На Хесок, первая профессиональная художница Кореи

Koreanartstudy – Заметки о корейском искусстве

Коллаж На Хесок

Корейская художница, писательница, общественный деятель первой половины ХХ века На Хесок (나혜석, 1896-1948) родилась в семье состоятельного чиновника, получила прогрессивное по меркам того времени образование. При поддержке семьи она поступила в Токийскую женскую академию искусств, стала первой женщиной и четвертым корейцем, получившим диплом по специальности «Западная живопись». На Хесок – первая дипломированная художница в истории Кореи. Вскоре после неё немало корейских девушек закончило академии искусств в Японии, но после замужества они оставляли живопись. На Хесок, став женой и матерью, не перестала серьезно заниматься творчеством, а после развода выбрала путь профессионального художника, решив зарабатывать на жизнь продажей картин, а также литературой.

Литературное творчество На Хесок посвящено борьбе за права женщин. Средствами литературного слова она стремилась просвещать современниц. Со страниц газет она заявляла о том, что её соотечественницы должны перестать существовать в рамках, отведенных им обществом, что они прежде всего личности, а только потом женщины. В стихотворении «Кукольный дом, 인형의 집» (1921), опубликованном в одной из газет, она писала, что женщина не кукла, принадлежащая отцу, мужу, а прежде всего человек, и заявляла о необходимости предоставления женщине права выбора и свободы. В стихотворении «Нора, 노라» (1922), словно манифест звучат слова: «Я – человек. Прежде чем быть женой и матерью, я – человек». На Хесок требовала равного отношения к женщинам, не боялась бросить вызов существующей системе и обществу, открыто критиковала понятие хёнмоянчхо («добрая жена и мудрая мать»), превращающее, по её мнению, женщину в домашнюю рабыню.

13151541_1181934638483646_2547309870466599175_n

Рис. 3

В живописи и печатной графике также нашли отражение феминистские взгляды На Хесок. В 1919 году вскоре после возвращения из Японии она опубликовала в газете серии графических работ, в которых показала, как происходит подготовка ко дню Нового года по лунному календарю. На Хесок изобразила процесс приготовления к празднованию, важной частью которого является обряд поминовения предков. На рисунках все женщины без исключения в семье заняты приготовлением еды, стиркой, шитьем, торопятся успеть подготовить все необходимое, подгоняемые друг другом, организуют пространство для проведения обряда, одевают сыновей для участия в нем, а сами вместе с дочерями остаются «за кадром». На Хесок показала, что являясь двигателем процесса, женщины не принимали участие в событии, для подготовки к которому они несколько дней работали не покладая рук. Она проиллюстрировала тот факт, что в традиционной семье женщине отведена роль домашней рабыни.

На Хесок призывала женщин заниматься искусством профессионально, указывая на то, что современная женщина может успевать выполнять семейный долг и быть активным членом общества. Эти идеи раскрыты в работе «Один день Ким Ирёп, 김일엽의 하루» (1920) (рис. 1). На Хэсок изобразила один день современной женщины, которая читает по ночам, пишет стихи, пока варит обед, а вечером готовит рукопись. Художница представила идеал женщины нового типа, которая не пренебрегает долгом по отношению к семье и успевает заниматься творчеством.

Рис. 1

Рис. 1

На Хесок создала более трехсот полотен, однако до нас дошло лишь двадцать из них. В масляной живописи сложно найти отражение прогрессивных взглядов художницы. Хотя само по себе занятие живописью профессионально было явлением социальной значимости и отражением передового сознания художницы.

На Хэсок на протяжении жизни создавала в основном импрессионистические пейзажи. Во время путешествия по Европе она познакомилась с авангардными направлениями и недолгое время экспериментировала с кубизмом и фовизмом. Находясь в Париже, На Хесок нарисовала первый в истории Кореи женский автопортрет, который является самой известной из её картин. При первом же сравнения фотографии художницы с знаменитым «Автопортретом», бросается в глаза, насколько сильно художница изменила свой внешний вид (рис. 2,3). Нарисовав острый подбородок, изменив разрез глаз и увеличив их размер, На Хэсок словно попыталась придать своему лицу более европейский вид. Можно высказать предположение о том, что находясь в Европе, художница стремилась понять и принять западный образ жизни, что выразилось в желании быть похожим на европейку не только способом мышления, манерой одеваться, но и лицом.

13102899_1181934631816980_5378572412233028663_n

Рис. 2

Столкнувшись с неприятием и резкой критикой корейского художественного сообщества и публики после громкого развода, На Хэсок отказалась от экспериментов и продолжила писать пейзажи в манере импрессионистов. Стоить отметить, что почти на всех её пейзажах изображены здания традиционной корейской архитектуры. Художница не раз заявляла о том, что корейская масляная живопись должна отличаться от западной. Не смотря на то, что На Хесок рисовала маслом и выбирала традиционные для западных художников сюжеты, она стремилась найти способы выразить национальное средствами западной живописной техники (рис. 4).

Рис. 4

Рис. 4

После развода На Хесок лишилась возможности видеться с детьми, поскольку по закону дети должны были оставаться с отцом. Это вынудило её опубликовать в газете «Признания о разводе, 이혼 고백장» (1934), в котором она резко раскритиковала корейское общество, требующее от женщины по старым обычаям приносить себя в жертву и беспрекословно подчиняться мужчине. В результате На Хесок оказалась в изоляции, реакция на её выставки была очень холодной, художница осталась без средств к существованию, несколько лет скиталась и скончалась в одной из сеульских больниц.

Сегодня южнокорейские специалисты в большей степени интересуются литературным творчеством На Хесок, находя в нем истоки корейского феминизма. В скором будущем, наверняка, появятся исследования с переосмыслением значения её живописи. Не смотря на то, что На Хесок не смогла разработать индивидуальный художественный язык, она по праву занимает отдельное место в истории корейского искусства ХХ века. Художница сыграла важную роль в становлении традиции масляной живописи в Корее и распространении среди широких масс населения представлений о характере западной живописи, как классической так и более экспериментальной. Так, например, её первую персональную выставку, открывшуюся в 1921 году, посетило более пяти тысяч человек. Кроме этого личным примером На Хесок доказывала, что женщина может заниматься творчеством профессиональной и наравне с мужчиной.

На Хесок прежде всего просветитель, свою жизнь и творчество она посвятила борьбе за права женщин и права творческой личности, а также реформированию сознания современников средствами живописи и литературы.

Непоколебимая убежденности На Хесок в правоте своих убеждений, бесстрашие перед общественностью вызывают восхищение, а порой и недоумение современных корейцев. На Хесок является символом независимой образованной женщины. Однако трагический поворот в её судьбе сегодня служит предостережением женщинам-интеллектуалкам, которые стремятся выйти за рамки предписанных обществом правил существования. Чувство неуверенности, испытываемое женщиной, которая хочет посвятить себя профессиональной деятельности, но при этом боится пренебречь выполнением обязанностей жены и матери, называют комплексом На Хесок (나혜석 콤플렉스).

Источник: Koreanartstudy

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.