Квартет “Ретро” – это мощь, красота, элегантность

Квартет на тано (2011)

Квартет на тано (2011)

Владимир ЛИ

«Вы слышали что-нибудь об этом квартете?» – вопрос этот я задавал многим, но внятного ответа не получал.  Кто-то отвечал: да, вроде, есть такой ансамбль, но что он из себя конкретно представляет – неизвестно. Другие говорили: конечно, был такой ансамбль, только лет тридцать тому назад, и не здесь, а где-то на Украине или в Молдавии. Да и сам я, признаться, о существовании мужского квартета «Ретро» узнал, (увы!) совершенно случайно, побывав на одном из массовых мероприятий, где присутствовали не только соотечественники, но и большая группа работниковкультуры из Южной Кореи.

Признаюсь, был приятно удивлен тем высоким профессионализмом, с каким квартет доносил до слушателей песни нашей далекой молодости. На протяжении всего вечера квартет исполнял и сольные номера – на русском, узбекском и корейском языках, причем, солировать следом за Заслуженной артисткой республики Зоей Цой,  которая тоже осчастливила присутствующих своим ярким выступлением, согласитесь, не совсем  комфортно. Однако, отдавая должное нашей замечательной певице,  мы вынуждены признать, что и «Ретро» конкурировал с ней на равных.

Так что же этоза «великолепная четверка», которую вы видите на нашем снимке? Где, когда и, главное, кому пришла в голову мысль создать этот прекрасный ансамбль? Об этом наш сегодняшний рассказ.

Олег КогайОлег Иннокентьевич Когай, художественный руководитель квартета «Ретро», человек неординарный. Во всяком случае, об этом свидетельствует и его биография – на первый взгляд, очень типичная для нашего соплеменника и в то же время – в корне отличающаяся.  Школа, армия, гражданка, мучительные поиски своего места в жизни. С детства подспудно мечтал то ли петь, то ли заниматься музыкой. В армии – обыкновенной ракетной части – в военном оркестре научился играть на ударнике, пробовал петь, и,  говорят, неплохо получалось.

Вернувшись из армии, закончил музучилище имени Хамзы,  без отрыва от производства учился в институте культуры. Тогда же был приглашен в вокально-инструментальный ансамбль «Каягым» (это был еще тот, первый состав), где  четыре года играл на ударных инструментах.  Затем создал свой ВИА из пяти человек при Узгосфилармонии и с концертами объездил всю Среднюю Азию.

А дальше – типичные для нашего соплеменника«зигзаги» биографии. В 1974 году в возрасте 22 лет он уходит постигать луковую «науку» наполя Украины, Казахстана, России, богарные земли Узбекистана. Одиннадцать лет «кобондяшной» жизни принесли и семейное благополучие – женился, стал отцом двух детей; и материальный достаток –  квартира, машина и т.п. Затем цыганскую жизнь сезонного луковода он сменил на беспокойную жизнь работника общественного питания – одиннадцать лет (какое совпадение!) он стоял у руководства различных кафе в поселке Йик-ота, Куйлюке, колхозе «Политотдел». Словом, такая вот типичная нетипичная биография!

Олег Когай

На ударных инструментах в ансамбле «Каягым» играет Олег Когай (1972 год)

Говорят, талантливый человек талантлив во всем. Нет сомнения, что и на луковом поле, и в сфере общественного питания – конечно же, этим он занимался под воздействием времени и вынужденных обстоятельств – Олег Иннокентьевич был  всегда на высоте. Яркое подтверждение тому и его «лебединая песня» – созданный им мужской квартет «Ретро», который вот уже несколько лет подряд выступает на различных  официальных и неофициальных подмостках, радуя слушателей своими нетленными песнями.

– В 2004-ом, когда я окончательно распрощался с «общепитом», передо мной встал вопрос: чем же себя занять? – делится своими воспоминаниями Олег Иннокентьевич. –  Памятуя о том, что по профессии я все же музыкант, решил создать  мужской вокальный квартет по типу  известных в 70-х годах прошлого века «Ореро», «Ройялнайтс» и других. Представляете, мужской хор – строгость, красота, величие, мощь! Идея эта витала давно, но надо было решиться воплотить ее на практике. Собирал единомышленников из числа старыхзнакомых,  которые когда-то  участвовали в «Каягыме» и «Чен-Чуне» – ребят талантливых, я бы даже сказал, в своем роде самородков в музыке. В тех первых составах,  кроме Бориса Нама были Герасим Юн, Олег Ким, Юрий Ким. Сейчас их сменили не менее талантливые ребята ( да простят они меня за то, что я их называю до сих пор «ребятами» – ведь им уже за семьдесят!) Владимир Кан и Вячеслав Ким.

Почему «Ретро»?  Да потому что изначально свой репертуар мы строим в основном  на песнях 70-х -80-х годов – правда, всовременнойоранжировке. Тут, конечно, многое зависит от   музыкального руководителя нашего квартета, тоже очень талантливого самородка –  ЮрияТё. Он для нас настоящая находка – мало кто может так классно обработать музыку, расписать голоса, сделать минусовки… Такие известные песни, как «Тополя», «Эх, дороги…», «Смуглянка» и другие в исполнении нашего квартета очень тепло принимаются не только представителями старшего поколения, но и молодыми. В свой репертуар мы включили  песни Кореи, Узбекистана, Словакии, Украины, других стран.

Не секрет, что (помимо официальных мероприятий по линии корейских культурных центров Узбекистана) нас приглашают на торжества: юбилеи, свадьбы, дни рождения, банкеты. И когда начинается танцевальный блок вечера, без сольных выступлений тут не обойтись.Владимир Кан специализируется на исполнении корейских песен, Борис Нам поет танцевальные вальсы, шансон, Вячеслав Ким – шуточные корейские и русские песни,  я отдаю предпочтение  советскими современным  эстрадным песням. Словом,  такое вот негласное разделение труда.

Дебют квартета «Ретро» состоялся в кафе «Лотос» при АККЦ Узбекистана в 2004 году. Спустя некоторое время он стал обладателем Гран-при за участие в конкурсе корейской песни, организованном южнокорейской телерадиокомпанией KBS. Это был большой успех коллектива. Популярность квартета год от года растет, и его  приглашают уже и на некоторые общереспубликанские и общегородские мероприятия. Так, «Ретро» выступал на музыкально-поэтическом вечере, посвященном Году доброты и милосердия, в Доме офицеров, консерватории, выезжал в Сырдарью, Джизак, Самарканд, в Алма-Ату.

На начальном этапе квартетздорово поддержал тогдашний председатель АККЦ Узбекистана Владимир Николаевич Шин – финансами, костюмами-смокингами – их  заказывали в специальной мастерской при театре Навои. С октября 2011 года коллектив репетирует два раза в неделю в помещении, которое  выделила  Ассоциация.Неоценимую помощь оказывал и оказывает группе предприниматель и меценат Валерий Алексеевич Лян. При его непосредственном участии как продюсера  выпущен и первый диск, куда вошли пятнадцать лучших песен квартета.

Борис Нам

Борис Нам

О каждом из членов коллектива можно было бы рассказать много интересного. К примеру, Борис Нам в детстве пел в школьном хоре, играл на аккордеоне, закончив пединститут, работал несколько лет в школе, в обществе был востребован как непревзойденный тамада. Но потом всю свою  жизнь почему-то трудился в правоохранительных органах, причем, на очень ответственных должностях.

Борис Нам (на снимке второй слева в первом ряду) в школьном оркестре колхоза «Северный маяк» - 1956 год

Борис Нам (на снимке второй слева в первом ряду) в школьном оркестре колхоза «Северный маяк» – 1956 год

Вячеслав Ким

Вячеслав Ким

Вячеслав Ким окончил институт физкультуры, одно время был членом сборной команды Узбекистана по легкой атлетике, работал физруком в школе №19 колхоза «Политотдел», там же – директором Дворца культуры,  тренировал колхозную женскую команду по хоккею на траве и вывел ее в 1980 году в высшую лигу. В начале девяностых связал свою жизнь с работой в церкви, где и по сей день руководит корейским женским хором. Прекрасно играет на аккордеоне. Музыкант-самородок. В народе известен как талантливый профессиональный тамада.

;  Женский хор в «Дустлике» (бывший колхоз «Политотдел») выступает перед сельчанами. На аккордеоне играет руководитель хора Вячеслав Ким

; Женский хор в «Дустлике» (бывший колхоз «Политотдел») выступает перед сельчанами. На аккордеоне играет руководитель хора Вячеслав Ким

Владимир Кан

Владимир Кан

Владимир Кан тоже родился и вырос в «Политотделе». В детстве хорошо играл на гитаре, вечерами вокруг него собиралась толпа любителей музыки. Вместе с Олегом Когаем входил в состав популярного тогда ансамбля «Арари», выступал в «Чен-Чуне» еще до слияния с «Каягымом». Певец-самородок. При исполнении популярных корейских песен может завести публику до высочайшего экстаза.

Владимир Кан (на переднем плане справа) в окружении сослуживцев играет на гитаре (1970 год)

Владимир Кан (на переднем плане справа) в окружении сослуживцев играет на гитаре (1970 год)

Музыкальный руководитель квартета «Ретро» Юрий Тё родился в Калининском районе, но  жизнь свою тоже связал с колхозом «Политотдел». Родители – оба педагоги – где-тов возрасте пяти лет  купили ему маленький аккордеон. Когда Юра на слух подобрал знакомую корейскую мелодию, родители удивились и отдали его в музыкальную школу. С 6-го класса начал играть в колхозном ансамбле. Оттуда попал в «Чен-Чун» – ему тогда исполнилось всего пятнадцать. Там уже были Галина Шин, Владимир Кан, а чуть раньше – и Олег Когай. Проработал он там вплоть до слияния «Каягыма» с «Чен-Чуном». В «Ретро» пришел в 2007 году. Музыкант-профессионал, предан своему делу до фанатизма. В годы «разброда и шатания» неоднократно менял профессию, занимался и «кобонди».

Юрий Те

Юрий Те

Такая вот собралась команда. Я бы подчеркнул: очень талантливая команда, которая, чтобы выжить в условиях рынка, балансирует между желаемым и возможным. И ни от кого не скрывает, что «Ретро» – это не только средство для самовыражения на музыкальной эстраде, но и, если хотите, хобби, которое приносит радость не только им самим, но и, в первую очередь, соплеменникам, которые жаждут общения со своей  национальной культурой.

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.

Translate »