Новые публикации о Хон Бомдо: правда и вымысел. Заметки историка

Хон Бомдо, один из лидеров антияпонской армии, и его жена с мальчиком (1929 год, около озера Ханка). Архивное фото из книги: Songmoo Kho. Koreans in Soviet Central Asia. Edited by the Finnish Oriental Society. — Helsinki, 1987. (Studia Orientalia, 61).

Гостелерадио СССР
Отдел вещания на корейском яз.
30.03.1989

Автор: Валентин К. Пак
Ред.: Т. Симбирцева
И.о. зав.отделом: К.Белов
Виза: В. Кокунов

ДИКТОР: Говорит Москва! Продолжаем передачу. Уважаемые радиослушатели, предлагаем вашему вниманию заметки историка Валентина Пака. Они написаны в связи с некоторыми публикациями южнокорейской печати, посвященными национальному герою корейского народа Хон Бомдо.

ДИКТОР: Имя Хон Бомдо – одного из зачинателей антияпонской вооруженной борьбы корейского народа – чтут повсюду, где проживают корейцы, – пишет Валентин Пак. Его судьба и подвиги как бы связали воедино важные этапы истории корейского, советского и китайского народов, поэтому они являются объектом изучения для многих исследователей в различных странах мира. Но несмотря на то, что о Хон Бомдо написано немало как научной, так и художественной литературы, в его биографии есть еще немало «белых пятен», а отсутствие информации порождает многочисленные слухи и версии, зачастую далекие от действительности.

В качестве примера приведу статью Ли Гичхана «Полководец Хон Бомдо скончался от болезни в Пуккандве», которая была опубликована южнокорейской газетой «Хангук ильбо» 22 октября 1988 года. В ней рассказывалось об исследованиях, которые проводили в Ёнбёнской корейской автономной области в Китае и в КНДР сотрудники Института истории в Ёнгире (Китай) Пок Чонсоп, Хан Хёнгёль и Ким Пха. Они опросили 80 свидетелей и выяснили, что легендарный герой родился в селе Сунамдон уезда Кёнсон провинции Хамгён пукто, что настоящее его имя было Хон Чонхак и что изменил он его на Хон Бомдо лишь в 1907 году, вступив в антияпонскую борьбу. По версии исследователей, у Хон Бомдо было 5 сыновей и 2 дочери. В 1938 году он покинул советскую Россию и в поисках семьи отправился в Кандо (Китай), пустив при этом слух о своей смерти в России. Слух этот был нужен ему, чтобы обмануть японцев и обезопасить себя и близких от преследований японских карателей. Пок Чонсоп и его коллеги утверждают, что прославленный партизан закончил свои дни в Ёнбёне, умер 8 ноября 1943 года и похоронен в провинции Г ирин, где в память о нем поставлена каменная стела с надписью: «Могила полководца Армии справедливости Хон Бомдо».

Я нисколько не сомневаюсь в добросовестности моих коллег из Института истории в Ёнгире, – пишет Валентин Пак. – Я уверен, что они честно пытались докопаться до истины, но позволю себе обратиться к документам, в частности – к автобиографии Хон Бомдо, написанной им лично и хранящейся в Центральном государственном архиве РСФСР в Томске. Она начинается словами: «Я, Хон Бомдо, родился в 1868 году 27 августа в Корее, в г. Феньяне, в семье бедных родителей…».

А вот выдержка из анкеты № 05607 красноармейца и красного партизана Хон Бомдо:

Год, месяц и число рождения – 1868 год, 27 августа

Национальность и место рождения – кореец, Корея, г. Феньян.

Семейное положение (перечислить состав семьи) – жена Ли Инбок, 60 лет.

На вопрос: «Кто из родственников проживает за границей (указать местонахождение)?» следует ответ – нет.

Кроме свидетельств самого Хон Бомдо, против версии, выдвинутой Пок Чонсопом и его коллегами, есть и другие доводы. В первую очередь, они связаны с реалиями жизни Хон Бомдо в последние годы жизни. Дело в том, что после насильственного переселения корейцев с Дальнего Востока в Казахстан и Среднюю Азию в 1937 году не могло быть и речи о том, чтобы кто-то из них мог уехать из СССР. Выехать за рубеж в годы сталинских репрессий было очень трудно, и не только для представителей опальных народов, к которым относились и корейцы. Кроме того, в 1938 году Хон Бомдо было уже 70 лет, и он вряд ли рискнул бы отправиться в столь долгое и трудное путешествие.

До сих пор в Советском Союзе живут люди, лично знавшие Хон Бомдо в последние годы его жизни. Из их рассказов ясно, что никаких поездок он в это время не предпринимал. Два его сына умерли рано, и он жил вдвоем с женой в городе Кзыл-Орда Казахской ССР, где и умер в возрасте 75 лет 25 октября 1943 года. Здесь же он и похоронен. На его могиле поставлен обелиск, увенчанный красной звездой, и бюст с надписью: «Легендарный командир партизанского отряда, пламенный борец за власть Советов на Дальнем Востоке». Таковы факты.

К сожалению, долгое время они были скрыты от научной общественности. Забвение имени Хон Бомдо – прямой результат нарушений ленинских принципов национальной политики в сталинский период, когда целые народы объявлялись «предателями», а их культура, язык и история – недостойными уважения. Прошло много лет прежде, чем положение стало меняться к лучшему. В СССР ведется работа по созданию научной биографии Хон Бомдо. Извлечены из архивов неизвестные ранее его дневниковые записи и другие документы. Так что можно надеяться, что в будущем в нашей стране появятся новые труды, освещающие неизвестные страницы жизни корейского народного героя.

Несомненно, – пишет Валентин Пак, – что серьезных разночтений в биографии Хон Бомдо не было бы, если бы между корееведами в разных странах существовал более тесный контакт. В том плане показателен один пример. В марте прошлого года нью- йоркская газета «Сеге ильбо» опубликовала статью профессора Хельсинкского университета Ко Сонму, которая содержала любопытное сообщение о могиле Хон Бомдо около города Тумэн в Гиринской провинции в Северо-Восточном Китае. По сообщениям очевидцев, потомки Хон Бомдо совершали здесь поминальные жертвоприношения. Во время культурной революции они прекратились.

На 12-й конференции корееведов в Лейдене (Голландия) в марте прошлого года советские корееведы предоставили в распоряжение Ко Сонму фотографии и другие документы, изучив которые, он пришел к выводу, что могила Хон Бомдо в Кзыл-Орде в советском Казахстане является подлинной, а описанная им могила в Китае – символической,

созданной для увековечения памяти героя. Об этом Ко Сонму заявил на состоявшемся летом 1988 года в Сеуле семинаре по исследованию национального движения в Корее.

Это лишь один факт, свидетельствующий о настоятельной необходимости развития более тесных контактов корееведов разных стран. Только в результате разностороннего доброжелательного сотрудничества можно добиться весомых результатов, имя которым – Правда.

ДИКТОР: Вы слушали заметки историка Валентина Пака в связи с некоторыми публикациями последнего времени о национальном герое корейского народа Хон Бомдо.

***

Источник: РАУК – Пак Валентин. Новые публикации о Хон Бомдо: правда и вымысел. Заметки историка. 1989 г.

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментариев пока нет, но вы можете оставить первый комментарий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Translate »