя было важнее, чем членский билет члена КПСС. Правда вопрос разделения членства – или в первом, или во втором, не стоял вообще. Миллионы были коммунистами в Советском Союзе и лишь несколько сотен признанными властью, государством и народом писателями. И все лучшие представители культуры, образования, науки, искусства, литературы и спорта были коммунистами.

Член Союза Писателей СССР  был фигурой номенклатурной, который пользовался всеми благами и привилегиями партийно-государственной элиты советского общества. Официально признанный писатель – Член СП СССР пользовался почетом, известностью и даже любовью среди народа, поэтому членство в узком кругу СП СССР было сродни высокому званию Народного артиста СССР.

Как уже упоминалось, в каждой из союзных республик был свой Союз писателей, но лишь в одном из них, а именно в СП Казахской ССР была секция корейских писателей. Ни в России, ни в Узбекистане, где проживают численно превосходящие корейские диаспоры,  такой секции не было в советское время, не появилась она и с развалом Советского Союза и образованием суверенных государств.

И вот, несмотря на всю важность и престижность членства в Союзе писателей, несмотря на феномен наличия отдельной корейской секции, до сих пор не появилось ни одной научной статьи по этой теме, не прозвучало ни одного доклада на научной конференции, не говоря уже о книгах. Более того, многие документы по этой теме оставались в архивах до последнего времени засекреченными.

Поэтому задача данной публикации заключается в раскрытии неизвестных страниц истории создания и деятельности корейской секции, ее подъема в развитии, краткого расцвета и последовавшего заката. Ведь на сегодняшний день не выяснена окончательно даже дата ее образования. По некоторым данным, она была создана  1962 году в Кзыл-Орде, по другим – в 1976 или 1977-ом, но есть еще более поздняя дата – 1982 год. Также неизвестна дата официального прекращения деятельности секции в силу ее ликвидации, расформирования или самороспуска.

В качестве источников для написания статьи мной использовались рассекреченные в прошлом году архивные документы СП Казахстана, находящиеся на хранении в Центральном Государственном архиве РК. Многие сведения почерпнуты из раннее выявленных в Кзыл-Ординском областном архиве документов о деятельности газеты «Ленин кичи» и Корейского театра, с которыми неразрывно связано литературное творчество советских корейцев. Материалы, опубликованные в газете «Ленин кичи» и «Коре ильбо» относятся к наиболее существенным источникам по всему периоду истории и культуры корейцев, в том числе и о литературе. Интервью и воспоминания казахстанских писателей, таких, как Михаил Пак, Лаврентий Сон, Ян Вон Сик и Пак Ир дополнили некоторые детали о корейской писательской секции.

В изданных книгах о корейцах Казахстана, докторских и кандидатских диссертациях порой нет даже упоминаний о корейской секции.  Можно отметить лишь две публикации: статью Ян Вон Сика, редактора газеты «Коре ильбо» и небольшую главку в книге Александра Кана. В узком кругу так называемых корееведов Казахстана и Узбекистана нет ученого, специализирующегося и исследующего на должном научном литературоведческом уровне произведения корейских писателей.

Становление советской корейской литературы до депортации 1937 года

На советском российском Дальнем Востоке, где в 1920 годах проживали около 150 тыс. корейцев, началось литературное творчество первых корейских авторов:   Чо Мен Хи, Те Ги Чон,  Ча Ке До, Ким Ги Чер, Кан Тхя Су,  Ким Дюн, Хан Анатолия и др.

Организационная деятельность немногочисленной группы корейских писателей в России и самой Корее проходила в двух направлениях: во-первых, в форме объединений по национальному признаку, во-вторых – по классовому, то есть на интернациональной основе. Так возникли  Литературные Общества «Искра» («Ёмгунса»),1922 г.; «Паскюла» (название составлено из инициалов нескольких членов кружка в латинской транскрипции), 1923; «Новое направление» («Сингёнхянпха»), 1922-1925 гг.; «Корейская Федерация Пролетарского Искусства» – (на эсперанто KAPF – Korea Artista Proletaria Federatio), 1925-1935гг. Важное организационное значение имела созданная в 1923 г.  во Владивостоке газета «Сенбон».

В становлении писательской организации на Дальнем востоке важную роль сыграли состоявшееся 4 февраля 1934 года в Хабаровске общегородское собрание писателей, журналистов и редакционно-издательских работников, а также прошедший 15 апреля того же года съезд советских писателей Дальнего Востока, на котором одним из обсуждаемых вопросов стала  литература национальностей ДВК. На съезде были выбраны Дальневосточный краевой комитет ССП и делегаты на Всесоюзный съезд советских писателей.

5 июня 1934 года в Хабаровске в преддверии I съезда писателей СССР открылась Первая конференция писателей и литкружковцев ДВК, делегатом на которую был послан Тё Мен Хи. Комиссией Дальневосточного правления ССП он был предварительно принят в члены Союза советских писателей и делегирован на I Всесоюзный съезд писателей. А. А. Фадеев, знакомый с Тё Мен Хи и его творчеством по Владивостоку, рекомендовал его в члены Союза советских писателей и на работу в писательскую организацию Хабаровска.

Билет члена Союза писателей Дальневосточное правление ССП передало Василию Киму для вручения его Тё Мен Хи, который в ту пору жил в деревне, поэтому Ким билета писателю так и не вручил. В Хабаровском краевом архиве есть короткая записка от 26 августа 1935 года репрессированного впоследствии писателя Ивана Шабанова, адресованная Тё Мен Хи: «Получили ли Вы билет членский или нет? Сообщите. Билет документ важный, за подписью М. Горького, и к нему надо относиться очень бережно. Привет. Крепко жму руку. Ив. Шабанов».

При аресте В. Кима билета Тё Мен Хи не оказалось. Краевое правление ССП обратилось к Всесоюзному правлению с просьбой о выдаче Тё Мен Хи дубликата членского билета, но в просьбе было отказано. На I краевом собрании писателей (15-17 июня 1937 года) председателем правления Михаилом Алексеевым было высказано предположение, что «японский шпион Ким Василий якобы затерял союзный билет Тё Мен Хи; не исключена возможность, что он переслал этот писательский билет японской контрразведке».

Следует отметить отдельно, что в  ряде публикаций (не научного характера) утверждается, что членами Союза писателей СССР являлись Цай Ен, Цой Хорим, Роман Ким и другие. Но в списках Членов Союза писателей СССР значатся только Тё Мен Хи и Ким Анатолий Андреевич.

Несколько слов о Союзе писателей Казахстана

Союз писателей Казахстана – общественная творческая организация, объединяющая более 750 казахстанских профессиональных литераторов. В силу различных причин, прежде всего – традиционного уважения к писателям и поэтам (акынам) в казахской культуре, пользовалась и отчасти до сих пор пользуется большим политическим влиянием в Казахстане, далеко выходящим за рамки литературного творчества.

История создания Союза писателей Казахстана началась 90 лет назад, когда в республике была создана Ассоциация пролетарских писателей Казахстана. В 1928 появился первый литературный альманах – журнал «Жана адебиет» (Новая Литература), впоследствии переименованного в «Жулдыз». С 1933 года издается русскоязычный журнал «Простор», ставший печатным органом СПК.

В 1928-30 годы преследованиям и репрессиям подверглись почти все литераторы старой формации, все потенциальные члены СПК – Ахмет Байтурсынов, Миржакип Дулатов, Жусипбек Аймауытов, Магжан Жумабаев, Мухтар Ауэзов, Кошке Кеменгеров и другие.

12 июня 1934 года, за три месяца до открытия первого съезда писателей СССР, состоялся Первый съезд писателей автономной Казахской Республики (входившей в то время в состав Российской Федерации), который объединил всех благонадёжных литераторов в Союз советских писателей Казахстана. Вступительное слово произнёс основатель Союза Сакен Сейфуллин (в 1938 году арестован как «буржуазный националист» и расстрелян 28 февраля в застенках Алма-Атинского НКВД). Первым председателем был избран Ильяс Джансугуров (репрессирован и расстрелян в 1937 году). В 1939 году состоялся Второй съезд писателей Казахстана.

В послевоенный период не прекращались необоснованные репрессии против видных деятелей культуры и науки Казахстана. Разгромной критике  подвергались лучшие произведения художественной литературы, как например, роман М. Ауэзова об Абае.

Через год после смерти Сталина (1953 г.) состоялся 3-ий съезд писателей Казахстана, нацеленный на пополнение поредевшей группы литераторов и ставивший очередные задачи художественного раскрытия новой героической эпопеи советского народа – освоение казахстанской целины.

Контроль, критика, подавление свободы слова и творчества в национальной литературе союзных республик не прекращались не только в ранний пост-сталинский период.

В хрущевскую оттепель  ослабла цензура, прежде всего в литературе, кино и других видах искусства, где стало возможным более открытое освещение действительности. В 1950-60-ых годах на страницах литературных журналов, в первую очередь в  журнале «Новый мир» (глав. ред.  А.Т. Твардовский), были опубликованы яркие и смелые  произведения.  Повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» получила известность на Западе. В 1955-1956 годах появились    журналы  новой волны, такие, как «Юность», «Москва», «Молодая гвардия», «Дружба народов», публикация в которых считалась успехом у советских писателей. Заметным стал подъем национальной литературы.

Однако с окончанием «оттепели» вновь начались нападки на любые произведения, противоречащие хоть каким-то образом классово-идеологическим установкам. В 1975 году Москвой запрещена литературоведческая книга члена СПК Олжаса Сулейменова «АзиЯ», посвященная «Слову о полку Игореве»; за пантюркизм автор не издавался восемь лет.

Окончание здесь.

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.

Translate »