Мои дедушка и бабушка – гордость махалли!

На конкурс на лучшее сочинение на тему «Мои дедушка и бабушка – гордость махалли» на fikr.uz пришло замечательное сочинение талантливой школьницы-кореянки из Карши, по которой с листа можно прочесть историю корё сарам и увлечься ее слогом. Очень надеюсь, что жюри конкурса обратит на это сочинение пристальное внимание.

Фото Ли Есика иллюстрация к этому посту. Несмотря на дальность расстояний между рассказом и фотографией, их объединяет теплое человеческое чувство.

11329905_847109322026197_1631335873187200350_n

Фото Ли Есика

Мои дедушка и бабушка – гордость махалли!

На стене в моей комнате висят два портрета. На них – моя бабушка Ким Анна Тимофеевна и дед Ким Павел Григорьевич. Их уже нет в живых, но воспоминания о моем детстве часто заставляют перебирать каждый прожитый тогда день по часам и даже минутам. Бабушка после инсульта семь лет не ходила. А дед заботливо ухаживал за ней: кормил, давал по часам лекарства, менял белье. По вечерам у нас иногда проходили такие беседы, значение которых я поняла позже. Дед брал фотоальбом и начинал перебирать пожелтевшие от времени фотографии. А бабуля уже в который раз начинала называть имена.

Судьба их не баловала. Родом они из Российской Дальневосточной глубинки – Посьетского района Амурской области. В 1937 году отца бабушки, кадрового офицера, ночью по чьему-то доносу забрали, и он пропал без вести. Мать, актриса местного корейского драматического театра, слегла, и вскоре умерла. А через несколько месяцев бабулю, ее сестренку, трех братьев отвезли на вокзал, посадили в теплушку и отправили неизвестно куда. По дороге заболела девочка и ее сняли с поезда, потом потерялись братишки.

В Казахстане сирот принял Джезказганский детский дом. Здесь она закончила восемь классов. Позже встретила деда, тоже вывезенного из России. В суровые годы Великой Отечественной войны бабуля и дед работали на шахте, добывали уголь. Топливо шло на уральские заводы, где отливали танки и самолеты. В бригаде, где они работали, были одни подростки. Норму выполняли с трудом, некоторые юные шахтеры ростом не доходили даже до высоты стен вагонеток. Работали в две смены, без выходных. Но все знали – уголь нужен фронту, победе.

Когда началось освоение Каршинской степи, бабуля и дед решили уехать на целину. Так мы попали в Узбекистан. Они строили Каршинский магистральный канал, возводили совхозы. Однажды по республиканскому телевидению показали документальный фильм о целинниках. И мы узнали в героях деда и его старшего сына Валерия, мастера СМУ-1 управления «Каршистрой». Показали, как живут освоители в знойной степи, как пошла вода в некогда пустынные земли.

В год 50-летия великой Победы бабушку и дедушку за участием в работах в тылу фронта наградили медалями «Шухрат». Они и сейчас бережно хранятся у нас с другими наградами в семейном архиве. Выйдя на заслуженный отдых, мои дедушка и бабушка не сидели сложа руки. Бабуля почти 15 лет была народным заседателем в городском суде. К ней шли за советом, жалобами. И она никому не отказывала, помогала правильно составить заявление, советовала к кому обратиться с письмом. Она прекрасно готовила. У нас до сих пор хранятся шестиведерные кастрюли и огромные тазы. Если у кого свадьба или юбилей, суннат-туй или поминки, бабуля готовила салаты, пекла торты, жарила пирожки. До сих пор с благодарностью ее вспоминают соседки, которых она научила консервировать овощи, варить варенье. А ее салаты из листьев болгарского перца и стеблей свеклы стали фирменными на столах многих махаллинцев. Бабушка всегда говорила мне, что есть такой принцип бумеранга: все возвращается назад. Если ты поможешь, то и тебе помогут. А дед был всегда рядом, он помогал разжигать огонь, собирал дрова. Принимал участие в семейных разборках. И его все слушались. А если кто начинал строить дом, то непременным участником хашара был мой дед. Мы жили в махалле одной дружной семьей. Вместе праздновали семейные торжества, вместе делили и горе. Бабушка всегда говорила нам, что мы будем жить хорошо до тех пор, пока дружны: в единстве наша сила. И никого уже не удивляет, когда на свадьбе звучат узбекские, русские, корейские или армянские песни, а когда провожают человека в последний путь, то приходят как мусульмане, так и христиане.

Бабуля не могла смириться с тем, что потеряла всю родню. Она писала во все инстанции. Но ответов не было. От прошлой жизни у нее остались лишь детские фотографии. Однажды в школе на уроке информатики мне случайно попал электронный адрес программы «Жди меня». И я решила сделать сюрприз бабуле. Отправила запрос. А вскоре пришло письмо, в котором было написано, что программа очень хочет помочь моей бабушке, нужно лишь ответить на некоторые вопросы. В тот день, после занятий, я спешила домой, чтобы порадовать мою бабулю, но у подъезда меня встретили соседи и сказали, что она умерла. То письмо так и осталось без ответа. А через год не стало деда.

… У корейцев есть один обычай: каждый год 5 апреля они приходят на могилки близких и трижды кланяются. Этим они отдают дань уважения и памяти усопших. А в нынешнем году, году 70-летия Победы, 9 мая, в День памяти и почестей, мы тоже пришли к могилкам бабушки и дедушки, чтобы еще раз вспомнить о тех, кто ценой своей жизни и труда строил наше светлое будущее. А чуть позже в нашей махалле «Кунчикар» состоялось мероприятие, на который пригласили всех ветеранов войны и труда. Всех вспомнили поименно, в том числе назвали имена моих бабушки и дедушки. А разве это не гордость моей семьи, когда столько людей не забывают их и приводят в пример нынешней молодежи. И то, что моя тетя, их дочь Людмила Павловна Ким, более сорока лет проработавшая в газете, награждена медалью Независимости и орденом «Дустлик» и чей портрет висит в махаллинском комитете, тоже свидетельство того, что мои бабушка и дедушка не зря прожили жизнь и оставили после себя яркий след. Тетя нам сказала, что удостоена высокой наградой за то, что всегда писала о людях труда, о многонациональном Узбекистане, который приютил не только в годы Второй мировой войны сотни тысяч эвакуированных, но и подвергшихся сталинской репрессии представителей таких национальных меньшинств, как корейцы, немцы, крымские татары и который стал для них второй Родиной.

Я горжусь своими бабушкой и дедушкой. Целью своей жизни я поставила доказать делами, что достойна их светлой памяти. Пока стараюсь делать это в учебе, а когда вырасту, может быть, тоже поеду на освоение целины, чтобы выращивать сады в пустыне, чтобы строить новые города, чтобы мои будущие дети могли также тепло говорить обо мне.

Кристина Ким ученица 9 «Г» класса общеобразовательной специализированной школы №1 города Карши Кашкадарьинской области.

тел.+998939030505

Источник: https://fikr.uz/blog/insholar_tanlovi2015/moi-dedushka-i-babushka–gordost-mahalli23.html

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

комментария 3

  • Алла Магай:

    Прекрасное сочинение, Кристиночка! Меня тронула твоя искренность, почти взрослая рассудительность и настоящая любовь к бабушке и дедушке. Я уверенна, что где – то там высоко они с нежностью любуются тобой – зернышком посеянным в те далекие и нелегкие годы… Очень хочется чтобы твои мечты сбылись – что бы ты сделала много добрых дел и продолжила династию добра и человечности! С уважение Алла Магай.

  • Эльмира:

    Хорошее сочинение. А главное, память. Память о людях, которых ничто не сломило. Умение выживать в самых трудных условиях и жить мирно с соседями -вот отличительная черта корейского народа в Центральной Азии. Я не говорю о Корее, а именно о наших корейцах. Нахлебавшихся горя, но не сдавшихся. Горжусь.

  • Катерина:

    Какая умница. Я тоже горжусь тем что наше подрастающее поколение помнит заслуги своих предков, гордятся ими. Очень хорошее сочинение в котором промелькнула целая эпоха.