Мюзикл о несчастной принцессе Токхе

Последняя принцесса Корейской империи Токхе была младшей дочерью императора Кочжона, рожденная от его наложницы. Она появилась на свет, когда Кочжону было за шестьдесят, и он её очень любил. Но судьба Токхе сложилась трагически. Принцессу насильственно вывезли в Японию, где она удерживалась многие годы. Трагедия её жизни нашла воплощение в музыкальном спектакле, который идет на сцене Концертного зала «Сонсу Арт-Холл» в Сеуле.

Принцессу увезли в Японию в качестве заложницы в возрасте 13 лет. Всю оставшуюся жизнь ей пришлось провести вдали от родины и родителей. Она родилась 25 мая, и этот день в сердцах корейцев всегда отзывается щемящим чувством, связанным с жизненной драмой последней принцессы Кореи. Предоставляем слово режиссеру спектакля Сон Чхон Мо.

tk_140527_l01

Нет ничего удивительного в том, что принцесса Токхе была любимой дочерью императора Кочжона. Ведь она была младшей из его дочерей. В истории нередки случаи, когда членов королевской или знатной фамилии оккупированной страны поработители выдавали замуж или женили на местных гражданах. С последней корейской принцессой поступили еще хуже: её фактически взяли в заложники и насильно увезли в Японию в возрасте 13 лет под предлогом продолжения образования. Мать принцессы умерла позже, когда её дочь находилась в Японии. Принцесса тяжело переживала кончину матери. Не посчитавшись с этим, японские власти принудили её к браку с сыном управляющего островом Цусима. У них родилась дочь Чон Хе, которая является важным персонажем мюзикла. 

Последняя принцесса Корейской империи умерла в 1989 году, поэтому её вполне можно считать нашей современницей. Её драматическая судьба привлекла внимание после выхода романа о ней в 2009 году.

Принцесса Токхе родилась в 1912 году, и никто не мог предполагать, что ей уготована столь тяжёлая судьба. Королю Кочжону тогда было уже за шестьдесят. Он нежно любил свою дочь и не только потому, что она была его ребёнком, но ещё и потому, что она внешне была очень похожа на него. Восторженный король сразу же после рождения дочери присвоил её матери высокое звание и устроил по этому случаю пышный банкет. Никто прежде из корейских монархов не отмечал с таким размахом рождение принцессы. Король Кочжон даже пошёл на нарушение установленного порядка и распорядился, чтобы малышка жила во дворце Токсугун, где жил сам, ежедневно встречаясь с дочерью. Но вскоре после кончины короля Кочжона в 1919 году счастливой жизни принцессы пришёл конец.

В фойе Концертного зала «Сонсу Арт-Холл» развёрнута выставка, посвящённая эпохе Корейской империи. Среди фотоматериалов экспозиции есть несколько снимков, сделанных незадолго до отъезда принцессы в Японию. На них взгляд девочки полон печали, как будто она предчувствовала, что впереди у неё безрадостная жизнь. Подробнее об этих фотографиях расскажет госпожа Квон Ми Ён, руководитель постановочной группы мюзикла.

На этом снимке, сделанном на заднем дворе дворца Чхандоккун, рядом с принцессой её друзья и учитель. А эта фотография сделана на представлении за день до её отъезда в Японию. Все танцуют на поляне. Это – момент её проводов. На заднем плане картина, нарисованная принцессой. У неё грустное лицо. Видимо оттого, что ей предстоит покинуть родину. А этот снимок сделан в день отъезда. Почти все гости одеты в кимоно, и лишь двое – в ханбок. Здесь она вместе с директором школы и учителями. Её губы сжаты, а в глазах грусть. Фотография сделана по окончании школы. 

Один из снимков сделан прямо перед отправлением поезда на Сеульском вокзале, который тогда назывался Кёнсонским вокзалом. Отъезд принцессы был обставлен как поездка на учебу, но по сути её взяли в заложники. Несмотря на то, что принцесса Токхе принадлежала к королевскому роду, лишь на одной фотографии она в ханбоке, причем в младенческом возрасте. На всех остальных снимках она либо в европейской одежде, либо в кимоно. Это говорит о том, что во времена японской колонизации даже человек королевских кровей не был свободен носить одежду по собственному усмотрению. Видя чёрно-белые фотографии принцессы, человек испытывает примерно такое же чувство безысходности, которое чувствовала принцесса более ста лет назад.

Я – жительница Сеула. На этой фотографии принцесса вместе с одноклассниками. В их возрасте человек обычно выглядит радостным, но лица этих ребят не выражают никаких эмоций. Это печально. Фотографии отражают общую атмосферу того времени.

В мюзикле подавленное состояние принцессы передано в песне «Давай же улыбнёмся». Говорит актриса Мун Хе Ён, сыгравшая в спектакле роль принцессы.

В песне есть слова: «Я должна выглядеть уверенной. Я не должна выглядеть измученной. Давай улыбнёмся». Это самое душераздирающее место. В спектакле я должна петь здесь с улыбкой на лице, хотя на душе у принцессы камень безысходности. 

Какие же моменты драматичной судьбы принцессы попали в фокус внимания создателей мюзикла? На этот вопрос отвечает режиссер Сон Чхон Мо.

Известно, что принцесса Токхе не знала большого достатка и была последней принцессой Корейской империи и всей династии Чосон. Меня заинтересовал тот факт, что дочь принцессы бесследно пропала в 23-летнем возрасте. У неё было трудное детство, и она вышла замуж против своей воли, но при этом по-настоящему любила свою дочь. Как сложилась судьба её семьи, каким было её замужество, что произошло дальше – это то, на чём мы сосредоточили внимание. Мне хотелось показать, что трагедия императорской семьи не закончилась на одном поколении, а имела свое продолжение в последующих поколениях. 

Хронологические рамки спектакля охватывают период с 1925 года, когда принцесса оказывается в Японии, и до 1962 года, когда она возвращается в Корею. Сюжет в основном крутится вокруг принцессы, её мужа Такеюки и её дочери Чон Хе. В мюзикле супруг принцессы показан как заботливый муж и отец, стремящийся сохранить семью. Режиссер Сон Чхон Мо объясняет, почему японский муж принцессы выведен персонажем, достойным симпатии.

Мы не располагали материалами, которые проливают свет на личность Такеюки- мужа принцессы. Но мы уверены, что он тоже оказался игрушкой в чьих-то руках и женился по указке. В детстве его дважды усыновляли бездетные родственники, а, значит, его судьбой распоряжался не столько он сам, сколько другие. И его женитьба тоже была чьим-то замыслом. Мы не знаем ничего о его человеческих качествах, но пришли к выводу, что он был лишь еще одной жертвой имперских амбиций Японии. 

Граф Такеюки женился на принцессе Токхе по велению императора Японии. В спектакле есть сцены, где Такеюки старается утешить принцессу, которой было нелегко в первые годы замужества.

Брак корейской принцессы и японского аристократа не был их выбором, но у них родился ребенок.

Принцесса долго страдала оттого, что её вынудили выехать в Японию, но беременность внесла успокоение в душу. Говорит режиссёр Сон Чхон Мо.

К будущему потомству, пусть и ожидавшемуся в браке по принуждению, принцесса относилась совершенно по-другому. Видимо, поэтому она так бережно относилась к себе и своему будущему ребёнку в период беременности. Думаю, что эти девять месяцев были самыми счастливыми для неё за все годы жизни в Японии. С ребенком были связаны надежды обоих супругов. Их общий ребёнок был подтверждением того, что у Такеюки есть собственная семья и то, ради чего стоит жить. Мне кажется, это время было счастливейшим периодом в жизни супружеской пары. 

Однако их семейное счастье оказалось недолгим. После рождения дочери психическое состояние принцессы стало ухудшаться и переросло в послеродовую депрессию, которая привела к шизофрении. Положение осложнялось тем, что в результате капитуляции Японии в 1945 году американская военная администрация конфисковала собственность японской аристократии. Такеюки поместил жену в психиатрическую лечебницу и начал бракоразводный процесс. Принцесса Токхе была не только разлучена со своим единственным ребёнком, но и брошена мужем.

Принцесса провела в лечебнице более десяти лет. Но после того, как их дочь Чон Хе пропала, Такеюки пожалел, что в своё время отправил свою жену в психбольницу.

Такеюки до самой смерти искал свою дочь. Известно, что она пропала в 1956 году. История её исчезновения окружена различными слухами. Одни говорят, что её убили, другие, что она покончила жизнь самоубийством, третьи, что она просто решила исчезнуть. Но что именно с ней произошло, доподлинно не установлено. В мюзикле принцесса Токхе и её супруг представлены как глубоко одинокие люди, жаждавшие семейного счастья и лишь на короткое время его познавшие. Свой взгляд на этих двух персонажей излагает режиссёр Сон Чхон Мо.

tk_140527_l02

Я постарался показать, что оба эти героя скорее стали друг для друга утешением, чем предметом настоящей привязанности. Они приняли трагический поворот, уготованный им жизнью, и даже смогли утешить друг друга. Мне хотелось, чтобы мюзикл заставил зрителя понять, какой огромной силой обладает любовь к семье, и что она способна углубить доверие и любовь между супругами. 

Любовь к своей семье давала принцессе силы жить и бороться с одиночеством. История её жизни служит сегодняшним корейцам вдохновляющим примером того, как нужно ценить свою семью и тех, кто рядом.

Принцесса Токхе вернулась в Сеул в 1962 году, 38 лет спустя после того, как была увезена в Японию. Но к тому времени её психическое и физическое здоровье были серьезно подорваны. До самой смерти в 1989 году она жила с тоской по своему отцу – королю Кочжону. Её последняя записка гласила: «Я скучаю по своему отцу. Мой самый большой грех состоит в том, что я родилась последней, в ком течет королевская кровь». В этих коротких строчках заключен очень важный для каждого из нас смысл: «Какое счастье, если рядом с тобой есть те, кого ты любишь».

Источник: https://world.kbs.co.kr/russian/program/program_trendkorea_detail.htm?No=10025085

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.

Translate »