Наталья Лян. Хочу рассказать вам о двух российских художниках

Сергей Варленович Пен на открытии выставки-ретроспективы работ Пена Варлена (1916-1990). Сеул, 2 марта 2016 г.

Наталья Лян

Наталья Лян

Хочу рассказать вам о двух российских художниках, корейцах, ленинградцах, отце и сыне. О старшем, отце, я узнала совершенно случайно, попав в 2013 году на выставку графики «Художник и война», посвященной 70-летию Курской битвы, в Белгородском государственном художественном музее. На экспозиции меня привлекла работа, офорт «Ленинградская ночь», автор – Пен Варлен. Прочитав имя художника, удивилась неожиданному совпадению. Дело в том, что за несколько лет до этой выставки я писала дипломную работу в магистратуре ФИИ РГПУ им. А.И.Герцена, и консультантом кафедрой живописи мне был назначен преподаватель кафедры Сергей Варленович Пен, маринист, заслуженный художник РФ. Совпадение такое не могло быть случайным, и найденная в интернете информация подтвердила это.

Пен Варлен (1916-1990), уроженец Приморского края, кореец, в 1947 закончил ленинградскую Академию Художеств (по мастерской известного русского художника Александра Осьмеркина, того самого, «бубнововалетовца»), советский художник, живописец, график, кандидат искусствоведения, профессор АХ. На сайте «Корё-сарам» 3 марта 2016 года была публикация, об открытии ретроспективной выставки работ Пен Варлена в Национальном музее современного искусства во дворце Токсугун, Сеул, РК (https://koryo-saram.ru/2-marta-s-g-vo-dvortse-toksugun-sost…/). В статье было вскользь упомянуты родственники художника, присутствовавшие на открытии выставки, и опубликованы фотографии с открытия. На одной из них – сын Пен Варлена, Сергей Варленович, пошедший по стопам отца и ставший известным художником-маринистом.

Сергей Варленович окончил, как и его отец, Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (Академия Художеств), в настоящее время он работает в должности художника-мариниста в Центральном военно-морском музее, является художественным руководителем студии художников-маринистов ФГКУ «ЦВММ» Минобороны России. В 1997 году ему было присвоено звание Заслуженного художника РФ. С 2006 года Сергей Варленович, в должности профессора, преподает на кафедре живописи факультета изобразительного искусства РГПУ им. А.И. Герцена, где мне и посчастливилось с ним познакомится, и получить ценные рекомендации к своей дипломной работе.

Основная часть работ Сергея Варленовича находится в коллекции и экспонируется в Центральном военно-морском музее, г. Санкт-Петербург, но репродукции некоторых его картин можно увидеть на сайте ФИИ РГПУ им. А.И. Герцена (https://fii-herzen.spb.ru/ru/staff/dept-painting/pen). А две прекрасные статьи о художнике-отце и художнике-сыне вы можете прочитать на этом форуме https://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=4241&p=199

Источник: Natalya Lyan – Корё-сарам или корейцы СНГ (koresaram)

***

Хан: и далее, чтобы два раза не ходить, публикую очерк о Сергее Варленовиче Пене из форума и его репродукции из сайта Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена
Факультет изобразительного искусства.

МОРЕ В МОЕЙ СУДЬБЕ.

Новая встреча с живописцем Сергеем Пеном
Волго-Невский ПроспектЪ №23(171)от 18.11.2011

Галерея маринистики «Красная палатка» на ледоколе-музее «Красин», не успев реализовать всех своих замыслов, закрывается, а жаль. Главная причина закрытия, на мой взгляд, заключается, прежде всего, в отдалённости галереи от центра города. И только. Сама же идея выставок на борту легендарного ледокола замечательна, в чём я убедился ещё раз.

Что бы ни говорили, было приятно вновь познакомиться с работами Заслуженного художника России Сергея Пена, уже знакомого читателям по статье «Два взгляда на море», опубликованной в «ВНП» 12 августа 2011 года.

Если в выставочном зале Санкт-Петербургского союза художников преобладали работы более крупного формата, то здесь представлены в основном небольшие картины, навеянные зарубежными поездками.
С рассказа об одной из таких работ, написанной в Нормандии, и началась наша беседа сСергеем Варленовичем Пеном.

– Эта картина появилась на севере Франции, в местечке Этрета. Увиденные там пейзажи вдохновляли не одно поколение художников, включая знаменитых Клода Моне и Густава Курбе. Берег Северной Нормандии сложен преимущественно светлыми известняками, издали напоминающими крепостные стены. Не менее живописны и окрестности французского портового городка Дьеп, зажатого высокими утёсами на берегу пролива Ла-Манш.

Там можно сидеть практически на одном месте и писать с натуры. Каждый час освещённость местности меняется и всё становится сказочным: море, залив, и дальше – океан, дыхание которого невольно чувствуешь…

Кроме того, на протяжении многих лет я пишу этюды и храню их в своей мастерской, почти никому не показывая, поэтому куратор выставки Татьяна Сергеева и предложила мне выставить часть моих работ для всеобщего обозрения.

Сергей Пен родился в семье художников. В 1976 году окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина. Его отец Пен Варлен – художник-живописец, долгие годы был профессором этого института: увлекался живописью, рисовал портреты, очень много внимания уделял графике, при этом был блестящим рисовальщиком и делал офорты. В 2011 году в здании Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина состоялась большая выставка его работ, привлёкшая внимание почитателей его таланта. Мама Сергея была чистым живописцем, но поскольку семья была большая, времени на творчество не хватало и она создавала преимущественно натюрморты. Сестра Сергея Варленовича тоже художник, а брат окончил Кораблестроительный институт.

Любовь к морю, по его признанию, пришла с годами, после службы в армии. А началась – с приглашения поработать в студии художников-маринистов Центрального военно-морского музея (ЦВММ). До этого он моря не видел и слабо представлял, что это такое. Согласившись на работу в студии, решил для себя, что задержится там ненадолго, однако жизнь распорядилась иначе. В 1988 году на волне «перестройки» его избирают руководителем этой студии.

– Музей, – признаётся Сергей Варленович, – такой организм, который засасывает и вот уже 33 года как не отпускает меня. Именно тут я постиг величие моря. Мне посчастливилось побывать на Аляске, а через пять лет после этого совершить кругосветное плавание на барке «Крузенштерн», дух которого во мне не выветрился до сих пор…

Поводом для поездки в Америку послужила идея создания там музея истории Аляски, который по замыслу его основателя, должен был быть украшен работами русских художников, увлечённых темой «Русская Америка».

О поездке Сергея Пена на Аляску напоминает лиричный пейзаж, запечатлевший гавань современной Ситки. А рядом с ним соседствует пейзаж бывшего Ново-Архангельска, то есть той же Ситки, но реконструированной с учётом сохранившихся зарисовок художника Вознесенского…

Природа на Аляске удивительно красива. Всюду чувствуется влияние тёплого течения Гольфстрим, поэтому и контрасты значительны: ледники соседствуют с невероятно высокими елями. Внизу можно встретить летающих колибри, а взглянешь выше – увидишь вечные снега.

– Во время кругосветного путешествия на протяжении многих месяцев нас сопровождали вода и небо, на юге заметно отличающееся от северного… Если на севере центральное созвездие Большая Медведица, то на юге – созвездие Южный Крест… Что оставалось нам делать? Невольно фиксировали какие-то моменты корабельной жизни, которые специально не придумаешь. Так в поле зрения попал запасной рулевой привод Дэвиса, который стоит на юте парусника «Крузенштерн». Во время движения корабля возле него стоит рулевая вахта. К каждому из колёс приставлено по два матроса, которые крутят их…

Когда на море хорошая погода, можно было увидеть сказочной красоты закаты, которые хотелось тут же запечатлеть. Часть этих этюдов можно увидеть в галерее. Среди них миниатюра – кучевые облака вертикального развития «с наковаленкой» посреди бирюзового неба…

На выставке встречаются работы, навеянные историческими реконструкциями. Таковы картины «Строительство потешной флотилии» или «Кронштадтские корабли. Середина XIX века», выполненные в 2011 году. Для их создания художник должен был основательно изучать архивные материалы.

Сергей Варленович признаётся, что больше всего любит исторический период с конца ХIX-го по начало XX века, поскольку именно на это время приходится расцвет и увядание любимого им парусного флота.

– Я берусь за исторические темы, поскольку постоянно варюсь в «музейной каше». Так как хранители музея, в основном, мои друзья, я имею возможность взглянуть на такие вещи, которые обыкновенный посетитель фондов вряд ли когда увидит. А любовь к кораблям началась с любви к Кронштадту. В этом городе я бываю по несколько раз в году, для того чтобы порисовать или просто побродить по его улочкам и набережным…

Кронштадтские корабли на его картине запечатлены в реально существующей и ныне военной гавани. Здесь же отображён морской канал, который существенно не изменился. Сергей Пен, приехав туда, набросал сначала небольшой этюд, на основе которого «расставил» корабли и отразил характерную картинку того времени. Существенную помощь ему оказали находящиеся в фондах ЦВММ гравюры и рисунки художников XIX века.

– В «доперестроечный» период в ЦВВМ бытовало мнение, что художники должны отображать только современность. Для этого нас посылали в командировки на корабли Военно-Морского флота. Было множество заказов, и мы писали современные корабли. К сожалению, сейчас флот переживает не лучшие времена. Плавание на «Крузенштерне» в 1995 году в принципе стало моей последней командировкой такого рода. Теперь я сам заработаю деньги и выезжаю на море, потому что уже не могу без него жить…

Барк «Крузенштерн» (бывшая «Padua») – парусник, построенный в 1928 году в Германии и остающийся таковым по сути до наших дней, за исключением того, что на нём появился двигатель. Этот парусник достался Советскому Союзу по репарации после Великой Отечественной войны при разделе поверженного немецкого флота.

На борту этого учебного парусного судна, помимо меня, находился мой коллега Андрей Петрович Красильщиков. До этого мы не знали друг друга, а после кругосветки – сдружились и поддерживаем добрые отношения по сей день.

Одна из работ Сергея Пена запечатлела молебен на паруснике «Крузенштерн» перед отходом его в кругосветное плавание 28 октября 1995 года. На палубе барка выстроились курсанты, тут же родители и провожающие. Там же можно заметить корабельного батюшку и ещё кого-то из служителей православной церкви Калининграда.

Участников кругосветки ожидала масса впечатлений, среди которых незабываемое прохождение мыса Горн в Южной Америке, а также мыса Доброй Надежды в Южной Африке. Все тогда, по воспоминаниям Сергея Варленовича, ходили в ватниках, вдыхая непривычный морозный воздух южных широт…

«Красная палатка» – одна из галерей, где можно было знакомиться с работами современных художников-маринистов. Постоянно же подобные выставки проходили в стенах знаменитого ЦВММ. Последняя из них – была посвящена творчеству Заслуженного художника России Андрея Троня, о которой мы рассказывали читателям нашей газеты в декабре прошлого года.

Сейчас, когда ЦВММ находится в стадии переезда, выставочный процесс, естественно, на какое-то время задержится, но, хочется верить, что уже в следующем году мы вновь встретимся с Сергеем Пеном на его юбилейной выставке и вновь порадуемся его живописным и историческим полотнам.

Беседовал Николай АСТАФЬЕВ

Источник: https://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=4241&p=199

***

Пен Сергей 001

Пен Сергей 002

Пен Сергей 003

Пен Сергей 005

Пен Сергей 006

Пен Сергей 007

Пен Сергей 008

Пен Сергей 009

Пен Сергей 010

Пен Сергей 011

Пен Сергей 012

Пен Сергей 013

Пен Сергей 014

Пен Сергей 015

Пен Сергей 016

Пен Сергей 017

Пен Сергей 018

 ***

Ссылка по теме: Внутренний стиль

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.

Translate »