Люди, время, жизнь

20140626193210

Художник Николай Шин. «Ветреный танец»

Директор Культурного центра г-жа Ви Мён Чже

Директор Культурного центра г-жа Ви Мён Чже

Поэзия – это говорящая живопись, есть такое определение стихотворчеству. А с чем сравнимы изобразительное искусство, творения талантливых художников? Ответ у Иосифа Бродского: «Всякое творчество есть по сути своей молитва». В этих словах пронзительная исповедь поэта, выстраданная им в пору немилосердия властей, гонений, опалы. Всё сходится: и художники выносят, выплёскивают свои молитвы на полотна, и, если в них клокочущая правда, набатный звон и зов сердца – их картины не говорят – кричат, взывают. Не молчат!

Такая говорящая живопись предстала в минувшие дни на выставке творений художников из стран Центральной Азии и Кореи во Дворце Независимости. Она была приурочена к государственному визиту Президента Республики Корея г-жи Пак Кын Хе в нашу страну. Вернисаж открылся 19 июня при участии высокой гостьи. А неделю спустя Культурный центр при Посольстве Южной Кореи в РК пригласил на выставку всех желающих, любителей, почитателей художественного творчества.

Около сорока работ в самых различных жанрах выставили мастера пера. Тематически выставка названа «Люди». И, вглядываясь в их лица, сразу же приходит понимание идей, замыслов авторов картин, их глубинная устремленность отразить через людей, время, в котором они пребывали, – жизнь, которую стремятся подчинить своим целям. Директор Культурного центра г-жа Ви Мён Чже (на фото), прекрасно владеющая русским языком, выступила в роли и экскурсовода, и искусствоведа. На открытии она огласила главную концепцию выставки:

– Она посвящена жизни многострадальных советских корейцев, насильственно переселенных с Дальнего Востока в Казахстан и Центральную Азию. Нацеленная на укрепление и дальнейшее развитие культурного обмена между нашими странами, выставка «Люди» посвящена исследованию жизни и истории корейцев за прошедшие 77 лет на этой земле. Но в широкой творческой панораме отражены и соотечественники на Корейском полуострове. Их судьбы, несмотря на время и расстояния, перекликаются между собой.

Выставка представлена тремя секциями. В двух первых она состоит из работ художников обеих стран, их лейтмотив пронизан ветрами депортации, нелегкой адаптации в новых суровых условиях проживания. А третья секция, подводя итог всей экспозиции, раскрывает и обобщает тему единства и духовной связи людей, помогающей преодолевать житейские трудности и невзгоды судьбы.

– Вот яркие работы Николая Сергеевича Шина, его корейская фамилия и имя – Син Сун Нам, – поясняет главный куратор выставки г-жа Ви Мён Чже. – Мы считаем, что он выдающийся художник Узбекистана. Ему было девять лет в 1937 году, депортирован вместе с родителями. В его творчестве два направления: страдания, боль, тревоги людей, перенесших тяжкие испытания, но и надежда, вера в лучшее, а отдельные картины – это ода жизни. О них говорят названия полотен: «Траур», «Плач женщины», «Матери», «Корейские женщины», «Мать и дитя», мажорная работа – «Ветреный танец».

Казахстанский художник Виктор Мун живет в Южной столице, здесь представлен картинами «Смотрящие», «Репетиция». Его работы видел Сеул, он обладатель медали за вклад в изобразительное искусство РК. В. Муну была оказана честь в церемонии открытия данной выставки с участием Президента Южной Кореи.

Выразителен автопортрет Николая Пака, лирична его картина «Мама и я». Следующий колоритный казахстанский художник Сергей Ким. Превалирующее в его творчестве – лица людей. Магическое притяжение вызывает кимовский «Праотец» (Акрил на холсте размером 107 на 85 см). Далекий предок на черном фоне не «по-нашему» широконос, широкоскул, закрытые, но «думающие» глаза. Когда вглядываешься в древнего незнакомца, чудится, что вот-вот раскроются его узкие очи, в норму войдет нос, и он станет «нашим», узнаваемым корейцем – хоть в Казахстане, хоть в Корее. В этом праотце кистью художника и сокрыта тайна и магия искусства – «будить неясные черты».

Далекие художники-соотечественники с Корейского полуострова реалистичны, пластичны и оптимистичны в отражении многоликой земной жизни. Талант Чан Сон Ына выразился в картинах о первых поколениях корейцев после депортации. На одной из них они в молитвах. О чем взывают их мольбы? – Всё страждущее на их лицах – о покое в душе, конце страданий, о счастье детей. И торжествующим художественным аккордом Чана стала его «Улыбка этнической кореянки пятого поколения». Так назвал эту работу автор, написав задумчиво улыбающуюся девушку, на которой задержится взгляд и «юноши с горящими глазами, и старца не потухший взор».

Удивительны и оригинальны работы других южнокорейских мастеров. Мужество матери, воспитавшей без кормильца своих детей, художник Юн Сок Нам изобразил не на холсте, а на дереве. Посетителям выставки дается пояснение: мастер взял за основу и идею, и такой материал, потому что высохшая древесина напоминает морщинистую материнскую кожу. А надрывный, протестующий талант Чон Вон Чёля, соотечественника Юна, выразился в реальном изображении старушек, подвергшихся во время японской колонизации унижениям и насилию.

Теме борьбы с японским порабощением посвящены работы многих художников, среди них Ким Дон Ё, И Чун Сек, другие известные мастера кисти. Есть необычные способы изображения, присущие только корейским творцам. Так, Ким Дон Ё изобразил женщину, погибшую в борьбе с японским порабощением. Еще издали бросается в глаза необычный фон, лицо героини. И, внимательно приглядевшись вблизи, видишь, что изображение соткано из сотен, тысяч бабочек. Искусствовед вводит в корейскую мифологи: бабочки есть символ воскрешения, их полёт – это возвращение к жизни.
Знакомя с каждой работой художников своей страны, директора Культурного центра Ви Мён Чже не покидает волнение. Вот на этой картине изображена рука, только рука человека, она принадлежит Ан Джунг Гыну. Он сумел ею насмерть поразить японского военачальника в Маньчжурии. Сам герой погиб в борьбе за независимость Кореи. Общий фон этой трагической работы – радуга, освещающая путь к освобождению. Вообще, многие работы видятся как иконы, говорит экскурсовод, ведь в них – сама святость, одухотворённость корейской души.

20140626193200

Отдельным блоком представлено большое полотно художника Куон Ё Хёна. На нём лица различной национальной принадлежности, у них разные выражения, а их 14. Но они таковы, что каждое выражает свой, только ему присущий духовный склад, внутреннюю суть индивидуума.

Завершающая часть экспозиции вводила в удивление, изумление и восторг. Их вызывало прямо-таки фантастическое изобретение из зеркал. Автором является художник Чо Док Хён. В прямом созерцании сквозь стекло представлена женщина в белом одеянии, но, припав глазами к стеклянному квадрату, вдруг видишь как её портрет в мгновение, уменьшаясь, растиражированно уносится вдаль. Магия и чудо зеркального преломления!

В них, образно говоря, несмолкающее эхо, оно связывает людей сквозь время и пространство, утверждая тем самым бесконечность человеческого бытия. Это торжествующая философия восточной культуры, заключает Ви Мён Чже.
Все работы художников двух стран прекрасны, индивидуальны, в них дух реализма и современного авангардизма, переклики времён и эпох, радости и страсти человека, его грусть и печаль. И вечный зов жизни! Всё земное бытие – в лицах людей.

В когорте талантливых живописцев особое место занимает Ли Ман Ик. Его имя неувядаемо со времени Олимпийских игр, триумфально прошедших в Сеуле в 1988 году, когда впервые, во всей красе и мощи миру предстала Страна утренней свежести, доселе пребывавшая в определенной неизвестности. Работы знаменитого художника воочию увидели казахстанцы на этом замечательном вернисаже.

Зрители полны впечатлений, говорили о духовном обогащении, желании в оставшиеся дни еще раз увидеть замечательные творения корейских мастеров. Выставка «Люди» продлится до 16 июля. Добро пожаловать!

Владимир СОН,
Астана

Источник: Корё ильбо

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.

Translate »