О Ли Гван Су

Дорогие друзья! На днях мы перешли на новый хостинг и в момент перехода Сергей Алкин оставил комментарий, который остался (затерялся) на прежнем месте. Комментарий был к записи Андрея Ланькова о Ли Гван Су (“Судьба писателя”). Комментарий очень важный, как с точки зрения литературоведения, так и русско-корейских отношений.

baikamur Сергей Алкин:

Добавлю к вышесказанному статью, написанную о Ли Гвансу для книги «Малая энциклопедия Забайкалья. Культура. – Часть I (А-Л). – Новосибирск: Наука, 2009. С.420-421.

Ли Гван Су

Ли Гван Су

ЛИ ГВАНСУ (псевд. – Чхунвон) (2.22.1892, г. Чонджу, провинция Сев. Пхёнан – 1951), писатель, публицист, общественный деятель. Один из ведущих корейских писателей периода япон. владычества, положивший начало новому этапу развития лит. в Корее.

Из аристократической семьи. Принял участие в движении тонхак. Переехал в Сеул, где познакомился с просветительскими идеями.

В 1906 направлен на учебу в колледж Мэйдзи (Токио), где увлекся лит., заинтересовался европейской прозой, в первую очередь произведениями Л.Н. Толстого. Особенно близки оказались идеи Толстого об обновлении христианского учения и единения людей на основе любви и всепрощения, о непротивлении злу насилием. Вернувшись в Корею, опубликовал первые рассказы, действие одного из них («Юная жертва») происходит во время рус.-тур. войны кон. 18 в. В нем описаны страдания стариков-родителей, получивших известие о смерти сына. Работал в миссионерской школе Осан, откуда ушел из-за недовольства адм. пропагандой идей толстовства и дарвинизма. Некоторое время путешествовал.

В 1914 посетил Китай и Россию. За время пребывания в России (Владивосток, позднее Чита) написал 4 статьи для «Квоноп синмун» (“Газета  развития труда”, газета для корейцев, издавалась во Владивостоке) и одну редакционную статью для «Тэханин чонгёбо» («Корейский православный вестник»). Пребывание во Владивостоке и Чите нашло отражение в автобиографии «Кы ый часоджон». Рассказывает о жизни в Чите в доме у еврейской семьи, со страхом ожидавшей погромов. В Чите, узнав о начале Первой мировой войны, вынужден был отказаться от дальнейшего путешествия в Америку.

Учился в ун-те Васэда в Токио (1915–19). Верил, что развитие нац. лит. поможет сплотить корейскую нацию. В 1920–30-е сотрудничал в 1-х корейских лит. журналах, руководил газетами. Первые рассказы просветительного характера и романы («Бессердечие», 1917, «Поселенец», 1918) проложили путь современной корейской прозе. Роман «Бессердечие» стал наиболее известным произведением новой корейской лит. Автор ист. романов «Подлинная история короля Танджона» (1928–29), «Ли Сунсин» (1931–32), «Земля» (1932–33). В творчестве Л.Г. отразился религиозный синкретизм корейцев: буддийский взгляд на жизнь – в романах «Наследник престола Маый» (1926–27), «Король Седжо Великий» (1940), «Наставник Вонхе» (1941–42); христианское мировоззрение – в романе «Возрождение» (1924–25). Считал, что традиционная конфуцианская мораль не соответствует новым социальным условиям, отстаивал свободу личности, осознающей себя личностью творческой, участницей истории.

В февр. 1919 вместе с другими корейскими студентами в Токио составил «Декларацию независимости», к-рая дала толчок развитию общенационального движения за независимость. После образования в Шанхае временного правительства во главе с Ли Сынманом возглавил редакцию газеты «Тоннип синмун» («Независимость»). В 1921 вернулся в Корею. Несколько раз арестовывался япон. властями по подозрению в подрывной деятельности.

В сер. 1930-х отошел от борьбы за свои убеждения, возглавив «патриотическое о-во корейских литераторов», гл. целью к-рого было распространение прояпонских взглядов. Написал автобиографические романы «Его автобиография» (1936–37), «Я» (1947), повесть-исповедь «Мое признание» (1948), где нашли отражение впечатления от путешествия в Россию.

Во время Второй мировой войны сотрудничал с японцами. После освобождения страны его привлекли к суду за коллаборационизм. В 1951 был захвачен силами нар. армии КНДР, вывезен на сев. страны, где вскоре скончался.

С о ч.: Чонджип. Полное собрание соч. т. 1–20. – Сеул, 1971. Л и т.: Солдатова М.В. Становление нац. прозы в Корее в 1-й четверти ХХ в. – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2004. С.В. Алкин

 

Опубликовано в:

«Малая энциклопедия Забайкалья. Культура. – Часть I (А-Л). – Новосибирск: Наука, 2009. С.420-421.

 

P.S. Обычно “Квоноп синмун” переводят или как “Газета
развития труда” или как “Газета поощрения предпринимательства”. Оба
варианта использовались в научных работах на русском языке.

Сергей Алкин:

Для интересующихся творчеством писателя рекомендую книгу: Солдатова М.В. Становление нац. прозы в Корее в 1-й четверти ХХ в. – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2004.

В 2011 г. на гуманитарном факультете НГУ Екатерина Верещагина защитила дипломную работу по теме: «Автобиографический аспект творчества корейского писателя Ли Гвансу».

Автобиографический аспект творчества Ли Гвансу (1892-1951).

Актуальность выбранной темы обусловлена большим интересом к личности писателя в самой Корее. Корейские исследователи в своих взглядах и оценках фигуры Ли Гвансу и значения его произведений для корейской литературы крайне субъективны и неоднозначны. Существуют серьезные разногласия между литературоведами, считающими его произведения, особенно роман «Бессердечие», неоценимым вкладом в развитие национальной прозы и выдающимся произведением своей эпохи, и теми исследователями, которые придерживаются мнения о том, что, не смотря на все заслуги, Ли Гвансу, он является предателем и японским коллаборационистом. Эти два полярных в корейском литературоведении мнения до сих пор имеют место быть. Действительно, Ли Гвансу начинал как ярый националист, но затем из-за сотрудничества с японскими властями его обвинили в предательстве. В его мировоззрении и взглядах произошел резкий поворот. Главную роль, в так называемом, «превращении» Ли Гвансу сыграла поездка в Россию в 1914 году. Этот важный этап его биографии оказал существенное влияние на мировоззрение и творческие взгляды писателя. Публицистические работы Ли Гвансу, написанные им в России, имеют связь с его последующими просветительскими работами, а также нашли отражение в творчестве писателя. В российском корееведении данной проблематике посвящено крайне мало работ. Основополагающими работами отечественных исследователей являются – монография Солдатовой М.В. «Становление национальной прозы в Корее в первой четверти 20 века» и статья А.Ф. Троцевич «Несколько слов о Ли Квансу» в вестнике центра корейского языка и культуры СПбГУ. Иванова В.И. «Новая проза Кореи» Также, исходя из того, что до настоящего времени в российском корееведении не предпринималось целенаправленного изучения биографии Ли Гвансу и попыток определить место в истории корейской литературы его романа «Бессердечие», необходим более тщательный анализ его основных произведений и объективный подход к данной проблеме. В российском корееведении и литературоведении до сих пор не изучен этот относительно новый для Корейской литературы жанр автобиографического романа и история его становления. А по причине того, что до настоящего момента ни одно произведение автора не было переведено полностью на русский язык, данная работа имеет также практическую ценность. Следовательно, данная работа имеет актуальность.

Объект и предмет исследования. Объектом данного исследования является проза корейского писателя Ли Гвансу. Предмет исследования – художественные особенности произведений. На примере ранних произведений писателя можно проследить основные этапы влияния на его творчество, русской литературы, японского натурализма, а также передовых философских течений того времени. А также выявить наличие автобиографического аспекта в его раннем творчестве.

Цели и задачи исследования. Целью данной работы является рассмотрение творчества писателя Ли Гвансу в автобиографическом и историко-культурном аспектах:

–                культурная и социальная среда писателя как фактор формирования идеологии и мировоззрения писателя.

–                историческая и социально-политическая обстановка.

Задачами исследования является выявление на основании анализа имеющихся источников (воспоминания Ли Гвансу, произведения, исследовательская литература) реалий и фактов, которые в дальнейшем оказали ведущее влияние на мировоззрение писателя и нашли свое отражение в произведениях и публицистических работах Ли Гвансу.

Источники. Источниками по данной работе являются: воспоминания Ли Гвансу, роман «Бессердечие», рассказы раннего творчества.

Методологические основы исследования. Методологической основой данного исследования является биографический метод. Изучение личности Ли Гвансу в контексте истории и дальнейших перспектив ее развития. Также в данной работе представлен аналитический метод. Анализ работ Ли Гвансу позволил выделить особенности его творчества на определенных этапах. Помимо этого, в работе используется сравнительно­исторический и описательный методы. На материале конкретных произведений и работ автора проводится сравнительный анализ, и выявляются определенные тенденции влияния на его творчества русской литературы, японского натурализма и западной философии.

Структура работы. Работа состоит из трех глав. Первая глава рассматривает биографию Ли Гвансу (1892 – 1921) и начало его литературной деятельности. В ней проводится описание биографии писателя, выделение ключевых моментов и жизненных событий, которые нашли отражение в его творчестве. Также в этой главе описана поездка Ли Гвансу в Россию и просветительская деятельность и участие писателя в корейском национально-освободительном движении. В ней описана история корейских национальных организаций и рассмотрены публицистические работы Ли Гвансу. Вторая глава посвящена раннему творчеству писателя. В ней приводятся ранние произведения автора, проводится их сравнительный структурный анализ, на основании которого выявляется влияние на становление мировоззрение Ли Гвансу творчества Л.Н.Толстого, японских писателей натуралистов, западной поэзии и современных социально­философских течений того времени. (Ч. Дарвин, Г. Спенсер).Также в ней проводится анализ работы Ли Гвансу «Национальное преобразование» (1921) и проводятся аналогии с российским работами.

В третьей главе представлен структурный анализ романа «Бессердечие». Выявляются автобиографические аспекты романа, выделяются основные художественные и структурные отличия романа, новаторство Ли Гвансу.

Также дипломная работа содержит приложения в виде переведенных глав романа «Бессердечие».

Апробация исследования. Итоги отдельных этапов работы были представлены на Международной научной студенческой конференции в НГУ (2010 – 2011 г.г.) (диплом II степени в секции востоковедение, подсекция филология и мифология), на конференции РАУК История и культура Кореи (2010 г.), в выступлениях на спецсеминаре научного руководителя, а также в ряде публикаций (сборники материалов МНСК).

В становлении его мировоззрения можно выделить несколько этапов: первый этап, окончание средней школы (1910 – 1914) и начало литературной деятельности. В это время Ли Гвансу познакомился с национально-просветительскими идеями тонхак, творчеством Л. Н. Толстого. Второй этап – поездка Ли Гвансу в Россию (1914-1921). Ли Гвансу под влиянием просветительских идей включается в национально-освободительное движение. Работа в корейских национальных организациях Кунминхве и Квонопхве и публикация статей для газет «Теханинджонкёбо» и «Квоноп синмун» сделали из него одного из ярких лидеров корейского движения за независимость. Основным содержанием статьи в «Теханинджонкёбо» является его теория национального преобразования и в качестве способа достижения этой цели Ли Гвансу рассматривает образование. Он считал, что корейцы не обладают в достаточной степени образованностью, нравственностью, этикетом и талантом и что за это вполне заслуживают пренебрежительного отношения со стороны русских и других иностранцев. А чтобы добиться уважения со стороны иностранцев и преодолеть свою «отсталость» необходимо образование. И именно развитие и распространение образования среди корейцев, в конце концов, поможет восстановить независимость Кореи [Чхве Гиён, 2003, с. 198]. Ли Гвансу сформулировал положения и систему работы по развитию образования среди корейцев для национально­общественных организаций. Необходимо было распространить эту идею среди всех корейцев, образование следовало начать с чтения, необходимо было всячески поощрять чтение и способствовать его распространению в общей массе. А также всем членам общественных организаций предписывалось усердно стараться в своем образовании,

поддерживать дружественные отношения и сотрудничать с членами других корейских национально-общественных организации.

Помимо образования Ли Гвансу поднимал вопрос о том, что корейцам необходимо осознать и воспитать в себе чувство собственного достоинства и национальной гордости. Предлагал бросить им заниматься «низкой» работой. Считал, что благодаря высокой нравственной и моральной деятельности корейский народ сможет принести славу и процветание стране. И очень важно, чтобы иностранцы видели корейцев занимающимися не «черной» работой, а «благородными занятиями» [Чхве Гиён, 2003, с. 176].

Также как статья в «Квоноп синмун» эта статья Ли Гвансу была полна патриотических идей и идеалистических взглядов. С одной стороны он видел реальное тяжелое положение корейцев заграницей, считал причиной этого и захвата страны Японией, национальный характер корейцев, заложенные в нем лень, а также безнравственность. Верил, что разработанные им теории помогут его народу. Ли Гвансу пришел к выводу, что начинать нужно с нравственного воспитания. Но Ли Гвансу был очень ограничен в суждениях, возможно, он был идеалистом, но он до конца не понимал реального положения корейцев заграницей.

Также побывав в «стране Толстого» Ли Гвансу удивился, что его взгляды и учения официально запрещены русской православной церковью, а сам Толстой был отлучен от нее. Это укрепило религиозный скептицизм Ли Гвансу в отношении официальной религии, неважно православие это было или пресвитерианство. Критика религиозных взглядов корейцев найдет отражение в романе «Бессердечие».

Помимо этого, надо иметь в виду, что это относилось не к прошлым его взглядам, а к настоящим, идея преобразования нации была с ним на протяжении всей жизни. Он не оставлял надежду осуществить её. Так, руководствуясь этой идеей, он написал романы и статьи.

После возвращения в Корею и участия в первомартовском движении Ли Гвансу вынужден был уехать в Шанхай, и только в 1921 году он вернулся в Корею. Эти идеи в дальнейшем легли в основу его работы «Минджоккеджорон»                                                                                             («Национальное

преобразование»)     (1921). Идея национального преобразования, содержащаяся в

« Минджоккеджорон» несомненно, имеет общие корни с его теориями, описанных в статье «Тэханиджонкёбо». Отсюда следует вывод, что поездка Ли Гвансу в Россию и знакомство с корейскими политическими эмигрантами, работа в национальных корейских организациях Кунминхве и Квонопхве оказали большое влияние на становлении его дальнейшего национально-просветительского мировоззрение. Можно сказать, что за время пребывания в России были «посеяны» семена этих идей, которые затем воплотились в его дальнейших работах, особенно ярко они проявились в работе «Минджоккеджорон». Но помимо публицистической деятельности Ли Гвансу после поездки в России начал работу над своим главным произведением романом «Бессердечие», который вышел в 1917 году. И тоже являет собой пример влияние автобиографического аспекта на творчества.

После возвращения на родину Ли Гвансу только укрепил свои взгляды о необходимости борьбы за освобождение Кореи.

Участие в первомартовском движении, в учреждении временного правительства и создание вместе с Ан Чханхо организации Хынсадан только доказывает патриотичность и преданность Ли Гвансу своим просветительским идеям.

Балансируя между политическими противоречиями корейских национальных организаций и патриотическим движением корейской молодежи, Ли Гвансу формулирует свои теории, которые отражали его собственные взгляды на проблему корейской нации и японского колониального господства. Если в начале Ли Гвансу опирался на религиозно­философские идеи Толстого. Под влиянием натурализма Ли Гвансу увлекается наукой, и обратил свой интерес к теории эволюции Дарвина. Что повлияло на мировоззрение автора и укрепило его религиозный скептицизм. Поездка в Россию имела решающий этап на

пути становления мировоззрения Ли Гвансу. После поездки в Россию им была сформулирована собственная теория национального преобразования. Согласно его теории причина потери независимости Кореи кроется в слабом национальном характере корейского народа. Поэтому корейцам необходимо изменить его, искоренить все недостатки, обучиться полезным навыкам. Всё это должно достигаться непосредственно через образование. Именно образование как нравственное, так и интеллектуальное должно помочь вернуть корейскому народу независимость. Все эти идеи нашли отражение в дальнейших произведениях автора и особенно проявились в романе «Бессердечие», а образ главного героя Ли Хёнсика является воплощением этих и взглядов.

Роман Ли Гвансу стал главным явлением корейского прозы начала XX века. В нем имел место быть как собственно биографический аспект, так и историко-культурный. Новаторство Ли Гвансу проявилось в жанрово-композиционной структуре романа, а также в языковых средствах художественной выразительности.

В истории корейской литературы становление жанра автобиографического романа является важным этапом. Автобиографический аспект раннего творчества писателя является важным этапом на пути к написанию автобиографического романа. В дальнейшем Ли Гвансу напишет полноценный автобиографический роман «Кыэ чжасоджон» («Его автобиография») и повесть-исповедь «Наэ кобэк» («Мое признание»). Следовательно, данная проблематика имеет дальнейшие перспективы исследования. Выводы:

  •  Идеи тонхак господствуют в жизни и раннем творчестве Ли Гвансу.
  •  Религиозно-философские идеи Л.Н. Толстого оказали огромное влияние на жизнь и ранее творчество корейского борца за просветительские идеалы.
  •  Теории Ли Гвансу: просвещение и образование – путь к созданию и укреплению корейской нации.
  •  Поездка в Россию – один из главных факторов трансформации мировоззрения Ли Гвансу.
  •  Автобиографичность является характерной чертой раннего творчества Ли Гвансу.
  •  Автобиографичность творчества как средство отражения социально-политических реалий Кореи.
  •  Автобиографизм в произведениях Ли Гвансу проявился в использование собственного жизненного опыта в качестве опоры художественного творчества.
  •  Роман «Бессердечие» является важным этапом на пути становления нового для корейской литературы жанра автобиографического романа.

https://www.rauk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1323%3A2011-06-02-15-08-05&catid=3%3A2011-04-02-15-18-59&Itemid=111&lang=ru

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.

Translate »