Корейский уличный театр в период Чосон

Наталия Чеснокова

Несмотря на тяжелую крестьянскую долю, простой корейский люд все же не был чужд и беззаботному веселью. В большинстве случаев оно достигалось путем нехитрой попойки с друзьями, радостных кулачных боев и — самое желанное! — постановкам заезжей театральной труппы.

Понятия «театр» как некоторое определенное место в Корее не было. Артисты приезжали и уезжали, оставляя за собой веселые лица и ожидание скорой встречи. Постановки обычно проходили на главной площади или, если деревня была слишком мала, то на одной из ее центральных улиц. Не были однородными и представления: кто-то специализировался на танцах в масках (тхальчхум), кто-то исполнял пхансори (особое пение под аккомпанемент), кто-то демонстрировал чудеса акробатики; позднее распространился и стал популярным театр кукол.

Самым первым из театральных искусств стал танец в масках, который первоначально, по-видимому, служил для отправления жреческих функций, а именно связи между человеком и природой. В связи с этим у артистов, работающих в данном жанре, есть особое правило: все маски изготавливались только для одного представления, а после подлежали уничтожению — иначе дух, который, как считалось, снисходит через маску в этот мир, может в нем остаться. Лично мне в этой связи сразу вспоминается известный фильм с Джимом Керри, пусть к корейской истории он не имеет ни малейшего отношения:)

Среди масок обычно была маска красавицы, маска чиновника-янбана (часто влюбленного в красавицу), маска монаха (часто персонаж этот был антагонистом или просто обманщиком), маска злого чиновника; но если труппа могла себе позволить разнообразие, то на этом маски не ограничивались — могла быть и старуха, и старик, и даже обезьяна… Но важно, что актеры всегда — только мужчины! Женские роли обычно играли мальчики 13-15 лет.

Перевоплощение происходило мгновенно — актер менял и походку, и манеру речи, и тон голоса — перед зрителем появлялись совершенно различные персонажи! Более того, зачастую постановка была импровизацией, а потому можно было смотреть ее вновь и вновь, не уставая. Среди популярных тем, которые поднимали бродячие актеры, были:

1) актуальные события в стране;

2) встреча с тигром (отпустит? убьет? а может, и не тигр это вовсе?);

3) провинциальный чиновник в столице — чем выделяется он и как видит мир;

4) сдающий экзамены на чин студент;

5) продажные чиновники, трусливые буддийские монахи и др.

Иногда сюжет строился на истории какого-либо известного всем лица — пересказывались легенды о нем, из небытия поднимались и отряхивались от вековой пыли байки и анекдоты. Конечно же, особое удовольствие у крестьян вызывали показанные комические случаи из их собственной жизни — сварливая жена, выпивоха-муж, хлопоты родителей при приготовлении свадеб детей, лазящий в окна к вдове любовник, о котором все знают, но молчат.

Пхансори, пение под аккомпанемент, появляется в южных провинциях Кореи уже ближе к 17-18 векам, но вскоре получает широкую популярность по всей стране. Для исполнения достаточно было пары: отбивающий ритм барабанщик и певец или певица, — их манера исполнения представляла собой и монолог, и песню одновременно. Меняя интонацию, ускоряя и замедляя темп, исполнитель рассказывал зрителям истории о добродетельных детях, верных женах, чудесных событиях. Барабанщик же то и дело должен был вставлять восхищенные и недоверчивые междометия.

Традиционно в Корее актеры и певцы принадлежали к «подлому люду» — то есть они странствовали, не имея определенного жилья, и иного заработка, как выступление перед публикой, у них не было. Поэтому обычно уже во время представления, в самый разгар действа, артисты делали паузу, и один из них обходил толпу с тарелкой, куда надлежало бросить «пожертвование для продолжения». Если сумма была мала, то артисты отказывались выступать.

«Актерство» считалось «грязным», и хотя они жили вне цензуры (разве можно применить цензуру к сумасшедшему?), все же косились на них с опаской. Добровольно уйти и примкнуть к бродячим артистам желающих обычно было мало — разве что отчаявшиеся, у которых больше ничего не осталось. Иногда их приглашали выступить в господском доме — чиновников-янбан привлекал их «простонародный» вид, умение исполнять трюки или показывать фокусы. Но чем ближе конец 19 века, тем больший интерес народное искусство стало вызывать у аристократии. Так, например, известно, что король Коджон очень любил пхансори и поощрял его развитие.

В наши дни народное творчество и традиционное театральное искусство пользуются уважением и популярностью как в Корее, так и за рубежом. В 2003 году пхансори было внесено в список «Шедевры устного и нематериального культурного наследия ЮНЕСКО», в 2009 году этот же список был пополнен театром «Намсадан нори», в наши дни на высоком уровне демонстрирующем культуру бродячих артистов Чосона.

(с) Наталия Чеснокова, специально для https://vk.com/south_korea_in_your_heart

***

Источник: https://remch-ch.livejournal.com/1986973.html

Мы в Telegram

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир

Комментирование закрыто.

Translate »