Культурная глобализация: тогда и сейчас

Дорога к обновлению: Корея в начале XX века

После того как Канхваский договор 1876 года вынудил Чосон открыть свои порты, страна вступила в эпоху культурного взаимодействия, которое наряду с крушением конфуцианского порядка принесло с собой резкие социальные изменения. В наши дни Корея вступает в новый период взаимодействия с миром — в эру культурной глобализации. И если сто лет назад это было пассивное открытие под давлением внешних сил, то сейчас Корея активно раскрывает своей культурный потенциал благодаря цифровым медиа.

RM от имени BTS произносит речь на 73-й генеральной ассамблее ООН 24 сентября 2018 г. по случаю запуска Generation Unlimited — новой глобальной молодёжной инициативы ЮНИСЕФ. Его обращение с призывом «Найди свой голос!» вызвало горячий отклик в сердцах молодёжи.
© The Chosun Ilbo

Чон Докхён, критик популярной культуры

Символической кульминацией расцвета корейской популярной культуры в 2018 году стал телесериал «Мистер Саншайн». Сериал, действие которого происходит в конце XIX века, когда омывающие полуостров моря бороздили военные корабли США, Франции и Японии, требуя открытия портов, нашёл горячий отклик в сердцах зрителей, заново осветив подвиг безымянных бойцов «Ыйбён», Армии справедливости, погибших, защищая родину от внешних сил. Однако значимость сериала состоит в том, что наряду с борьбой «Ыйбён» в нём был показан социальный раскол и изменения в сознании у всех слоёв общества, происходящие после проникновения в страну новых продуктов западной цивилизации.

Если до этого фильмы и сериалы, действие которых происходило в тот же исторический период, были сосредоточены на антияпонском нарративе, то в «Мистере Саншайн» воспроизвели улицы Ханяна с отелями в западном стиле, французские булочные, японские бары и ателье западной одежды, показав повседневную жизнь людей того времени.

В центре повествования — сильная, бесстрашная женщина, которая идёт наперекор своему благородному окружению. Несмотря на помолвку, устроенную семьёй, она отказывается от брака из-за любви к Ючжину Чхве, рождённому в семье рабов и бежавшему в Америку, чтобы через пару десятков лет вернуться на родину для службы в американской миссии в звании офицера Корпуса морской пехоты США. Тайком научившись стрелять у охотника-простолюдина, девушка действует как снайпер, расправляясь с коллаборационистами. Её образ символизирует независимых, активных женщин того периода, которые брали на себя ответственность за свою судьбу и жизнь.

Сцена из фильма «BTS World Tour: Love Yourself In Seoul», премьера которого прошла одновременно в 3800 кинотеатрах в 95 странах мира 26 января 2019 г. Это второй фильм-концерт этой группы после «Burn the Stage: The Movie».
© Big Hit Entertainment

Контент с мировым потенциалом 
«Мистер Саншайн» символичен и в том плане, что он является образцовым контентом, которого требует эра культурной глобализации, когда мир объединяют цифровые сети. Производство всех серий было завершено до показа сериала, а на его производство была потрачена колоссальная сумма — 43 млрд. вон (около 39 млн. долларов). Абсолютно невозможный в рамках нынешней корейской системы производства сериалов проект был воплощён в жизнь благодаря тому, что платформа Netflix взяла на себя 70% стоимости его производства. В результате был снят сериал, который смогли одновременно с корейцами посмотреть зрители всего мира. Это полностью изменило парадигму потребления и производства корейских сериалов.

Для корейской индустрии контента наступил переломный момент. Зрители всё больше делятся контентом и потребляют его в режиме реального времени благодаря таким интернет-платформам, как Netflix или YouTube. Корейская культурная индустрия находится на пороге новой эпохи культурного взаимодействия, и теперь ей нужно определиться, намерена ли она выйти на мировой рынок или продолжит прозябать дома?

С этой точки зрения исторический фон «Мистера Саншайна» становится ещё более значимым. Важный период корейской истории, когда на переломе веков Корея вступила во взаимодействие с внешним миром, обладает рядом универсальных черт, способных привлечь жителей других стран. Те времена были проникнуты духом зарождавшейся свободы, мира и романтическими мечтами о любви — темами, выходящими за рамки нации или расы. Поэтому сериал смог собрать широкую аудиторию.

Будучи эпохой, когда старое сталкивалось с новым в ситуации притока элементов иностранной культуры, этот уникальный отрезок времени активно используется режиссёрами, не ограничивая их воображение. Действие фильма «Хороший, плохой, странный» Ким Чжиуна происходит в эти же годы. Сама эпоха с её наложением культур позволила использовать воображение в полную силу, от чего выиграла зрелищность и кинематографичность картины.

Это фотоателье в районе Сангёк-тон в Тэгу пользуется огромной популярностью среди молодёжи благодаря фотографиям в стиле ретро, воссоздающих облик и настроение эпохи Чосон на рубеже XX века. Филиалы фотоателье уже открылись в Сеуле и Пусане.
© Studio Sankyeok

Новые мировые стандарты

Показательный пример и икона новой эпохи культурного взаимодействия — это корейский бойз-бенд BTS, выбившийся за короткое время в мировые звёзды. Активно используя глобальные сети, в частности YouTube, коллектив из семи юношей заручился поддержкой армии фанатов (BTS ARMY) по всему миру, а в основе их успеха лежат такие универсальные для всего человечества способы общения, как танец и музыка.

Примечательно, что бум BTS натолкнулся на «старорежимную» форму протеста. Один из участников группы, Чимин, стал объектом критики в Японии. Правые круги были возмущены футболкой, в которой был замечен юноша. На ней был принт, состоящий из надписей на тему Освобождения Кореи, соседствующих с фотографией атомной бомбардировки Японии. Фото Чимина в этой футболке распространилось по соцсетям и вызвало споры, что в итоге привело к извинениям со стороны менеджеров группы. Понятно, что участнику популярного коллектива следовало бы с большим вниманием относиться к выбору одежды, однако инцидент подтвердил тот факт, что в эпоху глобального взаимодействия меняется парадигма потребления культурного контента: требование японских правых запретить корейским звёздам участвовать в популярных японских телепрограммах оказалось анахронизмом в условиях, когда фанаты по всему миру имеют доступ к контенту и реагируют на него в режиме реального времени благодаря цифровым медиа.

Этот пример также показал, что новая эра культурного взаимодействия требует новых мировых стандартов культурного контента — стандартов, основанных на ценностях, которые разделяет всё человечество. И это не противостояние и конкуренция, а ценности, не скованные рамками таких устаревших концептов, как государственные или региональные границы, — свобода, мир и сосуществование.

Новая эра культурного взаимодействия требует новых мировых стандартов культурного контента — стандартов, основанных на ценностях, которые разделяет всё человечество. И это не противостояние и конкуренция, а ценности, не скованные рамками таких устаревших концепций, как государственные или региональные границы, — свобода, мир и сосуществование.

Официальный постер сверхпопулярного телесериала 2018 г. «Мистер Саншайн». Сериал нашёл горячий отклик в сердцах зрителей, осветив подвиг безымянных бойцов «Ыйбён» и показав образы активных, независимых женщин того периода. В «Мистере Саншайн» были воспроизведены улицы Ханяна с отелями в западном стиле, французскими булочными, японскими барами и ателье западной одежды.
© Studio Dragon

Новые вызовы

Ещё одним ярким свидетельством смены культурного пейзажа и паттернов потребления культурного контента в эпоху новых медиа является фильм «Богемская рапсодия», байопик британской группы Queen и её лидера Фредди Меркьюри. В Корее картина побила все рекорды проката музыкальных фильмов и вызвала гораздо больший ажиотаж, чем на родине группы — в Англии. За таким успехом в прокате стояла новая культура просмотра, когда во время показа фильма люди хором подпевали и танцевали под хиты Queen вместе с героями картины.

Меняется природа контента: его по-прежнему создаёт автор, но до совершенства доводит потребитель. Подобно тому, как концерты BTS были бы несовершенными без «армии» подпевающих и танцующих фанатов, страстный отклик зрительской аудитории позволил «Богемской рапсодии» обрести законченный вид. Именно так в новую эпоху культурное потребление приобретает новый смысл в зависимости от конкретного потребителя, но вне зависимости от страны или языка.

В то же время мы видим обратный феномен, когда звёзды, добившиеся успеха за счёт телевидения, стремятся создавать авторский контент на платформе новых медиа. Между тем главные криэйторы YouTube, такие как Buzzbean, Banzz и Ssin, имеют гораздо большую популярность и влияние, нежели известные телезнаменитости. То, что в последнее время авторы, ставшие популярными благодаря YouTube, появляются в телепередачах и рекламе, а всё больше звёзд пытается, напротив, создавать авторский контент, указывает на переход власти от старых медиа к новым.

Цифровые сети, созданные благодаря технологиям новых медиа, открыли для нас новую эпоху культурного взаимодействия с её культурной глобализацией. Если оглянуться на сто лет назад и на опыт, приобретённый в ту эпоху, то выбор для нынешних создателей контента очевиден. Двери уже распахнуты настежь, и дорога, по которой нужно идти, отчётливо видна. Это сохранение своей культуры и одновременно стремление к универсальным ценностям, которые разделяет всё человечество.

***

Источник: KOREANA. BECHA 2019  TOM.15  Nº.1

Мы в Telegram

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир

Комментариев пока нет, но вы можете оставить первый комментарий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Translate »