Корейской диаспоре в России – 150 лет

Корея: грани культуры

В этом году отмечается 150 лет добровольного переселения корейцев в Россию. Основными районами их компактного проживания являются Центральная Азия (республики бывшего СССР) и Россия. С начала года в этих регионах проходят торжества по случаю знаменательной даты в истории российских корейцев.

Потомки корейцев, переселившихся 150 лет назад в Россию, исполняют корейскую песню. 12 октября эта группа побывала в городе Ансане провинции Кёнгидо. Все они родились и выросли в отрыве от своей этнической родины, поэтому неудивительно, что по-корейски они говорят неважно. Но оттого, что они, наконец, оказались на корейской земле, их переполняют эмоции. У микрофона участница торжества Тамара Югай.

Мы прибыли издалека и рады тому, что теперь находимся на исторической родине. Я благодарна тому, что нас здесь принимают с открытым сердцем. Песни «Ариран» и «Кохянэ пом» – самые популярные у корейцев. Я – не узбечка, я – кореянка.

tk_141028_l01

Их жизнь проходила вдалеке от Кореи, но родители смогли внушить им понимание того, что их корни в Корее, и что они – корейцы. Известную корейскую песню «Кохянэ пом» они поют, когда тоскуют по родине, а песня «Ариран» для них – олицетворение корейского народа.
Говорит директор Музея истории миграции корейцев господин Ким Сан Рёль.

Большинство корейских переселенцев в России – выходцы из северокорейской провинции Хамгёндо. Жители этой провинции жили бедно, поскольку земли там неплодородные, и не могли прокормиться. По этой причине местные жители с 60-х годов XIX века стали ходить за реку Туманган в Россию, где можно было заниматься земледелием. На российской стороне они находились с весны по осень, и, собрав урожай, возвращались обратно в Корею. Но в то время хождение через границу считалось тяжким преступлением, которое каралось смертью. И в 1863 году 14 семей из провинции Хамгёндо, занимавшихся огородничеством в бассейне реки Тизинхэ, обратились к российским властям с просьбой разрешить им остаться жить в России. В следующем году такое разрешение было получено, и с тех пор ведётся 150-летняя история миграции корейцев в Россию.

С 1864 года некоторые корейцы, у которых не было земли, чтобы прокормиться, начали уезжать на территорию нынешнего Приморского края России на постоянное жительство. Всплеск переселения корейцев в Россию пришелся на 1869 год, когда около 10 тысяч корейцев, спасаясь от голода, охватившего весь Корейский полуостров, уехали из страны. В начале 20-х годов прошлого столетия, во время японской оккупации Кореи, на российском Дальнем Востоке проживали примерно 170 тысяч этнических корейцев. Однако в 1937 году советское правительство, опасавшееся, что корейцы Приморского края могут работать на японцев, приняло решение об их насильственном переселении в Центральную Азию. Продолжает директор музея господин Ким Сан Рёль.

Принудительное переселение корейцев проходило в самой грубой форме. 170 тысяч человек заставили в одночасье подняться с места и отправиться за 6 тысяч километров. Перед переселением около 2 тысяч активистов корейской диаспоры были арестованы, а в дороге погибло много стариков и детей. Многие корейцы получили психические расстройства. Что ещё хуже – места, где им предстояло жить, были необжитыми. Первое поселение корейцев в Центральной Азии возникло в Уштобе (Казахстан). В конце октября их привезли фактически в чистое поле.

Корейские переселенцы, не имевшие при себе ни гроша, оказались один на один с холодной казахстанской степью. Об обещанных им жилье и работе не могло быть и речи. Первую зиму им пришлось попросту выживать. Рассчитывать приходилось в основном только на себя, да на помощь некоторых сердобольных местных жителей. Но никакие трудности не сломили духа людей, брошенных на произвол судьбы.

Им приходилось жить в землянках и осваивать дикие земли, чтобы прокормиться. Благодаря свойственному корейцам трудолюбию и стремлению учиться, они выстояли в борьбе с суровыми обстоятельствами. Живя в крайне тяжелых условиях, они сумели сохранить национальные обычаи и национальную кухню, и в итоге стать одной из самых уважаемых в Центральной Азии этнических групп. По сути, корейцы – самая почитаемая диаспора среди более чем ста национальных меньшинств Казахстана.

Распад Советского Союза отразился и на судьбе местных корейцев. Часть из них переехали на историческую родину в Корею в поисках лучшей жизни, однако коренные корейцы не очень-то понимают своих соплеменников из России и центральноазиатских республик. Вот почему Комитет по проведению мероприятий по случаю 150-летия добровольного переселения корейцев в Россию вместе с властями города Ансана провинции Кёнгидо организовали фестиваль «Мы едины».
Говорит господин Ким Сын Рёк, преподаватель корейского языка на курсах для этнических корейцев из Центральной Азии.

Об этнических корейцах из России и Центральной Азии в Корее знают мало. Бывает, что их путают с китайцами. Причина в том, что в наших СМИ и изданиях на эту тему пишут крайне редко. Вот почему важно, что провели такой фестиваль. Российские корейцы пережили величайшую трагедию, и многие до сих пор имеют проблемы с собственной идентичностью. Даже когда они переезжают на жительство в Корею, языковой барьер и прошлая жизнь в иной культурной среде серьёзно затрудняют их адаптацию к новым условиям. Вернуться назад они тоже не могут, поскольку там у них зачастую вообще нет перспектив. В Узбекистане и соседних государствах, переживающих серьёзные экономические трудности, при устройстве на работу преимущество отдаётся представителям коренного населения, что существенно снижает шансы национальных меньшинств. Думаю, что нам надо обратить больше внимания на эту категорию наших граждан.

В этом году впервые проводился фестиваль, посвящённый добровольному переселению корейцев в Россию. И не случайно, что именно власти Ансана взялись совместно с оргкомитетом провести это мероприятие. Продолжает господин Ким Сын Рёк.

В настоящее время в Республике Корея проживают около 30 тысяч российских корейцев. Около 6 тысяч из них – жители Ансана. В некотором смысле Ансан – столица местного сообщества корейцев России и Центральной Азии. Однако местные жители зачастую ничего не знают о живущих рядом переселенцах из России. И фестивали, подобные этому, я надеюсь, помогут жителям Ансана лучше узнать своих соседей из числа русских корейцев и распространению информации о них в южнокорейском обществе.

Наибольший интерес на фестивале привлёк к себе внимание Государственный республиканский корейский театр музыкальной комедии из Казахстана. Это первый театр, созданный этническими корейцами за рубежом. Он был открыт в 1932 году во Владивостоке, но после депортации корейцев из Приморского края в 1937 году началась его новая жизнь на казахстанской земле. В его репертуаре постановки из корейской классики и спектакли на тему национально-освободительной борьбы корейского народа. Театр, история которого насчитывает более 80-ти лет, сыграл важную роль в сохранении корейской культуры. Он впервые приехал на гастроли в Корею. Говорит директор театра Любовь Ли.

Этнические корейцы в России и Центральной Азии никогда не теряли национального духа, продолжая петь корейские народные песни, помогавшие им помнить о своих корнях. Коллектив театра из Казахстана по-прежнему много работает в стремлении сохранить корейскую культуру. Говорит участница театральной труппы певица Зоя Ким.

Я очень волнуюсь. Не знаю, поймёт ли аудитория моё произношение. И будут ли мои песни звучать как корейские. Я чувствую ответственность. Ведь я – участница национального театра. Это единственный в республике корейский культурный центр. Он отвечает за популяризацию корейской культуры, искусства и языка среди корейцев Казахстана. Многие молодые артисты не знают корейского. Я и сама не очень хорошо говорю на нём. Но сегодня интерес к Корее растёт, и наш долг – сохранять и пропагандировать корейскую культуру и искусство. Я горжусь этим.

tk_141028_l02

Музей истории миграции корейцев проводит специальную выставку к 150-летию добровольного переселения корейцев в Россию. Вновь у микрофона директор музея господин Ким Сан Рёль.

Тема этой выставки – родной язык. Всего российские корейцы создали три культурных учреждения – Корейский педагогический институт, газета «Корё ильбо» и Корейский театр. Педагогический институт закрылся после депортации корейцев с Дальнего Востока. Однако Корейский театр и газета «Корё ильбо» существуют поныне. Обе организации представлены в нашей экспозиции.

Первый раздел выставки рассказывает о судьбе сценаристов, режиссёров и композиторов, работавших в Корейском театре. Среди них драматург Хан Чжин, выходец из Северной Кореи, и композитор Яков Хан. Во втором разделе помещены материалы о фотокорреспонденте газеты «Корё ильбо» Викторе Ане, журналисте и поэте Ким Бён Хаке. Там же представлены газетные статьи разных лет. Третий раздел посвящён знаменитостям Казахстана, много сделавшим для популяризации корейской культуры. И четвёртый раздел рассказывает об этнических корейцах, участвовавших в организации этой выставки.

Истекшие 150 лет полны трагических страниц и драматических поворотов в истории корейцев, покинувших когда-то родину, чтобы начать новую жизнь за её пределами. Сегодня в разных уголках Кореи, а также в местах компактного проживания корейцев в России и республиках Центральной Азии проходят юбилейные торжества, которые показывают силу духа и любовь этнических корейцев к национальной культуре. У нынешних потомков первых корейских переселенцев есть все основания уверенно смотреть в будущее и двигаться к новым горизонтам.

Источник: https://world.kbs.co.kr/russian/program/program_trendkorea_detail.htm?No=10031298

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.

Translate »