О строительстве железных дорог в Корее и Маньчжурии до 1910 г. (по материалам австро-венгерских архивов) – свидетельства венгерского инженера о КВЖД

В свете недавней поездки Президента корпорации «Корейские железные дороги» (Korail) Чхве Ён Хе в Пхеньян, где она участвовали в 29-ом заседании Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД), данная статья становится небезынтересной.

Карта КВЖД

Карой Фендлер
Доктор политологии, доцент Института внешней торговли Венгрии,
Университета «Эотвош Лоранд»( Будапешт)

Как известно, строительство КВЖД, как своего рода продолжение сооружения транссибирской магистрали, имело большое военно-стратегическое, политическое и экономическое значение не только в межгосударственных отношениях России и Китая. Оно привлекало внимание заинтересованных на Дальнем Востоке государств, прежде всего, Англии, США, Японии, Германии и Франции, и стало важным вопросом международной политики того времени, так как одним из узлов противоречий между ними, с одной стороны, и Россией и Китаем, с другой, была Маньчжурия. Это отразилось и на борьбе держав за получение железнодорожных концессий в Северо­Восточном Китае. Не случайно, что и дипломатия держав пристально следила за строительством КВЖД и её возможным влиянием на стратегическое соотношение сил в данном регионе. В определённой мере это можно сказать и о железнодорожном строительстве в Корее, военно-стратегическое значение которого возрастало в связи с арендой Россией китайских портов Порт-Артур и Дальний (15 марта 1898 г), находившихся в непосредственной близости её северных границ. Помимо военно-стратегических аспектов, открытием движения на КВЖД в 1901-1903 гг., потом на сё разветвлении от Харбина через Пхеньян и Сеул до Пусана открылось прямое сообщение «от Парижа до Японии». (Отметим, что и в наши дни вопрос о восстановлении железнодорожного сообщения между Пхеньяном и Сеулом, обсуждённый и на Пхеньянской встрече руководителей двух Корей в июне 2000 г., имеет не только большое внутрикорейское значение, но и содействует прямой – торговой и пассажирской – связи между Западной Европой и Дальним Востоком через Россию. В феврале 2001 г. в Сеуле, потом и в Пхеньяне Россия уже начала межправительственные переговоры по вопросам соединения транссибирской и межкорейской железных дорог).

На основе вышесказанного не удивительно, что дипломатия Австро-Венгерской Монархии с самого начала внимательно следила за строительством транссибирской магистрали, а также за КВЖД, и вообще за железнодорожным строительством на Дальнем Востоке. Об этом свидетельствуют многочисленные донесения посольства из Санкт-Петербурга за 1890 – 1910 гг., которые сохранились в венском Haus-, Hof- undStaatsarchiv. Эти документы тем более интересны, что сама Австро-Венгрия непосредственно не была заинтересована «в балансе интриг» на Дальнем Востоке, сё присутствие там явилось, так сказать, лишь престижным. Её политические оценки обычно отражали состояние двусторонних политических отношений с царской Россией, с которой она имела общую границу на территории нынешней Польши и столкновение интересов на Балканах, а также политическую атмосферу вокруг строительства и политику держав на Дальнем Востоке.

В первой части своей статьи автор приводит некоторые дипломатические документы санкт-петербургского и отчасти токийского посольств Монархии, свидетельствующие о военно-стратегическом и политическом значении строительства железных дорог на Дальнем Востоке. Вторую часть автор посвящает, так сказать, « репортажу с места»: два венгерских инженера-строителя долгие годы работали на строительстве КВЖД, как руководители участками. Один из них, Карой Губани (GubanyiKaroly, 1867 – 1935) опубликовал в 1906 г. солидную книгу «Пять лет в Маньчжурии 1898 – 1903», с многочисленными фото, о своей работе, впечатлениях, о политической атмосфере вокруг стройки и в регионе. В Музее Географии Венгрии сохранились его паспорт, личные трудовые документы, выданные русскими и китайскими властями, часть его переписки, сохраняющие память о нём.

ПДФ

ПДФ

О строительстве железных дорог в Корее и Маньчжурии до 1910 г. (по материалам австро-венгерских архивов) – свидетельства венгерского инженера о КВЖД

Карой Фендлер Доктор политологии Доцент Института внешней торговли Венгрии, Университета «Эотвош Лоранд»( Будапешт)

Источник: РАУК – Фендлер К. О строительстве железных дорог в Корее и Маньчжурии до 1910 г.

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.

Translate »