Начало межкорейского диалога

1524606_10152316673021715_1817598303426349301_n

Объединение Кореи неизбежно

Герман Ким, доктор исторических наук, профессор,
Заслуженный деятель Республики Казахстан,
член казахстанской секции Консультативного Совета
по мирному и демократическому объединению Кореи 16-ого созыва

10492194_10152316672501715_6514096562320590941_nРаскол страны, а затем кровопролитная война 1950-1953 гг., закончившаяся перемирием усугубили разделение Корейского полуострова на два государства. В сентябре 1953 г. Южная Корея и США заключили Договор о взаимной обороне в соответствии, с которым на Юге разместился крупный военный контингент США. В июне 1961 г. КНДР подписала с Советским Союзом и Китайской Народной Республикой Договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, предусматривавшие оказание военной помощи в случае агрессии против одной из договаривающихся сторон.
В августе 1961 г. южнокорейская сторона предложила провести обмен мнениями по вопросам объединения страны на уровне офицеров разведки. Пхеньян дал согласие и 28 сентября 1961 г. в условиях строжайшей секретности в северокорейском г. Хэчжу состоялась первая встреча. Сеул внес на обсуждение вопрос взаимного учреждения в Сеуле и Пхеньяне постоянных военных представительств; налаживания торговых связей; свободного передвижения населения через 38-ю параллель; восстановления почтового обмена, телеграфной связи. Всего в рамках переговоров до лета 1962 г. состоя¬лось 15 встреч, которые завершились без практических результатов.

Следующие, уже открытые межкорейские переговоры состоялись в 1963 г. в Гонконге и Лозанне на уровне Олимпийских комитетов двух стран по вопросу формирования единой корейской команды для участия в Токийской олимпиаде. Но и они не имели успеха.

Первые контакты показали, что ни Пхеньян, ни Сеул не готовы к конструктивному обсуждению мер по объединению страны и лишь прощупывали планы противоположной стороны. Параллельно Пхеньян предпринял попытки свергнуть сеульский режим путем вооруженного «экспорта революции» в Южную Корею. Как известно, в январе 1968 г. специально подготовленные северокорейские штурмовики пересекли 38-ю параллель с целью внезапной атаки президентского дворца и физической ликвидации Пак Чжон Хи. Но акция потерпела провал, диверсионная группа была уничтожена южнокорейскими военными и полицейскими силами.

В конце 1960-х – начале 1970-х гг. мир вступил в полосу политической и военной разрядки напряженности. Администрация президента Р. Никсона приняла решение о сокращении своего военного присутствия в Азии. Из Южной Кореи в 1971 г. Пентагон вывел 20 тыс. военнослужащих.

В этих условиях начались новые контакты Севера и Юга по гуманитарным и политическим каналам. Делегации обществ Красного Креста двух государств в течение года провели около 40 встреч, на которых были согласованы вопросы по розыску разлученных членов семей и родственников, организации их встреч, переписки и т. п.

Первый контакт между Севером и Югом на официальном уровне состоялся в ходе визита в Пхеньян директора ЦРУ Южной Кореи Ли Ху Рака 2-5 мая 1972 г. и его переговоров с Ким Ир Сеном. Визит проходил в строжайшей тайне.
4 июля 1972 г. было принято Совместное заявление Севера и Юга Кореи. Его исключительная важность состоит в том, что впервые после раскола страны удалось согласовать принципы объединения Кореи, достичь которого предполагалось самостоятельно, без вмешательства извне; мирным путем и на основе «великой национальной консолидации».

Главные фигуры подписания Совместной декларации от 4 июля директор КЦРУ Ли Ху Рак и вице-премьер Северной Кореи Пак Сон Чхоль (справа).

Подписанный документ предусматривал прекращение пропагандист¬ских выпадов друг против друга, предотвращение вооруженных конфликтов, для чего устанавливалась прямая телефонная связь. Создавались структуры совместной деятельности: Координацион-ный комитет и пять подкомитетов (политический, военный, дип-ломатический, экономический, культурный).

Пхеньян внес предложение провести совещание политических партий и об¬щественных организаций Северной и Южной Кореи, а также объединен¬ное заседание депутатов Верховного народного собрания КНДР и Национальной Ассамблеи – южнокорейского парламента. Пхеньян рассчитывал на взрыв симпатий к КНДР среди трудящихся масс Южной Кореи. Северная Корея на тот момент еще сохраняла преимущества в экономическом разви¬тии, социальном обеспечении и обороноспособности. Национальный доход на душу на¬селения составлял на Севере 286 долл. США, в то время как на Юге – 248. Северная Корея была уверена в собственных силах и полагала, что вьетнамская модель объединения на основе социалистического строя может повториться в Корее.

Сеул согласился на переговоры с Пхеньяном, прежде всего, из соображения своей безопасности в новых геополитических условиях, а также ввиду обострения внутриполитических и социально-экономичес-ких проблем. Беспокойство южнокорейского режима вызывала также активность в стране студенческого движения левого толка, инспирируемая и финансируемая Северной Кореей и «Чочхоннёном – Ассоциацией северокорейских граждан в Японии (조총련).

Надежды на быструю нормализацию отношений между Севером и Югом не оправдались. Стороны не смогли преодолеть глубокого недоверия друг к другу, пойти на компромисс ради сближения своих позиций.

В ходе деятельности Координационного комитета стало понятным, что ни одна из сторон не будет подчинять
제2차 남북조절위원회 회의차 평양을 방문한 이후락 남측위원장(왼쪽)이 1973년 11월3일 김일성 북한 주석을 만나 악수하고 있다.
Вторая встреча в Пхеньяне директора ЦРУ Южной Кореи Ли Ху Рака с Ким Ир Сеном, 3 ноября 1973 г.
свои интересы общенациональным задачам. Предлогом для прекращения диалога стал скандал, связанный с похищением из Токио южнокорейскими спецслужбами лидера оппозиции Ким Дэ Чжуна. В январе 1975 г. Координационный комитет и дру¬гие структуры, созданные для диалога, прекратили существование.
Контакты 1970-х годов между Пхеньяном и Сеулом оказались самыми значительными в эпоху холодной войны. Они оставили заметный след в истории отношений двух частей Кореи – основные принципы объединения, которые по-прежнему признаются обеими сторонами.

Северу и Югу понадобилось еще двадцать лет, чтобы сделать очередной крупный шаг к взаимопониманию и перейти к новому раунду переговоров. Но об этом будет другой рассказ.

Источник: Герман Ким

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.

Translate »