
Сегодня на русском языке есть несколько распространенных учебников истории Кореи. Представляется, что их можно разделить на несколько уровней с точки зрения того, с чего надо начинать и чем заканчивать.
В качестве двух первых книг я рекомендую «Лекции по истории Кореи» С. О. Курбанова и учебник по истории Кореи группы авторов, который вышел в МГИМО МИД в 2003 г. Условно их можно назвать наиболее объективными с точки зрения отсутствия у авторов ярко выраженного желания навязать читателю свое видение мира как единственно верное. Плюсом учебника МГИМО является то, что там каждый раздел писал специалист, довольно четко выделявший формулировки, минусом – то, что один из специалистов, привлеченных к работе, специалистом на самом деле не был и поэтому написанный им раздел выделяется как пропагандистским пафосом, так и перлами типа «конфуцианский принцип «дао».
В качестве книг второго уровня я бы рекомендовал советский двухтомник 1974 г. и переведенный на русский язык учебник выдающегося южнокорейского историка Ли Ги Бэка «История Кореи: новая трактовка». Каждая из книг условно отражает определенный дискурс, однако пропагандистский компонент в них весьма умеренный, особенно – когда дело касается средних веков и начала нового времени. Если учебник Ли – это хороший пример того, как в РК видели историю во второй половине ХХ в. (до того, как официальный Сеул начал активно вкладываться в распространение «правильного взгляда на историю»), то советский учебник до сих пор содержит наиболее полную информацию о социально-экономическом или культурном развитии страны. Конечно, молодому поколению, которое не привыкло читать советские тексты и не знает, куда смотреть между строк, он может показаться заидеологизированным. Однако идеология там в канонах, а не в трактовках., и не превалирует над изложением фактов. Минус обоих учебников – то, что один из них заканчивается 1970 г., а другой – 1960.
К третьей группе относится южнокорейский учебник Хан Ён У и двухтомник по истории Кореи В. М. Тихонова и Кан Мангиля. Они подробны, охватывают период вплоть до новейшего времени, однако в обоих случаях идеологические воззрения авторов позволяют им жонглировать фактами вроде известного высказывания: «В 1945 году сталинский режим довел до самоубийства законно избранного канцлера Германии – художника и вегетарианца». В первом случае речь идет о современном южнокорейском правом официозе, во втором – о позиции ультралевых националистов. Поэтому с моей точки зрения эти учебники не должны быть первыми, дабы человек не поддался навязываемым ими рамкам и читал их, уже владея контекстом и помня, что ангажированный автор выпячивает одно и затирает другое.
Комментирование закрыто.